Золотой век русской иконописи
Во времена правления Владимира Святославича было завершено формирование территории Киевской Руси. С XIV в. начался стремительный рост Московского княжества, возглавившего процесс объединения русских земель в единое государство.
Власть, а с ней и лучшие мастера-иконописцы сконцентрировались в Москве. В 1453 г., когда пал под натиском турок Константинополь, закончилась эпоха могущества Византийской империи, что способствовало перемещению центра власти с юга Московского княжества на север Руси — в Новгород и Владимир.
Параллельно этим политическим изменениям происходило развитие русского иконописного искусства, которое со временем выработало черты, сюжеты и стили, обособившие его от традиций византийской иконописи. Кроме того, в тот период наблюдалась разнонаправленность местных иконописных школ. За XV-XVII вв. русская иконописная традиция приобрела яркое художественное своеобразие.
Почитание икон и их роль в жизни верующих
Иконы являются неотъемлемой частью жизни православных христиан. В каждом доме есть домашняя обитель – уголок, где размещаются иконы, перед которыми семья совершает молитвы и обряды. Иконы напоминают верующим о духовных ценностях и приоритетах, служат источником утешения и силы в трудные времена.
В православных храмах и монастырях иконы занимают особое место. Они окружают верующих, напоминая о святости места и связи с Богом и Святыми. Иконы также используются в богослужениях и церемониях, таких как крещение, венчание и панихиды, как символы благодати и духовной связи.
Иконы играют важную роль в молитвенной практике православных христиан. Верующие обращаются к иконам с молитвами, прося заступничества Святых и помощи Бога. Иконы помогают сосредоточиться на молитве, углубить свою духовную связь с Господом и испытать его благодать.
Сегодня иконы также являются свидетельством истории и культуры православных народов. Иконопись развивалась на протяжении веков, отражая изменения в обществе, искусстве и духовной жизни. Иконы служат не только религиозным символам, но и объектам искусства, изучаемыми историками и культурологами.
В современном искусстве иконы продолжают вдохновлять художников на создание новых произведений, основанных на древних традициях и образах. Современная иконопись сочетает в себе духовные и художественные традиции с новыми техниками и материалами, что позволяет сохранять и развивать православную культуру.
Роль икон в молитве
Иконы являются святыми изображениями, которые помогают верующим во время молитвенного обращения к Богу, Деве Марии и Святым. Использование икон при молитве имеет несколько аспектов:
Визуальное сосредоточение.
Иконы служат визуальным фокусом для молитвы, помогая верующим сосредоточиться на образе Бога, Богородицы или того Святого, к которому они обращаются
Таким образом, иконы становятся инструментом, который помогает устремить духовное внимание на молитву
Посредничество.
Иконы служат молитвенными посредниками между верующими и Богом или Святыми. Верующие просят заступничества Святых перед Господом, и иконы являются своеобразными окнами в небесный мир, через которые верующие могут приобщиться к духовной реальности.
Память о святых и событиях.
Иконы часто изображают события из Священного Писания, жития Святых или важные духовные моменты, что позволяет верующим лучше понять и проникнуться духовным содержанием этих историй. Вспоминая жизнь и подвиги Святых, верующие могут черпать вдохновение для своей духовной жизни.
Благословение и заступничество.
Верующие часто обращаются к иконам за благословением и заступничеством в различных жизненных обстоятельствах. Иконы Святых, которые являются покровителями разных сфер жизни, могут быть особенно важны для молитвы о помощи и поддержке.
Воспитание духовных добродетелей.
Молитвенное обращение к иконам также напоминает верующим о духовных добродетелях, которые должны развивать в своей жизни. Созерцание изображений Святых, которые отличались смирением, милосердием, любовью и другими добродетелями, помогает верующим стремиться к подражанию им в своей жизни.
Связь с Церковью и общиной.
Иконы также являются символом единства Церкви и общины верующих. Они напоминают о том, что все христиане являются частью одного тела Христова и должны поддерживать друг друга в духовном развитии и молитве. Во время богослужений, молитвенных собраний и домашних молитв иконы создают атмосферу духовного единства и сопричастности.
Воспитание красоты и святыни.
Иконы воспитывают в верующих чувство святыни и красоты, которые являются проявлениями божественной сущности. Созерцание икон, созданных с любовью и мастерством, приобщает верующих к духовной красоте и возвышенности, что способствует развитию духовного вкуса и преображению души.
Исповедание веры и свидетельство.
Использование икон в молитве также является формой исповедания православной веры и свидетельства духовной принадлежности. Через иконы верующие признают свою веру в Бога, Святых и церковные учения, а также связь с традициями и духовным наследием Церкви.
В целом, иконы играют важнейшую роль в молитвенной жизни православных христиан. Они служат визуальным и духовным средством, которое помогает верующим углубить свою молитву, преодолеть разлуку между земным и небесным миром и приобщиться к духовным истинам. Иконы напоминают о святости и красоте Божией, воспитывают добродетель и молитвенное сосредоточение и связывают верующих с традициями и наследием Церкви.
Первоначально иконопись проникает в Болгарию, затем уже в Сербию и Русь.
На Руси есть свои иконописцы, имена которых известны даже спустя почти тысячелетие. Одним из них был святой Алипий, работавший над иконами в Киеве.
Но если говорить о тех древнейших иконах-реликвиях, то их надо искать не на территории современного юга, а на северных территориях, в первую очередь, на территории Новгорода Великого, в соборе Святой Софии! В русских храмах роль иконы, храмовой иконы, чрезвычайно возрастает и вообще, именно Русь, а затем Россия стали самыми важными территориями, где почитание икон стало наиболее всеобъемлющим.
Такие достижения церковного искусства, как многоярусный иконостас, являются чисто русскими. В особенности русской иконописной школы и создание выразительного силуэта, большой открытости Образа перед теми, кто стоит перед иконами!
Считается, что к XIV-XV векам наступает расцвет русской иконописи и как тут не вспомнить знаменитых мастеров, прославивших себя и религиозное искусство того времени, таких, как Феофан Грек, