Хаяо миядзаки: как начать смотреть его фильмы

Музей студии «Гибли»

Музей находится в Митака, городе, расположенном немного западнее от центрального Токио. На входе в музей посетителей привестствует Тоторо, главный герой одноименного мультфильма. На входе в музей есть вывеска со словами Миядзаки: “Когда вы входите в музей Гибли, вы попадаете в сказку, в которой вы — главный персонаж”.
Внутри здания вы идёте по лабиринту в мире аниме, причем каждый экспонат таит в себе какой-нибудь сюрприз или открытие. Откройте дверь — и, возможно, вы уставитесь на самого себя — или, по крайней мере, на свое отражение в зеркале. Персонажи аниме Джибли прячутся, ожидая удобного случая, чтобы внезапно выскочить. Ископаемые вымерших морских животных — трилобиты — прячутся среди камней. Как и говорится на вывеске Миядзаки, в этом музее вы становитесь героем или героиней анимационной сказки.«Мой сосед Тоторо»
Одним из лучших экспонатов, по мнению детей, является огромный мягкий Кот-автобус на 2-м этаже. Детям с ним весело (и комфортно), они прыгают вверх-вниз, дёргают Кота за хвост, и вообще, делают всё, что захотят.
Постоянные экспозиции включают в себя зал под названием «Место рождения фильма». Здесь вы увидите приспособления и материалы для создания анимационных фильмов, а также стол, заваленный наполовину готовыми рисунками. Идёт процесс создания аниме? В атмосфере ощущается напряжение, как будто режиссёр Миядзаки старается изо всех сил претворить какую-то задумку в кадр анимэ. В подвале, в кинотеатре “Сатурн” демонстрируются короткие оригинальные анимационные фильмы.
Билеты в музей приобретаются по предварительному заказу. Ежедневный лимит посетителей 2400 человек, а одновременно в музее может находиться до 600 человек. Ограничение числа посетителей дает каждому из них возможность наиболее полно исследовать музей.По материалам журнала «Ниппония» и сайта wikipedia.org/wiki/Ghibli

«Ходячий замок» (2004)

«Ходячий замок» можно назвать самым уютным творением студии Ghibli. И дело даже не в том, что центральный персонаж — пожилая женщина (да, на самом деле молодая девушка, но всё же), а в том, какие мысли и какими методами транслирует аниме.

Перед нами история о внутренних переживаниях и комплексах, которые испытывают замкнутые в себе и в одном пространстве герои. Каждый проходит арку персонажа, избавляясь от различного рода заклятий именно путем разрешения внутренних конфликтов. Необходимость покинуть зону комфорта, которую смакуют в своих диалогах герои (будь это старушечье смирение или попытки молодого мужчины сокрыть самонеприятие), двигает сюжет. А Миядзаки повествует о том, что обложка — далеко не отражение истинной личности.

Образ замка, списанный с русской избушки на курьих ножках, являет собой сплошную ходячую метафору, которая есть точка концентрации смыслов и образов. Как и все, кто пребывает внутри замка, он сам сложен из множества разномастных элементов (этакие личностные черты), визуально конфликтующих между собой, но выстраивающих огромное здание (читай — личность), которое от разрушения спасает только сила жизненного огня.

Миядзаки дает себе волю в визуальном отображении истории, демонстрируя сочность красочных кадров, играет со временем и образами героев. Режиссёр снова затрагивает тему войны, но, в отличие от ранних работ, едва ли раскрывает её серьёзно, используя скорее в качестве фона для продвижения сюжета и роста героев. Поэтому даже при наличии тяжеловесных вопросов «Ходячий замок» окутан теплом и уютом, которые хочется впитывать за кружкой чая под пледом, сидя у огня.

6.


Еще одна прекрасная мысль, которая многое объясняет в его творчестве, была высказана мультипликатором в разговоре с западными журналистами:

«Большинство современных фильмов построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал».

Вероятно поэтому нам его творения и некоторые образы кажутся настолько необычными – любой герой, вызывающий страх, к концу истории может оказаться не таким уж плохим. Кстати, эта идея уже подхвачена сообществом кинематографистов и в последнее время буквально «витает в воздухе».

Новое поколение азиатской анимации: от патриотизма до паназиатизма

В сентябре 2013 года Миядзаки Хаяо объявил, что анимационная лента «Ветер крепчает» станет его последним полнометражным фильмом. В том же 2013 году свой последний фильм («Сказание о принцессе Кагуя») выпустил Такахата Исао, режиссёр и сценарист, многолетний партнер Миядзаки по работе в студии. После этого Судзуки Тосио, бессменный продюсер «Гибли», уступил свое место более молодому коллеге и на неопределённое время приостановил работу студии над полнометражными фильмами. Итак, «Гибли», сыгравшая одну из ключевых ролей в развитии и расцвете послевоенной японской анимации, в настоящее время находится на распутье.

Судзуки в своем блоге пишет о том, что многие восточноазиатские соседи Японии стремительно осваивают современные технологии и что в скором будущем японские анимационные студии будут все чаще привлекать к работе над анимационной продукцией специалистов из Малайзии, Тайваня, Таиланда и Вьетнама («Гибли и судьба производственного процесса – Японско-американские анимационные войны в Азии: НАЧАЛО», Бунгэй Сюндзю/ BLOGOS) По его словам, анимация Миядзаки и Такахаты соответствовала своему времени и тем условиям, которые существовали в быстроразвивающейся послевоенной Японии. А новая анимация, сделавшая ставку на аутсорсинг, соответствует требованиям глобализации. Однако было бы ошибкой думать, что такой подход означает пассивное принятие «постепенной эрозии мира японской анимации». Скорее, наоборот, Судзуки предвидит изменения в том, что касается разделения труда и предсказывает расширение международного сотрудничества среди профессионалов-аниматоров по всей Азии.  

Концепция природы и быта, описанная у Миядзаки, сформулирована весьма последовательно. Главное – не фиксироваться на патриотическом и потому ограниченном лозунге – «красота японской природы». Ведь природа подвержена постоянным изменениям. И именно такой и изображает её Миядзаки – в виде сложносоставного сплава взаимодействующих элементов. Многоликой, как сама Азия.

Если взглянуть на регионализацию японской анимационной индустрии именно под этим углом, становится очевидно, что это – замечательная возможность расширить горизонты и заново открыть для себя Великую Азию и ее культуру. Вполне вероятно, что перестановки и перераспределение труда на этом международном рынке приведут к возникновению совершенно новых анимационных жанров и стилей. А это, в свою очередь, встряхнет нас, японцев, заставит вылезти из скорлупки наших нынешних мировоззрений, позволит по новому взглянуть на окружающую действительность и природу, и мы распахнемся навстречу внешнему миру.

Фотография к заголовку (справа): Режиссёр Миядзаки Хаяо объявляет на пресс-конференции о своем уходе из полнометражной анимации в сентябре 2013 г. Предоставлена агентством Jiji.

(Статья на японском языке опубликована 25 февраля 2015 года)

«Рыбка Поньо на утёсе» (2008)

Как бы выглядела диснеевская «Русалочка», если бы её нарисовали японцы? Зачем что-то себе придумывать, если у нас уже есть готовый вариант — «Рыбка Поньо на утёсе».

Ещё одна медитативная картина режиссёра, которая погружает зрителя в очень специфическое состояние. Здесь всё, начиная с неспешных кадров приготовления еды и заканчивая прекрасным подводным миром, работает на атмосферу. Даже нет необходимости как следует проникаться персонажами, потому что они в первую очередь существуют в этом удивительном мире, с которым нас знакомит картина. 

При этом у нас есть трогательная история о двух детях, которые ещё слишком юны, чтобы понимать, что такое любовь, но при этом уже не могут друг без друга. Просто так получилось, что одна из них имеет крайне необычное происхождение. Кому-то «Рыбка Поньо» может показаться слишком детской, и я не буду его винить. Но разве это плохо?

4.


Однако мечты стать профессиональным художником, похоже, не нашли поддержки в семье Миядзаки, и поэтому юный талант после школы поступил в университет на факультет политики и экономики. Однако, закончив его, он тут же устроился на работу в анимационную студию и затем продолжал собственное развитие только в этом направлении. Специального художественного образования он в результате так и не получил, но, как считают сегодня его поклонники, может это и к лучшему, ведь отсутствие штампов и самостоятельный, уникальный подход к анимации как раз и стали главными составляющими его авторского стиля. Так что этот минус мастер блестяще превратил в огромный плюс.

«Ветер крепчает» (2013)

Небо манило Дзиро с самого детства, но лётчиком ему не суждено было стать из-за плохого зрения, но он нашёл выход — стал авиаконструктором. Но что, если исполнение его мечты повлечёт за собой гибель тысяч людей?

«Ветер крепчает» — это, пожалуй, самый взрослый фильм Хаяо Миядзаки. В нём почти нет привычных для его картин фэнтезийных элементов, но в то же время это самая что ни на есть сказка. Сказка о преследовании мечты, настоящей любви и гуманизме, в конце концов.

Самое трогательное в фильме — это видение красоты в контексте такого мрачного события, как война. Ведь главный герой видит в своей работе не создание средства для убийства людей, но аппарата для покорения небес и ощущения магии полёта. Ещё задолго до Кристофера Нолана и его «Оппенгеймера» японский мэтр через призму истории реальной личности задавался вопросами опасности гения и делал это тонко, но без страха осуждения со стороны общественности.

Если бы Хаяо Миядзаки закончил на этой работе свою карьеру, как планировал, это был бы достойный финал его фильмографии, но и без этого обстоятельства «Ветер крепчает» — кино великое.

Количество просмотров: 434

«Принцесса Мононоке» (1997)

Как и всякое очень личное кино, «Порко Россо» массами не был признан. Дух волшебства и неземная энергия, присущая предыдущим работам мастера — то, за что зрители почитают Миядзаки. А потому аниматор вернулся к отработанной схеме, выпустив в свет аниме «Принцесса Мононоке».

Поистине шедевр кинематографического искусства, мультфильм без лишних сантиментов и лирических вступлений окунает зрителя в ужасы войны

Миядзаки вступает на поле самой важной для своих мультфильмов конфронтации — борьбы между природным и социальным началами, высказываясь без цензуры. Оторванные руки, простреленные головы, убийства животных

Период, когда в Японии появилось первое огнестрельное оружие, рассматривается в качестве черты, за пределами которой природа становится особенно беззащитной пред людской потребностью в ресурсах, ведь даже дух леса смертен. Более двух часов аниматор вдумчиво и кроваво, используя силу диалогов, цветового обаяния и графического отображения, способного всколыхнуть сердца притягательными или же абсолютно отвратно-жёсткими кадрами, объясняет, что каждый пытается найти свое место в этом мире.

И только главный герой, находящийся меж двух огней, являет собой единственно верный баланс между столкнувшимися мирами. Так и зритель должен найти для себя в этой картине середину между добром и злом, невинностью и насилием, манящими пейзажами и каменным городом. Перед просмотром необходимо настроиться на гнетущую атмосферу истории, но помнить, что даже в самом темном мире можно найти способ возродиться.

Кто в студии создает мультфильмы – плеяда режиссеров

Основатели Хаяо Миядзаки и Такахата Исао работали совершенно по-разному, в разных стилях и техниках. При этом умудрялись продуктивно творчески взаимодействовать. Шедевры Гибли влюбляют в себя зрителей разных возрастов, национальностей, менталитетов, потому что их простая, но сильная и правильная философия понятна всем и каждому.

Режиссер Исао Такахата

Кадр из фильма Исао Такахаты «Сказание о принцессе Кагуя»

Такахата-сан всегда основывал свои произведения на японской литературе и мифологии. Он занимался анимационной адаптацией литературных творений от других авторов из Японии. Исао никогда не боялся экспериментировать со стилистикой и техникой анимации. Ему принадлежит авторство многих технических идей рисования. При этом Такахата был жутким перфекционистом. Каждое произведение он вырисовывал так кропотливо и старательно, пока оно не становилось идеальным по его мнению. Так, аниме «Сказание о принцессе Кагуя» Такахата-сан создавал аж 6 лет! За такой перфекционизм Миядзаки часто подсмеивался над другом, подгонял его в работе.

Мастер аниме Хаяо Миядзаки

Герои аниме Хаяо Миядзаки — «Мой сосед Тоторо»

Для всего мира Гибли ассоциируется именно с Миядзаки. В отличие от друга Такахаты, Миядзаки четко придерживается своего оригинального стиля. В его аниме явно заметна «европейскость», а японские мотивы проявляются слабо, а то и вовсе отсутствуют. Часто Миядзаки-сан включает в сюжеты произведений экологическую «повестку». Заметно, насколько художник озабочен экологическими проблемами, постепенным разрушением природы.

Миядзаки обязательно включает сказочные и фэнтезийные мотивы в мультфильмы. Причем элементы фэнтези можно увидеть даже в произведениях, где сюжет развивается в реальном мире, например, в аниме «Ветер крепчает». Обусловлено это тем, что Миядзаки любит расширять пределы реальности. Каждый его мультфильм – целая вселенная со своими законами и правилами. Через каждый сюжет проходит идея о том, что чудеса существуют и их создают сами люди правильными поступками. Что сила не в мышцах, а в доброте. Что абсолютного зла не существует и все исправимо.

Первые 10 лет в студии Гибли мультфильмы создавали только Такахата и Миядзаки. Будучи уже в преклонном возрасте, режиссеры понимали, что пора дать дорогу молодому поколению мультипликаторов, «воспитать» продолжателей творческого дела. Поэтому в 1995-ом они основали «Анимационную школу восточной префектуры Коганэй» для обучения художников, мечтающих рисовать мультики от студии Гибли.

Другие режиссеры студии Гибли

Хиромаса Ёнэбаяси — один из молодых режиссеров студии Гибли

Наиболее известны следующие работы студии Гибли от молодой плеяды мультипликаторов:

  • «Здесь слышен океан» 1993 года от режиссера Томоми Мотидзуки. Фильм оказался не очень успешным, несмотря на отличную анимацию, так как был выпущен с запозданием и с превышением бюджета;
  • «Шепот сердца» 1995 года от режиссера Кондо Ёсифуми;
  • «Возвращение кота» 2002 года от Хироюки Мориту;
  • «Сказания Земноморья» 2006 года от Горо Миядзаки, сына основателя. Проект тоже не удался, был принижен критиками;
  • «Воспоминания о Марни» 2014 года от Хиромаса Ёнэбаяси.

Как рисует Миядзаки: ручной труд и никакого 3D

Хаяо Миядзаки — кропотливый художник: своих персонажей он сначала придумывает и сам зарисовывает на листе бумаги, а только потом переносит на экран. Поэтому, хотя над его фильмами и трудится целый штат аниматоров, можно сказать, что каждое произведение создано им вручную.

В отличие от западных аниматоров, Миядзаки практически не использует в своих произведениях 3D, современные технологии и спецэффекты

Большое внимание режиссер уделяет проработке пейзажей, деталей быта и окружающего мира

Миядзаки во время работы над фильмами много путешествует, чтобы найти прототипы для пейзажей своих произведений. Так, при создании “Принцессы Мононоке” он вдохновлялся видами острова Яку, а пейзажи для “Ходячего замка” срисовывал с окрестностей французских городов Кольмар и Риквир.

Остров Яку и пейзаж из «Ходячего замка»

Стиль рисования Миядзаки не похож на стили большинства современных японских аниматоров, особенно создающих шаблонные аниме-сериалы. У его персонажей-людей правильные пропорции, нет огромных глазищ, гипертрофированных половых признаков и разноцветных причесок

Однако он значительно отличается и от западной анимации — у Миядзаки более приглушенные и естественные цвета, огромное внимание он уделяет прорисовке каждой мельчайшей детали, атмосфере картины

Четыре главные темы аниме Миядзаки

По мнению известного кинокритика Антона Долина, Миядзаки еще в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века предугадал многие современные общественные темы, о которых мы сегодня говорим: проблемы экологии, феминизм, антимилитаризм и неприятие “черно-белого” взгляда на мир.

1. Проблемы экологии

Вспомните “Навсикаю из Долины ветров”: постапокалиптическому миру грозит экологическая катастрофа по вине людей. В “Принцессе Мононоке” люди с ружьями уничтожают лес и вступают в схватку с духами леса.

Миядзаки вообще не особо любит прогресс, он не пользуется смартфонами и не смотрит телевидение. По его собственным словам, режиссер был бы не против, если бы Япония обеднела, застройщики стали банкротами, а “из земли проросла дикая трава”.

Хаяо пожертвовал три миллиона долларов организация National Trust of Totoro, которая в городе Токородзава организовала природный заповедник. В этом городе когда-то жил режиссер, и именно там происходит действия фильма “Мой сосед Тоторо”. Сейчас Токородзава — это “спальный район” Токио, а активисты пытаются спасти его от застройки. Миядзаки отдал “National Trust of Totoro” и акварели с Тоторо: теперь кроликоподобная белкомышь — официальный символ этого места.

2. Феминизм

Подавляющее большинство героинь Миядзаки — сильные, отважные девочки, и так повелось еще с первой работы студии Ghibli — “Навсикая из Долины ветров”. Там юная княжна стремится помирить враждующие народы и спасти весь мир.

Эта традиция продолжается и в других его работах.

Дух леса из “Моего соседа Тоторо” появляется на глаза только двум маленьким девочкам; в “Небесном замке Лапута” девочке по имени Сита предстоит найти таинственный летающий остров и тоже спасти мир.

Сита из «Небесного замка Лапута»

В “Унесенных призраками” главная героиня должна спасти не только себя, но и своих родителей, а также молодого волшебника. В “Ходячем замке Хала” неуверенная в себе девушка превращается в сильную героиню и спасает всех — казавшихся могущественными колдунов и ведьм, демона огня и даже мир.

Сам Миядзаки об этом говорит так: “Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина”.

3. Антимилитаризм

К войне у Миядзаки неоднозначное отношение. С одной стороны, он ее всячески осуждает и показывает, к каким ужасным последствиям она приводит. Это мы видим в “Навсикае из Долины ветров”, где человечество чуть не уничтожило себя в войнах.

С другой стороны, он всегда старается посмотреть на проблему с разных сторон. Именно поэтому он посвятил “Ветер крепчает” авиаконструктору Дзиро Хорикоси, который проектировал военные самолеты накануне Второй мировой войны. А в интервью Антону Долину режиссер отмечает, что в Италии авиаконструктора барона Капрони считают фашистом, а для него он — только “фантазер и изобретатель”.

Дзиро Хорикоси

Вообще любовь к самолетам у Миядзаки с детства: его отец был директором фабрики по изготовлению авиадеталей. Поэтому Миядзаки сложно изобразить тех, кто летает, злодеями. При этом среди его работ есть “Порко Россо”, в котором один из менее симпатичных персонажей режиссера нарисован в виде свиньи-летчика.

4. Отсутствие абсолютного зла

Еще одна важная особенность фильмов Хаяо Миядзаки — у него нет однозначно отрицательных героев. Даже ведьмы, злые духи и монстры обнаруживают в себе способность к привязанности или могут вызвать сочувствие. Так, страшная Ведьма Пустоши из “Ходячего замка” впоследствии предстает безобидной старушкой, заслуживающей любви и заботы. А обаятельный волшебник Хаул может обнаружить скрытого внутри демона.

Ведьма Пустоши

Режиссер как бы призывает зрителей (особенно детей, для которых, по собственному признанию, и снимает свои картины) не делить мир на черное и белое, стараться находить хорошее даже в плохом. И, главное, понимать, что все мы сложносочиненные.

***

Сейчас великий японский режиссер работает над новым мультфильмом — “Как поживаете?” по мотивам одноименной книги писателя Гэндзабуро Ёсино. Ожидается, что мультфильм выйдет в 2021 году и расскажет нам историю необычного подростка, который очень любил одну книгу. Деталей сюжета нет, поэтому нам остается только ждать.

Обложка книги, по которой Миядзаки снимает новый мультфильм

А чтобы скрасить ожидание, пока можно пересмотреть прошлые работы автора, чем и советуем вам заняться!

И можно еще почитать у нас обстоятельный материал про историю аниме, его особенностях, разных жанрах и почему его любит даже Илон Маск.

Краткая биография и начало творческого пути

Японский режиссер Хаяо Миядзаки

Рождение Хаяо выпало на тяжелые для Японии и всего мира военные годы. Будущий великий аниматор появился на свет в 1941 году 5-го января в большой многодетной семье. Отец Хаяо в военный период возглавлял предприятие по производству узлов к самолетам A6M «Zero», поэтому семья была обеспеченной. Работа отца производила на мальчика такое большое впечатление, что в дальнейшем своем творчестве мультипликатор многократно обращался к тематике полетов, неба, летательных аппаратов. А еще неизгладимый след в душе будущего художника оставила война, сделавшая его закоренелым пацифистом и ненавистником фашистской философии.

В годы, когда Хаяо был ребенком, стремительно развивалась профессия мангаки. В то время творил знаменитый мастер манги Осаму Тэдзука, работы которого юный Миядзаки обожал, мечтал стать таким же талантливым и успешным мангакой. Хаяо предпринимал множество попыток создать собственную мангу, но всегда уничтожал свои творения, потому что понимал, что просто копирует стилистику Тедзуки. А ему хотелось изобрести свои уникальный стиль. У Хаяо здорово получалось рисовать машины и технику, а вот изображение людей давалось с трудом.

Хаяо Миядзаки в молодости

В 1958 году, оканчивая старшую школу, юный Миядзаки однажды увидел аниме «Легенда о белой змее». Анимационный фильм настолько захватил юношу, что тот твердо решил стать мультипликатором. Тогда же вышел советский мультипликационный фильм режиссера Льва Атаманова «Снежная королева», который тоже восхитил Хаяо, стал триггером к развитию творчества.

Несмотря на твердое решение заняться анимацией, Хаяо Миядзаки все же получил высшее экономическое образование в университете «Гакусюин». В студенческий период активно интересовался японской и западной детской литературой, часто наведывался к школьному учителю рисования, беседовал с ним о творчестве и жизни.

ХАЯО МИЯДЗАКИ И СТУДИЯ GHIBLI

В то время как Studio Ghibli производила фильмы не только Миядзаки, но и других людей. Репутация студии всецело не зависела от его достижений. Он поставил « Лапута: Замок в небе» , который был выпущен в 1986 году (позже он был выпущен Диснеем, слово « Лапута» было опущено из-за оскорбительных коннотаций для испаноязычных.) Фильм продемонстрировал любовь Миядзаки ко всему, что летает, – включая воздушный замок. В картины он включил две повторяющиеся заботы: заботу о природе и недоверие к военным организациям. 

В 1988 году был выпущен один из величайших детских фильмов, когда-либо созданных. Мой сосед Тоторо , который по иронии судьбы чуть не стал причиной смерти Studio Ghibli. Картина была выпущена вместе с « Могилой светлячков» Такахаты , рассказом о страданиях, безнадежности и длительных мучительных смертях.  Несоответствием двух картин было катастрофичным , и японские зрители держались подальше от обоих фильмов. Миядзаки спас моего соседа Тоторо с помощью хитроумной маркетинговой кампании мягких игрушек, основанной на фигурах из фильма. Этот фильм, в котором изображен настоящий лес недалеко от того места, где Миядзаки жил в детстве, вдохновил экологическое движение в Японии. Персонажи из фильма стали частью логотипа Studio Ghibli, а также символами кинокартин студии.

Затем в 1989 году появилась Witch’s Delivery Service (переименованная в Kiki’s Delivery Service в Америке), завоевавшая международное признание. Миядзаки заметил, что он создал картину мира, в котором не было Второй мировой войны; приморский город, где обосновался Кики, кажется французским, но он населен самыми разными этническими группами. Фильм стал кассовым хитом, установив рекорды в Японии. 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСПЕХА В СТУДИИ

В 1992 году Porco Rosso (иногда называемый “Багровая свинья”) ), в котором Миядзаки показал свою истинную страсть к самолетам, изображая странные и чудесные летающие аппараты, основанные на реальных самолетах 1920-х годов. Хаяо Миядзаки в своих рисунках иногда изображал себя в виде большой свиньи. В Porco Rosso был изображен ас времен Первой мировой войны, которого превратили в свинью. «Шепот сердца» 1995 года был заклинателем, который больше нравился девочкам-подросткам, чем мальчикам; фильм представил Барона, кота, который снова появится в 2002 году.

Затем Миядзаки написал сценарий, нарисовал всю раскадровку (как обычно) и направил принцессу Мононоке . В японской прессе он подвергся критике за то, что он предпринял то, чего, по-видимому, не мог достичь ни один анимационный фильм: повествование о грандиозном эпосе в массовом масштабе. Когда принцесса Мононоке была выпущена в Японии в 1997 году, она стала настоящим хитом, превзойдя все предыдущие успехи. И установив кассовый рекорд получив более 150 миллионов долларов. Этот фильм стал крупным достижением художника и лидера, находившегося на пике своих возможностей, но при создании фильма Миядзаки, возможно, уже терял зрение; он широко использовал компьютерную анимацию при создании фильма, хотя он очень предпочитал рисовать каждую клетку от руки. Принцесса Мононоке был первым фильмом Миядзаки, который привлек большую американскую аудиторию.

 В 2001 году Хаяо Миядзаки возглавил фильм « Унесенные призраками». Возможно, лучший анимационный фильм из когда-либо созданных. К тому же он является широко признанным во всем мире. В нем Миядзаки соединил блестящие рисованные фоны с убедительным сюжетом. Все это, в конечном счете, заставило фантастический мир казаться более реальным, чем сам реальный мир. В фильме показана любовь Миядзаки к детям, а также его забота об окружающей среде. Но, прежде всего, это прекрасное повествование. Унесенные призраками побили все рекорды японских кассовых сборов и пользовались популярностью во всем мире.

Чем художник занимается сейчас

В 2013-ом, выпустив полнометражку «Ветер крепчает», японский аниматор Хаяо Миядзаки объявил, что завершает художественную карьеру. Последнее в творческой карьере произведение художник посвятил биографии авиаинженера Хирокоси, создавшего те самые самолеты-истребители A6M «Zero». Таким образом аниматор воздал дань памяти покойному отцу.

Понять решение мультипликатора несложно, учитывая, сколько лет исполнилось Хаяо Миядзаки: в 2023-ем ему стукнуло 82 года. Но, несмотря на преклонный возраст, он продолжает частично участвовать в работе студии «Гибли». Так, последние годы дедушка Хаяо, к великой радости поклонников, готовил к выходу очередную полнометражку «Как поживаете?». Аниме по произведению японского автора Гэндзабуро должно появиться в прокате в середине лета 2023 года.

В ноябре 2022-го состоялось еще одно значимое для студии «Гибли» событие, которое с переменным успехом готовилось много лет. В городе Накагутэ, наконец, открылся парк развлечений «Ghibli Park», стилизованный под анимационные миры Миядзаки.

Взросление с мультфильмами

Изобразительными эффектами и разнообразием сюжетов японских аниме восхищаются во всём мире. Один из них, “Sen to Chihiro no kamikakushi” (“Унесенные призраками”) завоевал Оскара как лучший полнометражный мультипликационный фильм на 75-й церемонии присуждения наград Академии в 2003 году. Один за другим выпускаются новые аниме, а неизменно популярные сериалы мультфильмов идут на телевидении и 10, и 20, и даже 30 последних лет. Рейтинги популярности у них остаются высокими не только у детской аудитории, но и у их родителей. Один из этих легендарных сериалов — “Дораэмон”, о приключениях кота-робота, спасающем мальчика из переделок, в которые тот попадает. Два другие сериала — “Сараэ-сан” и “Тиби Маруко-тян” — рассказывают о повседневной семейной жизни.
А ещё есть новые аниме, продолжения комиксов манга для мальчиков. В двух хорошо известных, “Детектив Конан” и “Ину-Яся”, изображены похождения героев и их друзей. Они рассказывают о любви, дружбе и мужестве, классических темах почти всех японских аниме и манга. Аниме, подобные этим, пользуются огромной популярностью в Японии, они дают детям и их родителям возможность провести время вместе.

5.


Всю жизнь самоучка Миядзаки в своей работе совершенно свободно обходился без многих вещей, которые профессиональные аниматоры считают необходимыми. Например, сценарии. Только несколько его работ созданы по этому унылому проторенному пути. В большинстве же случаев мастер отталкивался от самого образа и от новой вселенной. Набрасывая карандашом и акварелью персонаж и окружающую его среду, он начинает фантазировать и представлять, что с новорожденным созданием могло бы произойти в этом мире. Засекая секундомером сцены, прокручиваемые в голове, и зарисовывая их, мастер постепенно создает раскадровку. Можно сказать, что мультфильмы Миядзаки – это визуализированный поток его сознания. Как говорил сам Хаяо, «Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека».

ХАЯО МИЯДЗАКИ И СДЕЛКА С ДИСНЕЙ

В середине 1990-х для материнской компании Studio Ghibli, Tokuma, наступили тяжелые времена. К счастью, большой кассовый успех службы доставки Кики в Японии. привлек внимание Диснея. Disney предложила сделку, которая избавит Tokuma от финансового бремени в обмен на права на распространение фильмов по всему миру, за исключением Юго-Восточной Азии, произведенных Studio Ghibli. Для завершения сделки требовалось одобрение Миядзаки; он дал его, объяснив, что у него уже было больше денег, чем он мог бы потратить за одну жизнь, и что Токума помог ему, когда он в этом нуждался. Сделка была официально оформлена в 1996 году, после чего в нее были внесены изменения, в том числе позднее добавлены права на распространение DVD для Disney. Кинофильмы, распространяемые Disney, будут выпускаться под лейблами Buena Vista и Miramax. Хотя Дисней заявлял, что хочет явить миру гений Миядзаки, не вмешиваясь в фильмы, он не сдержал своего обещания. Концовку « Унесенных призраками» немного изменили

Служба доставки Кики убрала фоновое изображение самого Миядзаки, добавив диалоги не в японском оригинале. Между тем по какой-то причине Disney Store отказался продавать фильмы Studio Ghibli в своих магазинах

Кинофильмы, распространяемые Disney, будут выпускаться под лейблами Buena Vista и Miramax. Хотя Дисней заявлял, что хочет явить миру гений Миядзаки, не вмешиваясь в фильмы, он не сдержал своего обещания. Концовку « Унесенных призраками» немного изменили. Служба доставки Кики убрала фоновое изображение самого Миядзаки, добавив диалоги не в японском оригинале. Между тем по какой-то причине Disney Store отказался продавать фильмы Studio Ghibli в своих магазинах.

14 января 1998 года Миядзаки объявил, что покидает Studio Ghibli. У него ухудшалось зрение, и он считал, что не может гарантировать столь высокое качество художественных работ в своих фильмах, как ему хотелось бы. Он намеревался снимать небольшие фильмы для музея Studio Ghibli, настаивая на том, чтобы в музее было много шумных детей, и обучать молодых аниматоров. Тем не менее, 16 января 1999 года он вернулся в качестве шочо , или лидера, Studio Ghibli, взяв на себя активную роль в утверждении организационной дисциплины и сосредоточении сотрудников на их задачах. Используя компьютерную анимацию, чтобы поддерживать художественный контроль над своими творениями, он снял прекрасный фильм «Возвращение кошки». (2002), в котором участвовали Барон из « Шепота сердца» , и «Ходячий замок Хаула» (2004), основанный на романе Дайаны Винн Джонс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: