Игра словами, иезуитская практика в действии
Но вот парадокс: если не выходить на трибуну и не кричать в прессе, а тихо и спокойно объяснять детям, что любовь возможна и между двумя женщинами, и между двумя мужчинами, то никто сильно протестовать не будет. Еще в 2003 году Государственным центром по просвещению по вопросам здоровья была издана серия книжек, посвященных сексуальному воспитанию детей в возрасте 8-12 лет. Эти книжки использовались во время уроков полового воспитания в 3-м классе начальной школы (родители должны были накануне подписать согласие с тем, что ребенку расскажут, откуда берутся дети). В кратком словаре терминов есть и такие понятия: «лесбиянка» (на соседней странице по алфавиту идут слова «любовь» и «любовные муки») и «гей»….(соседствует с «самоудовлетворением/онанизмом» и «сексом»). Оба объяснения заканчиаются словами: «и это совершенно нормально».
В этом месте обычно задают вопрос: «Ну а вы не боитесь, что из-за всей этой пропаганды ваш сын вдруг станет гомосексуалистом?»
В ответ могу только спросить: «А не боюсь ли я, христианка, что мой сын станет мусульманином?» В классах моего сына в разное время училось от 30—4 % мусульман. Это влияет гораздо сильнее, чем наличие где-то существующих геев: одно время он объяснял мне, указуя перстом в небо, почему есть свинину нельзя. Я понятливая мама, и если я пеку в школу или на тренировку пирожки, то никогда не кладу в них свинину.
В качестве завершения диалог из фильма «Чистильщик. Родня». Гей и гомофоб оказываются запертыми в ящике фокусника. У гомофоба клаустрофобия, он начинает задыхаться.
Гей: Прекрати немедленно! Ты что, девчонка?
Гомофоб: Что?
Гей: А что? Мне папа так всегда в детстве говорил.
Гомофоб продолжает задыхаться, у него уже рвотные позывы.
Гей: Если ты не прекратишь, то я сделаю тебе искусственное дыхание!
У гомофоба дыхание нормализуется, щеки розовеют.
Гей: Ну вот. Каким бы сильным не был страх смерти, страх перед гомосексуалистами оказывается все равно сильнее.
Первые раздельные туалеты
Удивительно, но первые раздельные туалеты для мужчин и женщин возникли лишь ближе к середине XVIII века во Франции. Запад, который теперь критикуют за разложение традиционных ценностей, эти ценности когда-то всем и привил. Согласно исследованию социолога Шейлы Кавана из Йоркского университета (Канада) на Парижском балу 1739 года было зафиксировано первое использование отдельных уборных для мужчин и женщин.
Фейк: Пояс верности придуман в Средневековье для жён
В США первые раздельные общественные туалеты появились лишь в конце XIX века в штате Массачусетс. И связано это было, в первую очередь, с изменением места и роли женщины в обществе. Раньше женщины рассматривались исключительно как хранительницы домашнего очага. Выходы на улицу или в чужие дома были чем-то на грани экстраординарного. Поэтому туалеты для женщин не были предусмотрены, им просто оставалось терпеть до возвращения домой. Урбанистка Клара Грид назвала эту унизительную традицию «мочевым поводком» (urinary leash).
Однако с приходом викторианской эпохи в XIX веке всё меняется. Женщины благодаря веяниям эпохи и движению феминизма становятся более публичными и завоёвывают новое место в обществе. Но по-прежнему сильны предрассудки: женский пол рассматривается как слабый и якобы нуждается в защите от суровых реалий общественной сферы. Поэтому в публичных местах появляются отдельные женские помещения: женские читальные залы в библиотеках, отдельные женские вагоны в составе поездов, а затем и отдельные женские туалеты. По словам Терри Когана, профессора Университета Юты (США), планировка первых женских туалетов была разработана так, чтобы имитировать домашний комфорт — например, шторы и шезлонги.
Наряду с созданием более комфортных и конфиденциальных условий для женщин важным был и вопрос безопасности. Женщины, работавшие на заводах бок о бок с мужчинами, должны были получить защиту от посягательств в самые интимные моменты.
Фейк: Netflix снял сериал «Тихий Дон» с темнокожим актёром и трансгендером
В Российскую империю новый тренд пришёл с небольшим опозданием: общественные туалеты с отделениями для мужчин и женщин появились в Москве (по проекту инженера Михаила Щекотова) и Петербурге (по проекту архитектора Алексея Зазерского) в начале ХХ века.
Таким образом, эмансипация женщин привела к развитию отдельных туалетов для мужчин и женщин. И именно Запад был новатором в данной тенденции.
Почему Кремль взялся за данную тему?
Развивая тему «не таких туалетов» российская пропагандистская машина транслирует два ключевых месседжа:
- «Мы, русские, другие».
- «Посмотрите, до чего докатились наши оппоненты».
Поскольку эти месседжи нацелены на простого человека, среднего российского обывателя из глубинки, не видевшего в глаза Европу и её уровень жизни, то и объекты для ненависти должны быть максимально простыми, понятными и приземлёнными.
Пропагандисты пеняют на британцев не за то, что они добавляют молоко в чай. Хотя для многих жителей постсоветского пространства это тоже «не по-людски». А бьют в сферы стигматизированные, закрытые, можно сказать, интимные. То, что у многих вызывает стыд даже в стандартной ситуации. А в случае с какими-то изменениями в таком стыдливом, но вынужденном ритуале, — и вовсе разыгрывается чувство гадливости и презрения.
Как видим, с подобными спонтанными чувствами легко бороться внимательным изучением вопроса. И пониманием, что ни одна норма в человеческом поведении не была абсолютной и вечной. Разнополые туалеты — это не традиция, а нововведение, широкому использованию которого всего один век. Традиция зачастую уже неэффективная и не отвечающая потребностям времени. И понимание этого приходит не к отдельным народам, а ко многим странам мира с разными ценностями. Когда же придёт и к России?
Понравился разбор? Прочитай другие новости проверенные на фейк или обучись медиаграмотности сам_а!
Читай, смотри, слушай нас там, где тебе удобно!
Снова влияние западной культуры?
Не совсем. Действительно, тенденция перепрофилировать туалеты под все гендеры и полы распространилась в странах Западной Европы и Северной Америки. И это сравнительно свежие веяния.
В Великобритании одной из первых школ с гендерно-нейтральными туалетами стала средняя школа рядом со Стокпортом. Это произошло в 2000 году. В 2015 году британский Департамент образования выпустил Советы по стандартам школьных помещений, которые не являются обязательными. То есть перед администрациями школ не ставят требования перепрофилировать все туалеты под гендерно-нейтральные. В тех же случаях, когда унисекс-туалеты имеют место быть, прописаны положения об обеспечении повышенной конфиденциальности учащихся, в том числе двери в кабинки в полный рост.
Активно развивает «новые старые» туалеты Канада. В 2014 году власти Британской Колумбии (провинция в Канаде) постановили установить гендерно-нейтральные туалеты в парках и общественных зданиях. В США первый унисекс-туалет в общественном месте появился в колледже Union Cooper в 2015 году. Дальнейшее развитие такой тенденции во многом зависит от местных властей в Штатах. Например, с 2018 года в штате Вермонт все общественные туалеты по распоряжению губернатора должны быть унисексами.
Гендерно-нейтральный туалет в Китае / Фото Chinanews.com
Но не Западом единым жива подобная тенденция. Как ни странно, Китай стал развиваться в данном направлении едва ли не раньше Канады и США. В 2013 году унисекс-туалет появился в Шеньяне, в 2015 — в Чонгкине и Ченгду. В 2016 году — в Шанхае. При этом открытие подобных «заведений» аргументировалось не инклюзивностью, а скорее удобством: они располагались в районах с большой транспортной нагрузкой.
В 2014 году Верховный суд Индии не просто законодательно признал трансгендеров отдельным полом. Но и постановил открывать для них отдельные туалеты в общественных местах для снижения уровня враждебности и дискриминации. По пути выделения отдельных туалетов для трансгендер-персон пошли также Таиланд и Непал.
Как видим, выделение гендерно-нейтральных или в некоторых случаях особых туалетов для небинарных персон — это не только о Западе. Ряд государств «глобального Юга», близких партнёров России, также развивается в данном направлении.
Лингвистическая корректность
Нет, конечно же, нет в Германии графы «родитель №» хотя бы потому, что немецкое слово «родитель» не существует. Есть только «родители» — множественное число. В формулярах, а их количество в стране, любящей порядок, бесконечно, стоит странное длинное слово, означающее, примерно: «имеющий право на воспитание», и здесь вот уже по номерам. Потому как право воспитывать несовершеннолетнего члена общества могут родные отец и мать, родные бабушка и дедушка, родные или чужие тетя и дядя, приемные родители, приемный отец или приемная мать. Рядом с «имеющим право» обычно располагается другая графа, в которой заполняющий анкету может дать разъяснения, — указать «степень родства».
Какой из этого следует вывод? Простой: «родитель №», а точнее «имеющий право на воспитание №» вошли в практику чиновничьего языка из-за немецкой любви к точности понятий и корректности. Дети, воспитываемые в «радужной семье» (в Германии используется такой термин для обозначения однополых партнеров, воспитывающих детей), — это только частный случай. Причем, в Германии у них в анкете «имеющие право на воспитание» не будут совпадать с именами в свидетельстве о браке самих «воспитывающих». Что это означает? Это означает, что по закону только один из состоящих в однополом браке партнеров имеет право усыновить/удочерить чужого ребенка.
Туалеты: какие они были изначально?
Для того, чтобы представить, какими были туалеты в первобытную эпоху, и научных исследований не нужно. Конечно, они были открытыми и, посему, общими. Но какими были туалеты, когда появилось первое представление о необходимости отдельного помещения для такого интимного процесса?
Учёные расходятся во мнении, где и когда появилась самая первая туалетная комната. Среди соискателей подобной чести Древний Египет (V тысячелетие до нашей эры), главные города индийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа (около III тысячелетием до н.э. — причём это была первая в мире общественная канализация), на Крите (1700 лет до н.э.) и даже кельты, проживавшие на территории Шотландии (III тысячелетием до н.э.). Ни о какой сегрегации речи, очевидно, не шло, туалеты были общими.
Не просто «гендерно-нейтральными», а коллективными туалеты были в Древнем Риме. Археологи делятся фотографиями общественных туалетов позднеантичной эпохи, подчёркивающими: особого стыда величавые римские патриции и патрицианки не знали.
Римские туалеты тоже были гендерно-нейтральными / Фото Anmor Photography
Индивидуальные туалеты с должной степенью уединения были только у самых богатых и влиятельных граждан Рима.
Как видим, исторически туалеты были едиными для обоих полов.
Мама всегда одна
Не стану подражать педантичным немцам и рассказывать всю историю узаконивания однополых браков по странам и континентам. Отмечу лишь два факта.
Первое: только в 1992 году из международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения был удален гомосексуализм, ранее проходивший как «заболевание, относящееся к группе психосексуальных расстройств».
Второе: только 1 октября 2014 года 17-ю странами было подписано соглашение, разрешающее государствам узаконить обоюдное усыновление детей парами, состоящими в однополом браке, а также усыновления персонами, в браке не состоящими. По этому соглашению соотвествующий закон может, но не обязан быть принят. Ратифицирован он был только в семи странах: Дания, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Румыния, Испания и Украина.
Одним словом,
Проект закона, разрешающий такой тип усыновления, пока только попадает на обсуждение (причем неоднократно), снова и снова провоцирует скандалы. Потому что общество отнюдь не однородно: в Германии 16 федеральных земель, имеющих свое правительство и свои законы, там живут немцы, баварцы, вестфальцы, фризы, пфальцы, швабы, саксонцы, турки, греки, поляки, курды, французы, итальянцы, евреи, русские, марокканцы; католики, протестанты, мусульмане, иудеи, представители других религий и атеисты; демократы, либералы, зеленые, правые, левые и анархисты; мужчины и женщины, лесбиянки (открыто заявляющие и тайные), гомосексуалисты (явные и скрывающие свою природу), трансвеститы, гермафродиты и гомофобы. Есть члены различных сообществ — карнавальных, охотничьих, стрелковых, садовых, спортивных. Есть даже самопровозглашенная шариатская полиция.
Одним словом, трудно, очень трудно одним решением, одним законом угодить всем в одной стране Германии, что уж говорить о Европе. Скандалы обеспечены. 2014 год исключением не был.
Скандал: школа, церковь и ЛГБТ
В начале прошлого года Министерство культуры земли Баден-Вюртемберг разработало план образования для школ на 2015 год. Причиной для скандала послужило предложение ввести в школьную программу понятие «сексуальное многообразие», ну, не как отдельный предмет, а так, пунктирно, междисциплинарно. Тут же нашлись активисты, которые выступили с протестом: учитель реальной школы из региона Шварцвальд стал собирать подписи под петицией «Будущее — Ответственность — Учение. Нет образовательным планам под лозунгом радужной идеологии!»
Церковь тоже высказалась против этого спорного аспекта учебного плана, предложив взамен свое толкование «многообразия», а именно «религиозно-этическое обучение и воспитание». С другой стороны, священники осудили учителя-гомофоба.
Уже в апреле 2014 года правительство земли Баден-Вюртемберг внесло изменения в новый учебный план на 2015 год, тема «сексуальное многообразие» была преобразована в рекомендацию по «обучению толерантности и пониманию существующего многообразия».