Про российские игры и поддержку геймдева
– В 2023-м казалось, что игровая индустрия в России и Беларуси мертва. Разработчики разъехались, отношения с западными издателями разорвались. В этот момент вы организовали шоу «Нашы игры» и показали много достойных проектов. Почему вообще взялись за эту тему?
– В 2022-м году все печально следили за тем, что происходит с нашей игровой индустрией. В какой-то момент у людей включились панические настроения. «Геймдеву кранты, возвращаемся в девяностые». Но я не понимал таких настроений.
Беларусь уже много лет находится под санкциями, и это положение всего лишь пролонгировалось. Да, вводят новые ограничения, но Россия и не такое переживала – и еще не раз переживет. У нас были шуточки, что iPhone теперь только на цветной металл сгодится, но выход всегда найдется. Как и у разработчиков всегда найдутся обходные пути.
Компании включили прослойки или разделили бизнес – в итоге нормально работают и в России, и на Западе. Причем началось это до событий 2022 года. У нас даже был ролик, что российской игровой индустрии давно нет. Крупные компании, которые гремели на весь мир, были какими угодно, только не местными.
К 2023 году все ходили в потерянном состоянии и не знали, что делать. Но ведь осталось невероятное количество разработчиков, которые делают нечто крутое. Куда им податься? Где рассказать, что их игра скоро выйдет?
Еще в 2022-м мы заметили, что западные блогеры проводят свои трансляции и показывают инди-игры. А мы с Мишей сидим и ничего подобного не делаем. Нужно всего лишь сказать разработчикам: «Ребята, мы покажем ваши игры, приходите». Так и запустили свое шоу.
Я рассчитывал на 20-30 заявок, но их были сотни. В рамках основного шоу мы показали порядка 30 лучших игр, в рамках пост-шоу – еще 70. Оказалось, у нас все замечательно, не хватает лишь вменяемой среды, где разработчики могут расти. Задача компании, которая изображает российского издателя, – создать ее. К примеру, достучаться до инвесторов, которые ни черта не понимают в индустрии, но имеют возможность вкладываться.
Хотя главная проблема индустрии – отсутствие реакции со стороны СМИ. Из частных разговоров с разработчиками я узнал, что российские СМИ просят за публикацию трейлера или новости больших денег. То есть рассказывать о западных играх они готовы, а о российских нет? На ваших глазах зарождается новая игровая индустрия с достойными проектами, а вы ставите инди-разработчикам такие условия? Вы там совсем поехали? И ведь речь об изданиях, которые хорошо себя чувствуют, постоянно публикуют рекламу.
Мы решили стать в пику подобным СМИ и организовали игровое шоу. Естественно, все это сопровождалось нагловатой публикацией в духе «Мы сделали, а где вы?» Хотелось взять людей на слабо и как-то их расшевелить.
– Есть российские игры, о которых много говорят, но они все равно не становятся популярными. Взять хотя бы Slavania: у вас было интервью с разработчиком, а пиковый онлайн в Steam составил 126 игроков. Почему так?
– Потому что одного источника информации недостаточно. Мы рассказали об игре и зацепили, возможно, пару сотен человек. Они потом еще и забудут о скором релизе
Важно распространять информацию через огромное количество источников
Это в том числе проблема разработчиков. Они думают, что засветились на одном ресурсе, и этого хватит. Одного появления даже на топовом сайте мало
Важно быть везде, поднимать индекс цитируемости. Товарищам, которые раскручивали Slavania, большое уважение
Но добро пожаловать в российские СМИ.
Другой момент в том, что нашим блогерам такие проекты не особо интересны. Как выжать из него хайп? Некоторые блогеры выпускают по одному ролику в неделю с рекламной интеграцией и хотят много просмотров. Поэтому ты не посвятишь этот ролик странной инди-игре.
– Чтобы наши игры развивались, мы просто должны чаще о них говорить?
– Конечно. У нас в каждом новостном подкасте, что выходят по понедельникам, постоянно упоминается российская игровая индустрия. В том числе мы рассказываем про отдельные проекты, пытаемся держать людей в курсе.
Программа
Сейчас мы познакомим вас с программой фестиваля Live & Drive.
Live & Drive – это совместный проект концертного агентства TCI и объединенной группы компаний SAV Entertainment и Русский Шоу-Центр, которые нашли решение, как сделать это лето действительно запоминающимся, несмотря на условия сложившейся ситуации, связанной, в частности, с запретом на организацию и проведение массовых мероприятий. Мы вспомнили старые кинотеатры под открытым небом и вдохновились опытом европейских коллег, которые уже смогли организовать концерты в формате Drive-in.
Live & Drive – это серия летних мероприятий, во время которых живое выступление артистов будет проходить на сцене перед зрителями, находящимися внутри своих автомобилей, что позволит соблюсти ограничения и социальную дистанцию между людьми. Весь звук будет транслироваться через FM-приемники.
Концерты состоятся каждую пятницу и субботу на парковке южного ядра СК «Лужники», начиная с 4 июля и заканчивая 29 августом 2020 года. Весь line-up включает имена российских музыкантов, что позволит поддержать артистов, чьи запланированные концерты также были отменены или перенесены на более поздние сроки. Первыми на летнюю сцену выйдут: The Hatters – 4 июля, Zivert – 5 июля и многие другие.
Серия мероприятий Live & Drive — прекрасная альтернатива всем онлайн-концертам, ведь ничто не может заменить настоящих и ярких впечатлений от живого исполнения артистов. Live & Drive станет масштабным городским мероприятием, куда можно приехать семьей или компанией друзей. На территории СК «Лужники» зрители смогут заказать еду и напитки с помощью специального приложения.
Памятка
- В одной машине должно находиться не более 2х или 4х человек (в зависимости от категории билета)
- На территорию мероприятия допускаются только легковые автомобили, кроме минивэнов и крупногабаритных пикапов
- Въезд на территорию мероприятия осуществляется строго по билетам
- На мероприятие запрещен въезд с любыми животными
- Лица, нарушившие правила посещения, будут удаляться с территории мероприятия без компенсации стоимости билета
На территорию мероприятия НЕ допускаются:
- лица, отказавшиеся пройти досмотр службой безопасности
- лица, имеющие при себе запрещенные к проносу предметы
- лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
Правила поведения на мероприятии:
- Во время мероприятия Вы можете находиться только в своем автомобиле и покидать его только с целью посещения туалета
- Звук концерта будет транслироваться на определенной частоте FM диапазона.
- Вы можете заказать еду и напитки в мобильном приложении и вам доставят заказ прямо к вашему автомобилю.
Порядок выезда во время мероприятия
Вы можете покинуть мероприятие до его окончания в полном составе (водитель и пассажиры) на автомобиле — без возможности вернуться. Для этого вам необходимо двигаться в соответствии со схемой выше, предварительно подав сигнал стюарду.
Порядок выезда по окончании мероприятия
Выезд будет осуществляться в две стороны: в сторону с Фрунзенской и Саввинской набережных. Следуйте указаниям парковщиков. Первыми территорию мероприятия покидают ряды, крайние к выезду. Выезд с территории СК осуществляется по схеме вышее (в сторону Фрунзенской и Саввинской набережных по улице Лужники).
Встретимся 4 июля на фестивале Live & Drive 2020 в Москве!
Про нижний интернет и Яшу Хаддажи
– Вы рассказывали об игре Vicious Red, которую делает блогер Полезный Бес. А сами не хотите сделать игру?
– Такие фантазии бывают. Особенно когда видишь недоделанную игру и понимаешь, как ее улучшить. Но мы и так слишком заняты. Мы взяли на себя информационную работу, видим в этом свои полезность и призвание. Считаю, что принесем индустрии больше пользы, если сфокусируемся на этом деле. Сделать игру мечты разработчики предлагают каждый день, но порой даже трейлеры смотреть не успеваю. Какая тут разработка?
– Аудитория до сих вспоминает стрим по Subnautica: Below Zero. Тогда ты назвал игру ужасной, но с этим мнением многие не согласились.
