Как развивается мировая экономика создателей в 2024 году
Тренды — вот что помогает и начинающим, и опытным авторам находить свою аудиторию в наши дни. Эфир на радио больше не в силах превратить песню в хит за одну ночь, а вот завирусившийся сингл на платформе коротких роликов — TikTok, Shorts YouTube, «VK Клипы» — вполне. Теперь любой контент может стать популярным, если попадает в нерв широкой аудитории
Внимание подписчиков — самая ценная валюта, потому что она легко конвертируется в контракты с крупными рекламодателями, а значит, и в деньги. Так работает экономика создателей, или creator economy — целая отрасль, где заработать может кто угодно, если есть желание, усердие и талант
Раньше творческие отрасли имели слишком высокий порог входа: нужно не просто быть способным, но и найти посредников, которые помогут продвинуть ваши создания на рынок, — продюсеров, крупные медиакомпании или студии. Развитие интернета, социальных сетей и конкретных инструментов для авторов сняло эти ограничения и дало серьезный толчок развитию экономики создателей по всему миру.
В 2023 году доходы глобального рынка creator economy достигли $127,65 млрд. По прогнозам Coherent Market Insights, к 2030 году они увеличатся до $528,39 млрд, а среднегодовой темп роста рынка составит 22,5%. Похожие данные предоставляет Influencer Marketing Hub: аналитики ожидают, что к 2027 году экономика создателей принесет доход на $480 млрд.
Это значит, что экономика создателей становится одной из самых быстрорастущих отраслей цифровых медиа в мире. Соцсети из каналов коммуникации трансформировались в главную движущую силу рынка авторов
Произошел сдвиг в сторону развития нишевого личного контента, который не стал популярным сразу у всей аудитории, но завоевал внимание отдельных широких целевых групп по интересам
Например, аналитики платформы по поиску блогеров Collabstr 80 тыс. профилей по всему миру и выявили топ-10 самых популярных ниш у создателей контента: лайфстайл, мода, красота, путешествия, здоровье и фитнес, еда и напитки, искусство и фотография, развлечения, моделинг, а также музыка и танцы.
Но даже внутри этих ниш категории авторов и их контент могут отличаться. Одни развиваются в онлайне через творчество: создают музыку и клипы, фотографии или комиксы и основывают блоги на этом. Другие делают акцент на стиле жизни, которому хочется подражать, то есть, скажем, снимают лайфстайл-ролики. Однако глобально темы блогов не так важны, направления могут меняться с течением времени и с развитием инфлюенсера. Для авторов гораздо важнее объединить людей вокруг своей личности онлайн. И блогеры, которым это удается, находятся в авангарде.
Экономика инноваций
Экономика создателей: как она будет развиваться в кризисный период
Эпоха личного бренда: от наноблогеров к самым популярным инфлюенсерам в мире
Выбирая работу блогера, авторы становятся предпринимателями и вступают в отношения с аудиторией, рекламодателями и платформами. А значит, им приходится особенно заботиться о своем имидже в онлайне — независимо от сферы занятий.
Интересно, что эту тенденцию разделяют и те, кто работает исключительно по найму. Согласно данным Brand Builders Group и The Center for Generational Kinetics, 75% респондентов в возрасте 35–44 лет считают, что компании должны учить всех сотрудников развитию личного бренда — и таким образом вкладываться в HR-репутацию бизнеса.
Если же вернуться к профессиональным авторам, то широкую аудиторию по всему миру гораздо быстрее набирали и продолжают набирать видеоблогеры. Секрет в том, что динамичный формат позволяет зрителям лучше узнать блогера с разных сторон, увидеть его мимику, услышать голос — и проникнуться харизмой. Тематика блога может меняться, но ядро аудитории, которая полюбила инфлюенсера за его личность, не исчезнет.
У самых популярных мировых авторов видеоконтента менялась подача блогов: MrBeast (307 млн подписчиков на YouTube) снимал локальные челленджи, а позже переключился на масштабные эксперименты, например, как провести семь дней на плоту посреди океана. PewDiePie (111 млн подписчиков на YouTube) прославился летсплеями — видео с прохождениями игр, но сейчас выкладывает также лайфстайл-видео о семейных буднях. И до сих пор их ролики набирают миллионы просмотров, а аудитория растет. Личный бренд оказался гораздо сильнее темы блога.
В России один из самых популярных отечественных видеоблогеров — Влад А4 (63,9 млн подписчиков на YouTube и уже более 2 млн подписчиков во «ВКонтакте»). Его основная аудитория — дети и подростки. Помимо яркого контента с челленджами ребята любят легкую подачу Влада и его эмоциональность. Он не смотрит на зрителей свысока, а общается с ними на одной волне — эта черта позволила ему развивать личный бренд и завоевать любовь молодежи.
Ключевыми чертами успешного личного бренда в первую очередь становятся именно персональные качества блогера — подача и авторский стиль привлекают аудиторию, даже если контент несколько вторичен.
Социальная экономика
Вопрос в доверии: как и почему на смену экспертам пришли инфлюенсеры
Мир цифровых технологий, мир соцсетей играет злые шутки с инфоцыганами: такие «специалисты» сами себя рано или поздно разоблачат.
Наверное, девочкам-стилистам из Instagram нужно усвоить еще одну простую вещь: работа стилиста – это точно такая же работа, как и все остальные. Конечно, в наше время любой может стать любым, все дороги открыты, но всякая работа – это ответственность, которую человек должен быть готов на себя принять, а также багаж необходимых знаний, который помогает повысить качество труда. Чтобы стать, например, архитектором, люди учатся пять лет, и после получают степень бакалавра, которая требует дальнейшего получения высшего образования. Помимо этого проходят миллионы дополнительных курсов, поскольку в наше время знаний, которые дают в университетах, недостаточно. Самообразование в виде прочтения тематической литературы – само собой разумеющееся. Ни один человек не доверил бы проект дома архитектору, который ведет классный Instagram, но при этом окончил полугодовые курсы и никогда не работал по специальности. Почему же клиенты должны доверять стилистам, которые не умеют стилизовать и не хотят этому серьезно и долго учиться? Да, эта работа требует практики, которая является частью обучения, но, как правило, практику людей, которые заняты в других отраслях, никто не оплачивает. Может, этого не стоит требовать и будущим стилистам, если они к этому объективно не готовы?
Подводя некоторый итог нашего разговора, мы бы хотели поразмышлять в еще одном ключе. Проблема образования в сфере моды и стиля в России – тема, требующая отдельного вдумчивого материала. Одинаковые коллекции дизайнеров, одинаковые стилисты в Instagram, отсутствие новых толковых журналистов и историков моды – все это явления одного порядка. И, возможно, беда не в том, что стилисты не хотят учиться, а в том, что получать качественные знания им попросту негде, и выйти на достойную практику действительно достаточно сложно. Остается только надеяться на то, что модная индустрия в России достигнет наконец-то на нормального уровня, и люди, которые действительно могут добиться в ней определенных высот, смогут себя реализовать, не растрачивая силы и время на самопиар, смешивающий их с дилетантами из социальных сетей.
Насколько широко распространился этот миф
Попробуйте ввести в поисковую строку «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла». Вы увидите, как много существует разных вариантов этого мифа. Как мы уже знаем, с момента его зарождения не проводилось эксперимента, который бы подтвердил этот подход. При этом используется идея довольно активно. Если вернуться к анализу уже упомянутого ранее Кена Мастерса, то лишь среди статей по медицинскому образованию, опубликованных в период с сентября 2012 года по апрель 2018-го, была найдена 41 работа с отсылкой к «пирамиде Дейла».
Мастерс также обнаружил, что количество ссылок на пирамиды обучения в медицинской образовательной литературе резко увеличилось по сравнению с периодом до 2012 года. Даже опровержения этой теории порой используются для её поддержки, а исследователи, которые признают недостоверность идеи, всё ещё включают её в свои работы.
Встречается пирамида обучения и в популярной литературе по саморазвитию. Например, в книге про финансовый успех «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» Роберта Кийосаки и Дональда Трампа есть следующий отрывок:
3 шаг. Грани вашего павильона (и почему они важны)
Внешность
Природа от рождения наделяет каждого определенными чертами, заложенными в нашем ДНК. Это наш колорит и геометрия внешности. К примеру, ни фруктовая, ни геометрическая классификации фигуры не учитывают всех возможных нюансов, зато в основе методики стилевых типажей Двин Ларсон лежит простая и понятная, а главное – персонифицированная логика: существуют два геометрических измерения внешности любого человека – масштабность (крупная и мелкая) и характер линий (углы и кривые). Смешивая их, получаем уникальный персонализированный микс природных особенностей, определяющий рекомендации, легко воплотимые в образе – через силуэты, длины, принты, деталировку и так далее.
Характер
Мы все разные, и одежда нам нужна разная. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то бежит от него, кому-то нравится подчеркивать свою женственность, а другим ближе жесткость и мускулинность образа. Если профессиональные актеры способны справиться со всеми этими амплуа играючи, то остальным это ни к чему и единственная роль, которую стоит играть – вы сами. В одежде должно быть комфортно, лишь тогда вы чувствуете себя на миллион – и выглядите также.
Образ жизни
Анализ социальных ролей и их пересечений, какие потребности должен закрывать гардероб – гарантированная защита от ситуации «полный шкаф, а надеть нечего».
Стиль мышления
Для безупречного результата придется поверить в себя, понять, что вы достойны самого лучшего, проработать свои комплексы и убеждения, навязанные извне, и полюбить себя раз и навсегда. К сожалению, многие сегодня живут в синдроме «отложенной жизни», и в этом случае ни услуги стилиста, ни обучение не дают результатов, ведь такие девушки не готовы позволить себе надеть то, в чем они будут сиять
Именно поэтому так важно менять свои установки, работать со свим сознанием и избавляться от сценариев, навязанных другими.
Цели и задачи
Представьте, что вы отправились на поиски клада и знаете, в каком лесу он зарыт, вот только подробной карты-то у вас и нет! Можно потратить жизнь, заплутав в пути. Так и любая работа без цели – поиск сокровищ без карты и ведет вникуда.
Почему людям так нравится «пирамида Дейла»
Компания Metiri Group, занимающаяся аналитикой данных, в 2008 году провела исследование «Мультимодальное обучение с помощью медиа» (Multimodal Learning Through Media), в котором подробно разобрала миф о «пирамиде Дейла».
Исследователи предполагают, что люди, добавляющие к схеме американского педагога проценты усвоения информации, чаще всего пытаются найти простое решение комплексной проблемы. В материале об аудиалах, визуалах и кинестетиках мы уже упоминали, что стремление педагогов найти лучший подход к ученикам совершенно естественно. Это желание подпитывает мифы вроде «пирамиды Дейла», но они при этом только создают приятную иллюзию.
Специалисты Metiri Group приходят к выводу, что не существует идеального решения для всех учащихся и любого преподаваемого материала. В некоторых случаях практические занятия действительно более эффективны, но это вовсе не значит, что они подойдут всем или что человеку всегда будет нужен исключительно «опытный» подход, что бы он ни изучал.
2 шаг. «Бриллиантовая идеология стиля»
Каждый раз, когда девушка обращается ко мне за помощью, я воспринимаю ее как настоящий бриллиант, созданный природой уникальным и прекрасным самим по себе, который ни в коем случае не нужно подгонять под навязанные извне стандарты, но лишь правильно придать подходящую именно ему огранку. Из этого убеждения и достигнутых при помощи его результатов и появилась бриллиантовая идеология стиля: к построению образа нужно относиться как ювелир относится к процессу огранки.
Если представить, что павильон – нижняя часть бриллианта, то его грани – это ваши исходные данные: то, что необходимо как следует проанализировать и проработать прежде, чем двигаться дальше. Загляните внутрь себя, задайте себе важные вопросы, затроньте аспекты .
С чего всё началось
Проследить историю возникновения этой теории довольно сложно, однако можно точно сказать, что она началась задолго до активной деятельности американского педагога Эдгара Дейла, с которой сейчас ассоциируется.
Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл подробный анализ использования концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании и выяснил, что впервые похожая идея была представлена в статье Чарльза Роудса 1906 года. Там указывается, что «мы запоминаем одну десятую того, что мы слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим, и девять десятых того, что делаем». Роудс помещает цитату в кавычки, но источник не указывает — так что, вероятно, и до него это убеждение было распространено.
В 1950-х американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) опубликовала свою версию пирамиды.
«Пирамида обучения» Национальной учебной лаборатории
По заявлению организации, эти процентные значения были установлены в процессе исследования NTL, однако найти подробную информацию о нём оказалось невозможно.
Неясно и то, как Эдгар Дейл стал ассоциироваться с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, нет ничего определённо похожего. Однако в этой работе можно встретить «конус опыта» — схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.
«Конус опыта» Эдгара Дейла из «Аудиовизуальных методов обучения», переиздание 1969 года
По запросу «Dale’s cone of experience» можно найти различные вариации конуса, в которых каждый тип учебного материала (текст, презентация, фильм и так далее) уже привязан к определённому проценту усвоения информации. Однако в оригинальной идее Дейла этого не было, схема вообще никак не касалась запоминания. Единственная её цель состояла в том, чтобы наглядно представить классификацию.
Третье переиздание «Аудиовизуальных методов обучения» Дейл специально дополнил разделом «Некоторые вероятные заблуждения» (Some Possible Misconceptions), в котором , что его классификация учебных материалов не означает, что конкретные формы обучения эффективнее, чем абстрактные. Как можно понять, его предупреждение не сработало.
Хороший стилист тот, кто может не только повторить образы из Pinterest для клиента или подписчиков, но и научить их транслировать свое состояние через одежду.
Наверное, стоит остановить этот поток глумления хотя бы на середине текста. Но, согласитесь, видеть некачественный контент, который порой еще и направляет на путь необдуманных покупок, — не самое приятное, что может случиться с вами в жизни. И это замечательно, если вы умеете фильтровать информацию, которую видите в Интернете. Однако есть пользователи «внушаемые», которые легко поддаются рекламе и привыкли доверять тому, что читают. Как правило, они и становятся жертвами Instagram-стилистов, расплачиваясь за их услуги не только деньгами, но и своим статусом, а в некоторых случаях, и душевным здоровьем.
Когда мы обращаемся к специалисту, мы надеемся решить задачу, которая не дает нам спокойно жить. К врачу мы идем тогда, когда у нас что-то болит, к стилисту – когда самостоятельно не можем подобрать себе такую одежду, которая будет помогать нам чувствовать себя лучше, подчеркивать наше социальное положение, открывать перед нами новые возможности. Но после того, как вам сделают образ, который совершенно не совпадает с тем, что вы бы хотели видеть, но зато якобы соответствует вашему типажу, вы вряд ли будете рады себе в зеркале. Вместо положительных эмоций в этом случае клиент получает еще большую неуверенность и чувство постоянного дискомфорта, при этом думая: «Но это же стилист, он не может быть неправ!». Еще как может, потому что стилистом этого человека назвать трудно.
Аналогичная ситуация и с подборками одежды в постах и сториз. Существуют аккаунты, в которых девушки, якобы являющиеся стилистами, дают советы своей многотысячной аудитории, как они должны выглядеть, чтобы быть стильными. Вариативность этих подборок одежды неразнообразна: с точки зрения этих «специалистов», все должны носить белые футболки, джинсы (обязательно подкатанные mom-jeans), двубортные тренчи и пиджаки мужского кроя. И только такой стиль в одежде они приемлют, а все остальное – «ужасная безвкусица» и «колхоз». Вам дают советы, не оставляя выбора, следовать им или нет, потому как создают ложное ощущение, что в комфортном для вас стиле вы будете выглядеть несовременно и вообще отвратительно. Чистой воды навязывание своего мнения и манипуляция, которая призвана продать услуги конкретного стилиста. А может быть, желание самоутвердиться, порицая выбор других людей. В любом случае, отсутствие адекватного диалога, унижение подписчиков и клиентов и работа без учета их интересов не делает чести никому.
Сомнительные практикующие стилисты могут испортить вашу репутацию плохо собранным комплектом для мероприятия. А их собратья, составляющие «модные образы» в Instagram, портят внешний вид тысячам людей, не давая им возможности раскрыть свой потенциал. Но, конечно, нельзя сказать, что в соцсетях невозможно найти хороших стилистов. Безусловно, они там есть, и их достаточно много.
Кто же такой хороший стилист? В современном мире это тот, кто может не только повторить образы из Pinterest для клиента или подписчиков, но и научить их транслировать свое состояние через одежду, помочь достичь гармонии между внутренним и внешним, показать человеку, как он может выглядеть, если будет прислушиваться к себе и своим потребностям. Хороший стилист никогда и никому не будет навязывать свой стиль, как это, в сущности, делают многие девочки в Instagram, а будет искать и раскрывать вашу индивидуальность. В конце концов, он должен помочь вам понять, что нельзя слепо повторять образы других людей, потому что они изначально не были созданы для вас. В каждом образе должен быть какой-то элемент «выдумки», характеризующий именно вас. Хороший стилист не будет стричь всех под одну гребенку. И, скорее всего, не будет предлагать подборки одежды или свои услуги. Хотя бы потому, что навязчивость – признак дурного вкуса.
Не так давно мы писали материал о том, что значит быть настоящим профессионалом, и пришли, в том числе, к выводу, что главный показатель профессионализма – это качественно выполненная работа. Если ты хорошо делаешь свою работу, клиенты у тебя однозначно будут, и ты будешь хорошо зарабатывать, а если нет, то на нет и суда нет. Казалось бы, истины проще придумать нельзя, это лежит на поверхности, но, к сожалению, до сих пор многие думают, что смогут обмануть всех и выйти сухими из воды. Мир цифровых технологий, мир соцсетей играет злые шутки с инфоцыганами: такие «специалисты» сами себя рано или поздно разоблачат. Один неудачный пост или информационный продукт, и вот уже подписчики, которые раньше верили в то, что ты суперстилист, знают, что у тебя нет клиентской базы и ни с какими глянцевыми журналами ты никогда не сотрудничал.
От хобби к многомиллионным контрактам: как личные блоги стали ведущим инструментом продвижения бизнеса
Опрос Perfluence и OMI летом 2023 года показал, что 29% респондентов в России хотели бы завести свой блог. Но 44% опрошенных выразили сомнение, что способны получить доход от ведения соцсетей. Хотя каждый четвертый респондент хотел бы развивать блог ради достойного заработка.
Уже через год, в июне 2024-го, опрос «Одноклассников» показал, что почти половина (46%) респондентов имеют блоги, которые приносят владельцам дополнительный доход параллельно с основной работой. А 19% опрошенных инфлюенсеров в России решили уволиться с основной работы и сделали блог единственным источником заработка.
Монетизировать свой контент на площадках можно несколькими способами:
- заключить рекламные контракты с брендами;
- использовать программы монетизации контента от самих площадок или партнерские предложения;
- получать донаты от зрителей, например, во время прямых трансляций;
- собирать эксклюзивные подписки на контент за регулярную плату зрителей;
- создавать и продавать собственную продукцию — как информационную (онлайн-курсы и разборы), так и материальную (мерч или сувениры).
Многие начинающие блогеры, которые хотят сделать из своего блога не просто хобби, а источник заработка, на старте пробуют вступить в партнерскую программу или монетизировать контент на условиях площадки. Авторы «ВКонтакте» могут при определенных условиях получать доход от ведения сообществ, а зарубежные блогеры на YouTube — монетизировать свои каналы (для российских авторов эта функция недоступна с 2022 года). Но многие создатели контента не уходят дальше этого уровня — они сохраняют блоги в качестве увлечения или дополнительного заработка. Причины могут быть разными: от желания сохранить аутентичность своего творчества и не делать упор на коммерческие размещения до неумения использовать полный функционал платформ, который помогает продвигать контент на рынке.
Однако самые упорные авторы постепенно изучают инструменты, растят аудиторию и превращают блог в свой бизнес. Ключевое направление развития в нем — контракты с брендами, 92% создателей контента по всему миру получают большую часть дохода именно от этой активности. Работа с бизнесом позволяет авторам вывести блог на новый уровень и заниматься инфлюенс-маркетингом, или influence marketing, — продвигать товары или услуги компаний через свой контент и рекомендации в блоге.
При этом, по Collabstr, средняя цена интеграций у блогеров на разных площадках по всему миру варьируется от $356 до $816. В России выделить среднюю стоимость сложнее, поскольку итоговая цена рекламы бренда зависит от разных факторов — от количества подписчиков у блогера и охвата его постов до площадки размещения. Стоимость может варьироваться от нескольких тысяч до миллионов рублей.
Если говорить о глобальных показателях отрасли, по прогнозам аналитиков Collabstr, мировой рынок инфлюенс-маркетинга увеличится до $19,8 млрд в 2024 году, годовой рост составит 13,7%. Согласно данным Ассоциации блогеров и агентств (АБА) и eLama, в 2024 году инфлюенс-рынок в России вырастет на 33,5% и составит ₽42,5 млрд.
Экономика инноваций
Инфлюенсеры без аудитории: правда и мифы о виртуальных блогерах
Какие инструменты играют важную роль в экономике создателей
Драйвером отрасли стали новые платформы и инструменты для блогеров, которые упрощают создание контента, делают продакшен дешевле и позволяют быстро показать свою работу широкой аудитории — и заработать на этом.
К примеру, во время пандемии коронавируса ведущим форматом были прямые трансляции: они отнимали гораздо меньше ресурсов, чем создание полноценных горизонтальных видеороликов, помогали держать эмоциональную связь с аудиторией в непростое время и собирать донаты.
За последние три-четыре года популярность во всем мире обрели уже короткие ролики. Недавнее исследование «ВКонтакте» показало, что 73% пользователей смотрят вертикальные видео, фото и картинки — 64%, а музыку часто слушают 69%. Клипы стали контентом, который пользуется наибольшей популярностью у людей. Платформы в России и мире, включая Instagram, YouTube, TikTok, VK и другие, сделали упор именно на этот формат контента и стали максимально улучшать пользовательский опыт: добавляли новые функции во встроенных редакторах на площадках, привлекали к сотрудничеству музыкантов, чтобы расширять плейлисты, обучали начинающих блогеров созданию вертикальных видео.
Платформы стараются активнее промоутировать формат, чтобы привлечь к нему как можно больше аудитории и сохранить ее внутри своей площадки. Для авторов в этом есть важный момент: каким бы творчеством они ни занимались, через короткие ролики можно быстро получить доступ к широким категориям зрителей. Можно представить начинающего писателя, про которого мало кто знает. Он написал сборник рассказов, но напечатать его не получается, потому что издатели не хотят работать с неизвестным автором: у него нет аудитории, а значит, книги никто не будет покупать.
У этой истории может быть и другой итог. Автор мог параллельно с написанием рассказов снимать короткие ролики о процессе литературного творчества, об источниках вдохновения или рассказывать в клипах о персонажах своих историй. И выходить на зрителей, которые любят не только смотреть короткие видео, но и читать книги. После этого остается набрать подписчиков, чтобы потенциальный издатель точно знал, что у выпущенных книг будут покупатели — аудитория, увлеченная творчеством этого автора.
Экономика инноваций
Что такое Creator Economy и зачем инвестировать в инфлюенсеров