Какие сейчас у вас самые главные направления в творчестве?
Световые инсталляции я создаю как самостоятельные объекты, так и в качестве светового декора для различных пространств, в том числе и для открытых площадок. И тут я выступаю не только в роли художника, но и дизайнера и инженера. Сейчас, например, работаю над проектом светового оформления одного из московских театров. Световые многогранники — постоянно расширяющаяся коллекция. Я создаю их на заказ и реализую уже созданные модели в небольших сериях. Это направление легко найти под брендом «Мастерская света Михаила Дьячкова». Живопись в традиционном виде для меня также является важнейшим и бесценным процессом. Но пишу я в основном акварелью, потому что считаю эту технику наиболее близкой к светоносному искусству.
Но на этом вы не остановились и продолжили поиск и эксперименты?
Ecstasy, 162х102 см, LED, дисперсия, металл
Да, технология RGB не позволяла добиваться более тонкой настройки цвета, не давала насыщенных оттенков. И тогда я начал заниматься оптическими экспериментами со светом, чтобы найти чистый спектр
Вы наверняка обращали внимание, какие чистые цвета в спектре радуги. Разложение света на спектр можно сделать управляемым! И поиск этой возможности долго не давал мне покоя
Несколько лет упорных экспериментов с оптикой позволили мне перейти к живописи спектральными лучами. Ну примерно, как если бы вы расплели радугу на цветные лучи и использовали их как краски на палитре! Я не ограничиваюсь плоскостью и рамками картины — лучи в моих работах преображают всё пространство. Они двигаются, пересекаются, образуя новые оттенки, подчеркивают фактуру поверхностей и создают причудливую игру теней.
Философия света, 40х40 см, LED, дисперсия, металл
Дисплеи
Два отдельных снимка бок о бок смотрят в потолок в середине Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке во время Джеймс Террелл световая выставка Aten Reign.
Световая инсталляция Luminale 2008 во время выставки Свет + Строительство в Франкфурт, Германия
Сиднейский оперный театр во время Яркий Сидней (2013).
Музеи
Многие современные художественные музеи включают световые скульптуры и инсталляции в свои постоянные и временные коллекции. В Центр международного светового искусства в Унна, Германия в настоящее время единственный в мире музей, посвященный исключительно коллекции и представлению светового искусства.
Музей светового искусства в Эйндховен, Нидерланды, еще один музей, посвященный световому искусству, закрыт 5 декабря 2010 г. из-за недостаточного финансирования, но на Strijp-S сложный, можно увидеть Факкель Хар Холландс, Даан Русегаарде с Кристалл а также в рамках фестиваля света СВЕТИТЬСЯ.
Многие известные художественные музеи, такие как Музей современного искусства Сан-Франциско и музей современного искусства в Нью-Йорке часто устраивают временные выставки и инсталляции в своих галереях.
Световые фестивали
Фестивали света и светодиодная революция в умном городе были вызваны созданием уличной городской световой скульптуры с энергосберегающими светодиодами светильники. Художники по свету смогли коллективно создать новые выставочные пространства в форме фестивалей светового искусства. Эти фестивали продолжают расти на международном уровне и помогают освещать экологические изменения. Этот светодиодный механизм с низким энергопотреблением был создан в 2009 году на фестивале Vivid Smart Light в Сиднее. В Сингапуре я Лайт Марина Бэй фестиваль — единственный фестиваль устойчивого света в Азии — впервые прошел в 2010 году. Есть много фестивалей легкого искусства, особенно в Европе, в том числе Фестиваль сигналов в Прага и Гент Фестиваль света. Фестивали света и светодиоды переопределили световое искусство как жанр искусства.
Награды Light Art Awards
Премия World Light Art Award, присуждаемая Центром международного светового искусства Унна и Фондом RWE, вручается начинающим художникам, которые внесут свой вклад «в развитие светового искусства инновационным и творческим способом». и существует с 2015 года.
Премия призвана побудить художников исследовать световое искусство, несмотря на трудности, с которыми сталкивается относительно новый стиль, включая финансовые и технические требования, необходимые для выставки светового искусства. Основы ILAA также хотят сделать акцент на устойчивость и новые технологии в среде светового выражения.
Австралийское и новозеландское общество инженерного освещения ANZIES начало вручать ежегодную награду художникам по свету на фестивале Vivid Light в 2010 году. Гранты фестиваля Vivid Light помогают поддерживать местных и международных художников по свету в их работе. 2015 Награды DARC при поддержке Журнал Mondo Arc Magazine начал выбирать победителей для своих наград в области светового искусства. Международная ассоциация светового дизайна IALD, организация из Северной Америки, также вручает ежегодную награду в области светового искусства.
Расскажите про свой первый опыт работы со светом?
Первый значительный опыт работы со светом, как с материалом для творчества, я получил больше 10 лет назад, работая над своим проектом Fusion Emotion. Тогда в 2011 году мне удалось создать интерактивную инсталляцию, объединяющую свет и звук. Три пульта управления цветовой шкалой света, взаимосвязанные с 6-ю каналами звука, позволяли зрителям творить световую мистерию. Это был потрясающий опыт работы: сложное программирование управляемого света и звука в партнерстве с замечательными музыкантами разных жанров, которые специально писали музыку для проекта. Одним из ярких моментов в процессе подготовки музыкального контента стало знакомство с Эдуардом Артемьевым, который живо заинтересовался возможностями инсталляции. Благодаря этому проекту светомузыка стала инструментом творчества зрителей! Проект побывал на нескольких крупнейших музыкальных фестивалях, многократно инсталлировался в арт-центрах Москвы и даже порадовал зрителей в Московском Международном Доме Музыки.
Расскажите про свой творческий путь? Какими проектами или коллаборациями особенно гордитесь?
Первое время я «набивала руку», искала свой стиль, смотрела, что делают другие коллажисты, какими приемами пользуются.Затем был период сомнения в своих силах. На одной чаше весов был мой синдром самозванца «куда ты лезешь, ведь у тебя нет художественного образования!». На другой чаше — огромное желание расти в этом направлении. Перевесом в сторону развития стало участие в выставке коммерческой галереи. Увидев свои работы на стене, я осознала: «Я художник!». Меня как молнией пронзило и придало уверенности это знание. Говорят, что желаемое дается, когда ты готов. Полностью с этим согласна!Меня пригласила благотворительная организация «История одного проекта» провести МК по коллажу — помочь собрать средства. Через некоторое время с такой же просьбой обратился фонд «Центр Василия Великого». Этот опыт помог мне открыться для сотрудничества. Перестав сомневаться, я поняла, что хочу сотрудничать с журналами и в какой-то момент они сами мне написали. Это был спецвыпуск журнала Grazia Book, 12 полос. Я ощущала восторг от получения желаемого и страх от ответственности – всё одновременно. Сейчас в моем портфолио 4 сотрудничества с журналами. Два с Grazia Book, Voice, Voice Shopping.Так же я выступала спикером на Международном Форуме Моды, тема «Fashion коллаж». На данный момент это самый стрессовый проект в моей карьере — пришлось идти в свой страх. Но могу сказать с уверенностью, что я бы ещё раз повторила этот опыт.Параллельно думала, в каких сферах я еще могу еще себя проявить. Я составила сопроводительное письмо, портфолио, и ежедневно занималась рассылкой по брендам одежды. Мне ответил бренд одежды Love Republic. Передо мной стояла задача создать коллажи с аксессуарами бренда. В итоге было создано 6 коллажей и стоп-моушен роликов. О нашей коллаборации писало СМИ, в том числе AfishaDaily и Symbol.В конце прошлого года ко мне обратились дизайнерская компания для сотрудничества. У меня заказали 29 интерьерных коллажей для бьюти-квартиры Visage.concept в Москве. Проект занял 2,5 месяца. Работы ещё представлены в пространстве. Это самый масштабный проект, в котором я участвовала!Не могу сказать, что каким-то проектом горжусь больше, каким-то меньше — каждый это ступень в моем развитии и рост над своим страхом.
Расскажите, как вы выбрали свое направление творчества? Почему именно коллажи?
Могу сказать, что меня всегда вдохновляла мода – то, как из разных элементов одежды и аксессуаров можно собрать стильный образ. Этот принцип очень схож с коллажем: из элементов, различных по стилю и текстуре, мы собираем гармоничную композицию.Начало моему творческому пути положил переезд в Петербург 8 лет назад. У меня дома на стене висела старая географическая карта. После того как ее сняли, я поняла, что цвет обоев под картой отличается. Было решено на этом месте сделать настенный коллаж из изображений, которые нравятся. Это переросло в традицию! Все, кто приходил в гости, выбирал изображение, подписывал его и лично дополнял коллаж на стене.В один из выходных, после того как я выбирала новые изображения для настенного коллажа, мне захотелось соединить их в отдельную композицию. Этот процесс меня полностью поглотил. Любовь случилась! Это моя страсть, я горю этим.