– Иногда реакция специально гиперболизируется, чтобы повеселить народ. Чтобы в сети появился веселый ролик, который люди будут пересылать. iXBT games – это шоу. За стерильным мнением идите на другие каналы. В определенный момент я потерял нож, затупил и проорался. Сразу пошли миллионы новостей, что Виталя не умеет играть. Кому польза от этого? Разработчикам, конечно. А у людей появился новый повод для шуток, сплошные плюсы.
– Что такое верхний и нижний интернет?
– Все просто. Верхний интернет – это СМИ, которые сильно зависят от компаний и сглаживают углы. Нижний интернет ни от кого не зависит, поэтому говорит, что думает на самом деле, и временами жестит. Именно поэтому нижний интернет столь любим. Мы никак не зависим от игровых компаний и никогда не берем от них деньги.
Верхний интернет старается быть своим для всех и постоянно чего-то боится. Если игра хитовая, нельзя говорить, что она ужасна. Если игра ужасна, то напишем: «В ней есть что-то для каждого». Или что она «компетентно сделана». То есть она не скучная, не унылая, а компетентная.
– Есть мнение, что в интервью с Яшей Хаддажи, бывшим главой российского отделения Nintendo, вы сглаживали углы и не поднимали темы домогательств и о монополизации дистрибуции.
– Вообще в интервью мы обсуждали попытки отменить Яшу Хаддажи. Он отвечал, что нет никаких убедительных доказательств его преступлений. Насколько я понял, было целое расследование со стороны головной компании Nintendo. Потрошили компьютеры, изучали все переписки – и не нашли намеков, что Хаддажи позволял себе лишнее. В итоге его оставили на должности. Для Nintendo репутация важна. Если что-то подобное на самом деле происходит, сразу летят головы. Но я отмечу: если у кого-то есть доказательства и важные сведения, свяжитесь с нами.
А по поводу монополизации дистрибьюторской деятельности все не так просто. Есть ребята, которые увидели, что бизнес бурно растет, и захотели отжать его. Добро пожаловать, у нас так бывает. Вероятно, по этой причине и была осуществлена массированная атака на директора. Из разговора с Яшей Хаддажи я понял ситуацию так.
ТУАЛЕТ ПО QR-КОДУ И БУФЕТ НА КОЛЕСАХ
Фестиваль проходит два дня: в первый выступал Гарик Сукачев, во второй – Григорий Лепс. Организаторы подошли к инфраструктуре пилотного концерта очень ответственно. Обслуживающего персонала было почти столько же, сколько зрителей. Казалось, что за каждой въехавшей на территорию «Яхромы» машиной закреплялся персональный волонтер. В итоге – никаких пробок на въезде и выезде и зрительских потасовок.
Каждое авто стояло на закрепленном за ним месте, при этом сцену было хорошо видно с любой точки, а огромные экраны транслировали происходящее на ней крупным планом. Гулять по площадке было запрещено, обязательное условие для зрителей – наличие масок и перчаток.
По специальному QR-коду можно было заказать напитки и закуски, а также забронировать кабинку в туалете, чтобы не стоять в общей очереди.
Как и положено рок-звездам, Сукачев задержал концерт на час.
– Разве это долго? – удивляется 70-летний физик-геолог Владимир Соловьев. – Когда в 2012 году в Москву приезжала Мадонна, ее выступление задержалось почти на четыре часа. За время пандемии люди устали от мероприятий в интернете, поэтому ожидание живой музыки только подогревает интерес.
Поклонник рока не жалеет и о потраченных 10 тыс. руб. Он уже теряется в подсчетах концертов, на которых ему удалось побывать.
– Мадонна, Пол Маккартни, Queen, Роджер Уотерс, – перечисляет Владимир. – Всех их я снимаю на камеру, а потом пересматриваю концерты.
Интересные факты
- На правом плече Ильи татуировка с изображением Питера Пэна, его любимого сказочного персонажа. А на левой руке надпись Don’t Stop Me Now — название композиции его любимой группы Queen.
- Является прообразом лирического героя песни «Маша — скрипачка из Король и Шут» группы «Тараканы!», посвящённой Марии Нефёдовой.
- В 2005 году участвовал в записи вокальных партий песни «Давай!» группы «Тринадцатое Созвездие».
- В 2006 году вместе с Туттой Ларсен сыграл главного героя в клипе группы «Приключения Электроников» на композицию «Звенит январская вьюга».
- В 2010 году сыграл эпизодическую роль продавца в зоомагазине в сериале «Школа» Валерии Гай Германики.
- В 2012 году выступил в качестве эксперта премии «Чартова дюжина», учреждённой радиостанцией «Наше радио».
- В 2013 году стал первым гостем из России в подкасте вокалиста группы Cypress Hill B-Real.
- В 2014 году группа «СМЕХ» записала песню «Команданте», посвящённую Илье Островскому.
- От поклонников фестиваля KUBANA получил прозвище Команданте.
- Более 20 лет не употребляет алкоголь.
Биография
В 1996 году окончил школу, учился в математической школе-гимназии № 52 и поступил в МГУ им. М. В. Ломоносова на факультет вычислительной математики и кибернетики. Имеет высшее экономическое образование.
В 1998 году начал работать в программе «Перекресток» Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). C 2000 года вступил в должность руководителя профилактических программ РБФ «НАН». В период с 2000 по 2004 год провёл более 500 тренингов и лекций по профилактике девиантного поведения у подростков.
В 1998 году организовал антинаркотическую акцию в Московском приборостроительном техникуме (МПТ) с участием группы «Тараканы!». С этого времени начал регулярно организовывать подобные социальные акции в формате музыкальных фестивалей: «Чистая книга» в МДМ (2000), «АнтиСПИД» в Парке Горького (2001), «АнтиСПИД» в CDK МАИ (2002) и многие другие.
С 2002 года занимается менеджментом музыкальных коллективов. В разные годы он был директором групп: «Тараканы!», «Кирпичи», «Приключения Электроников», «Элизиум», «Лампасы», певца Юлиана, Тутты Ларсен.
С 2009 по 2016 год выступал продюсером и организатором международного музыкального фестиваля KUBANA, ставшим одним из самых масштабных музыкальных мероприятий на территории России. В 2015 и 2016 годах фестиваль проводился в Риге (Латвия).
В 2020 году организовал компанию SHOWRMA, и анонсировал возрождение фестивалей PunkRupor, а позднее «Панк-рок ёлка», которые он проводил ещё в начале нулевых, но начавшаяся пандемия коронавируса заставила скорректировать планы, отказаться от приглашения на фестиваль иностранных артистов и дополнительно сконцентрироваться на проведении мероприятий в «карантинном» формате. В частности компания SHOWRMA организовала несколько онлайн-концертов и Drive-In Drive Live в парке Яхрома, где выступили Григорий Лепс и Гарик Сукачёв.
В разные годы Илья Островский был продюсером фестивалей PunkRupor, SIRENA, «Дикая мята», «Высшая школа панка», Back to the 60’s, Drive Live.
«БАБУШКА» И ЛУНА
Перед концертом Гарика Сукачева публику разогревали фильмом «Рок на Востоке» с Биллом Мюрреем в главной роли. Но зрители единодушно променяли его на фотографирование радуги и яхромского заката.
Выйдя на сцену, Сукачев заявил, что впервые участвует в таком концерте, поэтому вместо аплодисментов просит поддержать коллектив миганием фар и гудками.
– Ничего подобного с нами в жизни не происходило, – говорит рок-музыкант. – Это незабываемое приключение и предмет для дальнейших воспоминаний.
Публика прислушалась к пожеланиям артиста и щедро одаривала группу после каждой песни. Одни смотрели концерт, сидя в открытом багажнике или на крыше автомобиля, другие – на пассажирских сиденьях. Но когда Сергей Галанин заиграл «А что нам надо», публика, надев маски и перчатки, вышла из машин и ушла в отрыв.
Музыканты закончили выступление при полной луне, которая показалась на небе под финальную и всеми любимую «Моя бабушка курит трубку».
Про скандал с Дашей Островской
– Многие блогеры продвигают российские игры, но при этом скандалят между собой. Почему так выходит?
– Людям нравится следить за спектаклями в реальном времени. Не просто так самые популярные передачи на телевидении – всякие ток-шоу, где срываются покровы. Когда мы с кем-то скандалим, делаем это не со зла, а ради шоу. Это напоминает пинг-понг, где мы делаем подачу и даем возможность ярко ответить, красиво отыграться. Я удивлен, что оппоненты редко подхватывают мяч, чаще впадают в истерику. У тебя была прекрасная возможность сделать все красиво, но ты зачем-то превращаешь себя в мем. Не надо так.
– К слову, недавно брал интервью у Даши.
– Сразу скажу, что Даша Островская – прекрасная девушка. Я надеюсь, что когда-нибудь она нас простит. И добавит в свою игру «Догони меня, Виталя». То есть «Убеги от меня, Даша» .
– Не переживаешь, что аудитория iXBT games разорвала социальные сети Даши? Не стоило быть мягче?
– Мы никогда не призывали свою аудиторию к чему-то подобному. Вообще весь скандал с Дашей – выеденная из одного места субстанция. В чем вообще прикол был? Она попросила нас быть объективнее в отношении «Смуты», а мы вспомнили объективный игрожур нулевых. Собственно, этой теме и посвятили выпуск. Мы закончили тем, что не стоит ждать от iXBT games объективности. Мы всегда высказываем личное мнение. Объективна та журналистика, что рассказывает: «В игре есть графика, и в ней можно прыгать».
У меня другой вопрос. Почему люди, ответственные за YouTube-канал Даши Островской, не смогли достойно все прокомментировать? Я смотрел ее ответ и хватался за голову. Что вы творите? Какие обвинения в преследовании? Какие документы для прокуратуры и судебного иска? Такие темы утихают буквально на следующий день, но Даша Островская и ее команда сделали все, чтобы закрепиться в общественном сознании в образе Даши-путешественницы.
– Вы с Дашей были на мероприятии КОНФА в Питере. Там Даша отлично выступила. После этого отношение к ней изменилось?
– После КОНФЫ мы выложили ролик про выступление Дани. Если это не комплимент в ее сторону, то что тогда? Некоторые Дашины высказывания были специфическими, но я надеюсь, это постирония.
Даша поднялась на сцену, привлекла внимание к своему проекту, вынудила нас записать ролик, который посмотрело свыше трехсот тысяч человек. Люди узнали об игре, добавили ее в вишлист
Теперь, затаив дыхание, ждем релиз.
Изменили ли мы мнение к Даше Островской? Мы всегда знали, что она прекрасно выступает. Что она отличный диктор с приятным голосом. Сейчас посмотрим, как она справилась с актерской работой. В «Смуте» ей такой возможности не дали .
– Ты говоришь с юмором, но ощущение, что ты хорошо относишься к Даше и готов дружить.
– Я готов дружить. Более того, на 8 Марта я поздравил Дашу и оставил сообщение под одним из роликов. Написал: «Приезжай в Минск, поводим по лучшим местам».
ЗАПАДНАЯ КАЛЬКА С РУССКИМ АКЦЕНТОМ
Недавно в Московской области заработали кинопаркинги. Идея создания подобного формата буквально витала в воздухе. А теперь к важнейшему из искусств добавились еще музыкальные опен-эйры. Первым за эту задумку ухватился бывший генеральный продюсер крупнейшего фестиваля KUBANA, организатор концертов групп «Тараканы!» и «Приключения Электроников» Илья Островский. Как и многие другие проекты, формат Drive Live он подсмотрел за рубежом.
– Когда началась пандемия, в Европе такие мероприятия стали более востребованы, – говорит Островский. – Но предлагать зрителям просто смотреть на сцену и слушать концерт через радиоприемник в машине я посчитал нечестным. Это они могут сделать и у себя дома перед телевизором. Поэтому мы оставили живое выступление артистов, сохранив условия пребывания зрителей на концерте с учетом социальной дистанции и всех остальных правил, продиктованных Роспотребнадзором.