«важнее дочери и бога»: трагедия личной жизни писателя виктора гюго

Гюго виктор. 50 знаменитых любовников

Ошибки юности

Виктор Гюго женился в 20 лет на соседке из состоятельной буржуазной семьи. Пылкие чувства к Адель Фуше подогревались неодобрением этого брака родителями с обеих сторон. Матери Гюго невеста казалась недостаточно благородной, родителей Адель не устраивала бедность семьи Гюго. Но мать Гюго умерла, а первая публикация принесла Виктору деньги, славу и положение при дворе. Дело было решено. Виктор и Адель поженились. Она родила ему пятерых детей. Вот только в браке оба были несчастны.

Виктор Гюго и Адель Фуше.

По мнению мужа, Адель была слишком холодна, а она, в свою очередь, устала. В её планы не входило каждый год производить по ребёнку. Она требовала спокойствия. Но главный недостаток Адель заключался в другом: она не читала ни одной его строчки.

«Я знаю, что другие признают за вами ум и талант. К сожалению, я этого не чувствую», — писала Адель мужу.

Шарль Огюстен де Сент-Бёв.

Адель Фуше предпочла Гюго его друга. Возлюбленным стал поэт и критик Сент-Бёв. Он был менее талантлив, но более внимателен. Была ли измена физической подлинно не известно. Гюго не развёлся, но отношения с женой свёл к минимуму. Ему было 30-ть, когда в его жизни появилась муза — женщина, которую звали Жюльеттой.

Жюльетта Друэ в роли Принцессы Негрони, XIX век.

«Отверженные»

Роман «Отверженные» Гюго представил читателям в 1862 году, и это произведение стало вершиной творчества писателя. Позднее по сюжету романа был снят фильм. На первый план в романе выходят такие общественные явления современной Гюго жизни, как нищета, голод, падение женщин до продажной любви ради куска хлеба и произвол властей в лице знати.

Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Главный герой романа – Жан Вальжан – в молодости решился на кражу хлеба из булочной, чтобы спасти умирающую от голода семью. Его поймали и, несмотря на незначительность правонарушения, судили по всей строгости закона. Он отсидел 19 лет в тюрьме. Но даже выйдя на свободу не смог дожить свои дни спокойно – от него отвернулись все, мужчина стал настоящим изгоем. Однако герой не зациклен на своих несчастьях. Его силы жить поддерживает светлая мечта наполнить судьбу бездомной девчушки Козетты радостью.

Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год

Большинство биографов склоняются ко мнению, что роман основан на реальных событиях. В 1846 году Гюго стал свидетелем того, как некоего человека заключили под стражу из-за кражи буханки хлеба. Ну, а размышления и жизненный опыт писателя помогли ему развить этот сюжет дальше.

Еще одна известная история, описанная мэтром Гюго в этом же романе – история веселого паренька Гавроша, который погиб во время восстания 1831 года.

«Похлебка, будка и цепь — вот моя участь!»

Он запретил Жюльетте выходить из дома без него: девушка могла несколько дней провести, сидя в заточении и не смея в одиночестве даже пройтись по бульвару. В свободные часы она переписывала рукописи Гюго или чинила его одежду. Жюльетта разрывалась между пониманием, что всё это странно и совсем не похоже на любовь, и чувствами к Гюго. В один день она сетовала: «Я по глупости своей позволила, чтобы со мной обращались, как с дворовым псом: похлебка, будка и цепь — вот моя участь!» В другой — погружалась в восторженное обожание: «Как ты великодушен и благороден, мой драгоценный, что любишь меня, несмотря на мое прошлое…»

Виктор Гюго любовь женщины умело подпитывал, держа бывшую куртизанку на коротком поводке. Он дарил ей ту нежность, о которой всегда мечтала девушка. В черно-золотой книжке появлялись новые ласковые слова, он посвящал Друэ стихи, отправлял жену к родственникам и путешествовал с Жюльеттой по стране. Виктор даже отправлял ласковые письма Клер, убеждая девочку хорошо учиться. И в то же время жестко контролировал Жюльетту: требовал отчета о каждом потраченном су, гневался, увидев новый передник, пока не узнавал, что женщина сшила его из старой шали. Виктор заставлял Жюльетту рассказывать о каждой минуте, проведенной без него: когда встала, что делала, во сколько легла спать.

Legion-Media

За годы, проведенные с Гюго, из красавицы Жюльетта превратилась в изможденную седую старуху. Она плохо одевалась, постоянно недоедала, подолгу и тяжело болела. Ее душу грызли ревность и страх: для Виктора Гюго женщины были чем-то самим собой разумеющимся. Он постоянно заводил новых любовниц, и до Жюльетты доходили слухи об этом. Как-то одна из пассий Гюго прислала Друэ его письма, и Жюльетта проплакала несколько дней, перечитывая строки, которые были так похожи на те, что Виктор когда-то адресовал ей.

Блеск и нищета – всё, как у Бальзака

Содержанка, куртизанка – называйте, как хотите. Но на парижском небосклоне зажглась новая ночная звезда, благосклонности которой искали чиновники, предприниматели, аристократы. Например, русский дипломатический служащий Анатолий Демидов поселил её в роскошных апартаментах. Жюльетта смогла заказать себе самые роскошные наряды и стала питаться лучшими, деликатесными блюдами. А её дочь Клер поселилась в элитном пансионе.

И всё же монастырское воспитание знать о себе давало, молодая куртизанка продолжала мечтать о большой и чистой любви, готовая откинуть все имеющиеся у неё блага, лишь бы «кто-нибудь стал ласкать её душу». И в возрасте 27 лет она встретила, наконец, свой идеал. Не кого-нибудь, а Виктора Гюго.

До их настоящего сближения в 1833 году Виктор видел Друэ лишь мельком, на званном балу годом ранее. Она поразила его какой-то неземной, ангельской красотой, но подойти тогда к ней писатель не решился – хотя после выхода в свет «Собора Парижской богоматери» славу уже имел весомую. Однако за прошедший год он очень изменился внутренне – теперь это был уверенный в себе покоритель женских сердец. А в 1833 он как раз сдал в театр, где служила Жюльетта, свою новую пьесу «Лукреция Борджиа», и увидев среди собравшихся актёров знакомое прелестное личико, сразу же потребовал дать ей хоть какую-то роль.

Осада красавицы велась вполне традиционно: визиты в артистическую уборную, советы по нюансам поведения в роли, комплименты сценическому мастерству (весьма посредственному).

Итогом через 3 дня после премьеры стала поездка в ночь на 17 февраля не на бал в другой театр, а в квартиру к Жюльетте. И всё. Клетка захлопнулась. Начиная с этой ночи без памяти влюблённая в писателя молодая красавица попала в полную, поистине рабскую зависимость от Гюго. А он потом всей своей жизнью как бы стремился доказать собственную непорядочность, жадность и ханжерство.

«Собор Парижской Богоматери». Виктор Гюго

Идея создания этого романа возникла у Гюго в 1828 году. И уже в 1831 году книга вышла в свет. После того, как произведение было издано, к Гюго приходит слава не только великолепного романиста, но и новатора – во французской литературе никто до него не создавал романы с историческим подтекстом.

Вдохновителем Виктора стал писатель-историк Вальтер Скотт. Надо отметить, что Гюго вложил в «Собор Парижской Богоматери» и политический мотив: писатель был ярым приверженцем реконструкции памятников культуры и продвигал эту идею в обществе.

Квазимодо спасает Эсмеральду от рук палачей. Mlle Henry (1790-1873). Дом-музей Виктора Гюго

Поэтому не удивительно, что готический собор, который власти Франции собирались просто-напросто снести, стал центральным персонажем романа. Произведение повествует о невероятной жестокости людей и вечной, как мир, борьбе добра и зла. Сюжет романа раскрывает перед нами несчастную любовь уродливого карлика Квазимодо к прекрасной Эсмеральде. Квазимодо буквально боготворил свою возлюбленную, ведь она была единственным человеком во всем Париже, кто относился к нему по-человечески, несмотря на его отталкивающую внешность. Позднее роман вдохновил многих режиссеров на создание художественных фильмов, театральных постановок и мюзиклов

Кроме того, роман привлек внимание мировой общественности к сохранению исторических памятников культуры, многие из которых после этого получили «вторую жизнь»: были сохранены и отреставрированы

Любовница Гюго

Впервые Виктор Гюго увидел Жюльетту мельком на балу в 1932 году. Тогда он просто не отважился подойти к «белоснежной, черноокой, молодой, высокой и пленительной» женщине. Но спустя год они встретились вновь — в театре во время читки пьесы Гюго «Лукреция Борджиа». Девушке предложили выйти в нескольких эпизодах в образе княгини Негрони — и она согласилась со словами: «В пьесах господина Виктора Гюго маленьких ролей не бывает».

Жюльетта была посредственной актрисой, но Гюго не замечал этого: он влюбился. Каждый вечер он приходил в артистическую уборную, давал девушке советы и упивался ее красотой. Через четыре дня после премьеры драматург признался Друэ в любви. В ночь с 16 на 17 февраля Виктор и Жюльетта после пьесы Гюго должны были отправиться в другой театр на бал, но вместо этого поехали в квартиру девушки. «Париж упивался хмельной, поддельной радостью, а мы — настоящей», — писал потом Гюго. Он был опьянен: жена писателя Адель так навсегда и осталась в постели скромной новобрачной, а Жюльетта, знающая толк в ласках, подарила ему незнакомое ранее наслаждение.

Legion-Media

Вскоре после этого Друэ переехала в снятую для нее квартиру на улице Эшикье. Там она продолжила принимать мужчин: других источников средств для существования у Жюльетты не было — в театре она зарабатывала мало, а на содержании у нее была дочь Клер. Гюго утверждал, что испытывает глубокие чувства к актрисе, но не собирался ее содержать. Он говорил, что его любовь «полна, глубока, нежна, пламенна и неистощима», но требовал, чтобы Жюльетта была «чиста» — только этим она могла заслужить его привязанность. Жюльетта спорила, уходила и снова возвращалась, умоляла Виктора «возродить святой силой любви всё хорошее и благородное», что было в ее душе. В конце концов она согласилась порвать с остальными мужчинами — и очень скоро стала нищей.

Уже в январе 1834 года девушка заложила в ломбард свои наряды: 25 платьев, шаль из индийского кашемира, шерстяную накидку с оборками. Жюльетта рассталась даже с нижним бельем — батистовыми сорочками, нижними юбками с вышивкой и дюжиной ночных кофт. Княгиня Негрони превратилась в женщину, сражающуюся за выживание. Друэ осаждали кредиторы: будучи куртизанкой, она многое покупала в долг, рассчитывая на мужчин. Но она избавилась от поклонников, не расплатившись по счетам, и долги повисли над ней дамокловым мечом. Девушка рассказала об этом Гюго, и он устроил безобразную сцену, но в конце концов пообещал решить вопрос.

Писатель действительно давал Друэ деньги: приносил каждый месяц 800 франков. Большую часть девушка отдавала кредиторам, на остальные оплачивала учебу дочери и покупала скудную еду. Гюго твердил, что «туалет ничего не прибавляет к природной прелести хорошенькой женщины», и Жюльетта перешивала старые платья — те, что не взяли даже в ломбарде. Когда деньги кончались, она переставала топить камин в комнате и проводила весь день в кровати под одеялом.

Getty Images

Подарок от Виктора она получила лишь один раз: любовник вручил ей записную книжку с золотой инкрустацией в черном роговом переплете. Впрочем, ею он пользовался сам — черкал какую-нибудь изысканную банальность всякий раз, когда вечером покидал Жюльетту и возвращался к семье: «Общество могло бы сделать тебя только королевой, а природа создала тебя богиней» или «Твои ласки заставляют меня любить землю, твои взоры позволяют мне постигнуть небо».

Из театра Жюльетту выжили: примадонна и другие ведущие актеры не простили «третьесортной актрисульке» того, что сам автор пьес оказывает ей столько внимания. Над Друэ издевались на репетициях, а на одной из премьер публику подговорили освистать все появления девушки на сцене. Жюльетта была раздавлена. «Эти люди отняли у меня веру в мои силы. Я больше не могу играть, я парализована», — писала она. Лишившись собственного дохода, Друэ оказалась в полной зависимости от любовника, и Гюго наслаждался полученной властью.

Родители Гюго

Семейство Гюго было обеспеченным, в Безнасоне в их распоряжении был большой трехэтажный особняк. Глава семьи Леопольд Гюго происходил из крестьянского сословия, но революция дала ему шанс проявить себя. И он им вполне воспользовался. Начав свою карьеру офицером наполеоновской армии, отец будущего писателя стал сторонником Бонапарта, а затем дослужился до чина генерала. Из-за службы Гюго-старшего семья постоянно переезжала с места на место: Италия, Испания, Франция, острова Средиземного моря, Тоскана – все семейство следовало за Леопольдом Гюго на его новые места службы. На юного Виктора эти путешествия произвели неизгладимые впечатления, в будущем они найдут отражение в его книгах.

О матери писателя сохранилось совсем мало сведений. Достоверно известно лишь то, что Софи Требюше происходила из семьи судовладельца.

Брак с Адель Фуше

Со своей будущей женой писатель встретился, когда ему не было и девяти лет. Соседка была неинтересна будущему автору. И лишь к 17 годам между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство.

Однако, как только родители заметили искру между наследниками, последовало категорическое «нет». Для отца Адель Фуше, как звали возлюбленную, Гюго был не парой воспитанной красавице. А мать молодого человека, придерживающаяся взглядов Вольтера, была против невестки-мещанки.

Не сговариваясь, родители стали препятствовать союзу влюбленных. Отец увез Адель на лето подальше от ее избранника в надежде, что тому не на что будет нанять экипаж, чтобы отправиться вдогонку.

Однако родитель просчитался. Виктора, как поговаривали, не остановило расстояние в 350 км, которое он прошел пешком. Юноша догнал беглецов, чем растрогал отца девушки. Чтобы доказать свой талант и финансовую состоятельность в будущем, Гюго сел за роман. Влюбленным разрешили общаться через письма. Вскоре умерла мать писателя. И препятствий к браку не оказалось. Осенью 1822-го целомудренные и влюбленные Адель и Виктор поженились.

Вместо ожидаемой страсти отношения в семье были спокойными. Жена Гюго не интересовалась работами писателя. В течение десяти лет Адель подарила мужу пятерых детей, а затем охладела к плотским утехам.

В личной жизни Виктору Гюго не хватало страсти. Писатель работал, жена отдалялась. Отсутствие внимания со стороны мужа кинуло молодую женщину в объятия друга супруга, поэта Шарля Огюстена Сент-Бёве. От мужчины Адель слышала слова любви, которыми и покорил сердце новый избранник. И хотя отношения в паре были платоническими, а измены не было, поскольку Сент-Бёв страдал от физической неполноценности, Гюго был разочарован.

Образ непорочной Адель, завоеванной такими усилиями, разрушился. От отчаяния он пишет свои драматические произведения. А затем любовь возвращается в жизнь Виктора Гюго, но уже к другой женщине.

Творческая биография Гюго

В ранние годы биографии Виктору Гюго нравились точные , однако наибольший интерес у него вызывала .

В детстве он прочел множество классических произведений, а также увлекался древней и современной поэзией.

В скором времени, учась в Лицее Людовика Великого, он сочинил несколько стихотворений. Одновременно с этим он писал пьесы, по мотивам которых потом делали разные школьные постановки.

Когда Гюго исполнилось 14 лет, он начал переводить труды древнеримского поэта Вергилия. Однако позже юноша решил сжечь переводы, поскольку считал, что они были далеки от совершенства.

В 1819 г. им были написаны поэмы «Введенские девы» и «На восстановление статуи Генриха 4», за которые Гюго удостоился сразу 2-х премий на конкурсе «Jeux Floraux».

Судьи были поражены тем, насколько «взрослыми» были произведения начинающего писателя.

В 17-летнем возрасте Виктор совместно с братом Абелем начинает издавать журнал «Литературный консерватор». Спустя 2 года он публикует сборник «Оды», принесший ему определенную популярность в обществе.

Многие критики пророчили молодому и талантливому поэту большое будущее.

Хозяйка дома

Удивительно, но Гюго так и не бросил Жюльетту, несмотря на то что она перестала быть «ангелом», с которым он познакомился в 1833 году. Когда в 1868 году жена писателя Адель умерла, Жюльетта переселилась в квартиру Гюго. Официальной супругой она не стала, но превратилась в законную хозяйку дома. Обязанностей стало больше, а любовниц она теперь нередко видела. Виктор приводил молоденьких девушек домой: сегодня — балерину, завтра — аристократку, послезавтра — горничную. И всё же Друэ находила поводы для радости: ее наконец начали принимать знакомые Виктора, и не надо было ждать в кабриолете или под окнами, пока он вернется.

В сентябре 1882 года Жюльетта Друэ слегла из-за злокачественной опухоли кишечника. Все дни она проводила, скорчившись в кресле у окна и глядя на монастырский сад на другой стороне улицы. Женщина понимала, что умирает, но говорить об этом старалась как можно меньше: Виктор требовал, чтобы она «смыла с лица своего уныние и стряхнула с себя грусть». На званых обедах она не ела и поднимала пустой бокал, когда Виктор провозглашал тост за ее здоровье. На вопрос «Что же вы ничего не кушаете, госпожа Друэ?» отвечала: «Не хочу». По ночам, стоило Гюго закашляться, как Жюльетта вскакивала, чтобы принести ему отвар из трав.

Legion-Media

В ноябре Жюльетта, едва держась на ногах, пошла с Виктором в театр: ей оказали высокую честь — допустили в директорскую ложу. В январе вывела последние строки, обращаясь к Виктору: «Я счастлива и горда тем, что могу подписать свидетельство о своей жизни в истекшем году двумя словами: люблю тебя, Жюльетта». Друэ медленно угасала, всё чаще проводила дни в постели. Каждый вечер Гюго сидел с женщиной по часу, убеждая, что она поправится. Оба знали, что это ложь, но Жюльетта мужественно улыбалась: до конца она сохраняла героическую выдержку рядом с мужчиной, которого продолжала любить.

Умерла Жюльетта Друэ в январе 1883 года в возрасте 77 лет. Гюго, с которым она прожила 50 из них, не пришел на похороны: говорят, был слишком удручен. Похоронили Жюльетту рядом с ее дочерью, которую Друэ пережила. На похоронах распорядитель сказал: «Та, кого мы оплакиваем, была доблестным человеком. Она имеет право на свою долю славы, ибо приняла на себя и немалую долю испытаний». Так закончилась жизнь женщины, которая всегда мечтала о любви и верила, что нашла ее.

Ты сочувствуешь Жюльетте Друэ? Да Нет

Первые произведения Гюго

В 15 лет Гюго попытал свои силы в литературном конкурсе и представил жюри «Оду о пользе наук». Это произведение юного автора получило восторженные отзывы и восхищение комиссии. Многие члены жюри не могли поверить, что автор стихов – юноша, настолько зрелым и глубоким было это произведение.

Виктор Гюго в молодости

Уже в это время Гюго не скрываясь представлял публике свои роялисткие взгляды и приверженность литературному классицизму. В своих ранних произведениях молодой поэт восхвалял династию Бурбонов. Это не прошло незамеченным: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» Гюго был вознагражден не только благосклонностью властей, но и начал получать жалованье. Это было совершенно не лишним, так как Леопольд Гюго отказался материально поддерживать сына из-за отказа того поступать в Политехнический университет.

Семейные разногласия

Супруги Гюго стремились воспитывать своих троих сыновей (Абеля, Эжена и Виктора) в любви и ласке. Но личное мировоззрение Софи и Леопольда зачастую носило прямо противоположный характер, из-за чего в супружеской паре нередко вспыхивали ссоры. Софи Требюше разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов. В то время как Леопольд Гюго был всецело предан Наполеону Бонапарту. И, если уж говорить совсем начистоту, Софи крутила на стороне роман с генералом Виктором Лагори, что, конечно же, не способствовало укреплению семейных уз.

Из-за распрей родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи Требюше вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом. В будущем женщина будет сожалеть об этом разрыве и попытается восстановить семью, но Леопольд Гюго не сможет простить бывшую супругу.

Нет ничего удивительного в том, что мать оказала значительное влияние на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.

Любовь к Жюльетте Друэ

Кто-то подсчитал, что в объятиях Виктора Гюго побывали две сотни женщин. Каждая получала знаки внимания от писателя и слова любви, от которых кружилась голова. Однако сердце классика принадлежало Жюльетте Друэ.

Знакомство с прелестницей произошло в 1933-м. Гюго чуть за 30, а объекту его обожания 26 лет. За эти годы на долю девушки выпало немало испытаний. Дочь портного в два года осталась сиротой. Затем малышку отправили в пансион при монастыре.

Архиепископ решил, что с такими внешними данными Жюльетта не годится в монашенки, и, как утверждают некоторые историки, священник привел девушку в мастерскую Жан-Жака Прадье. Скульптор не оставил без внимания красавицу, соблазнил ее, и вскоре любовница родила дочь.

Связывать отношения с Друэ мастер не захотел, но дал полезный совет Жюльетте при расставании: сделать ставку на красоту. Жюльетта стала актрисой, хотя и не выделялась талантом. Девушке покровительствовали состоятельные люди, среди которых оказался и русский князь Анатолий Демидов, ставший последним в списке любовников куртизанки до стабильных отношений с Гюго.

Чувства к Жюльетте Друэ перевернули личную жизнь Виктора Гюго. Куртизанка оказалась искушенной в постельных утехах, что добавило страсти в жизни писателя. Любовь с первого взгляда быстро переросла у талантливого автора в чувство собственничества. Он настаивал, чтобы возлюбленная оставила работу в театре, забыла прежних мужчин и растворилась в нем.

Автор даже выдвинул любимой ультиматум: «или я, или все остальное». Виктор взял обязательства рассчитаться за долги женщины. Сердце Друэ дрогнуло, она оставила светскую жизнь и согласилась стать тенью гения. Клетка захлопнулась и женщина оказалась заложницей любви.

Жульетта Друэ Фото: wikipedia.org

Долг Друэ оказался больше, чем рассчитывал Гюго. Женщина продала драгоценности и платья, в ломбарде даже осталось нижнее белье. Но этого не хватило, чтобы рассчитаться с долгами. Поговаривали, что между влюбленными произошел скандал и Жюльетта уехала к родственникам, не оставив адрес, где ее следовало искать. Виктор разыскал Друэ, покаялся и вернул любимую.

Сначала женщина следовала за избранником и его семьей и селилась вдали от людских глаз, довольствуясь ролью затворницы и редкими встречами с любимым. Так появилась знаменитая переписка Друэ и писателя. Затем он взял женщину к себе в секретари переписывать набело страницы романа. За работу Друэ полагалось скромное жалование. Содержать любовницу Гюго отказался, объясняя свой поступок безнравственностью.

Без Виктора прогулки Жюльетте запрещались. Затем любимый требовал поминутно расписать день, проведенный без него. Последовали отчеты за траты жалования, которого едва хватало на яйца, молоко, сыр и обучение дочери. Женщина плохо питалась, перешивала платья, часто болела и стремительно старела. Прежнего очарования в поседевшей любовнице Гюго уже не видел. А она, напротив, готова была раствориться в любимом и хранить чистоту души.

У Виктора Гюго случались романы, но он всегда возвращался к Жюльетте Друэ. До конца дней писатель называл Друэ «своей истинной женой».

С годами самочувствие Адель Фуше ухудшалось. Женщина обратилась в Друэ с просьбой позаботиться о Викторе после ее смерти. Жюльетта перебралась в дом Гюго, где ей отвели комнату. После смерти первой жены Друэ стала хозяйкой дома. Освободившись от брачных обязательств, писатель не спешил к алтарю с Друэ. Виктор часто приводил в дом молодых девиц, а Жюльетта, понимая, что постарела, принимала все причуды избранника.

В конце жизненного пути у Друэ диагностировали запущенный рак кишечника. Гюго проводил несколько часов у постели возлюбленной и вселял уверенность в благополучном исходе. В присутствии любимого женщина научилась не показывать страдания.

С Жюльеттой, личную жизнь с которой, по собственному признанию, ставил важнее любимой дочери Леопольдины и Бога, Виктор Гюго прожил 50 лет. После смерти музы он так ничего и не написал. Автор пережил Друэ на два года.

Произведения Гюго

Свои произведения Гюго писал в стиле романтизма

В них он особое внимание уделял разным политическим и социальным вопросам, что в корне отличалось от романтизма , отдававшего предпочтение человеческим качествам

В 1829 г. из-под пера Виктора Гюго вышел роман «Последний день приговоренного к смерти», в котором он выступал за отмену смертной казни.

После этого выходит другое серьезное произведение в биографии Гюго ­– «Человек, который смеется». В нем он осуждает разные формы насилия, исходящие от представителей действующей власти.

«Собор Парижской Богоматери»

В 1831 г. Гюго представил свой первый исторический роман – «Собор Парижской Богоматери». В нем прослеживалось влияние известного английского писателя .

В своем романе Виктор Гюго затрагивал разные политические вопросы, а также выступал за восстановление культурных памятников. Именно поэтому парижский собор, который планировали снести, стал главным местом развития событий.

«Отверженные»

В 1862 г. в свет вышел один из самых знаковых романов в его биографии – «Отверженные», который до сих пор считается мировой классикой.

По мотивам данной книги был снят не один фильм.

В этом произведении Гюго поднимал такие серьезные социальные вопросы, как нищета, голод, безнравственность, а также критиковал представителей властной элиты.

Тонкие психологические наблюдения и яркие образы героев на фоне исторических событий – вот отличительная особенность писательского стиля Гюго.

«Человек, который смеётся»

Затем, в середине 1860-х, Гюго пишет еще один из ключевых в своей биографии романов – «Человек, который смеётся».

Основной сюжетной линией романа является трагедия ребенка, оказавшегося выброшенным за пределы нормальной человеческой жизни и ставшего абсолютным изгоем по причине страшного уродства, причиненного ему в глубоком детстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: