«Рисовать не люблю»
— Вы всегда любили рисовать? Считаете ли себя художницей?
— Да я вообще не очень люблю рисовать, если б был какой-то способ избежать этого, я бы очень обрадовалась. Я коллажи делать люблю: при любой возможности заменяю рисованные текстуры и фоны в мультиках на коллажи. Ещё я монтировать люблю со звуком работать, люблю продумывать сюжетики. Рисование это просто часть работы, от которой никуда не деться. В общем у меня работа на стыке нескольких областей. Не думаю, что в случае ШКЯ рисовка играет ключевую роль, но она важна, конечно.
— Сколько лет уже комиксам «Шкя»? Почему хочется придумывать именно уродцев, а шутить про тоску и уныние?
— Группа была создана в 2012 году, но стиль более-менее сформировался году в 2015-м, наверное. Хотя, по моим ощущениям, стиль меняется всё время, рисовка персонажей в 2021 году сильно отличается от 2018-го.
В рамках ШКЯ логично рисовать уродцев, так как там всё вертится вокруг несуразности бытия, и несуразности человеческого тела в том числе. Не представляю, как эти темы можно проиллюстрировать персонажами с правильными пропорциями.
А шуу я про несуразность бытия, потому что нахожу человеческий быт и человека несуразными. Я бы не сказала, что мне «хочется шутить про тоску и уныние». Когда я работала в офисе, было много шуток про офисные унылые будни, да. Но теперь, когда я делаю мультики, колорит, как мне кажется, изменился довольно сильно, больше безумия добавилось. Видео даёт больше возможностей, можно добавлять странную музыку, голоса, движения камеры, монтаж.
В общем я не воспринимаю свои шутки, как шутки про тоску и уныние. То есть и тоска, и уныне, конечно, присутствуют, куда без них. Но они лишь часть. Я пытаюсь побольше разных настроений изобразить. Да у меня и шуток-то нет. Просто деформированные образы из реальности, которые мне кажутся интересными.
В общем, я думаю, что если зритель, когда смотрит эти мульты, ощущает исключительно «тоску и уныние», то ему лучше не смотреть эти мультики, потому что меня совсем другие чувства побуждают их делать.
Фото: Предоставлено героем публикации
«Сюжетик» должен настояться
— Во «Вконтакте» написано, что у вас офис на ул. Орджоникидзе. Расскажите кратко, для чего он был открыт, как в нём организована работа? Сколько человек у вас в команде?
— Это офис, где зиждется наш магазин, там склад товаров. Там ребята пекут футболки, собирают заказы. Магазином я сейчас мало занимаюсь и хотела бы совсем не участвовать в его работе. В команде у нас уже больше десяти человек. Многие ребята из других городов удалённо работают.
А вообще мерч это мерч, а ШКЯ это ШКЯ. Контент группы только в моей ответственности, а мерч это уже отдельная история. У магазина есть свой директор, и тонкостей работы магазина я не знаю. Я сейчас отвечаю за внешний вид макетов, но и от этой обязанности хочу избавиться.
— А где вы придумываете комиксы? Дома или в офисе?
— Я в нынешнем офисе ни разу не была. Комиксы придумываю везде, где Господь пошлёт.
— Расскажите, как вы придумываете идеи для комиксов: это происходит спонтанно или требует разработок и обсуждений? На создание какого комикса ушло больше всего времени, а на какой меньше всего?
— Разработок и обсуждений с собой требует, да. Комиксы спонтанно придумываю. Случается, например, какая-то ситуация со мной, и я думаю: «О, такой сюжетик можно сделать». Записываю общий смысл себе в список идей и потом через 3 года, когда у меня руки доходят до этого сюжетика, начинаю делать и сижу, корпею над ним две недели. Ну или я смотрю на этот сюжетик и думаю: «Пфф, ну и чё это ваще». И не делаю его. В общем с момента озарения до момента, когда я реально сяду делать, должно пройти время, сюжет должен как бы настояться, чтоб доказать своё право на жизнь.
Комиксы занимали у меня намного меньше времени, чем мультики. А сейчас я делаю мультики в основном. Вот чем длиннее мультик, тем дольше делаю, но бывает и с короткими долго сижу, я вообще долго рисую, переделываю всё по сто раз, пока не получится, как мне надо.
В офисе было плохо
— «Шкя» — это основной источник дохода или вы занимаетесь чем-то ещё параллельно? В какой момент вы оставили прежнюю работу, чтобы посвятить себя только этому проекту?
— Магазин ШКЯ это единственный источник дохода сейчас. Параллельно я создаю музыкальные коллажи, но это некоммерческое дело. Работу оставила в 2015 году, сразу как вышел ролик про Скайп. Тогда появились какие-то заказы — то есть их на «вирусное видео» был миллиард, но я брала только на мультики, а сейчас и от них отказываюсь. В общем сразу же свалила из офиса без колебаний. Ведь в офисе плохо, как из моих комиксов понять можно. Поделала заказы несколько месяцев, поняла, что не хочу на заказчиков работать, и знакомые посоветовали сделать магазин с мерчем ШКЯ. Вот с тех пор он существует.
— А где вы работали до ролика про Скайп?
— Одно время – в компании, которая занималась продажей бурильного оборудования. Потом научилась рисовать в Фотошопе и пошла в контору на аутсорсе для «Электронного города» — делала для них картинки. Потом ещё занималась созданием мобильных приложений в одной из компаний. Это было худшее место по условиям труда.
— Есть ли у вас новые, непохожие на ШКЯ проекты? Расскажите о них немного.
— Да, есть коллажные клипы под музыку (формат не новый, я и раньше такое делала, но сейчас я технически очень сильно усложнила процесс). Я сейчас готовлю один такой клипец. Работы там больше, чем во всём ШКЯ вместе с магазином, но надеюсь, я его добью наконец и приступлю к следующему. Мне очень нравится соединять музыку и видео. Наверное, это то, что я больше всего люблю делать. Так что надеюсь в будущем побольше занырнуть в это дело.
— Как вы объясняете популярность видео про скайп и комиксов ШКЯ?
Папе с мамой нравится
— Подписаны ли родители на ваши странички в интернете? Что они думают об этих комиксах?
— Не подписаны. Папа видел некоторые мульты, похвалил, что мне очень приятно, ведь он режиссёр. Мамину психику я щажу, хотя видео с Якубеней она смотрела и смеялась тоже.
— Снятся ли вам по ночам вселенная Шкя и её герои? Не превращаются ли сны потом в идеи для картинок?
— Нет, слава Богу. У меня и без снов мозг выдаёт всякую ерунду. Кстати, к сюжетам я серьёзно подхожу, долго думаю и переделываю их, чтоб зрителю было понятно, что примерно творится на экране. Я надеюсь, что люди не воспринимают это как поток сознания и могут следить за сюжетом, пускай и странным. Люблю, когда понятно и не люблю, когда непонятно. Над сценарием нужно работать, а не вываливать в голову людей совсем уж бессвязный хаос. Чтобы создать абсурдную сцену, надо для начала понимать, как сделать неабсурдную сцену.
— А было ли у вас эмоциональное выгорание от создания комиксов и видео? Уставали от них?
— Конечно, бывает. Но я стараюсь не рисовать мультики, когда не хочу. После небольших перерывов обычно начинают чесаться руки. Что удивительно, ведь группе десять лет, можно было успеть возненавидеть её сто раз.
Ещё, кстати, помогает менять формат. Вот я рисовала статичные комиксы много лет, и они задолбали меня в конец (учитывая, что рисовать я не люблю). И теперь уже пару лет я делаю мультики, тут простора для фантазии побольше, рутина меняется, мозг радуется. Но и от мультиков в нынешнем виде я, конечно, устану скоро. И я уже думаю про следующие деформации контента, хочу попробовать поработать с музыкой.
Мультик, который я делаю сейчас, уже не будет похож на предыдущие, там я буду петь. А может, вернусь к видеоформату, посмотрим.