Хюррем-султан (Александра) — Мерьем Узерли
Мерьем Узерли немецкая актриса турецкого происхождения, ее мать немка, а отец турок. Родилась в Германии и в 17 лет стала изучать актерское мастерство в драматической студии Фрезе в Гамбурге. Затем получила приглашение в труппу одного из берлинских театров, а с 2008 года пошли ее первые эпизодические роли в немецких сериалах.
В 2010 году на нее обратили внимание продюсеры «Великолепного века», Мерьем прошла пробы и была утверждена на роль Александры, причем всего за полторы недели до начала съемок. Доиграть свою роль до конца она не смогла по нескольким причинам
У актрисы началась депрессия и психологическое истощение из-за утомительных съемок. К тому же возникли разногласия с продюсером по поводу контракта. Наконец во время съемочного процесса она забеременела.
Мечеть в знак безнадежной любви
В период правления султана Сулеймана Великолепного живет и творит замечательный турецкий архитектор Коджа Мимар Синан, или Великий Зодчий Синан (ок. 1489–1588). За свою долгую жизнь Синан прошел путь от простого янычара до придворного архитектора. Он писал: «Я видел памятники, великие древние останки. Я научился у каждой руины, из каждого здания я что-то впитал».
По легенде, Синан был влюблен в Михримах-султан, дочь Сулеймана Великолепного и Хюррем. Безответное чувство подвигло зодчего на строительство двух мечетей в честь прекрасной султанши — в европейской и азиатской частях Стамбула.
Мечеть Михримах (1562–1565) в стамбульском районе Эдирнекапы поражает красотой и изяществом внутреннего убранства. Ее единственный минарет считается символом неразделенной любви великого архитектора к принцессе. Вторая мечеть Михримах
(1546–1548) находится в районе Ускюдар. В оформлении храмов использованы чудесные витражи, которые создают ощущение легкого, кружевного полотна, ниспадающего с купола. Если в Эдирнекапы мечеть пронизана светом, то в Ускюдаре, наоборот, всегда хранит загадочный полумрак — архитектор словно намекает на имя Михримах, которое означает «солнце и луна». Синан разместил строения с таким расчетом, что 21 марта, в день рождения Михримах, когда солнце садится за мечетью в Эдирнекапы, над храмом в Ускюдаре восходит луна.
Мечеть Михримах. Мимар Синан. 1562–1565. Эдирнекапы, Стамбул
Хитрец Иосиф Наси
Иосиф Наси только эпизодически появлялся в сериале. А вот его тетя, Грация Мендес, играла важную роль в картине. В истории же оба этих человека были очень известными в Османской империи. Про Грацию Мендес и о том, могла ли она в реальности быть любовницей Рустема-паши, мы писали на нашем яндекс-дзен канале, а сейчас очередь за Иосифом.
Когда Селим II стал султаном, то так и не смог отказаться от своего любимого вина. Он-то и приблизил к себе Наси, так как мужчина поставлял падишаху хорошее вино и мог втереться в доверие. Также Иосиф заполучил финансы своей тётушки Грации и стал управлять ее делами.
Так мужчина стал интересен правящей династии. Селим сделал его своим приближенным, и Иосиф Наси принимал участие во многих переговорах с правителями других государств. Более того, с ним советовались короли, мечтающие поближе подобраться к султану.
Иосиф Наси в «Великолепном веке»
За все время правления Селима этот хитрец накопил огромное состояние, стал заметной политической фигурой и влиял на историю Османской империи.
После смерти султана Наси стал никому не нужным. Он сохранил свое богатство, все дома и даже положение в государстве, но вот власти его лишили. «На пенсии» Иосиф Наси занялся наукой, писал религиозные труды и собрал огромную библиотеку, заполненную уникальными работами еврейских учёных.
Если вам понравился материал, не забудьте нажать «палец вверх» (лайк) и подписаться на наши каналы — и .
Кастинг
Роль султана Сулеймана практически единогласно была отдана турецкому актёру Халиту Эргенчу. Создатель сериала Мераль Окай говорила, что его пригласили на роль, когда проект ещё не был создан, даже когда ещё не было самого сценария. Эргенчу объяснили в чём будет заключаться вся задумка сериала, и он согласился, отказываясь от других съемок и полтора года ждал своей роли. В процессе подготовки над ролью он брал уроки верховой езды, учился бою на матраках, перечитывал исторические документы.
Вторым актёром, которого утвердили на роль, стал исполнитель роли Сюмбюля аги Селим Байрактар.
На протяжении семи месяцев исполнительницу на роль Хюррем искали в Румынии, Турции, России и других странах. Продюсер Тимур Саваджи через знакомых стал искать и актрис в Германии, и его знакомая предложила попробоваться на роль Хюррем Мерьем Узерли. Последняя отнеслась к этой идее скептически, полагая, что не сможет получить эту роль потому, что не знает турецкого языка. Но она все-таки согласилась приехать в Стамбул для личного знакомства с командой.
Сельма Эргеч исполнила роль сестры султана Сулеймана
В итоге на роль была выбрана именно Мерьем Узерли, родившаяся в Германии в семье немки и турка. До этого ходили слухи, что вероятной кандидатурой на роль Хюррем станет турецкая актриса Ойкю Челик. По словам самой Ойкю Челик, в финале отбора на роль Хюррем осталось три актрисы: она сама, Мерьем Узерли и ещё одна актриса, имя которой не было названо. К тому моменту Мерьем Узерли не была известной актрисой, что отчасти устраивало создателей сериала, которые хотели взять на главную роль женщину, которая ещё не примелькалась телезрителям. Мераль Окай позже заявляла, что никого, кроме Мерьем не видит в этой роли. Халит Эргенч в своем интервью говорил, что хотя Мерьем Узерли сразу понравилась съемочной команде, она делала слабые пробы и не играла на все 100 %, тогда он решил помочь ей проявить себя и сказал, что она плохо играет. Это сразу же возымело воздействие.
По словам Сельмы Эргеч, она случайно узнала про съемки исторического сериала и попросила своего агента узнать больше информации, потому что она хотела там сниматься. В итоге её утвердили на роль Хатидже Султан, хотя изначально на кастинг не приглашали.
Нур Айсан была утверждена на роль Махидевран после нескольких проб.
В ролях
Актёр | Роль | Описание персонажа | |
---|---|---|---|
1 | Халит Эргенч | Султан Сулейман I Великолепный | Султан, в период правления которого Османская империя достигла вершины своего развития. |
2 | Мерьем Узерли/Вахиде Перчин | Хюррем султан | В возрасте 15 лет Александра (по другим данным — Анастасия) была схвачена в плен. Её увезли из родных краев и она стала вначале наложницей, а впоследствии женой султана Сулеймана, получив новое имя — Хюррем. До 99 серии на экране роль Хюррем воплощала Мерьем Узерли, после этого и до конца сериала роль исполняла Вахиде Перчин. |
3 | Нур Феттахоглу | Махидевран-султан | Наложница Сулеймана I, мать шехзаде Мустафы. |
4 | Небахат Чехре | Валиде-султан | Мать Султана Сулеймана I. |
5 | Сельма Эргеч | Хатидже-султан | Сестра султана Сулеймана I. Вышла замуж за Ибрагима-пашу. |
6 | Гюрбей Илери | Шехзаде Мехмед | Старший сын Сулеймана I Великолепного и Хюррем-султан. Умер в молодом возрасте от оспы. |
7 | Пелин Карахан | Михримах-султан | Единственная дочь султана Сулеймана I и Хюррем-султан. |
8 | Энгин Озтюрк | Шехзаде Селим | Третий сын султана Сулеймана I и Хюррем-султан. |
9 | Арас Булут Ийнемли | Шехзаде Баязид | Четвертый сын султана Сулеймана I и Хюррем-султан. |
10 | Толга Сарыташ | Шехзаде Джихангир | Младший сын Сулеймана I Великолепного и Хюррем-султан. |
11 | Дениз Чакыр | Шах-и-Хубан-султан | Сестра султана Сулеймана I, была замужем за Лютфи-пашой. |
12 | Окан Ялабык | Паргалы Ибрагим-паша | Супруг Хатидже-султан, великий визирь Османской империи. |
13 | Селим Байрактар | Сюмбюль-ага | Евнух во дворце, слуга Хюррем-султан. |
14 | Филиз Ахмет | Нигяр-калфа | Нигяр занимает должность калфы в гареме. Любовница Ибрагима Паши. Бывший муж — Матракчи Насух Эфенди. |
15 | Джансу Дере | Фирузе-хатун | Фаворитка султана Сулеймана. |
16 | Озан Гювен | Рустем -паша | Великий визирь Османской империи, муж Михримах-султан. |
17 | Мехмет Озгюр | Лютфи-паша | Зять султана Сулеймана I, великий визирь Османской империи. |
18 | Бергюзар Корель | Моника Гритти | Дочь дожа Венеции, гостившая во дворце Ибрагима и Хатидже. |
19 | Мелтем Джумбул | Фатьма-султан | Сестра султана Сулеймана I. |
20 | Мелике Ялова | принцесса Изабелла Фортуна | Принцесса Кастилии и Леона, в реальности родилась намного раньше султана Сулеймана I, так что является вымышленным героем сериала. |
Как жили шехзаде
Кафесом называли павильон на территории Топкапы, располагавшийся во внутреннем дворике султанского гарема и служивший местом пребывания наследных принцев (шехзаде). В здании находилось двенадцать покоев, украшенных роскошными изразцами и великолепными витражами. Примечательно, что Кафес — единственное на территории Топкапы сооружение, дошедшее до нас практически в неизменном виде.
Шехзаде попадали в Кафес в возрасте восьми лет. В распоряжении каждого наследного принца было две-три комнаты. Такое принудительное заточение становилось гарантией того, что в случае внезапной смерти султана при отсутствии у него прямых наследников династия Османов не прервется, ведь в Кафесе содержались не только сыновья султана, но и его братья, племянники и другие возможных претенденты на трон.
Покои шехзаде. Использовались как Кафес. Дворец Топкапы. Стамбул
Вход в Кафес охраняли глухонемые евнухи (им предусмотрительно надрезали язык и прокалывали барабанные перепонки). Шехзаде общались исключительно с прислугой и учителями и ни под каким предлогом не могли покидать пределы Кафеса. Родителей наследные принцы видели крайне редко — лишь во время каких-нибудь торжеств. По достижении совершеннолетия шехзаде разрешалось взять нескольких наложниц, однако они не могли жениться или иметь детей — наложниц подвергали принудительной хирургической стерилизации, чтобы исключить вероятность наступления беременности.
Наследные принцы жили в условиях практически полной изоляции от внешнего мира, они не получали никакого опыта управления государством и с трудом представляли себе, что происходит за стенами Кафеса. Многих шехзаде преследовал постоянный страх смерти — случалось, что глухонемые охранники выступали в роли наемных убийц. Нет ничего удивительного, что после стольких лет жизни в заточении (а некоторые шехзаде оставались в «клетке» до конца своих дней) у принцев часто наблюдались психические расстройства, вплоть до умопомешательства.
Скандалы
Съемочный процесс сериала «Великолепный век» иногда сопровождался скандалами, самый известный из которых связан с уходом из сериала актрисы Мерьем Узерли, исполняющей главную роль Хюррем Султан. Мерьем Узерли снималась в главной роли с 1 по 3 сезон. Продюсер сериала Тимур Савджи считает, что низкие рейтинги 3 сезона сериала были связаны с поступком Мерьем Узерли, когда та покинула съемочный процесс без предупреждения и перестала выходить на связь, даже не снявшись в оставшихся сериях 3 сезона. Поэтому создатели сериала были вынуждены заменить её на другую актрису, Вахиде Перчин, которая не сразу полюбилась зрителям. Тимур Савджи заявил, что позднее с ним связывался брат актрисы и пробовал договориться про её возвращение в сериал, но продюсер отказал в этом, заявив, что все кончено. В других интервью продюсер сериала отмечал, что подобный поступок — это неуважение к коллегам-актерам и создателям сериала. Из-за внезапного ухода актрисы рейтинги сериала сильно упали. Мерьем Узерли пыталась оправдаться, что причинами её поступка стали выгорание и беременность. Из коллектива поступок актрисы поддержал Селим Байрактар, заявив, что никто не знает, что пережила актриса.
Сама актриса Мерьем Узерли дала интервью одному из журналов, в котором постаралась объяснить причину своего поступка. Она объяснила, что все бросила и уехала, просто потому что у неё не было сил играть ещё 4 серии до конца сезона. И что будь у неё выбор — она бы так никогда не сделала. Узерли заявила, что с момента приезда в Турцию она сделала много ошибок, в частности отказалась поселиться в арендованном доме, как ей это предлагали, и выбрала отель. Культура и язык страны были для неё неизвестны. Много времени она уделяла изучению диалогов на турецком языке, так как она перфекционист и не хотела забывать диалоги на съемочной площадке, тогда как другим актрисам на изучение диалогов на родном языке могло понадобиться всего лишь полчаса. Работа над вторым сезоном была очень сложной из-за болезни Мераль Окай. Актриса всегда чувствовала себя одинокой не смотря на то, что рядом было много людей. Мерьем очень отличалась от Хюррем, и чтобы сыграть жену Султана Сулеймана, ей на это пришлось кинуть все силы, которые у неё были, она жила ради этой роли. Так продолжалось три года, но в последние месяцы ей было тяжело найти в себе силы, чтобы дать жизнь персонажу. Помимо этого, Мерьем Узерли забеременела от своего партнера, с которым на то время встречалась, хотя беременность она не планировала, учитывая, что должна была сниматься ещё в одном сезоне «Великолепного века».
С коллегами по сериалу взаимоотношения Мерьем Узерли порой складывались не совсем просто. Считалось, что сложнее всего Узерли выстраивала коммуникацию с Небахат Чехре, которая исполнила роль Валиде Султан. Также, напряженными были взаимоотношения между Мерьем Узерли и Джансу Дере, исполнившей роль Фирузе-хатун.
Исполнителя главной мужской роли Халита Эргенча часто критиковали за то, какой образ Султана Сулеймана он создал. По словам самого актёра, со временем его героя полюбили.
Многие зрители жаловались на чересчур откровенные женские наряды, которые явно были сильно отличны от тех, которые носили в гареме во времена Султана Сулеймана.
Интересные факты
Многие события фильма и поведение героев подверглось жесткой критике со стороны историков и приверженцев ислама. Султан предстает в фильме ревнивым и подозрительным до крайностей. В жизни этот человек слыл умелым, грамотным правителем, приведшем к большему расцвету империю. Зашкаливающей жестокостью и садистскими наклонностями он не обладал.
Привычка Сулеймана попивать вино вызвала возмущение. Исламские традиции запрещают распитие спиртных напитков. Поэтому создателям фильма пришлось оправдываться, объясняя, что в бокалах был налит сок.
Иногда в кадре мелькали современные строения, одежда такого покроя, которой по тем временам быть немогло. Но несмотря на все эти недочеты, сериал признан самым рейтинговым и привлекательным не только на его родине, но и далеко за ее пределами. Кинофильм был показан более чем в пятидесяти странах.
Роли главных персонажей и второстепенные образы слуг, евнухов, приближенных султана и его семьи, достались как популярным маститым актерам, так и совсем юным, только начинающим актерскую карьеру, людям. Но все они были сыграны мастерски
Профессионализм настолько велик, что заставляет следить и любоваться каждым жестом, словом, мимикой персонажей, не важно, добрый ли это и красивый человек или отъявленный негодяй. Своей стоящей на пике популярности телесериал «Великолепный век» обязан и трудной, но прекрасной и слаженной работе актерской команды
Обязательно посмотрите этот кинофильм. Уверены, равнодушным он не оставит никого. Высокие рейтинги фильма и актеров, снявшихся здесь, зашкаливают. Популярность не покинет этот фильм надолго, многих из нас впечатления от увиденного заставят углубиться в историю, не раз пересматривать интересные кадры кинофильма, а образы полюбившихся персонажей останутся в памяти зрителей навсегда.
Описание
Съемки сериала длились несколько лет
Особое внимание уделялось декорациям и костюмам, в итоге «Великолепный век» получился одним из самых дорогих проектов на турецком телевидении в 2011 году. Режиссёрами «Великолепно века» стали братья Дурул и Ягмур Тайлар, сценаристом первых двух сезонов — Мерал Окай
Бюджет «Великолепного века» стал самым крупным за всю историю турецкого кино.
По одним данным часть съемок проходила в дворце Топкапы, по другим данным — так как в самом дворце снимать было нельзя, были построены масштабные декорации, площадь которых составила 5 тысяч квадратных метров. Эти декорации были очень подобны тому интерьеру, который есть во дворце Топкапы. Также был построен район, в котором расположился базар и улицы древнего Стамбула.
Съемки сериала были завершены в 2013 году.
Мерьем Узерли снялась в 99 сериях сериала и за свою работу получила свыше 15 различных кинопремий.
Сериал транслировали во многих странах мира, в частности в Боснии и Герцеговине, Сербии, Марокко, Греции, Румынии, Казахстане, ОАЭ, Белоруссии, Турции, на Украине.
Сюжет сериала основан на реальных исторических событиях, порой встречается художественный вымысел. Во время работы над сериалом за основу были взяты исторические факты, работы исследователей, повествования и романы. Сериал повествует о жизни султана Сулеймана и Хюррем — славянской девушки, которую по одним данным изначально звали Анастасия, по другим — Александра, также она известна под именем Роксолана. В юном возрасте девушка попала в плен к крымским татарам и впоследствии оказалась в гареме султана Сулеймана. Вначале она стала его наложницей, а после — женой.
Порой в сериале появлялись персонажи, которых никак не могло быть в дворце султана в обозначенный исторический период. Речь прежде всего идет о принцессе Изабелле Фортуне и Фирузе-хатун. О существовании последней как о реальной исторической личности вообще нет никаких данных, а принцесса родилась намного раньше султана Сулеймана.
В турецких средствах массовой информации опубликованы данные о том, что зрителями было подано около 70 тысяч жалоб из-за искажения турецкой истории.
Сериал был отмечен 47 наградами и номинациями. В мае 2013 года награда Antalya Television была вручена «Великолепному веку» как «Лучшему сериалу» и за «Лучшую режиссуру», а «Лучшей актрисой» стала Мерьем Узерли.
История создания
Идея создания сериала принадлежит Мерал Окай — известной турецкой писательнице и сценаристке. Она давно думала над темой времен Османской империи, мечтая написать о той эпохе. Тимур Саджи — продюсер, с которым она поделилась своими задумками, поддержал ее. Началась подготовка к съемкам, длившаяся около трех лет.
Центральным персонажем будущего фильма стал правивший в первой половине XVI века султан — Сулейман Великолепный — знаменитый полководец и величайшая личность, благодаря которому было введено много прогрессивных реформ тех времен. Именно он возвел империю на вершину могущества. Сулейман успешно провел множество военных компаний, значительно расширив границы своих владений в разных направлениях. Они простирались от Вены, включая территорию нынешних Боснии и Герцеговины, Буду, Баварию, Венгрию, Родос, Белград, земли вокруг Красного моря, Грузию, страны Средиземноморья, Юго-Восточную Анатолию, Дамаск, Иерусалим, Египет, Алжир, Ирак, до самого Индийского Океана. В его времена были выстроены прекрасные, роскошные мечети, которыми любуются по сей день. Это именно он страстно полюбил славянскую рабыню Роксолану и совершил неслыханный по тем временам поступок, вступив с ней в законный брак. Он сохранял ей верность на протяжении всего своего жизненного пути. Все это было необычно даже для христиан.
Для съемок сериала был установлен павильон площадью несколько тысяч квадратных метров, в котором художниками и декораторами доподлинно было воссоздано убранство дворца Сулеймана, выстроены дома, обустроены внутренние дворики. Над музыкальным оформлением трудились композиторы Факир Атакоглу, Сонер Акалын и Айтекин Аташ. В саундтреках звучали музыкальные инструменты времен Сулеймана. Мелодии отражали мощь Османской империи, ее традиции.
Османский девичник
Представим, что нас пригласили на османскую свадьбу и накануне торжества мы заглянули в дом к невесте. Только что же тут происходит? Совсем юная девушка в красном платье сидит посередине комнаты и горько плачет… Ее лицо закрыто платком, вокруг ходят люди и поют грустные песни. И еще ладони безутешной красавицы зачем-то мажут хной. Ну и нравы!
«Кына геджеси», или ночь хны, — старинная турецкая традиция, некий аналог нашего девичника. Мероприятие устраивали на стороне невесты после ночного намаза. Ночь хны — это последняя ночь, которую невеста проведет в родительском доме. Да, на турецком девичнике полагалось плакать, ведь османы верили, что слезы приносят удачу.
Хна известна туркам с давних времен, и отношение к ней особое: турки знали о целебных свойствах этого растения и наделяли хну мистической силой. Хна символизировала принесение живого существа в жертву, поэтому ее наносили на кожу мужчины, который отправлялся на военную службу, на жертвенное животное, кровь которого собирались пролить во славу Аллаха, и на руки невесты.
Впрочем, у этого обряда есть и более простое объяснение: раньше девушек выдавали замуж за молодых людей из других деревень, иногда весьма отдаленных, так что надеяться на скорую встречу с родителями невеста, разумеется, не могла — случалось даже, что, выйдя замуж, она никогда больше не видела своих родителей. Вот и придумали этот трогательный ритуал. По преданию, в день, когда на ладони у девушки не останется и следа от нанесенной хны, она успокоится и перестанет скучать по родителям. В ладонь невесты перед нанесением хны клали золотую монетку. В прежние времена выполнение столь ответственной миссии поручалось родственнице по линии мужа. Выбирали ту, у которой был счастливый брак, — исполняя обряд, она как бы передавала молодой невесте частичку своего семейного благополучия.
Талантливый и влюбленный Мимар Синан
Султан Сулейман не раз обращался к Мимару Синану, когда хотел возвести какое-то сооружение. Впервые мы познакомились с архитектором во время военного похода, когда ему нужно было построить переправу через реку. Падишаху так понравилась работа Мимара, что в будущем он много раз вызывал к себе архитектора.
Позже Синан стал главным зодчим Османской империи и под его руководством были построены знаменитые мечети Шехзаде и Сулеймание, а также мечети Михримах-султан и других членов султанской семьи.
Султану нравился Мимар не только за его профессионализм и трудолюбие, но и за необычный подход к строительству. Архитектор использовал собственные технологии, чтобы все его возведённые здания смогли простоять много веков.
В реальной жизни отцом Мимара был каменщик и плотник, поэтому с самого детства он хорошо разбирался в этих ремеслах. Попав в Османскую империю, он стал янычаром и начал свою военную карьеру. Мимару повезло попасть на службу к Паргалы Ибрагиму-паше
Именно после похода на Молдавию мужчина привлек внимание падишаха и зарекомендовал себя, как хорошего архитектора
Также есть легенда, что Мимар Синан был влюблен в юную Михримах-султан, причем не безответно… И что якобы даже были разговоры про их женитьбу. Но в «Великолепном веке», к сожалению, эту тему не обыграли.
Мимар Синан в «Великолепном веке»
Хюррем
Хюррем действительно была любимой женой Сулеймана Великолепного и имела на него практически неограниченное влияние. В борьбе за сердце султана она победила других жен и наложниц, добилась казни великого визиря Ибрагима, смогла устранить старшего сына султана Мустафу, проложив дорогу к трону одному из своих сыновей — Селиму. (Он взошел на престол уже после смерти матери, казнив по традиции своего брата и племянников.)
Будучи очень образованной и умной женщиной, Хюррем вела переписку с иностранными правителями, лично принимала послов и доверенных лиц из других государств, выступала заказчиком строительства мечетей, школ, бань, медресе.
Портрет Хюррем-султан. Последователь Тициана
Предположительно, Хюррем была представительницей славянского рода, европейцы называли ее Роксоланой. Первенец Хюррем и Сулеймана Мехмед скончался от оспы, а их второй сын Джахангир — от врожденных проблем со здоровьем. В 1524 году Хюррем родила Сулейману I сына Селима, а спустя десять лет султан заключил с ней официальный брак, что позволило ей утвердиться в качестве главы гарема и сохранить влияние на все государственные и внутригаремные дела вплоть до своей смерти в 1558 году.