«кружечные дворы» и сухие законы: как боролись с пьянством на руси

Мифы о пьянстве на руси: правда и вымысел

Разрушение стереотипов

Русская история богата множеством мифов и стереотипов о пьянстве. Однако, современные историки исследуют эту тему и приходят к выводу, что реальность была не такой однозначной, как представляется.

Первый миф, который следует разрушить, связан с утверждением, что на Руси пьянство было нормой и частью культуры. Однако, анализ исторических источников показывает, что в древнерусском обществе отношение к алкоголю было органичным и умеренным.

Опираясь на данные археологических раскопок, а также тексты летописей и монастырских документов, можно утверждать, что алкоголь был присутствующим в культуре, но не играл такую значимую роль, как считается. Монастыри производили вино и пиво для своих церковных служб, а также для светских целей. Во время празднеств и торжественных мероприятий алкоголь также употреблялся, но в умеренных количествах и с особыми церемониями.

Другим распространенным мифом является утверждение о пьянстве как пределе русской души и национальной идентичности. Однако, исторические источники показывают, что на самом деле пьянство не было такой распространенной чертой на Руси. Древнерусские законы и правила монастырей строго запрещали пьянство и предписывали ответственное отношение к употреблению алкоголя.

Таким образом, разрушение мифов о пьянстве на Руси помогает нам увидеть более точную картину прошлого. Культура питья на Руси была сложной и многогранной, и нельзя ограничивать ее стереотипами и упрощенными представлениями. Дальнейшие исследования и более глубокое понимание исторического контекста помогут нам лучше увидеть истинную культуру питья в русской истории.

Источники

  • Keinänen A., Uittamo J., Marinescu-Gava M., Kainulainen S., Snäll J. Preoperative C-reactive protein to albumin ratio and oral health in oral squamous cell carcinoma patients. // BMC Oral Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.132; PMID:33740951
  • Xiao W., Yang Y., Shi J., Xu J., Zhu J., Wu Z. The diagnostic efficacy and predictive value of combined lipoprotein laboratory indexes for atherosclerosis. // J Pak Med Assoc — 2020 — Vol70 — N9 — p.115-119; PMID:33177739
  • Chiang JJ., Cole SW., Bower JE., Irwin MR., Taylor SE., Arevalo J., Fuligni AJ. Daily interpersonal stress, sleep duration, and gene regulation during late adolescence. // Psychoneuroendocrinology — 2019 — Vol103 — NNULL — p.147-155; PMID:30690224
  • Palomar Coloma V., Bravo P., Lezghed N., Mayache-Badis L., Herrera Gómez RG., Iacob M., Nicouleau L., Desmaris R., Tao Y., Leibu C., Matias M., Lemare F., Even C., Annereau M., Ferté C. High incidence of cetuximab-related infusion reactions in head and neck patients. // ESMO Open — 2018 — Vol3 — N5 — p.e000346; PMID:30094066
  • Lee SJ., Lee DG. Relationship between Kidney Dysfunction and Ischemic Stroke Outcomes: Albuminuria, but Not Estimated Glomerular Filtration Rate, Is Associated with the Risk of Further Vascular Events and Mortality after Stroke. // PLoS One — 2016 — Vol11 — N5 — p.e0155939; PMID:27213281
  • Jannasch O., Klinge T., Otto R., Chiapponi C., Udelnow A., Lippert H., Bruns CJ., Mroczkowski P. Risk factors, short and long term outcome of anastomotic leaks in rectal cancer. // Oncotarget — 2015 — Vol6 — N34 — p.36884-93; PMID:26392333
  • Pryor DI., Burmeister E., Burmeister BH., Poulsen MG., Porceddu SV. Distinct patterns of stomatitis with concurrent cetuximab and radiotherapy for head and neck squamous cell carcinoma. // Oral Oncol — 2011 — Vol47 — N10 — p.984-7; PMID:21852185

Пьянство и народные обряды

В средневековой России пьянство было неотъемлемой частью народных обрядов. Многие праздники и торжества сопровождались употреблением алкогольных напитков. Пьянство в этих случаях не рассматривалось как негативное явление, а было скорее способом сближения людей и создания общего коллективного настроения.

Наиболее известным обрядом, связанным с пьянством, было «кубышевание». Этот обряд проводился в преддверии свадебного торжества. Молодые парни и девчата собирались у жениха или невесты и весело пили с Нового года до свадебного дня. Они ходили по деревушке, и на всех праздничных площадках порядочно пили. За кубышками пользовались мужчины и женщины, но сосуды разъезжались по отдельности, их разделяли гендерные признаки: женщины сидели вместе, мужчины в отдельности.

Еще одним популярным народным обрядом было «двурогатие» — праздник в честь Преображения Господня, когда деревенская молодежь собиралась на лугу и весело праздновала. На этом празднике принято было пить особые напитки — «горилку», которая представляла собой самогон, приготовленный по особому рецепту.

  • Пьянство наряду с музыкой и танцами являлось одной из составляющих элементов казачьих круговых песен – «романсов», возникших в XVI–XVII веках. Казаки исполняли их во время военного отрадного отдыха, на пирах и других торжествах.
  • В деревнях пьянство сопровождалось различными национальными играми, такими как горка, дьячок, водограй, котелок и многие другие. Они предполагались для развлечения и снятия напряжения.

Народные обряды, связанные с пьянством, были распространены по всей Руси и даже внесены в коллективное бессознательное народа. Они позволяли людям отвлечься от повседневных забот, насладиться свободой и радостью, создать атмосферу взаимного доверия и братства.

Русская водка как национальный символ

Впервые водка появилась на Руси в XIV веке и сразу стала популярным напитком среди купцов и патриархов. Со временем ее потребление стало распространенным среди всех слоев населения, и водка стала символом русской гостеприимности и дружелюбия. Водку стали употреблять на различных праздниках и торжествах, а также в повседневной жизни.

Русская водка имеет свои особенности производства, которые делают ее уникальной. Она производится из спирта и воды, а также может содержать добавки, которые придают ей характерный вкус и аромат. Водка проходит специальную фильтрацию и очистку, чтобы достичь определенного качества и стандарта.

В современной России русская водка является не только алкогольным напитком, но и символом страны. Она ассоциируется с русским гостеприимством, традициями и образом жизни. Множество русских песен, стихов и фильмов упоминают водку и ее значение для русского народа

Русская водка стала неотъемлемой частью национальной кухни и культуры, и ее употребление стало важной составляющей русского национального самосознания

Однако, стоит помнить, что эксцессы с употреблением алкоголя, включая водку, приводят к негативным последствиям

Важно употреблять водку с умом и быть ответственным в отношении своего здоровья и окружающих

Таким образом, русская водка является не только алкогольным напитком, но и символом русской культуры и истории. Она находится в самом сердце русского народа и играет значительную роль в его жизни и традициях

Однако, важно помнить об ответственном потреблении и уважении к алкоголю

«Величайшее удовольствие русских — пьянство»

Любой национальный стереотип возникает в процессе знакомства народов друг с другом. Только так англичане могут узнать, что, оказывается, они чопорные, а итальянцы — обнаружить, что они импульсивные и громкие. Точно так же именно благодаря иностранцам русские поняли, что они лихо и очень много пьют.

О русском пьянстве европейцы писали с 16−17 веков. К примеру, немецкий путешественник Адам Олеарий (первая половина 17-го в.) рассказывал о выпивке на Руси так: «Порок пьянства так распространён у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что, если на улице видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания, до того всё это обыденно». Олеарий считал, что нигде не пьют так, как в Московии.

Похожее сообщение оставил и французский наёмник Жак Маржерет (начало 17-го в.): «Так как они не привержены к работе, но пристрастились к пьянству, как нельзя более. (…) Этому порочному пьянству безмерно предаются все подряд, как мужчины, так и женщины, девицы и дети; священнослужители так же или даже более чем другие». Вторил Олеарию и Маржерету и Жан Струис в 1668 г.: «Водку пьют мужчины и женщины в любое время. Пьют водку с перцем или без даже дети, не делая гримас, женщины тоже пьют не церемонясь, у всех на виду».

В государевом кабаке. (wikimedia.org)

С тех пор европейцы считали любовь к пьянству неотъемлемым качеством русского народа. Да и до сих пор водка — одна из первых ассоциаций с Россией наряду с балалайкой, шапкой-ушанкой, самоварами, медведями и ядерными ракетами. Многие путешественники, побывавшие в русских землях и знакомые с записками предшественников, находили подтверждение «пьяному» стереотипу и писали об этом: С. фон Герберштейн, П. Петрей, Н. Витсен и др. В 19-м веке миф о русском пьянстве стал уже непобедимым.

Важную роль в закреплении образа пьющего русского сыграл автор известнейших в Европе записок «Россия в 1839 году» французский маркиз Астольф де Кюстин: «Величайшее удовольствие русских — пьянство, другими словами — забвение. Несчастные люди! Им нужно бредить, чтобы быть счастливыми. Но вот что характеризует добродушие русского народа: напившись, мужики становятся чувствительными и вместо того, чтобы угощать друг друга тумаками, по обычаю наших пьяниц, они плачут и целуются. Любопытная и странная нация! Она заслуживает лучшей участи».

Или вот ещё из записок де Кюстина: «Народ топит свою тоску в молчаливом пьянстве, высшие классы — в шумном разгуле».

В якобы свойственный русскому народу порок пьянства поверили (и верят до сих пор) и многие русские — стереотип алкоголизма вовсю распространяла отечественная культура 19−20 вв. С середины 19-го в. открывались общества трезвости, несколько раз боролась с пьянством в 20-м в. советская власть. У этих кампаний была и рациональная основа (к примеру, довольно высокая смертность от алкогольных отравлений — почему так происходило, скажем далее), но не только — и энтузиасты-трезвенники, и чиновники были убеждены, что народ пьёт непомерно, спивается. И это несмотря на то, что на самом деле всё это время пили русские меньше, чем большинство европейцев; в 1913 г. — по 3,14 литра в год на душу населения — в три раза меньше, чем англичане и немцы и в несколько раз меньше, чем итальянцы и французы.

Из «Всеобщего русского календаря», 1910 г. (wikimedia.org)

«Маринад» в бочке

Историки давно уже развенчали миф о том, что пьянство — исконно русская «традиция». Традиционные славянские напитки — медовуха, сурья, квас — были слабоалкогольными, да и чаще всего их пили по праздникам или определенным житейским ситуациям. Поэтому и бороться с пьянством вплоть до времён правления Ивана Грозного было не нужно: такой проблемы попросту не существовало.

Крепкий алкоголь, а вместе с ним и кабаки появились при Иване IV Грозном. Да и само первое питейное заведение открыл царь собственноручно для своих опричников. Продажа водки приносила приличную прибыль государству. Именно в это время устанавливается «кабацкое самоторжие» — государственная монополия на алкоголь, породившая повальное народное пьянство.

Удивительно, что сам Грозный пьяниц терпеть не мог и придумывалв наказание им пытки в своём излюбленном стиле: «маринад» из бочки с алкоголем, в котором человек проводил много часов и зачастую так и умирал. Конечно же, такая расправа не распространялась на буйно пьянствующих опричников.

Исторические аспекты пьяного образа жизни

Пьянство и алкогольное опьянение считались одними из распространенных явлений в древней Руси. Несмотря на то, что пьянство всегда было присутствием в обычаях и традициях русского народа, оно имело свою специфику и исторические особенности.

Одним из основных исторических аспектов пьяного образа жизни на Руси была неотъемлемая роль пьянства в обрядовой жизни. Алкоголь сопровождал все важные события в жизни русского общества, начиная от рождественских и крещенских гуляний, до свадеб и похорон. Пьяный образ жизни был неразрывно связан с религиозными и культовыми традициями, а алкогольные напитки, такие как медовуха и квас, имели священное значение и использовались в религиозных обрядах.

Еще одним историческим аспектом пьяного образа жизни была его связь с военными и политическими аспектами русской истории. Во времена Русского царства и Великого княжества Московского, алкоголь играл важную роль в военных кампаниях и политических договоренностях. Напитки были одним из важных элементов, укрепляющих социальные связи и создающих доверие между воинами и политическими лидерами. Кроме того, пьянство использовалось для регулирования социальных и политических конфликтов и защиты национальной самобытности.

Также стоит отметить историческую особенность пьяного образа жизни на Руси – связь с народными обычаями и поверьями. В верованиях русского народа существовали мифы о сверхъестественных свойствах алкоголя и о его способности противостоять болезням и напастям. Так, к примеру, на Руси традиционно верили, что при употреблении алкоголя можно изгнать злых духов и предсказать будущее.

  • В итоге, исторические аспекты пьяного образа жизни на Руси включали в себя:
  • Пьянство и алкогольное опьянение в религиозных и культовых обрядах;
  • Связь с военными и политическими аспектами русской истории;
  • Связь с народными обычаями и поверьями.

В современном мире пьяный образ жизни на Руси теряет все больше своей значимости, но исторические аспекты его проявления остаются важными для понимания культуры и традиций русского народа.

Оглянемся назад

Многие исследователи приходят к мнению, что многие первобытные народы, для проведения своих различных ритуалов использовали алкогольные зелья, которые и помогали им общаться с духами, богами, умершими предками, впадать в транс. Причем делали это задолго до того, как начали пользоваться огнем. Так что корни алкогольных снадобий уходят глубоко в древность.

Застолье в крестьянской семье

А если говорить непосредственно об алкогольных напитках, то самым давним является пиво. Его производство было освоено еще семь тысяч лет назад в Вавилоне, Египте.

Спирт появился только в начале седьмого века благодаря стараниям арабов. В Европе крепкий алкоголь начали изготавливать в средние века, именно отсюда он и распространился по другим странам.

Что такое кабацкие бунты?

В 1647 году во многих городах России из-за неспособности городской бедноты вернуть долги кабакам и резкого снижения качества спиртных напитков возникают «кабацкие бунты». Для подавления этих бунтов царю пришлось использовать войска. После этого государство начинает принимать меры против пьянства русского народа. На Земском соборе 1652 года было принято решение об ограничении количества кабаков, были определены дни, когда торговать спиртным запрещалось (в общей сложности их набралось более 180). Водка теперь отпускалась по одной чарке (143,5 гр.) в одни руки. Поступления в царскую казну резко сократились и через семь лет эти запреты фактически перестали соблюдаться.

Древнейший алкогольный напиток — пиво

С изобретением керамической (посуды примерно VIII тысяч лет до н. э.) появилась возможность приготовления разнообразных алкогольных напитков из меда, винограда и других плодов. Один из самых древних напитков – пиво. Известно, что его варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э. Клинопись, обнаруженная археологом Е. Хубером содержит рецепты 15 сортов этого напитка.

В Древней Греции и Египте пиво было очень популярно и употреблялось каждый день наряду с хлебом и луком – основными продуктами питания большей части населения. Кроме того, оно очень естественно вплетается в культуру и религию этих народов. На многих рисунках изображаются люди пьющие или изготовляющие пиво, боги и правители с кубками в руках. В Греции даже верили в специального бога виноделия – Диониса. В его честь регулярно проводились празднества (дионисии) с огромным количеством спиртного, разумеется. Может быть, поэтому Дионис был одним из самых почитаемых богов среди греков.

Что же пили на Руси?

Помнишь про «мед-пиво», который по усам тек, да в рот не попал? Хмельной мед действительно был популярен: на его основе изготавливали два вида вина — ставленое и вареное. Первое было очень дорогим: сброженную смесь ягодного сока и меда в бочке закапывали в землю на 10-15 лет. Вареное вино был попроще: мед разбавляли водой, добавляли фрукты и ягоды, варили, остужали и оставляли бродить.

Еще одним популярным напитком был квас — густое пиво, от названия которого и пошло выражение «квасить». Также к современному пиву был очень близок ол, изготовленный на основе зерновых культур с добавлением полыни. Весной из перебродившего березового сока готовили березовицу. Крепость всех этих напитков была не высока — до 15-17 градусов.

Изменилось всё во времена Петра I, который приказал ежедневно подносить «по чарке» строителям Петербурга, рабочим верфей, солдатам и матросам. Но и тогда в размах алкоголизма в деревнях был сильно преувеличен: как говорил русский публицист XIX века и агрохимик Александр Энгельгардт, «всё, что пишется в газетах о непомерном пьянстве, пишется корреспондентами, преимущественно чиновниками, из городов».

До сих пор Россия не попала даже в первую десятку самых пьющих стран — она находится на 16 месте, «уступив» топовые позиции Франции, Германии, Португалии, Чехии и другим соседям.

Где пили в России?

Примерно с 1555 года по всей России начинают закрывать корчмы (что-то вроде современных кафе), где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (по сути, питейные дома), где можно было только пить, а есть или просто закусывать – нельзя. Такое употребление очень быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию алкогольной зависимости. Через некоторое время был введен запрет на производство спиртного самими крестьянами. Государство стало монополистом в этой области и получало от нее огромный доход в казну.

В то же время право производить алкоголь для себя осталось за дворянами и другими высшими сословиями. Практически в каждой семье был свой оригинальный рецепт с добавлением особых трав и ягод. Такие элитные напитки нередко становились подарками высокопоставленным лицам. Известно, что Екатерина II посылала русскую водку в подарок европейским монархам и известному философу и писателю Вольтеру.

Собственное производство привело к пьянству

Первая водка на Руси была изобретена только лишь в конце 15 столетия. Это было не что иное, как разбавленный хлебный спирт, отсюда соответственно и название – хлебная водка. Вначале это не привело к тотальному пьянству. Ведь русский народ был глубоко религиозный и подчинялся патриархальному укладу жизни.

Традиционно русский стол

Но когда государство взяло на себя полный контроль и управление производством и потреблением спиртных напитков, в Русь пришло пьянство. Для простого народа производилась низкокачественная водка, а для высших слоев – элитная. По всей стране появляются кабаки (питейные), заведения где можно было выпить алкоголь, но не закусить. Таким образом развивалась широкомасштабная зависимость. В итоге у бедноты накопились огромные долги, в кабаках стали продавать самый низкопробный спирт, такая ситуация спровоцировала бунты. На их подавления царь использовал воска. И только после этого были приняты соответствующие меры по борьбе с пьянством.

Алкоголь, конечно всегда присутствовал в жизни человека, но его чрезмерное употребление порицалось во все времена у всех народов.

Мифы о пьянстве на Руси

  • Первый миф заключается в том, что пьянство было основой русской культуры. На самом деле, употребление алкоголя в России имело свою историю и свои особенности, отличающиеся от того, что присуще другим народам.
  • Второй миф утверждает, что русские люди пьянствовали постоянно и в больших количествах. Этот клише часто используется для создания негативного образа русского народа. Однако, русская культура питья имела свои традиции и правила. Русские люди употребляли алкоголь в определенных ситуациях, связанных с обрядами, праздниками или общением с друзьями.
  • Третий миф заключается в том, что русские люди не могут быть веселы и общительны без алкоголя. На самом деле, русская культура празднования и общения была и остается богатой и разнообразной без использования алкоголя.

Таким образом, мифы о пьянстве на Руси являются неправдивыми и представляют искаженную картину реальности. Русская культура питья была общественной и имела свои правила и традиции

Важно различать истинную историю и культуру питья русского народа, не падая в ловушку распространенных стереотипов и мифов

Пьяная Русь. Или трезвая…

Мнение о том, что русский человек — это пьяница с испокон веков абсолютно ошибочно. На Руси пили мало. По большим праздникам варили брагу, медовуху, пиво. Но это были слабоалкогольные напитки, содержания в них спирта не превышало 10 градусов. Да и процесс пития имел свои обычаи. Собравшиеся за столом пускали чарку с медовухой по кругу и делали не более двух глотков. Поэтому напиться во время таких празднеств было практически невозможно. А в будний день в Древней Руси алкоголь не употребляли, так как это было грешно и позорно.

Вино в мультике

Мед или медовуха наиболее популярный напиток, но и дорогостоящий. Для его приготовления брали смесь трав, ягодного сока и меда, все это сбраживали, затем переливали в деревянную бочку и закапывали в землю на десять лет. И только по их прошествию напиток подавали к праздничному столу. Как видим процесс приготовления данного алкогольного напитка достаточно длительный и дорогостоящий. Несколько позже, чтобы упростить его, смесь стали разбавлять водой.

Из быстрых и более дешевых напитков на Руси было хмельное пиво, которое изготовляли из ржи или ячменя.

«Кружечные дворы»

Первая попытка борьбы с повальным пьянством зафиксирована во времена правления царя Алексея Михайловича в 1652 году. Алкогольная реформа упраздняла кабаки — рассадники народного бедствия — и учреждала вместо них так называемые «кружечные дворы». Водку в них продавали исключительно навынос. По замыслу государя, это должно было научить людей пить ограниченными порциями и по большей части дома, что, мол, снизит уровень алкоголизма.

Но в реформе крылась фатальная ошибка: стеклотара была крайне дорогостоящим товаром на Руси, и водку было попросту не в чем выносить… Антиалкогольная кампания провалилась.

Часто ли пили на Руси?

В «Повести временных лет» говорится, что князь Владимир предпочел христианство исламу из-за запрета на алкоголь. «Веселие на Руси есть пити, иначе нам не жити», — эту фразу нередко приводят как аргумент в пользу того, что испокон веков на Руси пили, и ни народ, ни аристократы не мыслили без этого жизни.

Доля правды в этом есть: совместные пиры дружинников и бояр действительно случались часто. Вот только такие встречи никогда не считались поводом «накидаться» до положения риз. Поднимая чашу, мужчины произносили молитвы, здравицы и клятвы — фактически трапеза, на которой, по поверью, присутствовали все умершие представители рода, приобретала сакральный смысл и превращалась в ритуал.

Простые русичи тем более не пьянствовали — жители деревень и сел всё свое время тратили на работу и гуляли лишь в праздники. Пить в одиночку или небольшой компанией без официального повода было также немыслимо, как сейчас отправиться голым в супермаркет. Любой человек, замеченный в подобном, тут же получал клеймо странного или даже умалишенного и превращался в изгоя.

После крещения Руси мало что изменилось: например, в середине XVI века литовский посол Михалон Литвин в своем трактате «О нравах татар, литовцев и москвитян» писал, что москвитяне «воздерживаются от пьянства, города их славятся ремесленниками». Лишь во второй половине того же века в Москве появился «государев кабак», где населению продавали хлебное вино крепостью 38 градусов, вот только такое заведение существовало лишь одно.

Спирт в Московское княжество впервые привезли генуэзцы в 1386 году. Попробовав напиток, москвичи объявили его непригодным для питья — до XV века «подарок» использовали исключительно как лекарственное средство: аптекари гнали его, чтобы делать настойки.

Когда на Руси появилось пьянство?

Еще сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было. Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность. «Домострой» – книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».

Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. Отсюда развитие алкоголя в России пошло двумя путями: алкоголизация простого народа низкопробной водкой и производство качественных напитков для высших слоев общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: