Человек из стали
Главным киногероем начала 2000-х годов был хорошо знакомый по предыдущим десятилетиям альфа-самец, слегка отодвинутый в сторону в 1970-х вьетнамскими ветеранами. Но мужчины, физически и духовно искалеченные войной, не соответствовали культу успешности яппи, из-за чего замечательный неонуар «Путь Каттера» (1981) провалился в прокате, а сам жанр нуара исчез с экрана на десять лет. На заре 1980-х поднялся на пьедестал и остался там на долгие годы неуязвимый человек из стали — физически сильный, агрессивный, популярный у женщин. Мужчина, не знающий слабостей и сомнений.
Это наглядно демонстрируют самые известные американские фильмы 2000 года. В «Гладиаторе» брутальный воин пронзает тирана кинжалом. В «Людях Икс» брутальный Росомаха пронзает плохих мутантов когтями.
В супергеройском фильме «Неуязвимый» М. Найт Шьямалан довел идею неуязвимости до апофеоза: персонаж Брюса Уиллиса буквально неуязвим, на нем не остается ни царапины даже во время крушения поезда. А вот злодей, которого играет Сэмюэл Л. Джексон, буквально хрупок, как стекло. Уиллис женат, у него есть ребенок. Сэмюэл Л. Джексон одинок. В детстве у него не было отца, только мать, видимо, оказавшая на мальчика нежной женской заботой пагубное влияние. Уиллис — охранник, в прошлом профессиональный спортсмен. Злодей же владеет магазином комиксов, он гик, «ботаник», слабосильный «умник». Уиллис по-военному обрит наголо, одевается просто, в спортивном стиле. Злодей элегантен; всё вместе позволяет заподозрить в нем самое «немужественное» — то, что он гей.
Источник
Лепку мужского идеала с отсеиванием негодного материала предприняли в ремейке шедевра британского абсурдизма из свингующих 1960-х «Ослепленный желаниями». Голливуд избавился от английского абсурда и немецкой метафизики (оригинал был современным парафразом «Фауста»). Красавца Брендана Фрейзера одели во что-то «ботанское» и снабдили каиновой печатью экранного лузера — парой очков. Застенчивый программист (дома у него наверняка была припрятана коллекция комиксов) Эллиот заключает контракт с дьяволом, чтобы добиться девушки своей мечты. Узнав, что ей нравятся чувствительные мужчины, он приобретает массу артистических талантов и карикатурно рыдает от красоты заката. Но оказывается, что ей не нужны нежные чувства, и она бросает Эллиота ради проходящего мимо хулигана, который обещает ей осуществить мечту всех женщин — секс без обязательств (к слову, в оригинале такого безобразия не было).
Мужские слезы высмеиваются, эмоциональный мужчина приравнивается к «тряпке», «слабаку» и сексуально закомплексованному. Полшага от гея, которым Эллиот становится, загадав следующее «немужественное» желание — стать утонченным интеллектуалом. В финале фильма Эллиот обретает уверенность в себе и тут же хватает за горло коллегу, который над ним смеялся. Полку агрессивных альфа-самцов прибыло. Хеппи-энд.
Те же тенденции со своими национальными особенностями заметны в кассовых хитах других стран. Во французских «Багровых реках» двое суровых полицейских разоблачали древнее европейское зло — университетских профессоров; в «Брате-2» русский народный герой Данила Багров восстанавливал с помощью пистолета социальную справедливость; а в Англии с шутками-прибаутками и подробными инструкциями по расчленению трупов грабили награбленное потомки Робин Гуда — реальные пацаны из «Большого куша».
Источник
Маскулинность в эпоху цифровизации
Вопрос о новых возможностях в области технологий и цифрового мира с каждым годом становится всё более актуальным. Благодаря интернету и социальным сетям у мужчин появляется множество способов конструирования и представления своей маскулинности.
Согласно исследованию, проведённому учёными из СПбГУ, мужчины часто создают в виртуальном пространстве «улучшенные образы себя», которые в той или иной степени отличаются от их реальной личности. Это может привести к появлению социального давления и стремлению соответствовать нереалистичным стандартам мужественности, установленным в онлайн-среде.
Один из интернет-мемов о гендерных стереотипах
К примеру, в мире онлайн-знакомств образ мужчины зачастую строится вокруг определённых стереотипов и ожиданий. Поэтому многие мужчины стараются представить себя в лучшем свете, подчеркнув свои достоинства и интересы. Как правило, мужчины добавляют в описание своего профиля больше информации, чем женщины, но реже используют эмодзи: они присутствуют в 24% мужских профилей и 38% женских.
При этом, как выяснили исследователи из НИУ ВШЭ, у многих мужчин есть страх быть отвергнутым, вследствие чего они, так же как и женщины, тщательно просматривают профили других пользователей. Неискренность и несерьёзность намерений в данном случае может значительно затруднить поиск партнёра, особенно если мужчина ищет женщину для длительных отношений. Быстрый темп и массовость знакомств в приложениях также могут создать ощущение поверхностности и отсутствия глубокого взаимопонимания.
Кроме того, из-за жёстких стереотипов о мужской и женской эмоциональности мужчины часто ограничивают спектр своих эмоций, поскольку опасаются, что некоторые из них могут быть восприняты как недостаточно «мужественные». Тем не менее, исследование отмечает, что интернет может стать площадкой и для позитивных изменений в представлении о маскулинности. К примеру, уже существуют онлайн-сообщества, где мужчины могут обсуждать свои чувства, разрушать стереотипы и отказываться от традиционных гендерных ролей.
Размышления на примере внешности собственного мужа
Мы с мужем ровесники. Ну почти. Я старше его примерно на полгода. Всегда искренне думала, что выгляжу отлично, пока не наступил переломный момент — одна моя знакомая как-то, именно в тот самый период, когда официально муж становится младше меня на целый год, спросила, сколько ему лет.
Услышав честный ответ бросила фразу, что так и предполагала — он моложе. Чем ввела меня в депрессию примерно на неделю… ещё бы! Я-то была наивно уверена что мне и сорока-то никто не даст, а тут, получается, выгляжу старше своего сорокаоднолетнего на тот момент, супруга…
Искренне недоумевала — как так? Что выдает мой возраст? Ну нет у меня морщинок там, где есть у него (и не мало!), у меня четкий овал лица, на который у него и намека уже почти нет и голова у него уже вся в проседи, а я даже не крашу волосы, т.к. мне нравится мой натуральный цвет…
Получается дело не в морщинках, а в чем-то другом? В чем? Эту загадку тогда я не смогла разгадать. Зато слетели «розовые очки» — увидела себя «без фильтров» и начала активные поиски естественных методов возвращения молодости.
Познакомилась с разными системами, увлеклась упражнениями и поверила в их действенность. Особенно после того, как дочь передала слова своего молодого человека: «Мама молодая, КАПЕЦ!», увидевшего меня на фото с семейной вылазки в парк.
Вскоре, дождалась и главного комплимента — от моего крайне невнимательного супруга, который как-то, за бокалом вина в ресторанчике, куда мы зашли отметить нашу 22-ю годовщину со дня свадьбы, вдруг неожиданно заметил, что в последнее время моё лицо заметно изменилось в лучшую сторону.
Вот только сам-то он никакие упражнения не делает, а знакомые по-прежнему иногда смущенно отводят глаза, когда встречают его вместе с дочерью… а потом искренне удивляются, узнав, что это не тайная молодая пассия. Ну не выглядит он на свои теперешние 45!
Только сейчас начало приходить понимание почему. Думаю, секрет в отношении к жизни вообще, и к возрасту в частности. Мужа совершенно не парит, что ему уже за 40, а моя озабоченность явно прорисовывается на лбу.
Он живет по принципу «сделал и забыл», а я периодически вгоняю себя в стресс только пытаясь решить с чего начать разгребать ворох навалившихся дел. Он не «строит» детей, не заморачивается с тем, все ли покушали или кто-то отправится в путь голодным — «там поедим».
Короче, относится к жизни легко и решает проблемы по мере их поступления, а не пытается, как я, заранее предусмотреть все возможные ходы и последствия. Поэтому у него всегда приятное, расслабленное лицо, в любой момент готовое расплыться в улыбке, а я так выгляжу только после баньки или комплекса упражнений.
Эх, вот бы к характеру мужа, да мою педантичность в выполнении ежедневных практик, выглядели бы мы, наверное, оба лет на 20. А так он упражнения не делает, а я себя по поводу и без повода в стресс ввожу напрягая межбровку.
Ну что ж, осознать источник проблемы уже полдела. Буду работать над собой. Кто знает, может и муж к упражнениям со временем приобщится… вдруг, кто-нибудь когда-нибудь, возьмет, да невзначай и скажет ему об удивительной молодости его супруги…
Оригинальная версия статьи была опубликована на 30 июля 2019 года.
Пришествие короля
Казалось, что в будущем нас ждут только новые тестостероновые идолы, но тут на экраны вышел «Властелин колец». У Толкина мало женских персонажей, и «Властелин колец» рассказывает о мужском Братстве. Но на битву со злом Питер Джексон призвал всех. Когда всадники Рохана пришли в Минас Тирит, Эовин и хоббит Мерри были в рядах воинов. На их подвиге был сделан особый акцент: именно они побеждали короля-чародея, которого «не убить смертному мужу». А главный подвиг, без которого были бы бесполезны эпические битвы, совершали Фродо и Сэм — двое «полуросликов», то есть «физически неполноценных» мужчин по стандартам токсичной маскулинности.
Источник
Еще на момент публикации романа это вызвало негодование критиков, усмотревших в персонажах Толкина атаку на традиционную маскулинность. В 1955 году поэт Эдвин Мюир писал:
Толкин, писавший «обычных мальчиков» с молодых солдат, встреченных им в траншеях Первой мировой, немало знал о героизме. Потеряв на войне всех своих друзей, он не романтизирует сражения. У него «бой идет не ради славы, ради жизни на земле». Это гуманистическое понимание подвига родственно антимилитаризму Ремарка, а не патриотической агитации Горация: «Сладка и прекрасна за родину смерть». Это также реалистичное, приземленное видение мужества. Поэтому хоббиты лишены внешних атрибутов маскулинности: физической силы, сексуального взаимодействия с женщинами, грубой патриотической бравады. Экранизация ударила по стереотипной маскулинности еще сильнее.
Источник
Мужские персонажи фильма ярко проявляют эмоции и не стесняются слез, которых мужчины стыдились на протяжении всего существования кинематографа. Эмоций не показывает Денетор, отправляющий собственного сына на смерть, после чего спокойно садится ужинать. Это поведение связано с тем, что его разум помрачен злыми силами. Пиппин, которого зло не затронуло, открыто плачет и поет душераздирающую песню.
Тропинки далеких планет
Пилоты и космонавты — профессии, с которыми ассоциируется не только мужество, но и героизм. Их классическую трактовку представил в 1983 году Филип Кауфман в трехчасовом эпике о становлении американской астронавтики «Парни что надо». Лихие военные летчики соревнуются друг с другом, кто первым преодолеет звуковой барьер. Их жены волнуются, но не находят понимания:
Женщинам остается смириться и ждать, пока их страхи будут вознаграждены подвигами мужей, взмывающих в небо под фанфары саундтрека и наслаждающихся романтикой полета.
Источник
XXI век отменяет романтику, а без нее блекнет экранный героизм. Достаточно взглянуть на то, как Нила Армстронга рвет в грязном туалете NASA после тренировки на центрифуге
О личности астронавта в «Человеке на Луне» Дэмьена Шазелла некоторые кинокритики с разочарованием писали, что он не похож «на отважного национального героя». Да, это не воплощенный триумф воли и не позолоченная статуя покорителя космоса, мечтающего «о доблестях, о подвигах, о славе»
Болезнь мужчин в 21 веке
Самым проблемным для мужчин 21 века является то, что они погружены в своеобразный культурный коллаж жанров. Мачизм не искоренен и все еще присутствует в моделях многих семей и обществ.. Однако в то же время растет сопротивление этой модели.
С другой стороны, 21 век кажется веком эмоций. Разум — это очень хорошо, с его помощью мы занимаемся наукой, но с помощью эмоций мы принимаем многие из наших самых важных решений. Эмоции, которые мужчины стереотипно отрицали еще несколько лет назад. Теперь они пытаются найти свой собственный способ говорить о них, точно так же, как женщины нашли свой способ и практиковали его в течение долгого времени.
В рамках этих двусмысленностей окончательно многие мужчины не знают, следует ли им продолжать поддерживать традиционные мужские ценности или «феминизировать» в какой-то степени оправдать ожидания новой культуры.
В этом контексте то, что кишел ряд субкультур, каждая из которых имеет свой способ понимания мужественности., часто эпидермально. Вот некоторые из них:
- Хипстеры. Это связано с альтернативным образом жизни, который в конечном итоге выражается почти исключительно в эстетике внешнего вида. Мужчины-хипстеры носят бороду в знак идентичности.
- Фофизанос. Они отвергают культ тренажерного зала и думают, что им следует заниматься едой и питьем.
- Лесорубы. Они хотят выглядеть «типичным мачо», с густой бородой и в платьях в ковбойском стиле.
- Нормкор. Вдохновленные Марком Цукербергом, они хотят носить повседневную одежду, надеюсь, одинаковую каждый день, с предметами одежды, которые не привлекают внимания.
- Маппи. Они связаны между собой, они заботятся о поддержании хорошего внешнего вида и хотят быть в курсе последних событий.
Права, обязанности и возможности мужчин
Маскулинность и феминность зависят от сложного взаимодействия биологических и социокультурных факторов, которые формируют уникальные характеристики и поведение мужчин и женщин. Биологические различия (например, уровни гормонов) влияют на физические характеристики и силу. Однако часть аспектов маскулинности и феминности является результатом влияния окружающей среды и культуры.
В современном обществе существует множество гендерных стереотипов о том, каким «должен» быть «настоящий» мужчина. Часто эти стереотипы обусловлены культурными аспектами, семейными традициями и ожиданиями, навязанными обществом. Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2021 году, 19% россиян считают самыми ценными мужскими качествами честность, искренность и прямоту. Надёжность, уверенность и постоянство ценят 14% респондентов, 10% проголосовали за «порядочность» и «справедливость».
Итоги опроса ВЦИОМ
Ещё один важный аспект роли мужчин в обществе – отцовство. Некоторые страны продвинулись дальше других в создании равных условий для обоих родителей, которые позволяли бы успешно совмещать семейную жизнь и профессиональные обязанности. К примеру, в Швеции, Норвегии и Дании мужчины активно участвуют в домашних делах и уходе за детьми. Более того, согласно шведскому законодательству, молодой отец должен выйти в декретный отпуск хотя бы на 90 дней.
Однако во многих более традиционных обществах (особенно в странах Ближнего Востока, Азии и Африки) на мужчин по-прежнему возлагаются ожидания быть скорее «главным добытчиком», чем активным участником воспитания детей. Российские мужчины тоже редко пользуются возможностью трёхлетнего декретного отпуска, несмотря на то что такое право им предоставляется с 2007 года.
Еще один аспект, отражающий гендерные различия в обществе, — военная служба. В России, Грузии, Бразилии и многих других странах воинская повинность — чисто мужская обязанность. В 11 странах (среди которых такие разные, как Швеция, Норвегия, Северная Корея, Израиль и Тунис) в армию призывают и женщин.
Мужчины и их судьба
Как видите, то, что во многих случаях называют «новыми мужественностями», — это не что иное, как вопрос моды, а не настоящий поиск идентичности.. Некоторые говорят, что мужчины были «истеричными»: теперь они конкурируют с женщинами по внешности. Они хотят быть соблазнительными, в женском стиле. Они используют косметику, кремы и воск, и в их приоритетных масштабах внешность поднялась на многие позиции.
Многие мужчины также неохотно играют свои классические роли: обеспечивать, защищать и размножаться. Учитывая сложность, существующую в современном мире, они отступили. Безработица, экономический кризис и трудности, с которыми приходится сталкиваться, лишают многих мужчин возможности стать поставщиком своей семьи. Для некоторых это сильно влияет на их самооценку. Другие открыли новое мужество и позволили своей жене быть той, кто обеспечивает, не покидая своей домашней деятельности..
Перед лицом отцовства, По-прежнему значительный процент мужчин считает, что их вклад в воспитание должен быть минимальным в первые годы жизни ребенка.. Фактически, в Латинской Америке среднее значение указывает на то, что из каждых 5 детей у 2 нет отца, который бы их посещал. В других частях света наблюдается растущее нежелание иметь детей.
Сегодняшние мужчины все больше отходят от стереотипа, но в то же время многие считают, что им трудно найти обнадеживающий способ проявить свою мужественность. Точно так же, как многие женщины занимают места, которые раньше принадлежали мужчинам, есть и мужчины, которые хотят взять на себя роль женщин, не будучи гомосексуалистами. Это тема, которая заслуживает новых размышлений и постоянного мониторинга.
Смерть супергероя
Капитан Америка, Супермен, Бэтмен — оплот классической мужественности. Словно предупреждая о скором пришествии мессии штампованных блокбастеров, в конце 2000-х и в начале 2010-х на экраны хлынули потоки жанровых деконструкций. Пародии показывали обратную сторону гипертрофированной маскулинности: супергерой предстает то школьным неудачником («Пипец»), то брошенным мужем («Супер»). Драматические фильмы исследовали феномен супергероя на примере его изначальной целевой аудитории — подростков и молодых людей, бегущих в фантазию о всемогуществе не от хорошей жизни. В «Хронике» персонаж Дэйна ДеХаана живет с абьюзивным отцом и неизлечимо больной матерью. В недооцененном ирландском фильме «Смерть супергероя» по роману Энтони МакКартена старшеклассник умирает от рака, воображая себя бессмертным супергероем, противостоящим злодею с огромным шприцом. Коллективным супергероем, помогающим ему найти радость в последние дни жизни, становятся такие же уязвимые мужчины: не скрывающий слез отец, потерявший жену психолог, растерянные друзья. И одна крутая девчонка.
Голливуд всё это блестяще проигнорировал. Началась эпоха комиксных вселенных. В XXI веке появилось требование усложнять персонажей, и супергерою попытались приделать человеческое лицо. Железный человек без костюма уязвим, Дэдпул изуродован, Бэтмен вечно мрачен. Нам как бы говорят: «Они не вполне идеальны». Но Тони Старк, пережив психологический и физический слом в начале первого фильма, в дальнейшем весел и бодр. У Дэдпула нет и половины его комиксного безумия, а фильмы обременены стереотипной любовной линией, подчеркивающей, что он остается привлекательным мужчиной. Бэтмен настолько прокачал крутизну, что сражается с Суперменом.
Мужчине-супергерою почти разрешили плакать, правда, лишь в исключительных случаях. В обновленной франшизе «Люди Икс» Магнето, которого Майкл Фассбендер играет как безусловно трагического персонажа, оплакивал свою мать, жертву холокоста. Но это редчайший случай. В картине «Мстители: Финал» за три часа экранного времени по крайней мере три мужских персонажа готовы заплакать, но стоически сдерживаются. Мальчики не плачут даже на похоронах франшизы. Лимит — одна Скупая Мужская Слеза, проливая которую, Капитан Америка отдувается за всех.
Источник
Джеймс Мэнголд в «Логане» не деконструировал, а демифологизировал жанр.