Картина «бурлаки на волге»: один за всех и все за одного

«бурлаки на волге» - суровая реальность в творении репина

«Бурлаки на Волге» (1870–1873)

История создания «Бурлаков на Волге» подробно описана в книге Репина «Да­ле­кое близкое». Поехав с друзьями-художниками на Волгу писать этюды, он уви­дел бурлацкую тягу и начал писать крестьян-бурлаков. В книге описаны эпизоды смешные и страшные: тотальное отсутствие взаимо­понимания между художниками и крестьянами сопровождается еще и мотивом собственной ви­ны за недостаточное народолюбие. «Хождение в народ» напоминает проход по минному полю — однако стоит начать рисовать, и те же модели уже хара­к­теризуются в совсем иных выражениях. Они обретают имена: Ларька, отстав­ной солдат Зотов, вожак бурлацкой ватаги расстрига Канин, — и народ состав­ля­ется уже из преображенных эстетическим восторгом лиц. 

С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Публика картину заметила: официальные люди — среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неакту­аль­ностью мотива («этот допотопный способ транспортов… уже сведен к ну­лю»), — негодовали, прогрессисты восхищались. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника непри­емлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных, изо­бражать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организ­мы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», — общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.

Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от та­ко­го лобового хода Репина отговорил его друг — пейзажист Федор Васильев. Были и иные варианты — с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд  Картина хранится в Государственной Третьяков­ской галерее.; самый последний ремейк был создан в 1918 го­­ду и назывался «Быдло империализма» — Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Но в канонической версии, развернув ше­ствие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Вместо бытового жанра полу­чился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерца­теля Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным фило­софом. И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пу­стом, выжженном по цвету пространстве было совершенно новым для пере­движ­­нической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцен­тов. Как точно заметил Достоевский: «…бурлаки, настоящие бурлаки и бо­лее ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“».

Кстати, «Бурлаков» приобрел и повесил в своей бильярдной великий князь Владимир Александрович. Что он думал по поводу авторской идеи — неизвестно. 

слушайте в подкасте «зачем я это увидел?»

Кем были передвижники — революционерами или бизнесменами?

2 вариант

Одна из самых знаменитых картин И.Е.Репина – это «Бурлаки на Волге». Картина с достаточно интересной историей и большим периодом написания. Эту работу Репин писал с 1869 года по 1873 год. А основанием было увиденное шествие реальных бурлаков по реке Волге, которое и изобразил на холсте художник. Очевидцы писали, что Илья Ефимович Репин был до слез поражен увиденным шествием бурлаков. Картина существует в двух видах. Это эскиз-набросок в карандаше и сама картина, написанная маслом. Хранится эта работа в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Что изображено на этой картине? Группа мужчин разного возраста тянут лодку вверх по течению.  Летний, солнечный день и мрачная группа бурлаков.

На самом деле это очень тяжелая работа, на которую шли крепкие мужчины, чтоб заработать, хоть какие-то деньги для содержания семьи. Однако, по всей видимости, человеческий труд был намного дешевле. Ведь можно для этой работы использовать животных – лошадей или быков. Но нет, в упряжку встали люди.

Тяжело, жарко, ноги утопают в мокром песке. Но надо тянуть, нельзя бросать начатую работу.

Как видно, что впереди стоят самые сильные мужчины с крепким телосложением. Они как кони-тяжеловозы берут основную тяжесть на себя. Крепко упираются ногами в землю, несгибаемые, мужественные люди. А вот в конце упряжи стоят более слабые и пожилые мужчины, они лишь придерживают и не дают оступиться впереди стоящим бурлакам.

Смотря на картину в первую очередь, нельзя не остановиться на взглядах бурлаков. Они как бы всматриваются в тех, кто стоит рядом с картиной. Одни бурлаки смотрят с усталой улыбкой, как бы извиняясь за свой внешний вид. Другие впиваются взглядом со какой-то скрытой враждой или злостью. Именно по глазам можно понять насколько устали мужики и как им не хочется выполнять свою работу. Но работа есть работа и нельзя все взять и бросить.

Однако видно по картине, что не только тяжелый труд связывает этих бурлаков. Они все уже давно друг другом знакомы. Во-первых, это видно по построению всей команды от сильного мужика к самому слабому. Во-вторых, это видно по тому, как изображены мужчины. Одни явно переговариваются, другие помогают напарнику. Старшие молчаливые и хмурые, младший все еще озорной и разговорчивый.

Картина «Бурлаки на Волге» передает всю историческую сущность того времени. Нехватка механических средств, обесценивание человеческого труда. При этом всем, видно, что корабль, который тянут вверх по  Волге не современный, не имеет мотора, и нет весел.  Зачем он вообще нужен, ведь рядом на реке изображен пароход, который мог бы и эту лодку утянуть и вообще заменить ее.

Картина «Бурлаки на Волге» это произведение искусства и одна из исторических работ, передающая положение дел в то время. Смотря на эту картину можно сказать, что в те времена ничего дешевле и доступнее человеческого труда не было. А люди сами шли на любые работы, чтоб получить, хоть какие-то деньги.

4, 5, 6, 9 класс

Репин — Бурлаки на волге
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине За завтраком (за обедом) 2, 5, 6 класс Серебряковой

    Картина известной русской художницы Зинаиды Серебряковой «За завтраком» написана в 1914 году. Подлинник работы хранится в Третьяковской галерее.

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс

    Прекрасный художник, который работает в пейзажном стиле, и его картина «В голубом просторе», этому яркое подтверждение, так как при ее создании, мастер учел все нюансы этого художественного направления,

  • Сочинение на тему Деньгами надо управлять, а не служить им

    Деньги, пожалуй, играют главную роль в нашей жизни, потому что они – единственный способ существования для большинства людей. На них мы покупаем продукты, чтобы питаться и не умереть с голоду, оплачиваем квартиру, чтобы спокойно спать и отдыхать,

  • Характеристика и образ Левши из рассказа Лескова 6 класс сочинение

    Левша из рассказа Лескова – тульский мастер. Он был одним из троих умельцев, которым выпала честь показать свое мастерство и превосходство над иностранцами. На то был приказ императора, верившего в свой народ. После выполненной работы, Левша,

  • Сочинение Как я встретил новый год (как провел)

    У меня много любимых праздников. Но Новый год я люблю больше всего и всегда жду этот праздник с нетерпением. У нас в семье много новогодних традиций и этот год был не исключением. И так все по порядку.

  • Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение

    Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название

Подбор ракурса и образов

Путешествуя, друзья не просто зарисовывали увиденное. Переезжая с места на место, они общались с местным населением, приглядывались к типажам. Ночуя где придётся и сидя на берегу у костра, впитывали и эпический размах этих мест, и их дух, и настроение. По воспоминаниям Репина, вжиться в атмосферу помогала увертюра Глинки «Камаринская», постоянно звучавшая в его беспокойной голове.

С образами бурлаков дело пошло быстрей, когда художнику на глаза попался мужчина, по представлению Репина, идеально подходящий. Фамилия его была Канин, художник «поставил» его в первую тройку (голова которого повязана тряпицей). К позированию мужчина отнёсся серьёзно, выполнял все просьбы художника, сохраняя изнурённый и запущенный вид: не мылся, не стригся, не причёсывался и даже не улыбался. Так же были найдены и запечатлены другие герои произведения.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

«Бурлаки на Волге», Репин

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.

Частная коллекция

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

“Бурлаки” были не первыми бурлаками и у самого Репина

В 1870 году после двух лет работы Репин создаёт своих “Бурлаков”. Отправляет их на выставку. Получает медаль. И… решает переписать картину.

Работает ещё 3 года. Даже попросив руководство Академии Художеств сократить его пенсионерскую поездку в Европу с 6 лет до 3 лет, чтобы переделать “Бурлаков”.

Так что, какими “Бурлаки” были изначально, мы не увидим. Сверху них изображён второй вариант картины.

Есть и сохранившийся вариант. “Бурлаки, идущие вброд”. Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.

Описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге»

Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Они устали, измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, путь кажется бесконечным… Но когда группа бурлаков приблизилась, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, ведь он каждого знал лично и по именам, а перед зрителями картины предстают завершенные образы: впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров.

Фрагмент картины РепинаСправа от него – бородатый сказочный персонаж, олицетворяющий могучую древнюю силу. А слева – озлобленный жизнью и тяжким трудом Илька-матрос. Кажется, такой труд должен вытеснить из человека все желания и чувства, но это не так: очень хочется закурить высокому старику, и он на ходу набивает трубку. А рядом с ним идёт молоденький паренёк Ларька, почти ребёнок. Тяжкий труд ещё непривычен для него, он то и дело поправляет лямку, как бы пытаясь освободиться от неё…

Фрагмент картины РепинаЦелая гамма различных чувств показана на картине Репина: протест и покорность судьбе, озлобленность и невозмутимость. Но лучшие народные черты воплощает на картине именно Канин – человек необычной судьбы (он был расстриженным священником), мудрый, сильный и твёрдый. В нём живёт могучая внутренняя сила, которая пока скрыта под преобладающей над ним необходимостью, но которая обязательно проявит себя.

Портрет Канина

Больше всех нравился Репину бурлак по имени Канин. Репин чувствовал, что перед ним необыкновенный человек. Канин будто знал что-то, чего не знали другие. Он мало говорил, не обижался на товарищей за их шутки, не спорил с ними. «Только брови его все выше поднимались да выцветшие серые глаза детски отражали небо»,- вспоминал Репин. Видно было, что этот человек много думал в жизни и многое понял. Он умел отличать главное от мелкого и случайного.

Все в Канине привлекало художника — и его душевная сила, и лицо, и движения.

Канин шагал, тяжело ступая, запряженный в привязанную к длинному канату бечеве, потемневшую от пота кожаную петлю. Репин шагал с ним в ногу, не спуская с него восторженного взгляда.

«Как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее…»-думал он, прибавляя ходу, чтобы не отстать. И вот у Репина праздник: он пишет этюд с Канина. Бурлак влез грудью в лямку и повис в ней, опустив руки. Репин, спеша, мазок за мазком клал краски на холст, стараясь передать и глубину его светлых глаз, и большой умный лоб, и теплый цвет его покрытой загаром кожи.

Несколько зрителей, таких же бурлаков, стояли за спиной художника.

  • Дивлюсь,- говорил один.- И тут человек и там человек… Диковинно!
  • Ведь живой, совсем живой стоит на холсте,- вторил другой.

А третий, который учился когда-то у иконописца, объяснял товарищам, кивая на Репина:

— Ты думаешь, это легко!.. Ведь душа-то из него чуть не вылететь хочет… Туда, на холст…

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.

Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:

  • «Осенний букет».
  • «Не ждали».
  • «Стрекоза».
  • «Яблоки и листья».
  • «Нищая».

Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.

Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.

На своём холсте живописец изобразил одиннадцать бурлаков, которые различаются и своим внешним видом, и возрастом, и отношением к жизни и труду. Скорее всего, у них разный и характер. Но все они объединены нищей жизнью, обветшалой одеждой и непосильным трудом. Видно по их измученным и грустным глазам, что в жизни они не видят никакой радости, они покорны своей судьбы. И у этих людей есть только одно желание — не упасть по дороге, дотянуть лямку и получить деньги, чтобы отправить домой.

Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.

Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.

Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.

Особенные «Бурлаки на Волге»

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Вариант 1

Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.

Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.

Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.

Вариант 2

“Бурлаки на Волге” — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.

На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.

На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.

Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так. Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши. А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.

Смысл картины “Бурлаки на Волге” заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Описание картины «Бурлаки на Волге»

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

Каждый из артели бурлаков на картине Репина «Бурлаки на Волге» имеет свой характер, а местоположение в связке говорит о его функциях:

  • Бригадир – в центре первой тройки. Самый опытный работник, задающий ритм. Ведь для спорого скольжения судна по воде важна синхронность усилий и шагов, подобная строевой ходьбе военных, только гораздо медленнее – груз на плечах многотонный. При потере ритма бригадир выкрикивал команду «сено-солома», и все перестраивали шаг, чтобы идти в ногу;
  • Помощники бригадира – по бокам от него в его же ряду. Они делили функции: закупали провиант, распределяли заработанные деньги (во второй половине XIX века зарплата была в среднем 30 копеек/день), следили за порядком;
  • Кабальные – за спинами помощников. Эти были физически сильны, но быстро проматывали своё жалование, попадали в долговую зависимость от артели и потом работали за харчи;
  • Кашевар – самый молодой и шустрый. У Репина он в драной красной рубахе почти по центру полотна, с крестом на груди, поглядывает на старших товарищей и не очень-то старается – ладонями придерживает ослабленную лямку;
  • Халтурщики – не должность, а тип отношения к работе коллектива. Это бородатый мужик с опущенной головой и красным носом-картошкой по центру картины, зачерпывает трубкой табачок из кисета. Положение тела выказывает отсутствие усилий, бечеву только придерживает плечами, чтобы не упала;
  • Надзиратели – самые ответственные и внимательные. Они следили, чтобы никто не халтурил, а то недолго и оплату урезать;
  • Косный (косной) –бурлак, который замыкал «строй». Это опытный работник, болезнь или старость которого не позволяла ему быть в передовых. Косной следил за бечевой – чтобы не допускать запутывания и зацепов за прибрежные препятствия.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.


Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.


Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

Контекст

Популярные сочинения

  • Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) В романе «Преступление и наказание» одним из главных положительных персонажей является Порфирий Петрович. Герой служит приставом в следственном отделе и несмотря на свой довольно молодой возраст
  • Сочинение Почему человек должен быть добрым? Человек должен быть добрым и совершать хорошие поступки, потому что нужно оставить после себя приятные воспоминания в этом мире. Люди, которые ведут себя недостойно, не могут быть счастливыми по жизни.
  • Сочинение Человек чести Честь во все времена была неотъемлемой частью порядочного человека. Вспомним времена Российской империи, когда за малейшее слово, которое чисто теоретически могло омрачить честь мужчины, его оппонента ждала смертельная дуэль
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: