Как женщине преобразиться в любом возрасте: 4 совета от Майи Плисецкой
Как женщине преобразиться в любом возрасте: 4 совета от Майи Плисецкой
В юности я надеялась, что мне повезет в жизни. У меня будет достойная, высокооплачиваемая работа, я смогу себе позволить надевать фирменную одежду, пользоваться дорогой косметикой. Я буду гордо идти по улице, мужчины будут смотреть мне вслед, а женщины — завидовать.
И вот, когда час икс настал, когда я, наконец-то могу себе позволить прийти в магазин и скупить половину стенда Ланком, мне совершенно не хочется этого делать. Не хочется ловить посторонние взгляды, и, боже упаси от чьей-то зависти.
Вот так всегда — то есть желание и нет возможностей, то есть возможности, но нет желания. И это не самое страшное. Психологи говорят, что когда у человека есть все и сразу, то он теряет интерес к жизни. Лучше чуть-чуть оставаться голодной, ждать, мечтать и загадывать, чем пресытиться и испытывать тошноту.
И все же, каждая женщина мечтает о том, чтобы хорошо выглядеть. Особенно с возрастом. Не для кого-то, для себя. В юности достаточно умыться, накрасить ресницы и уже хорошо выглядишь, этот фокус в 30-40-50 лет не пройдет.
Интересное наблюдение: вместо наивного и распахнутого взгляда, на лице начинает проступать наш характер, наш внутренний мир, наше отношение к жизни. Фигура становится ярким маркером нашей силы воли и уважения к себе. С возрастом мы имеем то, что допустили или заслужили.
Моя 34-летняя знакомая переживала расставание с гражданским мужем, наела 30 лишних килограмм. Несколько лет она с ними упорно боролась, был эффект от диет, спорта. Но килограммы быстро возвращались. Появилась депрессия… Ее нужно было заедать. Замкнутый круг.
А потом в моду вошел бодипозитив. Он разрешил женщинам быть такими, какие они есть, любить себя в любом виде. Принятие себя — это хорошо, но если никто не зовет на свидание и не умоляет стать спутницей жизни…
Никто не хочет быть с женщиной, которая в свои 34 выглядит на 45. Дело вовсе не в габаритах и морщинах. Дело в энергии, в сияющих глазах. Пока не любишь себя, никто любить не будет.
Выход какой? Рот на замок и снова в бой? Нет. Это ошибка. Все эти диеты, разгрузочные дни, утягивающее белье. Депрессия у девушки появилась не от того, что какой-то конкретный мужчина ушел, а потому, что у нее ничего не было в жизни кроме него. Работа была, но не любимая. Хобби было, но не увлекательное. А самое главное — не было большой цели, мечты.
«У стола — четыре ножки». Женщина не должна стоять на одной. Нужно еще как минимум три. Если у женщины ничего нет, кроме мужчины, жизнь легко уронит ее на диван и утяжелит лишним весом.
Майя Плисецкая:
И особенно трудно, если уже себя запустила и стремительно летишь под горку.
Балерина говорит:
Познакомьте меня с человеком, которому все далось легко: учеба, карьера, счастливая семейная жизнь и ухоженная внешность. Я буду аплодировать ему стоя. Но в 99% случаев — красота, любовь, доверие, уверенность в себе — требуют кропотливой работы. А в некоторых случаях — титанических усилий.
Нет силы воли меняться к лучшему? Дело может быть не только в моральной усталости. На нашу энергию очень сильно влияют люди, которые нас окружают. Одни создают почву, в которой сухая палочка расцветет. А другие — атмосферу, которая убивает все живое. Вытягивает из нас последние соки.
Если вам не нравится то, как вы выглядите, возможно, причина не в сидячем образе жизни, ни в экологии вашего региона, не в продуктах, которые вы едите, а в жадных на эмоции мужчинах или неблагодарных родственниках.
Плисецкая:
И еще одно наблюдение:
Перестаньте ждать «особого» случая или момента. Достаньте из шкафа то, что на вас идеально сидит. То, что вас стройнит. Делает уверенней в себе. Если нет — купите. Да, дорого. Да, на это надо потратить время. Но когда, если не сейчас?
Родион Щедрин: краткая биография
Родион Константинович Щедрин родился в семье профессиональных музыкантов 16 декабря 1932 в Москве. Советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Член Межрегиональной Депутатской группы (1989-1991).
В 1945 г. Родион поступает в Московское хоровое училище, куда пригласили работать отца будущего композитора преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы. Первым заметным успехом Родиона можно считать первую премию, которую ему присудило жюри конкурса композиторских работ во главе с А. Хачатуряном.
В 1950 г. Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный и теоретико-композиторский, по сочинению. Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору, стал произведением, создавшим Щедрина-композитора.
Родион Щедрин — один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов. Его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира. Уже полвека назад тогда еще молодой композитор прославился песней о монтажниках — не кочегарах и не плотниках — из кинофильма «Высота».
Диет не надо, надо меньше жрать
Люди: 15 цитат Майи Плисецкой: Диет не надо, надо меньше жрать
06.11.2015
Выдающаяся балерина Майя Плисецкая, покорившая мир своей гибкостью и красотой, была выдающейся не только на сцене.
Талантливая женщина умела мудро рассуждать о карьере, жизни и любви.
1. Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги.
2. Диет не надо, надо меньше жрать.
3. Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни. Лишние слова тоже не нужны.
4. Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом.
5. Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое. А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом.
6. Всю жизнь люблю новое, всю жизнь смотрю в будущее, мне всегда это интересно!
7. Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками.
8. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.
9. Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?
10. Если ничего не делать, просто лежать на диване, то никакой формы и не будет. Человек “разъезжается” по сторонам, обленивается.
11. Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты. Он никогда не устаревает.
12. От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка – это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно – ухожено оно или запущено.
13. Почитаю питательные кремы для лица. Густо намажусь ими и раскладываю на кухне пасьянсы.
15. Элегантность давалась кровью.
Сегодня (Киев)
Смерть
Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.
Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.
Майя Михайловна
«Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы. Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных. Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго
Неважно кто по профессии муж и жена. Либо они совпадают как человеческие особи, либо абсолютно чужие, некасаемые друг друга
Тогда они отторгаются, начинают раздражать друг друга, и от этого никуда не деться. Причем это, видимо, чистая биология. Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Мечтаю об одном, чтобы Щедрин побольше пожил.
https://youtube.com/watch?v=VTGXqAATHlQ
Внешность — это отражение внутреннего мира
«Внутренний мир женщины всегда отражается в ее образе. Женщина может переживать что угодно и молчать, ни с кем не делясь. Ни с кем, кроме своего тела и образа. Иногда лишь по одному образу женщины можно понять, что она рассталась с мужем, либо напротив наладила отношения, можно понять, какой период жизни она проживает, переживает ли о возрасте. Чем старше становится женщина, чем сильнее внутренне она боится своего возраста и старения. Она начинает противиться и молча кричать: «Я не стара!». Этот молчаливый крик отражается в образе, который лишь подтверждает ее опасения».
Майя Плисецкая
«Представьте себе величественный замок девятнадцатого века, совершенно не современный, но настолько изысканный и прекрасный! В котором прекрасные оконные рамы из дерева заменили на пластиковые, а входные трёхметровые двери из дуба — на домофон. Вместо деревянного пола, делающего дом живым и теплым — плитка. На что он теперь похож?
Именно так выглядят женщины, не принимающие свой возраст — все это лишь отражает агонию внутреннего мира, желание отгородиться от возраста, не признавать его. Это желание губит прекрасных женщин, истощает. Свой возраст нужно принимать, иначе диссонанс внутреннего желания и реальности будет довлеть над женщиной. В моде всегда будут элегантность и простота, ухоженность и опрятность, лаконичность и легкость — все эти качества в образе никогда не устареют, они отражают ладность внутреннего мира и подчеркивают все то прекрасное, чем нас наделяет природа с возрастом. Не боритесь с природой — она сильнее, уважайте себя и цените свой возраст».
«Годы странствий» после Большого театра
Майя Плисецкая. Фотография из архива Майи Плисецкой / bolshoi.ru
Майя Плисецкая исполняет композицию «Аве Майя». Фотография: Владимир Вяткин / classicalmusicnews.ru
Майя Плисецкая. Фотография: izbrannoe.com
В конце 1980-х отношения Майи Плисецкой с руководством Большого ухудшились. Она ушла из театра, однако не прервала карьеру. С концертами Плисецкая объездила почти весь мир, побывала в Аргентине, США, Японии, Польше, Франции. В книге воспоминаний Плисецкая назвала этот период своей жизни годами странствий. После распада СССР она уехала из страны и в 1994 году получила гражданство Литвы, хотя почти все время жила в Мюнхене.
Плисецкая часто бывала в России. В 1994 году она опубликовала книгу «Я, Майя Плисецкая», в которой рассказывала о своей жизни. В том же году артистка возглавила жюри международного балетного конкурса «Майя», который проводился в Санкт-Петербурге до 1998 года.
Балерина не оставляла сцену даже в поздние годы. Она выступала со старыми номерами и играла в новых постановках. В 1995 году, в день своего 70-летия, Плисецкая исполнила номер «Аве Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар. Много раз артистка посещала Японию: «Это тоже моя страна. Я нравлюсь японскому зрителю». В 2000 году в Токио прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина исполнила роль Небесной феи, а в 2003 году она ставила здесь танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.
В последние годы жизни Плисецкая не танцевала, она вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести торжественный концерт в честь 90-летия балерины. До своего юбилея Майя Плисецкая не дожила — она умерла 2 мая 2015 года. В завещании она написала, чтобы после смерти мужа их прах соединили и развеяли над Россией.
Щедрин — любовь моя.
В этот период Майя часто бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна. Именно там она встретила своего будущего супруга, соратника и единомышленника — молодого композитора Родиона Щедрина (на семь лет младше Плисецкой). Щедрин в хорошей компании играл много музыки собственного сочинения, развлекая гостей. Между Майей и Родионом скользнула искра интереса, но тут же затухла. В последующие годы было лишь несколько мимолетных встреч и несколько мимолетных шутливых реплик в адрес друг друга. Она выписала ему контрамарки на балет «Спартак».
Плисецкой довелось участвовать в трех постановках балета «Спартак» А.И. Хачатуряна, осуществленных на сцене Большого театра. В 1958 году в версии Игоря Моисеева она танцевала Эгину, в 1962 году в постановке Леонида Якобсона – Фригию и в 1971 году – в постановке Юрия Григоровича – Эгину.
Окончательно Щедрина и Плисецкую свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году планировалось поставить в Большом. Заказ на музыку к этому балету получил Родион Щедрин. Так он впервые увидел Майю на репетиции: «Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, «запал» окончательно «. Балерина уже вечером получила приглашение покататься по Москве. В конце их совместной работы на титульном листе партитуры первого балета Щедрина – «Конек-Горбунок» – появилось посвящение: «Майе Плисецкой». Позже похожие посвящения появятся на других произведениях композитора: «Анна Каренина» – Майе Плисецкой, неизменно; «Чайка» – Майе Плисецкой, всегда; «Дама с собачкой» – Майе Плисецкой, вечно. Они поженились 2 октября 1958 года. Как написала Плисецкая в своей книге годы спустя: «Признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. На это не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали».
В 2008-ом году пара отметила «золотой юбилей» — 50-летие со дня свадьбы. Полвека назад пара ограничились церемонией в ЗАГСе, но свою золотую свадьбу они отметили в Малом зале Московской консерватории.
К празднику супруг подготовил балерине книгу «Автобиографические записи», которой он объясняется ей в любви: «Я хочу объясниться своей жене в любви. Во всеуслышание сказать, что люблю эту Женщину. Что для меня Майя — лучшая среди самых прекрасных женщин нашей планеты». «Я не знаю, сколько Господь отпустит нам еще жизни на этой волшебной земле. Но я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавшим наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Мы познали Любовь. Мы познали Нежность», — пишет Родион Щедрин в своей книге.
«Меня, — говорит Щедрин, — считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я — Майяман». «Когда к Майе пристают, чтобы она дала автограф, я иногда предлагаю свои услуги и пишу в одно слово: «Мужмайиплисецкой». Балерине в свою очередь нравится, когда ее за границей называют «мадам Щедрин». «Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Это — и по счастливой природе независтливого характера своего и благодаря спокойной убежденности в силе своих великих изначальных творческих возможностей», — говорит Плисецкая.
Семья и детство Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
Майя Плисецкая с мамой и папой
У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино»
Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин
Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
Семья Майи Плисецкой: с мамой и братом
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Майя Плисецкая в молодости
Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Балерина Майя Плисецкая
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.
https://youtube.com/watch?v=zcNeBbI_q5w
Строгая диета Майи Плисецкой: есть как можно меньше!
Однажды на вопрос французской журналистки «В чём секрет диеты?» всемирно известная балерина Майя Плисецкая ответила с чисто русской прямотой: «Надо меньше жрать!». Прима обладала железной волей и могла не есть даже когда очень хотелось. Для менее волевых диета Майи Плисецкой представлена во втором не менее жёстком варианте: две недели без кофе и шоколада, молочных продуктов, мяса и яиц, томатов и картофеля, а также сладостей и специй. Такая очень строгая углеводная диета Майи Плисецкой отзывы имеет противоречивые, в основном из-за того, что требует от желающих похудеть идеального здоровья без хронических заболеваний, что встречается крайне редко. Однако, если Вы можете похвалиться здоровым организмом — этот способ поможет действительно быстро похудеть и, что главное, без ущерба для мышечных тканей, ведь углеводы содержаться в большом количестве, а белок чуть-чуть не дотягивает до нормы.
Что можно есть по диете Майи Плисецкой и в каком количестве?
Во-первых, следует отметить, что основными продуктами рациона являются свежие овощи и несладкие фрукты, а также ячмень, овёс и чечевица.
В овсяной и ячменной крупах содержатся уникальные вещества – бета-глюканы. Растворяясь, эти пищевые волокна трансформируются в вязкую массу, связывающую холестерин. Также каши богаты фосфором и кальцием, которые необходимы для развития и нормального функционирования костной системы, и железом, необходимым для борьбы с анемией. Овсяная крупа имеет противовоспалительное и обволакивающее действие на слизистую кишечника и желудка и содержит много витаминов. Каши — углеводные продукты, хотя содержат также и белок. В основном белок поступает в рацион с отварной постной рыбой, которую можно употреблять на ужин.
Важным продуктом является рис. Будучи низкокалорийным, он содержит растворимые и нерастворимые волокна, благотворно влияющие на пищеварение. В сочетании с натуральными энзимными кислотами, поступающими в организм со свежими овощами и фруктами, они обеспечивают исправное пищеварение и регулярный стул, выводя из кишечника даже застаревшие шлаки. Очищенный организм новую жировую массу не набирает, а старая потихоньку сжигается.
Ориентировочное меню для диеты Майи Плисецкой выглядит так: овсянка на завтрак, на обед — овощной супик и овощной салат без заправки, а на ужин к салату следует добавить рис и отварную рыбу.
Пить можно чистую воду или зелёный чай. Один стаканчик за полчаса до основного приёма пищи утолит голод, а между едой для подавления голода лучше есть свежие овощи и фрукты. Лучше всего подойдут огурцы и цитрусовые, так как они содержат много жидкости и мало калорий, за счёт чего безвредно и быстро заполняют желудок.
Не ждите от диеты фантастических результатов: 1 кг. жира расщепляется и сжигается неделю, поэтому за 15 дней диеты Майи Плисецкой вы максимум потеряете 8 кг: это будет сгоревший жир, около 4 кг. шлаков и 2 кг лишней воды. Повторять курс можно через два месяца, в которые следует придерживаться того же рациона и правил, что и при диете, только не так сильно урезать порции, а рацион разрешается пополнить вареным мясом, морепродуктами и молочными продуктами для насыщения организма белком перед новым этапом углеводной диеты.
20 цитат Майи Плисецкой, в которых кроется вся сила духа
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в и
Имя Майи Плисецкой наверняка знают даже те, кто ни разу в жизни не ходил на балет. Выдающаяся танцовщица XX века, балетмейстер, хореограф, писатель и актриса — это все о ней. Майя Михайловна была не только талантливым человеком, но и мудрой и умной женщиной, чьи высказывания остаются актуальными и сегодня.
Мы в AdMe.ru восхищаемся безграничным очарованием этой великой балерины и надеемся, что и вы не останетесь равнодушными к этой выдающейся личности.
Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Детство ее было непростым: отца репрессировали и расстреляли, а мать отправили в ссылку в Казахстан. Девочку взяла к себе на воспитание тетя, которая трудилась артисткой балета в Большом театре. У ребенка оказался прирожденный талант к танцу: несмотря на трудные военные годы, Майе удалось окончить Московское хореографическое училище и попасть в труппу Большого театра.
Когда в 1960 со сцены ушла великая балерина Галина Уланова, Плисецкая по праву стала примой-балериной Большого. Она исполняла главные партии во всех основных постановках: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Спящая красавица» и многих других. Но на достигнутом Плисецкая никогда не останавливалась: ей было интересно пробовать и нечто современное, новое. Благодаря упорству и настойчивости балерины на сцене Большого появились такие новаторские по тем временам спектакли, как «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка» и другие.
Плисецкая с успехом выступала по всему миру, работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета в Мадриде. Она ушла из Большого театра в 1990 году в возрасте 65 лет, но продолжала давать мастер-классы и участвовать в концертах: так балерина вышла на сцену в день своего 70-летия.
С 1958 года была замужем за композитором Родионом Щедриным: вместе они прожили 57 лет, вплоть до последнего дня Майи Михайловны.
Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так
Хорошие всегда исключение, подарок неба.
В искусстве не важно «что». Самое важное — «как»
Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало — тогда это настоящее, иначе никак.
Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны.
Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом.
Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.
- Не уверена, что высшее проявление ума — это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками.
- Как легко, должно быть, живется людям без убеждений. Подул ветер с небес — говори прямо противоположное своим вчерашним речам.
- Не жрать! Более действенного способа еще не придумали. <…> Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.
- Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги.
- Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила.
- Если рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее.
- Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в другом измерении.
Язык тела: нюансы молодости
«Знаете, что такое флирт? Это прежде всего интерес. Интерес к чему угодно: к человеку, к жизни, к любимому делу и самой себе. Если вы флиртуете — значит у вас есть энергия, есть интерес. Что делают молодые девушки, когда флиртуют? Флирт — это не только романтика и противоположный пол — это заинтересованность. Флирт можно проявлять к кому и чему угодно. Улыбка, открытый взгляд, плавные движения, подлинное умение слушать — это и есть язык молодости, язык флирта с жизнью. Старость не заинтересована в себе, она не игрива и скупа на эмоции, в ней нет энергии флирта».
«Конечно, сложно флиртовать, если такой способности в себе не чувствуется, но как говорят актеры: «Чтобы поверить, сначала нужно притвориться».
Женщины ждут, что придет какая-то таинственная энергия и они будут готовы жить на полную. Так и проводя годы жизни в ожидании. Энергия приходит не до действия, а во время! Сначала нужно притвориться, чтобы поверить. Энергия флирта, заинтересованности и молодости приходит в то время, когда вы пробуете и делаете, а не пока ждете ее. Красота женщины снаружи — лишь малая часть той энергии, что находится внутри, что сворачивает горы. Не прячьте ее, развивайте в любви к себе и заинтересованности».
Миниатюру «Умирающий лебедь» Плисецкая исполняла даже под аккордеон
Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1958 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Мать Плисецкой Рахиль Мессерер в конце 1930-х репрессировали и сослали в казахстанский город Чимкент. Она зарабатывала тем, что давала уроки танцев для местных жителей. В 1939 году в Чимкент навестить мать приехала Майя Плисецкая — ей было 14 лет. На одном из вечеров по просьбе Рахиль Мессерер юная балерина впервые станцевала «Умирающего лебедя».
Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»
Личная жизнь Майи Плисецкой
Как звезду Большого театра Майю окружало множество мужчин. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.
Майя Плисецкая и Марис Лиепа
Ее первый муж — Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.
Со своим вторым супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.
Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин
«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.
Правда, несмотря на счастливую семейную жизнь, у пары никогда не было детей. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.
Последние годы жизни Майи Плисецкой
В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета. А через год она выпустила автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». Следующая книга вышла только в 2007 году в виде мемуаров «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». Еще через три года она издала книгу «Читая жизнь свою…».
Иллюстрация к книге «Я, Майя Плисецкая»
А в 2000 году в результате опроса фонда «Общественное мнение» ее выбрали человеком года в области науки, культуры и искусства. Так всенародная любовь проявила себя.
С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Там они вынуждены были находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Также в 1993 году супруги получили литовское гражданство.
Балерина Майя Плисецкая снискала себе мировую славу
Сама Плисецкая жалела о том, что ей редко приходилось бывать на родине в последние годы. Она изредка посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях коллег по цеху.
Творческий путь
Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.
На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.
До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.
В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).
То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.
К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.
Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.
Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.
Год премьеры | Балет | Роль |
1945 | «Золушка» | Фея Осень |
1960 | «Конёк-горбунок» | Царь девица |
1960 | «Каменный цветок» | Хозяйка медной горы |
1964 | «Жар-птица» | Жар-птица |
1965 | «Легенда о любви» | Мехменэ Бану |
1967 | «Кармен-сюита» | Кармен |
1972 | «Анна Каренина» | Анна Каренина |
1980 | «Чайка» | Нина Заречная |
1985 | «Дама с собачкой» | Анна Сергеевна |
Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:
- 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
- 1956 – Народная артистка РСФСР;
- 1959 – Народная артистка СССР.
В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.
Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.
Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.
Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.
Актриса кино и писательница
Талантливый человек талантлив во всем. И Майя не исключение. Она не ограничивалась своей любовью к балету и часто снималась в кино.
Чаще всего это были экранизации драматических балетных постановок:
- «Большой концерт»;
- «Анна Каренина»;
- «Чайковский»;
- «Зодиак»;
- «Фантазия»;
- «Лебединое озеро»;
- «Сказка о Коньке-Горбунке»;
- «Хованщина»;
- «Болеро»;
- «Айседора»;
- «Чайка»;
- «Дама с собачкой».
Снято уже довольно много кинокартин и документальных фильмов, где главной героиней является Майя Плисецкая, биография и личная жизнь которой довольно многогранна и интересна.
Сама Плисецкая написала серию мемуаров, в которой описала всю свою жизнь. Ей принадлежит множество цитат. В своей книге она упоминала о том, как ей удалось сохранить фигуру, остаться маленькой и одинаково весить всю жизнь, имея идеальные параметры. Она написала, что лучшая диета — это перестать есть.
Она всегда была сильной духом женщиной. Несмотря на свой невысокий рост, она всегда казалась выше остальных благодаря безупречно ровной осанке и гордо поднятой голове. Она многого добилась в жизни, получила большое количество престижных премий и наград, стала знаменитой на весь мир. Даже в семидесятилетнем возрасте она выходила на сцену и танцевала с грацией молодой девушки.