Причины продажи супругов
В те времена в Англии брак заключался лишь единожды. Замуж могли выходить девочки с 12 лет. Это очень юный возраст, поэтому сделать серьезный выбор было крайне сложно. Уже спустя несколько лет женщина могла понять, что они с супругом не подходят друг другу. Мальчики тоже женились рано. Уже в 14 лет они могли стать мужьями, и готовиться к пополнению в семье.
Официально расторгнуть брак было практически невозможно. Существовало несколько способов разорвать эти отношения:
- обратиться лично в парламент (долго, дорого и ненадежно);
- сбежать (оставив все имущество второй половине);
- оскорбление или неверность, которые нужно было доказать.
При этом повторный брак был под запретом. Даже если удавалось добиться официального развода, зарегистрировать отношения уже не получилось бы.
Супруги надоедали друг другу. Быт того времени не подразумевал совместный приятный отдых. Женщины чуть ли не ежегодно рожали, не переставая тяжело работать. Мужчина также много трудились. Конечно, речь о простых англичанах. У знати все было по-другому.
Единственный выход избавиться от опостылевшей супруги ㅡ продать. Звучит все это жестко, но по факту все было не так страшно. Нередко жена сама ждала этой «продажи». Особенно если ее покупателем был любовник. К тому же женщина могла отказаться, если ей не нравится потенциальный муж.
Интересно, что власти обязывали заключать брак якобы в интересах дам. Супруг, как глава семьи, должен был обеспечивать жену, детей, брал за них ответственность. Но по факту, мужчины могли так плохо относиться к женщине, что она была рада любой возможности покинуть законного супруга.
Как и когда англичане перестали продавать жен за пинту пива?
Удивительно, но столь странный обычай продержался в Англии три сотни лет. Последний случай официально задокументирован в 1901 году. Хотя даже в 1913 году один мужчина из Лидса обряд по-старинке, и все бы прошло как по маслу, но вмешалась полиция, и власти объявили развод недействительным.
Но почему правительство не вмешивалось все это время? На самом деле, оно периодически пыталось, но каждый раз неудачно. Типичный пример такой отеческой заботы — случай Бетси Уордл из Ливерпуля. В 1882 году ее приговорили к неделе каторжных работ за «двоежемужество» после того, как ее собственный муж продал ее за пинту пива. Приговор вызвал бурю негодования у простых ливерпульцев. До этого момента они даже не знали, что это незаконно — за полторы сотни лет их так никто и не предупредил!
К тому же, власти оказывались перед непростым моральным выбором. Продажа жены не была типичным способом окончания отношений. На сотню таких случаев приходилось десять тысяч «побегов». Мужчины (да и женщины тоже) попросту сбегали от супругов — вот и весь развод по-викториански. Так что получалось, что традицию продажи жены соблюдали не маргиналы, а довольно приличные члены общества. Ущемлять их на фоне сотен тысяч бессердечно бросивших семьи было лицемерием.
Традиция умерла, как только появилась возможность развестись просто и легально, а главное — когда весть об этом дошла даже до самых отсталых селян.
Когда женщинам надоело быть товаром
Случай в Шотландии был далеко не единственным, в Дублине, в середине 18 века, при попытке продажи жена была отбита у мужа группой женщин, а сам мужчина заперт в сарай вместе со скотом (весьма символично). В тот период появление на рынке такой пары (мужчины и женщины на поводке), вызывало недоуменное молчание и порицание со стороны общества.
Но справедливости ради стоит отметить, что редко кто получал наказание за торговлю женами. Последний инцидент с продажей жены случился в 1913 году, причем супруга пожаловалась на случившееся и потребовала для супруга наказание в суде. С тех пор упоминания о подобных дикостях в отношении женщин не встречаются.
Как проходила сделка
Порой это было единственным способом избавиться от надоевшей жены.
Особенно практичные мужчины предварительно давали объявление в газету о том, что определенного числа на ярмарке будет продаваться женщина. Обычно цена не указывалась, все решалось по обоюдному согласию сторон. Веревка на шее, за которую женщину приводили на рынок, была обязательным атрибутом, выполняя роль опознавательного знака, свидетельствующего о том, что жена продается.
Нередко покупатель был определен заранее, это вызывало вопросы со стороны супруга, ведь с чего бы покупатель столь высоко ценил бы ее достоинства, о которых не знал? Потому нередко покупателей подозревали в связях с купленной женщиной задолго до сделки купли-продажи.
Покупатель мог рассматривать товар без стеснения.
Несмотря на то, что сам факт продажи женщины, супруги, звучит как нечто дикое, «товар» вполне мог отказаться от конкретного покупателя, причем, не объясняя причин. Нередко бывало так, что женщина сама давала деньги своему любовнику на ее выкуп (предварительно обманом забрав их у мужа). Во время пьянок или супружеских ссор супруги могли сгоряча продать жену, о чем впоследствии раскаивались. Известен случай, что после отказа проданной жены вернуться к законному мужу, он в отчаянии наложил на себя руки. Женщин зачастую продавали вместе с детьми.
Шотландские дамы не позволили себя продавать, в буквальном смысле отбив свое положение в обществе у мужчин. Однажды супруг решил продать свою супругу и выставил ее на рынке, мог ли он предполагать, что это станет причиной массовых беспорядков и его избиения. Около семисот женщин, живущих в ближайших окрестностях, решили устроить мужчине взбучку, что собственно говоря, и сделали, вооружившись камнями. Так эта традиция в Шотландии не прижилась.
Особенности сделки
До сих пор неизвестно, когда именно начался этот обычай — предположительно в конце XVII века, но укрепилась практика к середине XVIII века, а последние случаи зафиксированы в начале XX века.
Некоторые отчеты свидетельствуют, что о продаже было известно заранее — например, предприимчивый муж давал объявление в местной газете. Как правило, фиксированной стоимости жены не было, все решалось в порядке аукциона. Муж вел жену на рынок на веревке, повязанной вокруг шеи.
Бывало, что покупатель был известен заранее.
В сентябре 1815 года на рынке Стейнс «только три шиллинга и четыре пенса были предложены за лот, никто не решился бороться с заявителем за белокурый объект, чьи достоинства могли быть оценены только теми, кто знал их. Этот покупатель мог похвастаться долгим и интимным знакомством».
Несмотря на всю дикость этих торгов, жена могла повлиять на сделку — если ей не нравился будущий «господин и повелитель», она могла наложить вето на договор. Доклад 1824 года из Манчестера свидетельствует, что «после нескольких торгов жена была сбита до 5 шиллингов, но ей не понравился покупатель, и она была выставлена снова за 3 шиллинга и кварту эля».
В марте 1766 года плотник из Сауфуорка продал свою жену «в припадке супружеского безразличия в пивной». Протрезвев, мужчина попросил её вернуться и, после того как она отказалась, повесился.
В некоторых случаях женщины уже знали, кому именно будут проданы, и даже давали своим любовникам деньги на покупку.
А вот в Шотландии циничный обычай так и не прижился — шотландки оказались из другого теста. Там был зафиксирован лишь один случай. 16 июля 1828 года муж выставил на рынке Грассмаркет в Эдинбурге свою жену Мэри Макинтош, что послужило поводом для настоящей массовой драки. Так описан этот случай в книге «Шотландия. Автобиография» под редакцией Розмари Горинг: «Женщины округи, числом около семисот, собравшись и вооружившись камнями, причём некоторые даже кинули их, а другие завернули камни в чулки и носовые платки, устремились в атаку на толпу, нанося удары по всем, кто подворачивался под руку. Добравшись наконец до аукциониста, они разодрали и расцарапали тому лицо самым жутким образом, вследствие нанесённого прекрасному полу оскорбления».
В XVIII веке этот обычай, вместе с британцами, доплыл до США.
Как англичане продавали своих жен
Обычно такие вещи сообщались заранее. Некоторые мужчины даже давали объявления в газету. Они писали, что на ярмарке в определенный день будет продаваться женщина. Заинтересованные личности приходили в эту дату, чтобы осмотреть «товар».
Стоимость жены не прописывалась, чтобы можно было договориться. Да и средняя цена была крайне низкой. Это доказывает тот факт, что мужчины хотели как можно быстрее избавиться от супруги. Нередко вместе с ней отдавали детей.
Примерные расценки того времени:
- надоевшая жена ㅡ 2 фунта;
- покупка трупа для изучения студентами анатомии ㅡ 4 фунта;
- зарплата гувернантки ㅡ 16 фунтов;
- официальный развод ㅡ 90 фунтов.
Оплата за бывшую жену обычно была символической. Новый владелец мог заплатить за женщину бутылкой рома и закусками.
Однако не всегда женщина была просто товаром. Иногда хитрые дамы умудрялись провернуть целую аферу. Они обманным путем выманивали у супруга деньги, а потом вынуждали их на продажу. Покупателем был любовник, получивший средства.
Бывали случаи, когда мужья продавали жен из-за обиды. Или их толкал на этот бездумный шаг «зеленый змий». Одумавшись, они приходили к «новому мужу», чтобы вернуть супругу. Однако не все возвращались домой. Как-то одна англичанка устала от выходок благоверного, и отказалась вновь жить с ним. Мужчина не смог этого выдержать, и покончил с собой. Но чаще всего англичане спокойнее относились к разрыву.
Зачем англичане продавали своих жен?
Как нетрудно догадаться по всему вышесказанному, у островитян была сложная и своеобразная брачная жизнь. В отличие от материка, в Англии до XVII века закон не заставлял граждан регистрировать свой брак. Даже церковь оставалась в стороне, что в более поздние времена уже казалось немыслимым. Соответственно, простые жители Альбиона разбирались со своей личной жизнью сами, в согласии с обычаями той или иной местности — сходились и расходились по договоренности. Хотя развод, конечно, никогда не одобрялся.
В 1753 году правительство наконец решило озаботиться моральным обликом подданных и предписало им оформлять брак официально — у викария. А вот разводиться больше было нельзя. То есть можно, но только с ужасными сложностями — подмазать приходилось и церковные, и светские инстанции. И обходилось это все в 40-60 фунтов. Для сравнения: зарплата кормилицы или няни составляла 17 фунтов в год. Иначе говоря, развестись без связей и огромного количества денег было немыслимо.
В этой ситуации простые англичане придумали себе собственный бракоразводный процесс — ту самую продажу жены. Началось все, судя по всему, еще в XVII веке где-то на ярмарках в сельской Англии. Мужчина приводил свою жену на торжище, причем нередко на привязи, как корову. Собрав побольше зевак, он объявлял аукцион и продавал суженую тому, кто предложил хорошую сумму, и при этом будет хорошим «хозяином» сей даме. Выигравший тут же становился ей новым мужем. Вся ярмарка тут же пускалась в кутеж и пила за счастье молодых. Как вы уже догадались, все это было специально подстроено. «Выкупал» жену ее нынешний любовник, причем по договоренности с мужем.
Зачем все эти сложности, и почему ритуал проходил именно на ярмарке? На самом деле, все просто. Ярмарка была сердцем и душой сельской общины. Здесь собирались всем миром, а значит, любая сделка, объявленная во всеуслышание, считалась изначально легитимной. Тем более, сделка, где была четко названа сумма, а затем все участники ударили по рукам при сотнях свидетелей. Логика селянина проста: раз все видели — значит, это правильно и честно.
МАНФРЕДИ, БАРТОЛОМЕО
круг
ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ
Второе десятилетие XVII века
холст, масло
116 х 158 см
Инв.: 32
Холст саржевого плетения, дублирован. Вверху на фоне участок старого прорыва. Живопись под плотным слоем потемневшего загрязненного лака.
До поступления в музей считалась работой неизвестного южно-итальянского мастера XVII века. Лазарев приписал Пьеру Паоло Бонци, и эта атрибуция нашла отражение в путеводителях ГМИИ 1934 и 1938 годов. Позднее значилась как работа итальянского, а затем болонского мастера XVII века. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.
Полотно представляет первоклассный образец караваджистского натюрморта с фигурой
Произведения этого типа очень редки, что заставляет отнестись к нему с особым вниманием. Манера исполнения отличается выразительностью пластической формы, благородной сдержанностью колорита
Эти черты позволяют датировать картину вторым десятилетием XVII века и предположительно назвать ее автором художника круга Бартоломео Манфреди. Подобный мотив — мужская фигура у стола, на котором стоит корзина с яблоками и лежат весы — встречается в композиции вертикального формата (х., м. 116 х 90; размер по вертикали совпадает с высотой московской картины) из частного собрания в Италии, опубликованной Баухом как работа Манфреди (Bauch 1956, S. 232-233, Abb. 5). Ранее она приписывалась Лудовику Финзониусу, тогда как Лонги и Фосс полагали ее автором кого-либо из северных караваджистов. Несмотря на более жанровый, по сравнению с картиной из ГМИИ, характер данного полотна, обе работы могли принадлежать одному мастеру.
Манера исполнения публикуемой картины дает основание полагать, что фигура и натюрморт были написаны разными художниками. Автором превосходного по красоте и пластическому совершенству натюрмортного мотива, выдержанного в лучших традициях караваджизма, можно предположительно назвать Томмазо Салини, одного из немногих живописцев Рима, писавших самостоятельные натюрморты.
Композиция московской картины с фигурой, сдвинутой вправо от центра, позволяет думать о возможном существовании парной работы, которая либо не дошла до нас, либо была исполнена другим художником.
Происхождение: в начале XX века собр. М.И.Кристи, Москва; 1924 из 5-го Пролетарского (Рогожско-Симоновского) музея пост. в ГМИИ.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 20 (Болонский мастер XVII века); 1983 Дрезден. Кат., № 142 (здесь и след. — Римский мастер первой трети XVII века, Бартоломео Манфреди ?); 1984 Ленинград-Москва. Кат., № 82; 1995 Рим-Милан. Кат., № 45 (Круг Манфреди).
Литература: Путеводитель музея 1934, с. 62-63 (здесь и след. — Пьер Паоло Бонци. Фруктовщик); Путеводитель ГМИИ 1938, с. 108; Кат. ГМИИ 1957, с. 63 (здесь и след. — Итальянский мастер XVII века. Продавец фруктов); Кат. ГМИИ 1961, с. 89; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 110-111 (Болонский мастер XVII века); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 76 (Неизвестный мастер круга Караваджо); Маркова 1984, с. 29 (Манфреди ?); Кат. ГМИИ 1986, с. 152 (Римский мастер первой четверти XVII века, Манфреди ?); Маркова 1992, с. 182-183 ил. (здесь и след. — Манфреди ?); Кат. ГМИИ 1995, с. 176 ил.; Markova in Natura morta 1995, p. 164, № 45 (Круг Манфреди).
Особенности сделки
До сих пор неизвестно,когда именно начался этот обычай — предположительно в конце XVII века,но укрепилась практика к середине XVIII века,а последние случаи зафиксированы в начале XX века.
Некоторые отчеты свидетельствуют,что о продаже было известно заранее — например,предприимчивый муж давал объявление в местной газете. Как правило,фиксированной стоимости жены не было,все решалось в порядке аукциона. Муж вел жену на рынок на веревке,повязанной вокруг шеи.
Бывало,что покупатель был известен заранее.
В сентябре 1815 года на рынке Стейнстолько три шиллинга и четыре пенса были предложены за лот,никто не решился бороться с заявителем за белокурый объект,чьи достоинства могли быть оценены только теми,кто знал их. Этот покупатель мог похвастаться долгим и интимным знакомством».
Несмотря на всю дикость этих торгов,жена могла повлиять на сделку — если ей не нравился будущийгосподин и повелитель», она могла наложить вето на договор. Доклад 1824 года из Манчестера свидетельствует,чтопосле нескольких торгов жена была сбита до 5 шиллингов,но ей не понравился покупатель,и она была выставлена снова за 3 шиллинга и кварту эля».
В марте 1766 года плотник из Сауфуорка продал свою женув припадке супружеского безразличия в пивной». Протрезвев,мужчина попросил её вернуться и,после того как она отказалась,повесился.
В некоторых случаях женщины уже знали,кому именно будут проданы,и даже давали своим любовникам деньги на покупку.
А вот в Шотландии циничный обычай так и не прижился — шотландки оказались из другого теста. Там был зафиксирован лишь один случай. 16 июля 1828 года муж выставил на рынке Грассмаркет в Эдинбурге свою жену Мэри Макинтош,что послужило поводом для настоящей массовой драки. Так описан этот случай в книгеШотландия. Автобиография» под редакцией Розмари Горинг: «Женщины округи,числом около семисот,собравшись и вооружившись камнями,причём некоторые даже кинули их,а другие завернули камни в чулки и носовые платки,устремились в атаку на толпу,нанося удары по всем,кто подворачивался под руку. Добравшись наконец до аукциониста,они разодрали и расцарапали тому лицо самым жутким образом,вследствие нанесённого прекрасному полу оскорбления».
В XVIII веке этот обычай,вместе с британцами,доплыл до США.
Ветер перемен
Но далеко не всех устраивало такое положение вещей. Вот что пишет газета The Times за 1797 год: «В пятницу мясник выставил свою жену на продажу на рынке Смитфилда, недалеко от гостиницы Рэм, с поводком на шее и верёвкой на талии, за которую её привязали к ограде, а счастливым покупателем стал один извозчик, отдавший мужу три гинеи и крону за его былое ребро. Жаль, что нет управы на такое развратное поведение низших сословий».
Разочаровавшись в законах и осознав всю тщетность своих попыток призвать мужей к порядку, нашлись храбрые женщины, вступившиеся за права своих подруг. В 1756 году в Дублине группа женщин «спасла» жену, после чего муж подвергся судилищу и был помещён в загон со скотом до раннего утра следующего дня. Примерно в 1777 году продажа жены в Кармартеншире вызвала в толпе «сильную тишину» и «чувство неловкости у собравшихся».
Такая практика, хоть и осуждалась, к уголовному преследованию приводила редко.
Правовой справочник 1853 года обязывал английских судей покончить с мифом продажи жены: «Это широко распространённая ошибка, что муж может избавиться от своей жены, продав её на открытом рынке с петлёй на шее. Такие действия с его стороны должны быть жестоко наказуемы местным судьёй».
Наконец, к середине XIX века голоса недовольных стали громче.
Последний случай продажи жены относится к 1913 году, когда женщина во время дачи показаний в суде полиции Лидса, утверждала, что муж продал её одному из своих товарищей за фунт стерлингов.
Слайды и текст этой презентации
это сделать.
когда это было
40
Слайд 7Переяславская Рада 1654 годО каком событии идет речь в данном
отрывке?«К сим словам весь наш народ возопил: волим под царя
восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом полковник.. ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: все ли тако соизволяете? Рекли весь народ: все единодушно…»
когда это было
50
Слайд 9Экономика20ЯрмаркаО чем идет речь?Сюда в дни религиозных праздников направлялись со
всей страны не только продавцы различных товаров, но и покупатели-оптовики.
Наиболее крупными из них были Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.
концу века их осталось не более 30. Их существованию мешало
отсутствие большого количества свободной рабочей силы. Что это за предприятия?О чем идет речь?
городе, как и в любом другом, есть рынок. А что
такое «всероссийский рынок»?
ложками, вяземские – санями, нижегородские – замками и т.д. Как
называется это явление в ремесле?
Слайд 13«бунташный век»101648 г., Соляной бунтО каком событии рассказывается в этом
стихотворении Н. Кончаловской?Дворец без казны оставаться не мог,Тогда-то на соль
наложили налог:По двадцать копеек с пуда.И тут прокатилась зловещей волнойНародная ненависть грозно.
Слайд 14«бунташный век»20(1662 г., Медный бунт)О каком событии идёт речь данном
отрывке:«Да в то же время делали деньги полтинники медные с
ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…»?
до голодной смерти, от уклонения от повинностей до вооружённого сопротивления
царским воеводам. Как называли в XVII веке этих людей?
выступлений в XVII веке.
его?
Слайд 20«Кто есть кто»30НиконКто автор этого письма?«В прошлом… Божиею волею и
твоим, великого государя, изволением… был я… поставлен на патриаршество… И
начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошёл без твоего, великого государя, указу в Воскресенский монастырь… »
и образование своих детей?
Слайд 23«кот в мешке»10Скипетр и державаЭти предметы вручались в момент вступления
на престол нового царя. Сегодня эти предметы держит в лапах
Орел, изображенный на гербе России. О каких предметах идет речь?
Слайд 25«кот в мешке»30ЗеркалоМода на эту вещь появилась именно в XVII веке. В
царском дворце, в домах бояр и дворян можно было увидеть
великолепные образцы этого изделия, привезённые из Европы. Сегодня мы пользуемся этой вещью ежедневно, особенно, наши очаровательные дамы. Что ЭТО?
Сколько стоила бывшая жена
Французская гравюра, высмеивающая традицию англичан.
Сразу стоит оговориться, что чья-то бывшая жена не могла стоить дорого. Чаще всего это была чисто символическая цена. Так, в 19 веке за женщину отдавали два фунта, а медицинская академия покупала трупы для изучения анатомии студентами за четыре фунта. При этом за деньги женщин покупали относительно редко, чаще всего за еду или выпивку. Обычно это было около литра рома и накрытый стол. Для сравнения гувернантки в ту пору получали 16 фунтов, а вот развод стоил до 90 фунтов.
Ни одна из сторон даже не сомневалась в том, что все, что они делают, не просто не имеет никакой юридической силы, но еще и тянет на преступление. Но исходя из того, что в выгоде оставались все стороны, факт такой сделки не обнародовался.
Молодая и красивая женщина могла приглянуться покупателю побогаче.
В конце 19 века такая история все же стала предметом разбирательств. 25-летняя Бетси была продана своему же любовнику. Но при этом официальный брак с супругом, конечно же, расторгнут не был. Когда каким-то образом об этом стало известно, ее обвинили в многомужестве. Несмотря на показания свидетелей о том, что девушка была продана и теперь живет с другим мужчиной и только с ним, она была признана виновной и отправлена на каторгу. Забавный инцидент, в котором правоохранительная система того времени обвинила по сути жертву в случившемся, тогда как ни один из мужчин – инициаторов сделки, не понес наказания.
Развод
Сначала разорвать брак было сравнительно просто — достаточно было подать в церковный суд на разделение постели и стола. Причиной могли стать жестокое (очень жестокое) обращение или измена. Правда, жениться и выходить замуж второй раз запрещалось.
Но после 1690 года процедура сильно усложнилась: чтобы разорвать супружеские отношения, нужно было обращаться в парламент, и вот это уже было долго и дорого. Несмотря на то что в 1857 году были созданы специальные суды для развода, чтобы сделать расторжение брака проще, для бедных развод все равно оставался «роскошью». Были альтернативы: разъезд, побег или продажа супруги. Последний способ был отнюдь не самым популярным (кроме того, незаконным), но все же вполне действенным.
«Законы уважения к женщинам при рассмотрении их естественных прав» (1777) отмечали, что для бедного продажа жены рассматривалась как «способ расторжения брака», когда «муж и жена сильно устали друг от друга и согласились расстаться, если у человека было намерение подтвердить подлинность планируемого разделения, сделав его предметом общественной огласки», — писал Джон Райт в своей статье 2004 года «Продажа жены».
Для многих женщин продажа была единственным способом расторгнуть неудовлетворяющий их брак. Одна жена, проданная на рынке в Уэнлоке за 2 шиллинга 6 пенсов в 1830 году, настаивала на завершении сделки, несмотря на сомнения супруга: «Её муж смутился и попытался прекратить сделку, но Мэтти вынудила его продолжить. Она хлестнула передником по лицу своего мужа и сказала: «Негодяй! Я должна быть продана. Я хочу перемен!»» (Thompson, E. P. (1991), The Selling of Wives)
А вот что пишет The Gentleman’s Magazine, ежемесячный лондонский журнал, за 1832 год: «Герцог Чандос во время пребывания в небольшой деревенской гостинице увидел, как конюх бьёт свою жену самым жестоким образом. Он вмешался и буквально купил её за полкроны. Это была молодая и красивая женщина. Герцог дал ей образование. И после смерти её мужа он женился на ней. На своём смертном одре она собрала весь дом, рассказала им свою историю и вывела из неё трогательную мораль об опоре на провидение, поскольку из самой жалкой ситуации она была внезапно поднята на одну из величайших вершин процветания. Она попросила у них прощения, если когда-либо их несправедливо обидела, а затем отпустила их с подарками, умерев почти в тот же миг».
Сколько пинт пива стоит жена?
На самом деле, речь идет не о проституции и не о каких-то вопиющих случаях торговли людьми. Так проходил обряд развода среди сельской и городской бедноты Альбиона. Причем практиковалось это добрых три сотни лет: с XVII века по начало XX! Стоимость жены при этом варьировалась в широчайших пределах: вы могли прикупить себе новую женушку за стакан рома и щенка ньюфаундленда, за ржавый пистоль, за несколько пинт пива, бочонок сидра, кобылу или пару фунтов стерлингов. И это при том, что цена трупа, который продавали для научных изысканий, составляла 4 фунта. Самое большое, что удавалось выручить за покупку чужой жены — 40 фунтов, приличная по тем временам сумма, но все равно меньше раба.
Впрочем, основной валютой оставались пинты и галлоны пива, точнее, эля, который тут же выпивался и раздавался к радости всех присутствующих. Со стороны это может показаться скотством и доказательством убогости нравов, и именно так это все виделось иностранцам с материка (прежде всего французам, конечно же). Да и представители привилегированных классов из Лондона, чего уж там, не отставали: рисовали карикатуры, писали памфлеты. Однако это был по-своему недурной обычай. Тем более, что инициатором таких сделок зачастую выступали сами женщины. Даже Вольтер, ознакомившись с чудно́й традицией внимательнее, нашел ее занятной и по-своему цивилизованной.
Брак и невозможность развода
Жен продавали рядом с крупно рогатым скотом.
В Англии вплоть до середины 18 века существовал так называемый фактический брак, то есть мужчина и женщина жили вместе, делили быт, растили детей, но между ними не было никаких юридических обязательств. Попросту говоря – современный «гражданский» брак или сожительство.
Однако после того как вышел закон, обязывающий оформлять отношения, обращение с женщинами стало только хуже. Муж и жена становились чем-то общим и неразделимым, а если сказать точнее, то жена полностью растворялась в супруге и собственных интересов иметь не могла. Женщина, находящаяся в браке, не могла иметь никакого имущества, да что там, она сама была тем самым имуществом. Причем это преподносилось как великая благосклонность к женщинам, ведь они не отвечали за свои поступки и целиком и полностью находились под защитой и опекой своего супруга. Увы, но подобная юридическая недееспособность привела к тому, что женщин начали продавать как скот.
Этой теме посвящено множество карикатур.
Как уже было сказано выше, муж и жена становились единым целым, а потом развод был мероприятием весьма хлопотным. Точнее и разводом его можно назвать с натяжкой. Разделить можно было постель и стол, а вот сама жена никуда не девалась. Во-вторых, заключить повторный брак было нельзя.
Позже процедуру развода усложнили еще больше, для этого было нужно писать аж в парламент, а это было не только очень долго, но еще и дорого. К тому же, основанием для развода могла служить супружеская неверность со стороны жены, причем доказанная, либо серьезное нарушение закона или оскорбление супруга. Но это тоже все требовало доказательств. И все равно жениться повторно было нельзя.
Продажа могла произойти и в более высоком сословии.
Вариантов было не так много, можно было просто разъехаться, но при этом не иметь других отношений, от жены можно было сбежать, но тогда пришлось бы оставить имущество. При таком раскладе продажа надоевшей второй половины не казалось чем-то из ряда вон выходящим.
Впрочем, далеко не всегда процесс продажи был чем-то унизительным для женщин. Часто их выкупали их же любовники, либо польстившиеся на их молодость и красоту герцоги, что круто меняло жизнь крестьянок и о том, чтобы жалеть о предавшем ее муже не было и речи. Браки в Англии разрешались с 12 и 14 лет для девушек и юношей соответственно. Вряд ли кто-то в таком возрасте мог выбрать пару, с которой бы хотел прожить всю жизнь, немудрено, что попытки развестись то и дело предпринимались, несмотря на юридические сложности.