Интересные факты о детстве и отрочестве П. И. Чайковского
- Он родился в многодетной семье инженера.
- Музыку он слышал с самого раннего детства. Его родители любили играть на фортепиано и органе.
- Любовь к музыке ему привили родители. Его мать играла на фортепиано, а отец был любителем музыки.
- Первым учителем музыки Чайковского была Мария Марковна Пальчикова. Она научила юного Петю понимать ноты и играть фортепианные гаммы.
- В 5 лет он уже мог играть на фортепиано, а в 8 спокойно играл по нотам.
- Он практиковался игре на фортепиано при каждом удобном случае, а когда не было такой возможности, он выстукивал музыку, которую сочинил в своей голове, на оконных стеклах дома. Однажды он выстукивал ее так сильно, что разбил оконное стекло и сильно порезался. Он так любил музыку, что был готов буквально пролить за нее кровь.
- Учитель музыки, которого нанял его отец, говорил, что особым талантом юный Петя не обладает и карьера композитора ему не светит. Как глубоко он ошибался.
- Маленький Петр был талантливым ребенком, к шести годам он мог читать по-русски, по-французски и по-немецки.
- Чайковский в детстве любил литературу и историю. Даже пытался сочинять стихи на русском и французском языках.
- Отец Петра Ильича Чайковского привил ему любовь к театру.
- В 8 лет он переболел корью, а последствиями болезни стало расстройство центральной нервной системы.
- Он был очень ранимым и восприимчивым ребенком и глубоко переживал любые потрясения.
- Фарфоровый мальчик — так называла маленького Петю его гувернантка Фани за его ранимость и нежность.
- Когда ему было 14 лет от холеры умерла его мама.
- Юный Пётр поступил в училище правоведения в Санкт-Петербурге, после окончания которого служил в министерстве юстиции.
- В училище он был всеобщим любимцем как среди учителей, так и среди учащихся.
- Он занимался музыкой и пел в хоре даже в училище правоведения.
- В училище он учился 9 лет: с 1850 по 1859 годы.
Краткая биография Чайковского
- 1862 год. Чайковский стал заниматься в музыкальных классах русского музыкального общества, который был преобразован в Петербургскую консерваторию.
- Преподаватели петербургской консерватории, Заремба и Рубинштейн сформировали музыкальную личность Петра Ильича.
- 1866–1876 годах Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармоники и инструментовки.
- В 1884 году царь Александр III пожаловал ему орден Святого Владимира. Этот наследственный дворянский титул укрепил его общественное положение в России. С этого момента он стал менее замкнутым, и его популярность резко возросла.
- В 1885 году Пётр Ильич принимал непосредственное участие в ликвидации пожаров в подмосковном городе Клин, где он в то время жил.
- Петр Ильич начал дирижировать собственными произведениями только в 1888 году, после того как справился со своим страхом к публичным выступлениям.
- Его музыкально-критические статьи были изданы в 1898 году под названием «Фельетоны».
- Чайковский был в США всего один раз, но интересный факт в том, что в Америке его произведения были более известны, чем в Европе.
- Толстому настолько понравилась музыка Чайковского, что он однажды расплакался, когда слушал ее в консерватории. Петр Ильич считал это величайшим признанием своего таланта. (Прочитайте интересные факты о писателе Толстом).
- Он несколько лет под псевдонимом и анонимно работал музыкальным обозревателем в газетах. Подписывал свои рецензии инициалами Б. Л.
- На протяжении всей своей карьеры он подвергался резкой критике по поводу своих работ. Многие критики считали, что музыка Чайковского потворствует публике и поэтому вызывает презрение. Кроме того, они считали его «западником», не желавшим прославлять русские музыкальные традиции.
Не Чайковский Чайковский
У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.
Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.
Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.
Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.
Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.
Проза жизни
После брачной ночи Петр писал брату Модесту о том, что не смог лишить жену невинности. После второй попытки ее тело стало ему омерзительно. Об этом он также поспешил сообщить брату. Очень быстро Чайковский стал звать супругу «отвратительным творением». Петр Ильич почувствовал к Чайковской такую ненависть, что сначала захотел утопиться, но вспомнил, что тогда его не смогут отпеть и отбросил идею.
Чтобы скрыть самоубийство, композитор решил намеренно заболеть. Он по грудь вплыл в Москву-реку. Мокрый дошел до дома. Но утром жар спал. Подхватить воспаление не получилось. Всю ночь возле незадачливого самоубийцы просидела Антонина. Глядя на то, как она стрижет ногти, Чайковский взъелся на супругу еще больше и попросил ее удалиться.
Решение о разъезде с Антониной поддержали два брата композитора. Его сестра, наоборот, встала на сторону девушки. Она написала брату, что женитьбой на Милюковой он попытался прикрыть свою развратную натуру, а теперь обвиняет во всех грехах несчастную женщину.
Сестра Чайковского полагала, что ее брат вообще не способен состоять в долгих отношениях. И то, что произошло с его супругой, могло произойти с любой, пусть бы это даже была сошедшая со страниц книги Ларина.
Через три месяца после женитьбы Петр уехал с братцем Модестом в Европу поправлять здоровье. Его вояж затянулся. Чайковский решил дать Антонине отступные и разъехаться с ней. После поездки он жену больше не видел, но не разводился, числился женатым еще 16 лет.
Отвергнутая Милюкова из-за такого позора чуть не лишилась разума. Рассказывала, что отказала генералам и каким-то министрам ради Чайковского. Покрытую позором девушку жалела только сестра композитора. Остальные родственники при Чайковском старались не называть ее имени.
Умер композитор женатым человеком в 1893. Супруга пережила непутевого мужа на 24 года. У Антонины были дети от любовников, но их она сдавала в приюты. За 20 лет до смерти Антонина попала в психиатрическое отделение. Там она и закончила свои дни.
Неизвестно, что так сильно повлияло на психическое здоровье женщины. Может, это была неразделенная любовь к композитору или врожденная склонность к психическим недугам.
«Стеклянный ребенок» и воспитанник училища правоведения
Петр Чайковский в юности. Фотография: biographe.ru
Семья Чайковских. Слева направо: Петр Чайковский в возрасте 8 лет, его мать Александра Андреевна, сестра Александра (опирается о колени матери), сводная сестра Зинаида, старший брат Николай, младший брат Ипполит, сидящий на коленях у отца — Ильи Петровича Чайковского. 1848. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Петр Чайковский в юности. Фотография: classicalmusicnews.ru
Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер — пианисткой. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Для их воспитания родители выписали из Петербурга гувернантку — француженку Фанни Дюрбах. Учился Петр Чайковский хорошо, его любимыми предметами были история и литература.
Еще в детстве Петр Чайковский начал сочинять стихи, а затем увлекся музыкой. Чтобы развить способности будущего композитора, родители наняли ему учительницу — бывшую крепостную Марию Пальчикову. Вскоре Чайковский начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Его брат Модест Чайковский вспоминал: «Когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку» .
В 1848 году отец композитора Илья Чайковский вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Москву, а затем в Петербург. Там Петра Чайковского отдали в Императорское училище правоведения — родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. Однако в то же время будущий композитор продолжил заниматься музыкой. Вместе с матерью Чайковский часто бывал на балетах и операх в петербургском Большом театре и Мариинке.
В училище Чайковский познакомился и подружился с поэтом Алексеем Апухтиным. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где публиковали свои стихи и статьи. Будущий композитор много читал — выписывал журнал «Современник», покупал книги Александра Пушкина, Александра Грибоедова и Михаила Лермонтова. Кроме того, в училище он занимался в хоре. Когда преподававший там Гавриил Ломакин болел, его заменял Чайковский и проводил для своих одноклассников уроки музыки. В то же время отец нанял будущему композитору нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера. Чайковский вспоминал: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано» . С Кюндингером он занимался около трех лет.
Как Антонина превратилась из «супружницы» в «гадину»
Брачной ночи как таковой у супругов не было. Зато Пётр написал своему брату Анатолию, что ещё раз всё обсудил с Антониной. Он предложил ей заботу и «братскую любовь». Взамен Антонина не будет требовать от него исполнения супружеского долга. По словам Петра, Милюкова на всё согласилась. Он написал: «Я до того обеспечил себе свободу действий, что, как только мы с женой привыкнем друг к другу, она не будет меня стеснять ни в чём. Не нужно себя обманывать: она очень ограниченна, но это даже хорошо. Умная женщина вселяла бы во мне страх к себе. Над этой я стою так высоко, я до такой степени доминирую её, что по крайней мере никакого страха перед ней не испытываю».
Дальнейшие события показали, что Антонина либо притворилась согласной, либо даже не поняла, на что соглашается. Подробностей разговора супругов нет и неизвестно, сообщил ли композитор девушке о своих сексуальных предпочтениях. Биограф Чайковского Александр Познанский считал, что даже если Пётр всё рассказал, Милюкова могла не разобраться, о чём именно идёт речь. И не потому, что была глупа. Девушкам её возраста и положения было трудно даже подумать о существовании подобного.
Несмотря на договорённости, жизнь молодожёнов не складывалась. Чайковский уже через несколько дней устал от супруги. Он жаловался Анатолию, что чувствует себя запертым в клетке. Хотя порой Чайковский старался успокоить себя:
Всего через 20 дней брака Пётр убежал от Антонины из Москвы в Санкт-Петербург. Он снова написал Анатолию, но уже не так оптимистично: «Толя! я ужасно люблю тебя. Но ах! как я мало люблю Антонину Ивановну Чайковскую! Какое глубокое равнодушие внушает мне эта дама! Как мало меня тешит перспектива свидания с ней! Однако ж и ужаса она не возбуждает во мне. Просто лишь одну тоску».
Через некоторое время Чайковский вернулся к жене. Но ненадолго. Через 13 дней он покинул её. Уже навсегда. Тогда у Чайковского изменилось отношение к Милюковой. Она уже вызывала у него не скуку, а ненависть, смешанную с отвращением. В письмах братьям Чайковский сначала называет её «Антонина», затем «эта дама» и «супружница». Но постепенно он переходит к оскорблениям: «известная особа», «существо женского пола, носящее моё имя», «омерзительное творение природы», «мерзавка», «стерва».
Чаще всего Чайковский стал называть Антонину «гадиной».
Российский исследователь Александр Познанский предположил, что причиной такой лютой ненависти стало изменение поведения Антонины. Когда Чайковский вернулся к ней в Москву, она потребовала выполнения супружеских обязанностей. Возможно, Антонина попыталась соблазнить супруга. Чайковский же пережил нервный срыв и возненавидел жену. В его глазах она предала их договорённость о «братской любви». А для Милюковой его отказ ложиться в одну постель стал сильнейшим оскорблением.
Иногда Чайковский говорил, что виноват только он: «Жена моя, какая она ни есть, не виновата в том, что я поощрил её, что я довёл положение до необходимости жениться. Во всём виновата моя бесхарактерность, моя слабость, непрактичность, ребячество!» Тем не менее Пётр покинул супругу.
Чайковский попросил брата Анатолия сообщить Антонине о том, что тот уходит от неё. Анатолий приехал к Милюковой с Николаем Рубинштейном, известным пианистом. Удивлённая Антонина пригласила обоих на чай. Рубинштейн сказал ей, что у Петра Чайковского тяжелейший нервный срыв. Он приложил заключение психолога и объяснил, что Пётр не вернётся к супруге, если хочет выздороветь. Антонина послушно дослушала и сказала, что рада согласиться на всё, что нужно «дорогому Пете». То, что произошло дальше, ошеломило Анатолия: «Антонина Ивановна проводила Рубинштейна до двери и вернулась с широкой улыбкой на лице, сказав: „Ну, кто бы мог подумать, что сегодня я буду приглашать знаменитого Рубинштейна к чаю у себя дома!“» Отсюда пошли кривотолки братьев Чайковского, будто у Антонины не всё в порядке с головой.
Сестра Чайковского Александра решила поговорить с Антониной и рассказала о склонностях Петра. С её помощью Антонина впервые серьёзно задумалась о реальных мотивах, побудивших композитора к браку. Она написала его брату Модесту: «За всю мою любовь и преданность Петя мне отплатил тем, что сделал меня своею ширмою пред всей Москвою, да и Петербургом. Где же эта доброта его, про которую так много говорили?»
Влюбленный в Татьяну
Чайковский постоянно возмущался тому, как Онегин поступил с Лариной. Композитор любил это произведение. Поэтому, когда ему написала студентка и призналась в чувствах, он не смог ей отказать. Началась переписка.
Милюкова целых 4 года проучилась в консерватории, где Чайковский преподавал. На композитора Милюкова бросала томные взгляды, но он ее чувств не замечал. Когда от Милюковой Чайковскому пришло первое послание, он не смог ее вспомнить. Даже обратился к коллеге, чтобы тот напомнил ему, кто ему пишет. Коллега напомнил, а Чайковский тут же окрестил Милюкову дурой.
На тот момент композитор работал над оперой по своему любимому произведению. Поначалу ему нравилось переписываться с Антониной, потом он и вовсе стал ассоциировать ее с Татьяной.
Дворянка открыла композитору чувства прямо. Он не смог ей отказать. Особенно трудно отказать поклоннице было после ее письма, где она предлагала себя своему учителю в качестве рабы. А также упоминала 10 тысяч свадебного капитала.
Первая и вторая встреча с композитором для Антонины прошла на съемной квартире. Платоническое свидание подтолкнуло Чайковского задуматься о женитьбе. В городе как раз настал сезон свадеб. Женились родственники, друзья и знакомые. Еще Чайковский давно задумывался о детях. Антонина по его мнению на роль супруги подходила идеально. Об этом композитор писал своему брату и друзьям.
Три версии о помолвке Чайковского и Милюковой
Об обстоятельствах помолвки есть много слухов и версий.
По одной из них Антонина сама сделала композитору предложение руки и сердца. Некоторые исследователи даже полагали, что девушка почти насильно женила на себе Чайковского.
В другой версии причиной женитьбы считают меркантильность Петра Чайковского. У него всегда были проблемы с деньгами. А Антонина упомянула, что у неё есть 10 тысяч капитала. Кроме того, ей была обещана в качестве приданого часть выручки от продажи леса. Правда, эта версия не выдерживает критики. Ещё до свадьбы Пётр убедился, что невеста «совершенно бедна», а её доля в приданом «зависит от случайных продаж леса и везения».
Самой популярной версией помолвки считается та, согласно которой Чайковский хотел жениться, чтобы исключить слухи о своей репутации. Женитьба на девице из приличной семьи стала бы для композитора отличным прикрытием.
Сам же Чайковский в письме своей подруге Надежде фон Мекк писал следующее: «Мне представилась трудная альтернатива: или сохранить свою свободу ценою гибели этой девушки (гибель здесь не пустое слово, она в самом деле меня любит беспредельно), или жениться. Я не мог не избрать последнего. Меня поддержало в этом решении то, что мой старый 82-летний отец, все близкие мои только об том и мечтают, чтоб я женился. Итак, в один прекрасный вечер я отправился к моей будущей супруге, сказал ей откровенно, что я не люблю её, но буду ей во всяком случае преданным и благодарным другом; я подробно описал ей свой характер: свою раздражительность, неровность темперамента, своё нелюдимство, — наконец, свои обстоятельства. Засим я спросил её, желает ли она быть моей женой? Ответ был, разумеется, утвердительный».
Точно можно сказать, что Чайковский сделал предложение Антонине не из любви к ней. Он сам признавался, в том числе Антонине, что таких чувств не испытывает. За год до этого Чайковский писал брату Модесту, что хочет найти себе жену. Такую, которая будет лелеять композитора, но сильно не мешать. Так вышло, что Антонина Милюкова попала под это описание. 6 июля 1877 года в церкви Святого Георгия состоялось их венчание.
Надежда Филаретовна фон Мекк
Однажды после концерта Чайковскому принесли огромный букет роз.
Никакой записки к нему не прилагалось. На следующем концерте ситуация повторилась. Чайковский был заинтригован, просил найти дарителя. Выяснилось, что букеты посылала Надежда Филаретовна фон Мекк, богатая вдова. Она была меценаткой и большой поклонницей музыки Чайковского.
Между ними завязалась переписка. Зная о материальных затруднениях Петра Ильича, Надежда Филаретовна предложила ему пенсион, который для нее не был слишком обременительным, а ему давал бы возможность работать, не думая о хлебе насущном. После некоторого раздумья он согласился.
Чайковский нашел в госпоже фон Мекк истинную ценительницу музыки. Сохранилась их переписка, искренность которой не вызывает сомнений.
Интересны оценки, которые давал в этих письмах Чайковский композиторам, входившим в «Могучую кучку»: «Я не признаю в нем (Кюи) большой творческой силы, но у него есть изящество, красивость в гармониях и вкус, чем он отличается от представителей этого кружка музыкантов, и в особенности от Мусоргского, у которого больше природного дарования, но зато испорченного грубостью приемов, склонного к музыкальному безобразию».
Такая пристрастность обычна у людей, работающих в одном виде искусства, но расходящихся во взглядах на него.
Но с Надеждой Филаретовной взгляды и вкусы совпадали — и переписка с нею стала для Чайковского необходимостью. Она длилась почти десять лет, и все это время оба избегали личной встречи. Наконец госпожа фон Мекк пригласила Петра Ильича погостить в своем имении.
Поздним вечером Чайковский прибыл в усадьбу. Его встретил камердинер и проводил во флигель, где все было предусмотрено для удобства композитора. В зале его ждал раскрытый рояль. На следующий день, проснувшись, он вышел к озеру, чтобы в тишине насладиться прекрасным утром. На противоположном берегу он увидел большой господский дом, людей на террасе… Он вернулся в комнату, поспешно написал записку с извинениями и тут же покинул имение.
Вряд ли он сам мог объяснить, что заставило его сделать это.
Что известно о фильме Серебренникова
Кирилл Серебренников впервые предложил идею фильма о Чайковском в 2013 году. Её представили Фонду кино, однако финансировать картину отказались, потому что «не видят зрительского потенциала». Тем не менее работу над фильмом продолжили. Изначально его планировали выпустить в 2015 году к 175-летию со дня рождения композитора. Сценарий писал сам Серебренников во время домашнего ареста.
Рабочим названием фильма было «Жена Чайковского». В процессе работы его хотели переименовать на «Антонина», но передумали. За время работы над кинокартиной в интернете появились несколько отрывков из фильма. Тогда стало известно, что роль Чайковского исполнит Один Байрон, а Антонины — Алёна Михайлова. Также в фильме участвует рэпер Oxxxymiron.
Смерть
1 ноября 1893 г. композитор ужинал в престижном Санкт-Петербургском ресторане. Когда принесли очередной заказ, Петр Ильич попросил у официанта стакан воды. Гостю подали некипяченую жидкость, хотя в городе бушевала эпидемия холеры.
Наутро Чайковскому стало плохо, прибывший доктор поставил диагноз – холера. Болезнь вела себя агрессивно, у композитора не осталось шансов победить недуг. 6 ноября 1893 г. музыкант скончался.
Император Александр III оплатил погребение Чайковского из государственной казны. Отпевание композитора прошло в Казанском соборе. Похоронили П.И.Чайковского в Александро-Невской лавре
Детство и юность
Будущая жена Чайковского родилась 5 июля (23 июня по старому стилю) 1848 года. Сведения о месте, где Антонина появилась на свет, отсутствуют — вероятно, это произошло либо в окрестностях города Клина, где у отца было поместье, либо в Москве, где родители жили после свадьбы.
Семья Милюковых была дворянской, но бедной и раздираемой скандалами. Отец Тони был бисексуалом и сожительствовал со слугами-мужчинами. Мать Ольга Никаноровна устала от измен и побоев мужа и вскоре после рождения Антонины бросила супруга и старших детей — Александра, Михаила и Елизавету. Маленькую Тоню беглянка забрала с собой, но через непродолжительное время девочка очутилась в частном пансионе. Старшая сестра Антонины впоследствии родила нескольких незаконнорожденных детей.
В 7 лет суд вернул Тоню отцу. Младшая Милюкова жила в Клинском уезде. В 17 лет барышня окончила московский Елизаветинский институт, выпускницами которого были не «благородные девицы», а юные представительницы более низких сословий. В 25 лет Антонина поступила в Московскую консерваторию. Милюкова была ученицей музыканта Эдуарда Лангера — наставника композитора Сергея Танеева. Однако занятия в музыкальном учебном заведении девушка не завершила.
Дальнейшая жизнь Милюковой
Антонина до последних дней писала Чайковскому письма. К неудовольствию композитора они после расставания пару раз ненадолго встречались.
В 1881 году Антонина родила ребенка. Чайковский не стал предпринимать попыток развестись, хотя у него появились для этого основания, и продолжал отправлять Милюковой деньги. Вскоре она родила еще двоих детей. Один ли был отец у этих детей или разные, точно неизвестно, но всех она сдала в приют.
Композитор покинул этот мир в 1893 году. Его жена пережила его на 24 года, но большую часть этого времени она провела в психиатрической больнице. Она умерла 1 марта 1917 года в возрасте 68 лет по неизвестной причине.
После смерти Чайковского Милюкова написала или надиктовала мемуары, в которых поделилась своими воспоминаниями о браке с Петром Ильичом. Они издавались дважды – в 1894 году и в 1913. Но широкой известности они не обрели, так же как и не принесли финансового успеха.
Личная жизнь и смерть Петра Ильича: память сквозь столетия
Как и подавляющее число известных, творческих личностей, за редчайшими исключениями, годы жизни Чайковского можно назвать счастливыми только в творчестве. Личная жизнь его постоянно расстраивала, он метался и не мог привести сумбур в сердце и голове в порядок, но все же сумел не растерять свой талант и обратить все эти переживания в подпитку для собственного творчества. Может быть, именно благодаря терзаниям творца мы и может сегодня слышать его бессмертные произведения.
Любовь к Дезире Арто и дружба Надежды фон Мекк
В шестьдесят восьмом году Петру довелось свести знакомство с примадонной парижской оперы Дезире Арто, в которую он мгновенно и безнадежно влюбился, словно мальчишка. Она была старше на пять лет, но это не мешало Чайковскому, он даже написал письмо отцу, в котором сетует на то, что мать невесты против необдуманного брака, а все друзья отговаривают его от опрометчивой женитьбы. Дело разрешилось само собой, уже после помолвки, которая все же состоялась, в феврале или марте 1869 года горе-невеста укатила на гастроли в Варшаву, где и вышла замуж за сотрудника, итальянского красавца-баритона Мариано Падилью. Спустя много лет он написал есть шесть романсов, которые она исполнила на вечере в Париже.
Удивительно также является странная и непонятная дружба с Надежде Филаретовне фон Мекк, письма к которой историки тоже считают наследием Чайковского. Четырнадцать лет между ними происходила активная переписка, в которой явно можно проследить путь меценатки и поклонницы, рядом с творчеством действительного великого композитора. За все годы обоюдной дружбы и даже некоего платонического обожания, они так ни разу и не встретились.
Женитьба на Антонине Милюковой и разговоры о гомосексуальности Чайковского
Свадьба Петра Ильича стала для него самого одним из самых мощных потрясений, которые он только пережил за годы своей жизни. В мае 1872 года в гостях у собственного братца, Антонина Ивановна Милюкова, музыкантша, на восемь лет младше композитора, познакомилась с Чайковским. Впоследствии, сам новоиспеченный супруг писал, что он женился не потому, что полюбил девушку, а, чтобы избежать обвинений в гомосексуальных привязанностях, которые на самом деле имели место и с которыми он боролся всю свою сознательную жизнь.
Венчание произошло шестого июня семьдесят седьмого года, на нем был брат композитора Николай и его близкий приятель Иосиф Котек, который состоял с Петром в тайной содомитской связи, как эксперты-исследователи считают сейчас. Формально супруги так никогда и не развелись, но и жить вместе прекратили через несколько недель после свадьбы, когда Антонине стало абсолютно понятно, что к чему.
Последней привязанностью творца, и даже любовью последних лет, многие историки называют его родного племянника Сильной гомосексуальной привязанностью последних лет Чайковского считается его племянник Владимир Давыдов, по прозвищу Боб. Тайная страсть Петра Ильича стала широко известной только после того, как в двадцать третьем году двадцатого века был опубликован его личный дневник.
Смерть композитора и захоронение гения
Болеть Чайковский начал достаточно рано, так как уже в возрасте пятидесяти одного года и гастролируя по Соединенным Штатам отметил, что его возраст завышают как минимум на десять лет. Да и сам он к тому времени стал ощущать тотальную усталость и «стариковскую расхлябанность». Однако все это было бы ничего, если бы двадцатого октября он не выпил злосчастный стакан сырой воды в ресторане на набережной Мойки. Приехав домой, он почувствовал себя плохо, был вызван доктор, который сразу определил – холера.
Двадцать пятого октября девяносто третьего года он скончался, после чего сразу же поползли слухи о самоубийстве. Поговаривали, что причиной стала связь с племянником графа Стенбок-Фермора, близкого к царю, что якобы стало ему известным. Однако подтверждений этой теории нет, тем более, что на гомосексуальность в те времена смотрели снисходительно и особым преступлением не считали. Кроме того, хоронили Петра Ильича Чайковского с большой помпой, а церковь не смогла вместить всех желающих отдать композитору последний долг. Все расходы по данному вопросу на себя взял император, а это тоже указывает на то, что история с суицидом скорее всего выдумка. Похоронен композитор в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Примечания
- Клименко, Иван, Мои Воспоминания, как цитируется у Познанского Александра, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991), 226.
- Валерий Соколов, Антонина Чайковская: История забытой жизни (Москва, 1994)
- Ресторан Эрмитаж. Получено в декабре 2009 г. из
- Цитируется у Холдена, Энтони Чайковский:: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1996), 126.
- Холден, 126.
- Чайковская, Антонина, «Воспоминания вдовы П.И. Чайковской», Русская музыкальная газета 42 (1913 г.). Цитируется по Holden, 148.
- ^ Цитируется по Holden, 150.
- ^ Чайковская, цитируется по Holden, 240.
- Цитируется по Holden, 240-241.
- ^ Цитируется по Holden, 242.
- Коричневый, Чайковский: Человек и его музыка, 172.
- ^ Коричневый, Чайковский: Человек и его музыка, 232.
- Познанский Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993) 205.