Анн голон

Девочка, исполненная чар

Семейство Бекю на протяжении многих поколений славилось своей красотой и кулинарными талантами. Анна, одна из дочерей повара Фабиана Бекю, служившего в замке Вокулер, по примеру родственников тоже могла найти место служанки в знатной семье, но предпочла вольную жизнь и скудные заработки швеи. Впрочем, в Вокулере стоял военный гарнизон. Мало кто из солдат мог устоять перед красотой девушки, и Анна всегда могла купить себе отрез шелка или ленточки для кружевного чепчика малютки-дочери. Отцом девочки, родившейся в 1743 году, был монах Жан-Батист Вобернье (Анна недолгое время шила простыни при одном из окрестных монастырей).

В 1749 году на незамужнюю Анну обратил внимание важный господин, армейский казначей и инспектор Биллар-Дюмонсо, приехавший однажды в Вокулер с инспекцией, который и увез ее вместе с шестилетней Жанной в Париж. Там он поселил их в своем доме, где заправляла его любовница мадам Франческа, известная куртизанка

Анна была отправлена на кухню. Девочку же мадам держала при себе.

Уже годам к семи Жанна была прекрасно осведомлена о своих чарах. Опытная итальянка наряжала ее, причесывала, как взрослую, учила танцевать и развлекать гостей, в то время как ее любовник, подражая Франсуа Буше, «первому королевскому живописцу», рисовал ребенка в образах купидонов и нимф. Жанна вертелась в спальне Франчески, любуясь своим отражением в зеркалах, и с упоением играла с позолоченными хрустальными флаконами, украшавшими хозяйское трюмо. Однако через два года эта идиллия ненадолго прервалась: Анна Бекю, в отличие от дочери лишенная возможности наслаждаться столичной жизнью, послушалась совета своей старшей сестры Элен и отправила Жанну в монастырь Сент-Оре — воспитываться там на деньги щедрого покровителя Биллара.

В обители, расположенной в самом центре Парижа, девочек из небогатых семей обучали хорошим манерам, танцам, а также преподавали домашнюю бухгалтерию и даже заставляли читать Цицерона. Предполагалось, что выпускницы сумеют прожить скромную и достойную жизнь.

Зеркал в монастыре, конечно, не имелось, но восхищенные взгляды учениц и монахинь не давали избалованной девочке, обожаемой всеми за добросердечие и веселый нрав, забыть о своей неотразимости. И когда спустя 9 лет Жанна покинула стены монастыря, сметливая тетя Элен почла за благо устроить ее помощницей к одному модному парикмахеру — там ей, мол, самое место. Парикмахер же, мсье Ламет, тут же влюбился и без особых просьб со стороны 16-летней девушки ежедневно тратился на нее до тех пор, пока его собственная мать не пригрозила «выхлопотать» для возлюбленной сына место в специальном заведении для несовершеннолетних проституток.

Однако Анна Бекю знала: невинная прелесть ее дочери способна растапливать самые черствые сердца, в том числе и те, которые бьются под королевскими мантиями. В ответ на угрозу старухи она подала иск об оскорблении личности. Суд признал ее правоту, и разоренный парикмахер бежал из страны. Так первый роман Жанны и окончился — искренними слезами, а также появлением на свет малышки Бетси. Впрочем, ее рождение было так ловко скрыто (ребенка удочерил брат Анны), что многие биографы до сих пор утверждают, будто она и в самом деле приходилась будущей фаворитке кузиной. Однако мадам Дюбарри впоследствии станет заботиться о ребенке и не оставит попечения до конца своих дней. А придворный художник Друа увековечит прелестное личико девочки в картине «Бетси играет с котенком».

Но утешилась Жанна быстро. Восхищенные взгляды мужчин сами по себе доставляли ей не меньше удовольствия, чем их подарки. Получать то и другое казалось естественным и не вызывало ни смущения, ни колебаний, а легкий нрав исключал размышления о морали… Один из любовников устроил прелестную гризетку в ателье мсье Лабилля, где ее и увидел Дюбарри. До этой встречи она методично отказывала всем ухажерам в постоянных отношениях, инстинктивно чувствуя, что еще не пришло время. Но граф действовал основательнее. Он нанес визит матери Жанны, и та, как она потом сама призналась полицейскому следователю, добровольно согласилась на совместное проживание ее единственного чада с этим дворянином, и тот оплачивал все ее расходы.

Книги

История об Анжелике послужила спасением Анн Голон и её супруга от экономического кризиса. Впрочем, романы писались осознанно, продуманно: каждой книге предшествовало многолетнее исследование быта XVII века, в котором происходили события. Исторический материал собирал Серж Голон, а француженка продумывала сюжетную линию и переносила на бумагу.

Первый из 13 романов об Анжелике «Анжелика, маркиза ангелов» (1956) потребовал 3 года исследований. Он удостоился бешеной популярности как в родной Франции, так и далеко за её пределами. Читателей прельщали смелость героини, её раскрепощённость и жажда приключений.

Менее чем за 5 лет Анн Голон написала ещё 5 романов. Каждое издание вмиг раскупалось по меньшей мере в 20 странах мира. Популярность историй об Анжелике натолкнула режиссёров на мысль об экранизации. Первый фильм вышел в 1964 году. Главную героиню сыграла Мишель Мерсье, её супруга Жоффрея де Пейрака — Робер Оссейн.

Всего существует шесть фильмов об Анжелике. В 1960-х годах французским режиссёром Бернаром Бордери были сняты пять из них. Есть и свежая экранизация 2013 года. В центре сюжета — роман «Анжелика, маркиза ангелов».

В 1972 году, когда свет увидели девять книг об Анжелике, Серж Голон умер. Причиной смерти стал инсульт. Писательница тяжело переживала утрату самого родного человека, но сумела взять себя в руки и продолжила творить. С тех пор она написала ещё четыре романа. Заключительный — «Победа Анжелики» — опубликован в 1985 году.

В 1990-х годах Анн Голон оказалась почти в бедственном положении: романы об Анжелике продолжали пользоваться популярностью, но гонорары не доходили до своей законной владелицы. Тогда француженка подала на издателей в суд. Юридическая битва продолжалась почти 10 лет, завершившись в 2004 году триумфальной победой Анн Голон. Она стала полноправным обладателем авторских прав.

В 2012 году француженка готовилась выпустить заключительный роман «Анжелика и королевство Франция», но задумка не увенчалась успехом. Вероятно, всему виной здоровье: к тому времени Анн Голон перешагнула границу 90 лет.

Нежная дружба, подозрительная для парижан

В 1770 году женой наследника французского престола стала австрийская принцесса Мария-Антуанетта. Она быстро подружилась с мадам де Ламбаль, и вскоре после восшествия на престол назначила подругу сюр-интенданткой своего двора — на высшую женскую должность в королевстве. Уже через несколько месяцев Мадам де Ламбаль, устав от придворных интриг, стала появляться в Версале гораздо реже и почти перестала выполнять свои обязанности. Но крепкую дружбу с королевой сохранила. Именно в это время по Парижу поползли гнусные сплетни о якобы противоестественной связи нелюбимой обществом королевы и её лучшей подруги. Распространявшиеся анонимно памфлеты расписывали якобы царившие при дворе нравы. Их авторы придумали «анандринскую (то есть обходившуюся без мужчин) секту», преступной целью которой было заставить Францию забыть о естественном способе воспроизводства населения. Конечно, главной мишенью памфлетистов была королева, но досталось и мадам де Ламбаль, которую объявили главой секты и присвоили ей титул «Сапфо из Трианона».

Весь этот антимонархический бред не имел под собой никакого основания. Если мадам де Ламбаль и можно было упрекнуть в принадлежности к некой тайной организации, то уж точно не к развратной секте. В конце 1770-х она вступила в женскую масонскую ложу. Для маркизы путь вольных каменщиков, старавшихся улучшить окружавший их мир, был естественным продолжением её занятий благотворительностью. Женские ложи в то время входили в моду в парижском свете, и маркиза быстро сделала карьеру, став в 1781 году магистром всех лож во Франции, живших по так называемому «шотландскому уставу». От этой общественной деятельности в 1780-х годах мадам де Ламбаль отвлекали только проблемы со здоровьем: она часто и надолго уезжала лечиться на английские курорты.

Тем временем во Франции наступила революционная пора. Штурм Бастилии застал маркизу за границей, но она, вопреки здравому смыслу, при первой возможности вернулась в Париж, чтобы помогать королевской семье. Дворец Тюильри заметно опустел: многие придворные эмигрировали. Обязанностей у маркизы стало заметно больше, среди них появились невообразимые прежде, например, следить, чтобы в обслугу дворца не проникали шпионы и провокаторы революционеров. Видимо, де Ламбаль оказалась неплохой контрразведчицей и стала вызывать недовольство новых властей. Так, мэр Парижа Петион заявлял, что «эта маркиза ищет помощи Австрии для подготовки роялистского заговора». А на самом деле мадам де Ламбаль просто помогала семье своей подруги.

Вопреки уверенности парижан она не знала о готовящемся побеге королевской семьи в июне 1791 года. Перед отъездом Мария-Антуанетта пожелала ей спокойной ночи и оставила записку, которую маркиза прочитала только утром. В ней говорилось, чтобы она как можно скорее уезжала из Франции, и выражалась надежда в ближайшем времени увидеться за границей. Мадам де Ламбаль уехать удалось, а королевской семье — нет. Возвращённые во дворец Тюильри король и королева слали маркизе письма, умоляя её остаться в Англии, но она не могла спокойно жить в безопасности, когда над её друзьями нависла смертельная угроза. Осенью 1791 года мадам де Ламбаль вернулась в Париж. Перед отъездом из Англии она, прекрасно понимая, навстречу чему она направляется, написала завещание.

Свои обязанности при дворе маркиза исполняла до 10 августа 1792 года, когда вооружённая толпа ворвалась в Тюильри и объявила о свержении монархии. Королевскую семью под конвоем препроводили в замок Тампль, куда вместе с ними отправились 6 придворных дам и 2 старых лакея. Уже 19 августа революционное правительство решило, что такой штат «гражданам Капетам», как теперь именовалась королевская семья, не положен. Всех арестованных, кроме Людовика, Марии-Антуанетты и их детей, отправили в разные тюрьмы. Маркиза де Ламбаль попала в тюрьму Ла Форс, где провела последние 2 недели своей жизни. 2 сентября 1792 года толпы парижан, возбуждённые слухами о готовящихся заключёнными аристократами заговорах, стали громить тюрьмы и зверски убивать их узников. В ночь на 3 сентября очередь дошла до тюрьмы Ла Форс.

Как выглядит Зеркальная галерея

Декор галереи впечатляет. Ее венчает полукруглый свод, расписанный фресками, которые изображают сцены из античной мифологии и самого короля. Снизу свод заканчивается невероятной красоты золоченым карнизом, украшенным превосходной лепниной и небольшими скульптурами. Карниз подпирают парные мраморные пилястры, которые делают галерею визуально выше. Хотя она и без того высокая – 12,3 метра от пола до потолка. Между пилястрами расположены полукруглые арки. С одной стороны в них вставлены 17 огромных зеркал (отсюда и название галереи). С другой – 17 окон, которые открывают прекрасный вид на версальский парк.

Длина галереи – 73 метра. С обеих сторон она завершается небольшими квадратными залами. У каждого – мраморный портал с колоннами в античном стиле.

Ширина галереи – 10, 5 метров. Центральное пространство ничем не занято. Так было и во времена Людовика XIV, ведь помещение использовалось для балов и официальных приемов.

Как фаворитки короля влияли на Зеркальную галерею

Хотя Король-Солнце был чрезвычайно авторитарен и даже как-то сказал в парламенте «L’État c’est moi» («Государство – это я»), другие все-таки оказывали на него влияние. Этими другими были женщины монарха. По их прихоти менялся его образ жизни. А вместе с ним и привычные порядки в Версале.

Маркиза де Монтеспан

Франсуаза Атенаис де Рошешуар, де Мортемар, маркиза де Монтеспан, с 1667 по 1683 годы была официальной фавориткой монарха. Она оказывала огромное влияние на весь двор. И, разумеется, на самого Людовика. Именно поэтому современники называли ее «истинной королевой Франции».

Франсуаза познакомилась с королем в 1666 году. Людовику тогда было 28 лет. Он не проявил внимания к маркизе, так как был увлечен романом с Луизой де Лавальер. Все изменилось на балу, организованном братом монарха год спустя. После танца с Франсуазой король влюбился в нее.

Через некоторое время Людовик выделил фаворитке апартаменты в Версале. Они находились около другого грандиозного дворцового интерьера – Лестницы Послов. Ныне она не существует, так как была разобрана по приказанию самого Людовика XIV.

Мадам Монтеспан очень любила роскошь, обожала балы. Благодаря этому жизнь в Зеркальной галерее била ключом. Ведь именно там проходили все официальные приемы при дворе.

Франсуаза родила королю 7 детей. 6 из них признали законными. Некоторые дали начало крупным европейским королевским родам.

В 70-х годах XVII века мадам Монтеспан впала в немилость и была обвинена в попытках отравить Людовика. Никаких весомых доказательств этому предъявлено не было. Так или иначе, она лишилась статуса фаворитки, ее место заняла юная Анжелика де Фонтанж. Несмотря на это, Франсуаза еще 8 лет прожила в Версале. Более того, монарх регулярно посещал ее покои.

Маркиза де Ментенон

В 1683 году фавориткой короля стала Франсуаза д’Обинье, маркиза де Монтенон – внучка одного из лидеров гугенотов Теодора д’Обинье. Хотя женщина была крещена по католическому обряду, она получила строгое протестантское воспитание.

После цепи трагических событий в жизни и продолжительной нужды мадам Ментенон попала ко двору в качестве воспитательницы королевских детей. Кстати говоря, по приглашению де Монтеспан.

Франсуаза д’Обинье была умна, хорошо разбиралась в богословии и философии. Этим она и завоевала сердце короля. Он подолгу проводил с ней время, беседую с ней на разные темы. А потом влюбился.

После смерти королевы Людовик женился на де Монтенон. Их обвенчал архиепископ де Шанваллон. Церемония прошла тайно – положение маркизы было ниже положения короля, поэтому они не могли вступить в брак гласно.

Когда Франсуаза заняла место при Людовике, Зеркальная галерея опустела. Роскошные балы противоречили кальвинистской этике, которой придерживалась маркиза. Беззаботные развлечения сменились чтением Библии и частыми мессами. Единственной утехой, которую позволял себе и придворным король, стала охота.

Так продолжалось до самой смерти Людовика. После нее Франсуаза уехала из Версаля. А через 3 года скончалась сама.

Нет худа без добра

Утратив былое очарование, многие знаменитые фаворитки теряли всякое влияние и умирали в бедности. У мадам Дюбарри оставалась не только красота (она убереглась от оспы только чудом), но и богатство. Через год новый король вернул любовницу деда в подаренный ей когда-то замок Лувесьен. В банковских сейфах ее ждали драгоценности, она могла себе позволить жить в привычной роскоши. Более того, смерть старого монарха избавила ее от придворной ненависти. Она стала наконец уважаемой дамой, владелицей поместья и повелительницей местного общества.

Кровать, в которой не раз проводил ночи покойный король, тоже пустовала недолго: графиня не устояла перед старомодными ухаживаниями герцога де Бриссака, гвардейского капитана и парижского губернатора. Бриссак давно уже жил отдельно от жены и был тайно влюблен в Дюбарри. Естественно, при жизни Людовика XV лояльный придворный не осмеливался даже думать о ней. Но теперь Жанна была свободна.

В мае 1782 года 46-летний Бриссак привез 40-летнюю возлюбленную на версальский бал. Циничный граф Дюбарри когда-то называл этого идеалиста и поклонника Руссо скучноватым и даже глупым человеком. Но в нем Жанна впервые нашла мужчину, считавшего за честь быть рядом с ней. Герцог увлекался живописью — и пополнил галерею мадам Дюбарри пейзажами Верне и Юбера Робера, а также трижды заказывал ее портреты модной художнице Вижи-Лебрен. Жанна, несмотря на свой возраст, мало изменилась — голубые глаза все так же кокетливо щурились, маленький смеющийся ротик по-прежнему напрашивался на поцелуи. Бриссак оплачивал счета ее многочисленной родни и заботился о Бетси. Жанна меньше всего походила на стареющую куртизанку, зависящую от прихотей покровителя. Она сделалась независимой.

История происхождения маркизы де Монтеспан

Маркизе де Монтеспан было суждено величие. Она родилась в результате слияния двух старейших дворянских семей Франции, Мортемартов и Марсильяков. Она была красива и обладала дьявольским чувством юмора. Действительно, было сказано, что она унаследовала знаменитый очаровательный ум Мортемарта от своей семьи.

«У нее был дар говорить забавные и необычные вещи, всегда оригинальные, которых никто не ожидал, даже она сама этого не ожидала», — сказал герцог де Сен-Симон в «Жизни госпожи Людовика XIV: Истинная королева мира». Франция от Лизы Хилтон.

Но, пожалуй, самое важное для ее характера, маркиза также обладала уверенностью в себе, чтобы признать, что она особенная. В своих мемуарах она написала:. Маркиза вышла замуж за другого, пусть и отсутствующего, дворянина французского двора по имени Луи Анри де Пардальян де Гондрен, маркиза Монтеспана

У них было двое детей, и маркиз стал громко завидовать растущим отношениям его жены с королем

Маркиза вышла замуж за другого, пусть и отсутствующего, дворянина французского двора по имени Луи Анри де Пардальян де Гондрен, маркиза Монтеспана. У них было двое детей, и маркиз стал громко завидовать растущим отношениям его жены с королем.

Маркиза фон О / Die Marquise von O… (Эрик Ромер) [1976, драма, история, DVDRip]DVO

Перевод: Профессиональный (двухголосый), cубтитры: отсутствуютФормат: DVDRip, AVI, XviD, AC3Страна: Германия (ФРГ), ФранцияРежиссер: Эрик РомерЖанр: драма, историяПродолжительность: 01:42:11Год выпуска: 1976В ролях: Эдит Клевер, Бруно Ганц, Отто Зандер, Эрик Ромер, Эдда Зайппель, Петер Люр, Эдуард Линкерс, Рут Дрексель, Бернхард Фрэй, Томас Штраус, Фолькер Прехтель, Мэрион Мюллер, Хайди МёллерОписание: Во время вторжения в немецкий город российской армии, маркиза O, дочь немецкого полковника, подвергается нападению солдат. Русский граф приходит ей на помощь и влюбляется в нее. Когда он …

Видео / Классика мирового кино / Исторические
Подробнее  

История создания

Рассказ о появлении Зеркальной галереи будет неполным без небольшого экскурса в историю Версаля. Это место облюбовал еще отец Людовика XIV, Людовик XIII. Но в его время там все было гораздо скромнее. Монарх приказал построить на месте, где сейчас находится Версальский дворец, небольшой замок в духе средневековых феодальных твердынь. Он должен был служить охотничьей резиденцией короля. Размеры апартаментов были относительно небольшими – 24х6 метров.

В 1624 году Людовик XIII решил сделать охотничий замок своей официальной резиденцией и приказал его перестроить. Изменения были серьезные. Восточный фасад здания оформили в стиле раннего французского классицизма, добавили боковые корпуса, которые образовали полузамкнутый внутренний двор, увеличили окна, покрасили наружные стены в 2 цвета.

Так или иначе, Версаль оставался загородной резиденцией монарха и основное внимание уделялось не ему, а Лувру. Все изменилось с приходом к власти Людовика XIV

Он решил жить в Версале постоянно, и именно он придал ему современный облик. Решение о переезде за город не было монаршим капризом – король считал, что оставаться в Париже после восстания Фронды небезопасно.

Людовик решил преобразить дворец, перестроив его в «большом стиле» (Grand Manière), который представлял собой сочетание элементов классической и барочной архитектуры. Над переделкой монаршей резиденции трудились лучшие зодчие эпохи: Андре Ленотр, Шарль Лебрен, Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и другие.

В результате дворец стал по-настоящему роскошным. Снаружи он являл необычное сочетание классической строгости и барочной напряженности, а внутри поражал поистине королевскими интерьерами. Таким его можно увидеть и сегодня.

Детство и юность

У Анн Голон много имён, но настоящее только одно — Симона Шанжё. Она родилась 17 декабря 1921 года в Тулоне, Франция, в семье капитана флота.

Внимание к прекрасному Симона Шанжё проявила ещё в раннем детстве. Начала с искусства: девушка рисовала хорошие пейзажи и портреты, оживила яркими цветами более 500 экземпляров отцовского труда о самолётах

Свой первый роман «Страна за моими глазами» (1944) француженка выпустила под псевдонимом Жоэль Дантерн. Тогда же стало понятно: литература — её истинное призвание.

Вторая мировая война вынудила Симону Шанжё отправиться в путешествие. Целью поездки стала Испания, не тронутая бомбами. В 1941 году девушка села на велосипед, направив колёса к границе. Её арестовали и могли бы расстрелять как шпионку, но Шанжё, с молодости бесстрашная, представилась художницей, показала свои рисунки и сказала, что хочет насладиться красотой мира, чтобы после перенести её на холст. Девушку отпустили. Более того, снабдили пропуском, чтобы проблем на границе впредь не было.

Вернувшись во Францию, Симона Шанжё создала журнал «Франция 47», где публиковалась в основном сама. Она не бросила литературу: роман «Патруль у фонтана Сан-Инносан» (1949) даже удостоился премии. Денежного вознаграждения хватило на журналистское путешествие в Африку. Здесь француженка встретила любовь всей жизни.

Обвинения в кровожадности, детоубийстве и заговоре с целью убийства короля

Мадам Катрин Монвуазен, также известная как Лавуазен, была парижским производителем зелий. Некоторые назовут ее ведьмой или, точнее, «ведьмой Парижа».

За определенную плату она тайно придумывала любовные зелья и яды, чтобы завоевать авторитет в суде. Она наживалась на безответной или отвергнутой любви и однажды даже заметила: «Какое благо для нашей профессии, когда влюбленные прибегают к отчаянным мерам».

ДеАгостини / Getty Images Иллюстрация предполагаемой черной мессы, которую провела мадам де Монтеспан. Сообщается, что она призвала дьявола завладеть сердцем короля, убив ребенка. Она нарисована здесь, на алтаре.

Она также работала акушеркой, проводила секретные медицинские процедуры и делала аборты.

Между тем, члены двора короля Людовика XIV умирали необъяснимым образом, и при извлечении их нашли с почерневшими кишками, как если бы они были отравлены. Версаль был в смятении, и король был вынужден начать расследование. С 1677 по 1682 год было выдано 319 повесток, 194 человека арестованы и 36 казнены. Дело оказалось более смертоносным, чем Салем.

В 1679 году Парижская ведьма предстала перед следственным трибуналом. Когда королевские власти обыскали ее дом, они якобы нашли в ее саду детские кости, которые, по словам коллеги мадам Монвуазен, на самом деле были результатом абортов. Однако вопрос о том, действительно ли произошел этот поиск, остается спорным.

Wikimedia Commons «Дело ядов» омрачило имя «настоящей королевы Франции», но на суде она оказалась лучше, чем другие женщины, сожженные на костре за колдовство.

На суде Ла Вуазен, как сообщается, отрицала, что маркиза де Монтеспан играла какую-либо роль в ее различных отравлениях или предполагаемых жертвоприношениях. Но партнер производителя зелий Адам Курэ, также известный как Лесаж, указал пальцем на маркизу. Он сказал, что она пришла к нему и Ла Вуазен и сговорилась с ними убить своего соперника из-за любви короля.

После того, как Ла Вуазен была публично сожжена на костре за колдовство, ее дочь Маргарита Монвуазен дала еще более изобличающие показания против маркизы:

«Каждый раз, когда с этой дамой происходило что-то новое, и она боялась, что благосклонность короля уменьшается, она сообщала об этом моей матери, чтобы та могла принести лекарство».

Маргарита Монвуазен сочиняла рассказы о черных массах, о маркизе, принесенной обнаженной на алтарь Дьяволу, о том, как она тогда корчилась и корчилась на кафедре, пила кровь младенцев и даже оставляла останки убитого младенца в пище короля чтобы заворожить его.

Что касается самого короля, он либо считал маркизу невиновной, либо хотел избавить своих детей от унижения ее дела, и поэтому она не была привлечена к ответственности за эти обвинения.

Личная жизнь

Единственным мужем писательницы был Всеволод Сергеевич Голубинов — уроженец Бухарского эмирата (сейчас территория Узбекистана), геолог, начинающий писатель. К моменту знакомства с Симоной Шанжё он уже выпустил роман «Подарок Реза-Хана» (1947) под псевдонимом Серж Голон. После свадьбы француженка без раздумья взяла эту фамилию, полноправно став Анн Голон.

В семье воспитывались четверо детей. Широко известно имя только одной дочери Надин Голубинофф. Именно она делала заявления в прессе, когда Анн Голон поглотили старость и бедность.

Личную жизнь супруги Голон не прятали, охотно фотографировались с новорожденными — малышами и романами.

План маршала Ришелье

Дюбарри всячески подчеркивал ценность своего нового «трофея» — скажем, тем, что по обычаю своего времени установил порядок: по ночам Жанна принадлежала только ему. Другие мужчины допускались к телу лишь при дневном свете. Но девушка была все же слишком хороша, и он не смог устоять от амбициозного плана: сделать свою протеже любовницей самого короля. Момент казался подходящим. Только что скончалась крайне непопулярная в народе маркиза де Помпадур, втянувшая Людовика XV в неудачную Семилетнюю войну. Умерли и сын монарха, дофин, и его жена, саксонка Мария-Жозефина. Тяжело болела Мария Лещинская, терпеливая и кроткая королева. В Версале по нескольку раз в день служили заупокойные мессы, государь погрузился в черную меланхолию. Ему казалось, что все несчастья и смерти — расплата за его грехи. Придворные покидали мрачный Версаль ради досуга повеселее, например, — дома графа Дюбарри, где блистала новая хозяйка, очаровательная куртизанка Жанна Вобернье (граф предпочел содержать ее под более звучной фамилией отца).

Между тем преданный камердинер Людовика XV Лебель сбивался с ног в поисках женщины, способной как следует развлечь его господина, — ни одна из любовниц не могла в последнее время продержаться в Версале и двух недель. И вот маршал Ришелье согласился свести его с одним из самых «непорядочных людей Парижа». Дюбарри взял с него за это всего 50 луидоров, по крайней мере за то, чтобы дать ему убедиться в искусстве Жанны, в ее умении превратить мужчину любого возраста и душевного состояния в пылкого любовника. Ришелье привел королевского камердинера в дом графа и представил его красавице. Лебель, сначала не желавший и слышать о девушке столь низкого происхождения, согласился провести с ней наедине несколько часов. На следующий же день нетерпеливый Бурбон, выслушав рассказ своего доверенного и опытного слуги, потребовал привести ее во дворец.

Оказавшись в монарших покоях, она повела себя диковинным образом: сначала трижды присела в глубоком реверансе, а после подошла и поцеловала потрясенного Людовика в губы…

Королева умирала, но ее супруг не нашел в себе сил отпустить мадемуазель Вобернье и провел с ней всю ночь.

Утром 58-летний любовник сказал Ришелье: «Это единственная женщина во Франции, которой удалось заставить меня забыть свой возраст и свои несчастья. Она научила меня таким вещам, о которых я и не подозревал». Маршал поклонился и скромно произнес: «Потому что вы, сир, никогда не бывали в борделе». Король воспринял эти слова как шутку — ему не осмелились сказать правду о происхождении и прошлом Жанны. Требований к королевским любовницам в те времена, вообще-то, было немного, но они соблюдались строго: приличное происхождение, статус замужней дамы, сертификат об отсутствии венерических заболеваний… Но когда стало ясно, что Людовик ни за что не расстанется с девушкой, Лебель во всем признался. Разгневанный монарх потребовал немедленно выдать свою красавицу замуж за дворянина, чем, надо сказать, сильно шокировал камердинера. А все тот же находчивый граф Дюбарри вызвал из Тулузы своего младшего брата Гийома и устроил скандальную свадьбу: брачный договор не позволял мужу претендовать ни на деньги жены (новоявленная графиня уже стала весьма состоятельной особой, о чем свидетельствует опись ее тогдашнего имущества), ни на ее общество. Разумеется, подставному мужу выдали за все это из казны некую приличную сумму вместе с высочайшим повелением немедленно покинуть столицу.

Поставщик удовольствий

Модное парижское ателье на одной из улочек вблизи Елисейских полей походило на большую драгоценную шкатулку. За ширмами из полупрозрачной тафты продавщицы демонстрировали придворным кавалерам, куртизанкам и дамам полусвета последние новинки сезона. Запахи изысканных духов «выливались» из-за дверей, когда гризетки выпархивали на улицу…

Мало кто из этих прелестных девушек довольствовался одним лишь скромным жалованьем. А особенно преуспела игривая и живая, всегда готовая взорваться звучным смехом Жанна Бекю — миндалевидной формы глаза цвета аквамарина, золотистые волосы, жемчужные зубы, пухлые маленькие губы, тонкая талия, пышные бедра и бюст. Хозяин ателье, мсье Лабилль, которого часто возмущали нерасторопность и лень девицы, не смел повысить голос — одно лишь ее появление за стеклянной витриной могло заставить клиента выложить тысячу ливров за безделушку, которую он вовсе не собирался приобретать. Причем Жанна точно знала, кто из покупателей и поклонников готов проявить настоящую щедрость. В полиции на нее было заведено досье с формулировкой на титульном листе: «Гризетка, живущая с разными мужчинами и получающая от них деньги и подарки, но отнюдь не уличная девка».

В числе этих «разных мужчин» вскоре оказался некто Жан Дюбарри, заработавший в Париже репутацию «лжеца без чести и достоинства». Обедневший дворянин из Тулузы, он в какой-то момент сумел жениться на аристократке и получить графский титул, но вскоре оставил супругу и переехал в Париж, где безуспешно попытался сделать дипломатическую карьеру. Пришлось графу применить свои таланты интригана в другой сфере. Знаток женской красоты, он находил подходящих особ, брал их в любовницы, обучал изощренным любовным забавам и благородным манерам, а после (как свидетельствует запись в жандармском досье) «предлагал их своим знатным друзьям и брал проценты с доходов». Другими словами, Дюбарри промышлял великосветским сутенерством. Бесстыдство открыло ему доступ в круг версальских распутников — в первую очередь маршала Ришелье, который в восхищении провозгласил графа «поставщиком удовольствий». Даже стражи порядка признавали, что Дюбарри был прекрасным «импресарио». Когда он впервые вывел мадемуазель Бекю в свет в качестве своей возлюбленной, в участке появилась очередная запись: «Очевидно, что он собирается использовать эту девушку по назначению. Стоит отметить, граф — блестящий ценитель красоты, его товар первоклассен». Кроме того, во избежание неприятностей«ценитель» всегда следовал одному правилу — подробно узнавать подноготную своих подопечных…

Последняя воля

Впрочем, как уже говорилось, политика и интриги не слишком увлекали Жанну. Старел король — и развлекать его становилось все труднее. К тому же одна из дочерей Людовика, монахиня-кармелитка, постоянно внушала отцу мысли о его грехах и необходимости как можно скорее заняться спасением души.

Впрочем, после визитов в монастыри старик с еще большим пылом стремился почувствовать себя мужчиной. И не раз признавался Ришелье, что только Жанна способна «удовлетворить его теперь, когда его мужские силы на исходе». Маршал в ответ даже осмелился предложить королю вступить с возлюбленной в морганатический брак — по примеру прадеда, Короля-Солнце, женившегося на мадам де Ментенон, но архиепископ парижский, как мог, сопротивлялся разводу Жанны с Гийомом Дюбарри.

А Жанна тем временем придумывала все новые развлечения. Устраивала в своем замке оргии с местными селянками, сама — по примеру Помпадур — искала для короля новых пассий. Тот полнел, с трудом усаживался на лошадь, но как настоящий Бурбон не мог устоять перед восхитительными обедами, которые готовили лучшие кулинары Франции. Разумеется, графиню винили во всех смертных грехах — это она отнимает у монарха последние силы…

В Пасхальную ночь король не пошел к мессе, и торжествующая Жанна решила увезти его в Малый Трианон. По дороге их экипаж встретил похоронную процессию. Неожиданно Людовик пожелал взглянуть на усопшую девочку, которая, как стало позже известно, умерла от оспы…

Вышло так, как Дюбарри мечтала, — они были почти одни. Даже еду наверх, в столовую, подавали с помощью механического лифта. На третий день монарх стал жаловаться на недомогание. Жанна, зная его мнительность, не стала вызывать врача, но слухи о болезни дошли до Версаля, и лейб-хирург срочно выехал в Трианон. Легкомысленную женщину за попытку якобы намеренно скрыть королевский недуг подвергли жесточайшему остракизму и попытались изгнать из дворца. Но Людовик потребовал, чтобы она осталась. Днем за ним ухаживали дочери, а ночи напролет Дюбарри гладила горячий лоб — иногда последняя искра желания заставляла его ослабевшей рукой ласкать ее грудь. Естественно, это она первая увидела на августейшем теле оспины и едва не потеряла сознание от ужаса, но все же решилась поцеловать руку любовника…

Однажды после бессонной ночи Людовик велел позвать священника (он не причащался около 30 лет!). «Покинь меня и оставь наедине с Богом и моим народом. Не бойся, тебя не забудут. Я распоряжусь, чтобы ты получила все, что захочешь», — едва слышно, но твердо сказал он мадам Дюбарри и закрыл воспаленные глаза. Но уже через два часа после ее отъезда внезапно вновь открыл их: «Где Жанна?» — «Уехала.» — «Так скоро?» — прошептал король, и слеза покатилась по обезображенной болезнью щеке. Церковь обещала христианнейшему королю Людовику XV спасение души — в обмен на обещание отправить фаворитку как государственную преступницу в аббатство Понт-о-Дам. В тот день 12 мая 1774 года, когда тело человека, почти 60 лет царствовавшего во Франции, везли в усыпальницу в Сен-Дени, Жанна Дюбарри покидала город в компании одной служанки и с небольшим сундуком. Она отправлялась в ссылку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: