Панталоны, стриптиз и экзотика: как бурлеск шокировал и покорял США
Уже в 1840-х бурлеск-шоу были популярным развлечением в США. Артисты часто пародировали «высокую культуру» и веселили этим публику — знатную и не очень. В 1868 году в Нью-Йорк приехала знаменитая танцовщица и актриса Лидия Томпсон со своей бурлеск-труппой «Британские блондинки». Артистки произвели настоящий фурор и познакомили американцев с более раскованным стилем бурлеска. Участницы «Британских блондинок» носили лифы с глубоким вырезом и короткие облегающие панталоны. Они переодевались в мужчин, включая олимпийских богов. А ещё пели «непочтительные песни» и дерзко острили со сцены. Одни театральные критики считали это волнующим и красивым. Другие — «чудовищно неуместным».
Так или иначе, представления пользовались огромным спросом. «Британские блондинки» десять лет гастролировали по США, и со временем у них даже появились подражательницы. Новые женские труппы продолжали расшатывать общественные устои, писал американский профессор Роберт Аллен в своей книге об истории американского бурлеска.
Лучшая иллюстрация этих слов — рекламные плакаты шоу. На них художники изображали мир, которым правят женщины. Мужчин (обычно знатных и богатых) показывали беспомощными наблюдателями, порой даже жертвами. А женщин — властными и подчёркнуто сексуальными. Так, на афише труппы «Бон-Тон Бурлеск» пятеро мужчин-лилипутов танцуют у ног хористки-великанши. А она с улыбкой управляет ими, дёргая за верёвочки.
Оля Ёгидэ / Горящая изба
При всей смелости и новизне бурлеска, своя ложка дёгтя в нём тоже была. Многие шоу были откровенно расистскими. Публику заманивали диковинкой: «примитивными» женщинами из «экзотических» стран. Сценки, танцы и шутки в таких шоу были унизительными. И в целом темнокожим женщинам в бурлеске было нелегко. Им редко давали выступать. А те немногие, которым удалось пробиться, столкнулись с расистскими нападками в газетах. Вдобавок после Великой депрессии женщины стали уязвимее. Обеднев, они искали работу. И под видом бурлеска их нередко втягивали в стриптиз-индустрию.
Со временем бурлеск ещё сильнее прогнулся под патриархат и капитализм. К середине XX века из него пропала сатира. Перформанс в целом отошёл на второй план. А талантливые и самобытные исполнительницы превратились в объективированные тела, которыми развлекали мужчин. При этом власти вдруг озаботились нравственностью выступлений. В бурлеск-театры не раз врывалась полиция. Во время рейдов танцовщиц обвиняли в «оскорбительном поведении» и даже арестовывали.
На Западе набирало обороты женское движение. В 1960-х студентки-феминистки протестовали рядом с клубами бурлеска — призывали сжигать лифчики и бороться за равенство полов. Некоторые танцовщицы видели в этом угрозу для себя и своего образа жизни. Из-за этого они не причисляли себя к фем-движению. Хотя интерес к бурлеску угас не только из-за него. Порнография стала доступнее, и уже не нужно было идти в клуб, чтобы посмотреть на обнажённое женское тело. После 70-х про бурлеск постепенно забыли. Но, как оказалось, только на время.
Бурлеск в России
В России бурлеск впервые отчетливо проявился в поэме В.И.Майкова «Игрок ломбера» (1763), а наиболее широкого распространения достиг в середине 19 в. Сатирическая журналистика 1850-70х активно использовала бурлеск наряду с пародией и смежными комическими жанрами. Этот период дал истории отечественной литературы ярчайший пример в виде поэтического творчества Козьмы Пруткова (А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых).
Слово бурлеск произошло от
французского и английского burlesque, итальянского burla, что в переводе означает — шутка.
Стиль бурлеск ассоциируется у многих с восхитительной Дитой фон Тиз и искрометной героиней Николь Кидман в незабываемой картине «Мулен Руж». Изящные изгибы полуобнаженного женского тела, игривые прически и непостижимо сексуальная одежда — все эти элементы складываются в восхитительный коктейль Бурлеска. Но в чем секрет этого направления моды?
Тамасинушка
В бурлеск я не приходила, я его создала сама в Красноярске. С самого детства хотела делать что-нибудь эротическое, но при этом завораживающее, — шоу, которое показывало бы целый воображаемый мир. Когда до меня дошло, что таким искусством может быть бурлеск, мне было лет 16, и я сразу же начала делать первые шаги к своей мечте. Причем эти шаги были первыми не только для меня, но и для Красноярска. Никто не занимался бурлеском за пределами Москвы.
Я обожаю делать пасхалочки в своих номерах, правда, потом поступаю как ужасный творец — только и делаю, что занимаюсь декодингом — обожаю рассказывать, о чем я рассказываю. У меня есть определенный набор вкусов, которые влияют на то, что я показываю на сцене. Например, сильная привязанность к прошлому столетию. Настолько волнующими и загадочными мне кажутся женщины тех лет. В наше время я этого не замечаю. Без сомнения, у нас есть собственные культурные и художественные достижения, но они мне не близки. Я не стараюсь косплеить героинь ушедших эпох, а скорее хочу воспроизвести общий дух. Со всем этим у меня сливается моя любовь к фетишизму. В итоге получается что-то среднее.
Была ли я каким-то скучным человеком, а потом стала заниматься бурлеском, и он внезапно изменил мою жизнь? Нет, такого не было. Мне кажется, бурлеск позволил мне говорить еще громче, быть еще масштабнее. Был ли художник до того, как взял кисти в руки, обычным человеком? Не думаю. Я не ждала, когда на меня рухнет возможность танцевать, а просто взяла и создала эту возможность для себя.
Актер должен уметь отключиться от всего. К сожалению, я, как актриса, страдаю от того, что некоторые части образа переносятся в реальную жизнь и мне порой бывает сложно от них отказаться.
История бурлеска
Марион Мартин и Глория Диксон в фильме Леди Бурлеск
Бурлеск был привезен в Америку из Британия в конце 1860-х годов Лидия Томпсон И ее Британские блондинки, труппа, которая подделывала традиционные театральные постановки и показывала женщин, исполняющих мужские роли, в костюмах, которые считались показательными для того времени. Американский бурлеск скоро ассимилировался мюзик-холл, Менестрель показывает, стриптиз, комедия и кабаре стили эволюционировать от безумия двадцатых и тридцатых годов до девчачьих шоу 40-50-х годов, которые в конечном итоге уступили место современному стриптиз-клубу. Стриптиз-элемент бурлеска стал предметом обширного местного законодательства, что привело к театральной форме, которая не подвергалась критике цензоров.
К концу 1930-х годов социальное преследование бурлеск-шоу начало постепенно снижаться. Шоу постепенно менялись из ансамбля сквернословие от разнообразных представлений до простых представлений с упором на стриптиз. В Нью-Йорке, мэр Фиорелло Ла Гуардия подавили бурлеск, фактически вытеснив его из бизнеса к началу 1940-х годов. Бурлеск продолжал развиваться повсюду в США, и к 1970-м годам, когда нагота стала обычным явлением в театрах, американский бурлеск достиг «своей окончательной жалкой кончины».
В годы его упадка и после него фильмы стремились передать дух американского бурлеска. Например, в Я Не Ангел (1933), Мэй Уэст исполнили бурлеск. Фильм 1943 года Леди Бурлеск изображает закулисную жизнь исполнителей бурлеска.Очаровательная девушка Бетти Пейдж включены самые известные функции Стрипорама (1953). В таких фильмах девушки носили откровенные костюмы, но наготы никогда не было. Ночь, когда они совершили набег на дом Мински (1968) прославляет классический американский бурлеск.
Современный бурлеск – что это такое как шоу
Несмотря на утрату актуальности бурлеска в качестве
литературного жанра, в начале XX века его отголоски
проявляются в новых экспериментальных жанрах, как то:
- экспрессионизм;
- сюрреализм;
- театр абсурда.
Затем элементы бурлеска начинают явно прослеживаться в сюжетах,
пытающихся вывернуть наизнанку классические сказочные или
футуристические клише, как это произошло, например, в серии
мультфильмов о Шреке.
Вскоре бурлеск нашел себе воплощение и в сценариях, шагнув
сначала в театр, а затем – в кабаре и на сцены стриптиз-клубов.
Пока «серьезные писатели» XIX века увлекались философией, авторы
попроще пришли со своими идеями к театральным постановщикам и
актерам.
Откровенно развлекательная направленность бурлеска и пестрота,
не соответствовавшие традиционному искусству, планомерно начали
вытеснять его из театра в клубы и кабаре. А там публика жаждала
развлечений попроще, за которыми не нужно следить на протяжении
длительного времени, запоминая – пусть и примитивный! – сюжет.
Неудивительно, что даже сейчас, спустя полторы сотни лет, в
культурных кругах все еще вспоминают скандальное бурлеск-шоу
«Иксион» (1868—1869 гг.) в исполнении «Британских блондинок»,
возглавляемых английской танцовщицей Лидией Томпсон и ее супругом
Александром Хендерсоном.
Это была, как с восторгом описывали нью-йоркские газеты,
«невероятная комбинация» из:
- настоящих чудес пантомимы;
- оригинальных приемов бурлеска и варьете;
- сочетания сатиры, юмора, пародии и импровизации;
- стихов, песен и танцев;
- экстравагантных и дерзких костюмов;
- невероятных сценических эффектов;
- молниеносных переодеваний;
- остроумных и рискованных шуток.
Да, это было потрясающее зрелище! В танцевальных
номерах, кстати, присутствовали не только комедийные элементы, но и
откровенно эротические, хотя девушки выходили на сцену
исключительно одетыми. В те времена «дресс-код» артистки бурлеска
непременно включал в себя чулки, достаточно длинные панталоны и
плотные корсеты.
И только гораздо позже зрителю посчастливится увидеть танцовщиц
с обнаженными телами, прикрытыми лишь пышными перьями и специальной
атрибутикой, используемой во время шоу.
Так, со скандальных гастролей труппы Томпсон, которые вместо
запланированных 6 месяцев продлились без малого 6 лет, началось
бурное развитие театральной комедии, впоследствии частично
проявившей себя в зарождавшихся телевизионных шоу.
Вместо заключения
Говоря о бурлеске, важно помнить, что к жанру относятся многие
классические произведения, а их авторы порой рисковали жизнью,
представляя на суд публики неоднозначные произведения. И это
понятно, ведь бурлеск воплощает в себе естественное желание
человека развеяться и порадоваться, а в этом точно нет ничего
предосудительного
В конце концов, у колоритного представления в «Мулен Руж» и
рассказа о путешествии ведьмы-попаданки общие корни. И общая задача
– сделать людей чуть более счастливыми!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
- Культура и искусство
- Что это значит?
Возрождение
Художники, такие как Лили Сент-Сир вдохновил возрождение бурлеска
Мисс Грязный Мартини на фестивале Howl 2009 в Нью-Йорке
Новое поколение, испытывающее ностальгию по зрелищам и гламуру былых времен, было настроено вернуть бурлеск. Первым клубом в стиле необурлеск в Нью-Йорке было Blue Angel Cabaret, 1994. Красная Лисица Бурлеск, который последовал в 1998 году, послужил стартовой площадкой для некоторых из наиболее известных танцоров нео-бурлеска, работающих сегодня, в том числе Грязный Мартини и Джули Атлас Муз. Le Scandal Cabaret, основанное в 2001 году, является прямым ответвлением Blue Angel, и в 2018 году оно все еще работает в Нью-Йорке. Это возрождение было впервые независимо инициировано в середине 1990-х годов Билли Мэдли (например, «Кино», ревю Тони Марандо «Безумия голландского Вейсмана») в Нью-Йорке и Мишель Карр »Бархатный молоток в стиле бурлеск «труппа в Лос-Анджелесе. Кроме того, по всей стране многие исполнители включали в свои выступления аспекты бурлеска. Эти постановки, вдохновленные Салли Рэнд, Буря Буря, Джипси Роуз Ли, Дикси Эванс и Лили Сент-Сир среди прочего, они сами вдохновили новое поколение исполнителей.
Современный бурлеск принял множество форм, но у него есть общая черта — почитание одного или нескольких предыдущих воплощений бурлеска. Акции, как правило, делают упор на стиле и скорее сексуальны, чем сексуальны. Типичный пародийный номер обычно включает стриптиз, дорогие или яркие костюмы и непристойный юмор, а также может включать элементы кабаре, цирковое искусство, воздушный шелк, и больше; чувственность, производительность и юмор находятся в равновесии. В отличие от профессиональных стриптизерш, исполнители бурлеска часто выступают для развлечения и тратят больше денег на костюмы, репетиции и реквизит, чем получают компенсацию. Хотя исполнители могут по-прежнему сокращаться до пирожки и стринги или Меркин, целью больше не является исключительно сексуальное удовлетворение мужчин, а самовыражение исполнителя и, как следствие, женщин в аудитории. В Сделай сам аспект виден, и, кроме того, стриптиз может использоваться, чтобы бросить вызов сексуальной объективизации, ориентации и другим социальным табу. Однако возрождение, как известно, противоречило ликер лицензирование и непристойность законы, тем самым повышая свободная речь (так как символическая речь ) вопросы, которые привели к успешному судебному разбирательству или изменения в муниципальной политике, отличающие бурлеск от других форм «развлечений для взрослых», а также послужил кормом для сатирических представлений.
Бурлескные сцены
Дита фон Тиз, известный художник необурлеска
Современные исполнители бурлеска, шоу и фестивали во многих странах мира, а также ежегодные конгрессы, такие как Конкурс Мисс Экзотический мир. Сегодняшнее возрождение бурлеска нашло приют по всей территории Соединенных Штатов (самые большие общины расположены на восточном и западном побережье), а также в Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Германии и Японии.
Развлечение трубочистов и богачей: как появился бурлеск
Бурлеск — шоу или литературное произведение, в котором что-то копируют, преувеличивают и высмеивают. Так его определяет словарь Collins. Слово произошло от французского burlesque — «комичный» и итальянского burla — «шутка».
На сцену бурлеск пришёл из литературы. В Европе XVII века так называли жанр комической поэзии. Считается, что само слово придумал флорентийский поэт Франческо Берни. В своих стихах он описывал обыденные вещи нарочито возвышенным слогом. Эти произведения Берни и окрестил «бурлесками» — «шутливыми стихами».
В Англии XIX века бурлеск процветал как самобытный театральный жанр. На сцене показывали полумузыкальные пародии на известные тексты — от греческих трагедий до Шекспира и «Тысячи и одной ночи». И актёрский состав, и публика были очень разношёрстными. Некоторые очевидцы описывали представления как «смесь простаков, которые с отсутствующим видом хохочут над жалкими выходками актёров, и модных богачей». Профессор Университетского колледжа Лондона Генри Морли написал: «в Лондоне много полуинтеллектуального населения, которое, набравшись смелости, может попасть в театр. Среди них и золотая молодёжь, и трубочисты».
Бурлеск не только развлекал — он бросал вызов викторианскому обществу. Артисты нарочно одевались в костюмы с кучей оборок, рюшей и бантов и выходили на сцену с комично большими веерами. Так они высмеивали моду и вкусы высшего класса. Кроме того, бурлеск пошатнул традиционные представления о женщине. В то время она могла быть либо безропотной и скромной домохозяйкой, либо «падшей» распутницей. Бурлеск открыл новую женщину — дерзкую и свободную (в том числе от корсетов и длинных платьев, которые помогали хранить «нравственность» и «целомудрие»).
Образ дамы «Бурлеск»
Прежде чем начинать построение своего образа в рассматриваемом стиле, стоит оценить себя. Главное — это женственные изгибы, нежно очерчивающие линию груди, бедер и талии. И при этом не имеет никакого значения ни длина ног, ни пышное или худое телосложение.
Но кроме тела огромное значение имеет и характер женщины: игривая, манящая и абсолютно недоступная, как мечта об идеале. Чувственность и отдаленность — это те контрасты, что делают привлекательной представительницу прекрасного пола в глазах охотника.
И чтобы выстроить такой образ, необходимо верно подобрать одежду, макияж и прическу.
Основы стиля бурлеск в макияже подразумевают наличие гладкой, шелковистой и идеально тонированной кожи.
В этом отношении стоит присмотреться к королеве этого направления. Фарфоровая кожа мастерски подчеркнута яркими акцентами глаз и губ. К слову сказать, глаза должны быть подчеркнуты изящными стрелками и пышными ресницами, а на устах переливаться оттенками красной розы манящая улыбка.
Румяна? Их должно быть минимум и только в соответствии с рекомендациями по нанесению макияжа для зимнего типа дам.
Правила стиля бурлеск прическу регламентируют столь строго. Каждый день, в любой обстановке она должна быть безупречной. Лучащиеся светом локоны или идеально уложенный французский узел — выбор варианта зависит лишь от овала лица дамы.
К слову сказать, цветовой оттенок волос абсолютно не важен, как, впрочем, и их длина. Главное — быть идеально причесанной в каждую минуту своего существования.
Катерина Сахара
Моя жизнь всегда была связана со сценой, искусством — я много лет занималась фаер-шоу. Однажды мне захотелось чего-то большего, и мы с моей командой перенесли шоу в другой жанр — бурлеск. Все получилось. С тех пор почти три года я им занимаюсь, обросла новыми образами и номерами.
На сцене мне нравится быть не только игривой, сексуальной, но и показывать другие свои стороны. У меня есть более горячие номера, где я использую тверк, есть комично-ироничный номер, есть томный и гипнотический. В общем, все мои номера — это я, мне ничего не приходится придумывать.
Бурлеск это вспомогательный инструмент, благодаря которому я могу показать себя полностью и раскрыть свой потенциал. Это жанр, в котором ты можешь делать все, что захочешь.
СИНОПСИС
Бросая всё и не думая о последствиях, провинциалка Али (Кристина Агилера) пробивается в столицу развлечений — Лос-Анджелес. Там она попадает в когда-то известный клуб «Бурлеск», где на первых порах ей придётся работать официанткой, в то время как непревзойдённая и блистательная хозяйка клуба Тэсс (Шэр) будет разворачивать для остатков публики незабываемые шоу. Наивная Али станет свидетелем самой смелой хореографии, ярких костюмов и гипнотической атмосферы «Бурлеска», после чего у неё будет только один путь — на сцену.
Но прежде ей нужно сплести узы дружбы и наладить знакомства с командой кабаре. Она подружится с солисткой (Джулианна Хаф), но найти врага в лице завистливой и нестабильной танцовщицы (Кристен Белл), а так же завоевать симпатию Джека (Кэм Жиганде) — миловидного бармена и музыканта, который соглашается приютить Али в своей комнате, пока она подзаработает денег. Постепенно и не без помощи остроумного и очень внимательного управляющего сцены (Стэнли Туччи) и приветливого швейцара (Алан Камминг), Али удаётся выйти из-за барной стойки на сцену. Её талант, голос и актёрские данные возвращают «Бурлеску» былую славу. А у хозяйки Тэсс наконец-то появляется надежда, что ей не придётся идти на попятную у своего бывшего мужа (Питер Галлахер) и продавать клуб предприимчивому бизнесмену (Эрик Дэйн), который уже не раз делал ей заманчивые предложения по поводу продажи.
Али становится звездой, и вместе со славой и почестями ей открывается будоражащий, сексуальный и наполненный музыкой мир клуба «Бурлеск». Здесь исполняются мечты и от возбуждения электризуется воздух — но надолго ли?
Аня Павлова
Я случайно нашла старое видео танцовщиц 50-х годов в интернете, влюбилась в него и решила, что хочу быть как эти женщины. В какой-то момент мои друзья открывали в Москве танцевальную школу и пригласили меня преподавать. Первая моя реакция была: «Вы с ума сошли?». Но они меня уговорили. Получается, что сперва я начала преподавать, а потом выступать. Тогда я работала учительницей английского в школе. Спустя год уволилась, теперь бурлеск — моя основная работа.
Мой сценический образ родился сам по себе. Я фантазировала, примеряла на себя разные образы и эпохи и поняла, что начало XX века — момент, когда женщина-цветок, которая сидит на диване и принимает брильянты, стала управлять самолетом, работать, получать права, — вдохновляет меня и завораживает.
В жизни я не очень люблю наряжаться и краситься, мне хватает этого на сцене. Я не люблю отмечать дни рождения, при мысли о свадебном платье мне прямо страшно становится. Наряжаться, если мне за это не платят, — как-то не хочется (смеется
).
Американский бурлеск
Реклама труппы бурлеска, 1898 г.
Американские бурлеск-шоу изначально были ответвлением викторианского бурлеска. Английский жанр успешно разыгрывался в Нью-Йорке с 1840-х годов, и он был популяризирован приезжающей британской труппой бурлеска, Лидией Томпсон и «Британскими блондинками», начиная с 1868 года. Нью-йоркские шоу бурлеска вскоре включили элементы и структуру театра популярные шоу менестрелей . Они состояли из трех частей: первая — песни и скверные юмористические зарисовки низших комиков; во-вторых, различные олицетворения и мужские исполнители, такие как акробаты, фокусники и сольные певцы; и в-третьих, номера хора, а иногда и бурлеск в английском стиле о политике или современной пьесе. Развлечение обычно заканчивалось экзотическим танцором или поединком по борьбе или боксу.
Цыганка Роуз Ли
Развлечения проводились в клубах и кабаре, а также в мюзик-холлах и театрах. К началу 20-го века было два национальных трека бурлеск-шоу, конкурирующих с водевилем , а также местные компании в Нью-Йорке, такие как Мински в Зимнем саду. Переход от бурлеска на старых линиях к стриптизу был постепенным. Сначала субретки хвастались своей фигурой в песнях и танцах; некоторые были менее активны, но это компенсировалось появлением в сложных сценических костюмах. Стриптизерши постепенно вытеснили поющих и танцующих субреток; к 1932 году в США было по крайней мере 150 директоров стриптизерш. Среди звездных стриптизерш были Салли Рэнд , Джипси Роуз Ли , Буря Буря , Лили Сент-Сир , Блейз Старр , Энн Корио и Марджи Харт , которые были достаточно знамениты, чтобы упоминаться в текстах песен Лоренца Харта и Коула Портера . К концу 1930-х годов в бурлеск-шоу было до шести стриптизерш, которых поддерживали один или два комикса и ведущий церемоний. Комиксы, которые появлялись в стиле бурлеска в начале своей карьеры, включали Фанни Брайс , Мэй Уэст , Эдди Кантор , Эбботт и Костелло , У. К. Филдс , Джеки Глисон , Дэнни Томас , Эл Джолсон , Берт Лар , Фил Сильверс , Сид Цезарь , Дэнни Кэй , Ред Скелтон и Софи Такер .
Мишель Ламур , Мисс Экзотический мир 2005 года
Раскованная атмосфера бурлескных заведений во многом обязана свободному распространению спиртных напитков, и соблюдение сухого закона нанесло серьезный удар. В Нью-Йорке мэр Фьорелло Х. Ла Гуардиа подавил бурлеск, фактически вытеснив его из бизнеса к началу 1940-х годов. Это продолжалось в других частях США, все больше игнорируясь, и к 1970-м годам, когда нагота стала обычным явлением в кинотеатрах, достигла «своей окончательной жалкой кончины». И на склоне его, и после него были фильмы, которые стремились запечатлеть американский бурлеск, в том числе « Леди бурлеска» (1943), « Стрипорама» (1953) и «Ночь, когда они совершили набег на Мински» (1968).
Выступление «Stage Door Johnnies» в Зале славы бурлеска в Лас-Вегасе, 2011 г.
В последние десятилетия по обе стороны Атлантики наблюдается возрождение бурлеска, иногда называемого необурлеском . Новое поколение, ностальгирующее по зрелищам и кажущемуся гламуру классического американского бурлеска, стало культовым последователем искусства в начале 1990-х годов в «Кино» Билли Мэдли, а затем в ревю «Безумия голландца Вейсмана» в Нью-Йорке ». Труппа «Бархатный молот» в Лос-Анджелесе и «Шим-Шаметтес» в Новом Орлеане. Ночной клуб Ивана Кейна Royal Jelly Burlesque в Ревеле в Атлантик-Сити открылся в 2012 году. Известные исполнители нео-бурлеска, включая Диту фон Тиз и Джули Атлас Муз, и группы Agitprop, такие как Cabaret Red Light, включили политическую сатиру и перформанс в свои бурлеск-шоу. Проводятся ежегодные конгрессы, такие как Международный фестиваль бурлеска в Ванкувере и конкурс « Мисс экзотический мир» .
Стиль бурлеск в одежде
Параллельно с развитием и популяризацией жанра сложился и характерный стиль в одежде, свойственный ему. У поклонниц бурлеска в почете узкие корсеты, кружевное белье, чулки, подвязки и пояса. Неотъемлемой частью шоу звезд жанра являются перьевые веера и другие атрибуты с перьями; костюмы обильно украшаются стразами. Они носят винтажные платья с пышными , меха, обувь на высоких шпильках, маленькие шляпки и кружевные или атласные перчатки.
В макияже звезд и приверженок бурлеска также доминирует ретро-характер. Это пин-ап стрелки на глазах, пышные ресницы, красная помада на губах, мушки и четко очерченные брови. Волосы девушки аккуратно укладывают сверху, а кончики завивают на щипцы или бигуди.
«Приличный стриптиз»: история бурлеска от начала до наших дней
Впервые бурлеск упоминается еще в рукописях эпохи Возрождения, но тогда так назывался вид комической поэзии. Бурлеск как шоу появился гораздо позже — в середине XIX века, когда спрос на массовые развлечения только зарождался, а кино и телевидения еще не существовало. Тогда Лидия Томпсон, танцовщица и по совместительству продюсер, придумала комедийное шоу под названием «Британские блондинки». Танцевальные номера включали в себя смесь комедийного и эротического. Правда, тогда девушки появлялись на сцене относительно одетыми.
Чем дальше, тем сильнее акцент смещался на визуальную составляющую: костюмы, хореография, пластика становились для постановки первостепенными. Бурлеск уже не равнялся на театральные представления. На сцене царила аура обольщения и кокетства.
В 1960-х по всему миру гремела сексуальная революция, на время остановившая развитие жанра. Лозунг «Больше тела, меньше шоу» превратил бурлеск в то, с чем его принято путать: в стриптиз. Конечно, он никогда не воспринимался как элитарный вид досуга, но обилие полуобнаженных тел в бурлеске всегда смягчалось акцентом на хорошо поставленное яркое шоу — в этом их основное отличие.
«Акт любви к себе», «вызов патриархату», «фейковый эмпаурмент»: за что хвалят и ругают современный бурлеск
Ещё в 2014 году Дэйнти Смит, канадская танцовщица и основательница темнокожей бурлеск-труппы, cказала, что не считает это искусство постыдным для женщин.
В том же году американская исследовательница и журналистка Кей Сиблер усомнилась, что необурлеск всегда феминистский. В своей работе она упомянула неудачные и удачные примеры шоу. Первым стал маленький спектакль по мотивам «Алисы в стране чудес». Сценарий к нему написали феминистки. Роли сыграли женщины разных возрастов и комплекций, но все они были в сексуализирующей одежде — корсетах, пушап-лифчиках и чулках с подвязками (вещах, которые, по выражению Сиблер, «придумали мужчины для мужчин»). При этом никакого значимого посыла, кроме шуток о дилдо, со сцены не прозвучало. А проект не становится автоматически феминистским только потому, что его придумали и реализовали феминистки. По мнению Сиблер, в нём должен быть остросоциальный перформанс — протест против патриархальных стереотипов.
Некоторые исполнительницы включают такой протест в свои номера. Они не просто обнажаются на сцене, а стараются что-то донести до своей аудитории. Так, например, сделала танцовщица Поппи М. Черри. Она вышла на сцену в свадебном платье со скромно потупленным взглядом. А потом устроила энергичный стриптиз под песню D‐I‐V‐O‐R‐C‐E. Так она показала, что порой для женщины развод — более радостное событие, чем свадьба. Другой пример — артистка, которая прервала стриптиз, чтобы сменить тампон, и шокировала этим зрителей (заодно напомнив, что менструация — обычное дело для каждой женщины). Третий — номер бурлеск-артистки Дорис Ла Трайн «Рождение порнозвезды». Танцуя, она сделала на своём теле разметку чёрным маркером — совсем как пластические хирурги перед операцией. Зрители должны были задуматься, как женщин (особенно секс-работниц) заставляют менять свои тела в угоду патриархальным стандартам красоты.
Такие выступления Сиблер окрестила «андеграундным бурлеском». Только он в её понимании по-настоящему феминистский. В нём высказывание, креативность и политическая позиция женщины важнее, чем просто красивое тело. Он шокирует и разрушает ожидания аудитории (даже если она к этому не готова).
Сами бурлеск-артистки восторженно рассказывают о своём хобби. Даже обычный современный бурлеск они называют формой эмпауэрмента. Так, в 2020 году танцовщица Дотти Люкс сказала: «когда я просто стою на сцене, это уже феминистское заявление». А в 2021 году бурлеск-танцовщица Банни Д’Вин заявила, что в бурлеске женщина бросает вызов патриархату.
Когда бурлеск обсуждают простые интернет-пользователи, мнения разделяются. Одни женщины честно пишут, что не видят в шоу никакого эмпауэрмента (или называют его «фейковым»). С их слов, это просто кучка белых женщин в красивых нарядах, которые раздеваются перед мужчинами. Другие защищают бурлеск — называют его творчеством, весёлым самовыражением, сатирой и контркультурой. Третьи не считают бурлеск проблематичным по сути, но боятся, что женщины в нём уязвимы — их могут заставить делать что-то, чего они сами не хотят. А в одном из таких обсуждений комментаторка написала: «Меня бесит, когда кто-то говорит, что я не могу делать то, что мне нравится, потому что это „нефеминистично“. Так же, как и когда кто-то говорит, что моё место на кухне».
Одежда в стиле бурлеск-шоу — что это?
Если вы хотите добавить немного лоска в ваш стиль, вы можете легко это сделать. Нет нужды полностью обновлять свой гардероб, возможно, нужные вещи у вас уже имеются. Бурлеск шоу — это сдержанность и легкий эротизм, прослеживающийся в каждой детали одеяния. Никаких брюк и джинсов, рубашек унисекс и гольфов. Забудьте о кроссовках, балетках, удобных туфлях на плоской подошве. Отдайте предпочтение платьям и широким юбкам с подюбниками, блузам с отложным воротничком.
Привычные удобные колготы замените ажурными чулочками с пояском или подвязками. Пусть ваша обувь будет на невысоком тонком каблучке, но не стоит надевать высокую шпильку или Белье в стиле бурлеск-шоу — это подчеркивание стройного силуэта и женственности. Гипюр, кружево, ажур и бархат, крохотные атласные бантики… Забудьте о хлопке и удобных Главное — не перебощите.
Бурлеск — танцевальное полуэротическое шоу, которое произошло из театра, и сохранило в хореографии некую театральность. Бурлеск притягателен не только женским телом, но и хореографией.
Современность
На данный момент бурлеск-шоу — это вновь модное и интересное аудитории течение искусства. Повсеместная демонстрация оголенной натуры возродила тонкий эротизм вместе с винтажными шляпками и платьями, изящными туфельками, ажурными кружевными чулками.
Наиболее известные звезды бурлеска — это всемирно знаменитая Дита фон Тиз, Китти Кло из Британии, наша соотечественница Ляля Бежецкая, Ла Контесса из Швеции, британки Иммодести Блейз и Гвендолин Ламур, Катерин де Лиш из США. Многие американские актрисы и певицы (Кристина Агиллера, Гвен Стефани, Джениффер Лопез) часто проводят модные фотосессии в стиле бурлеск.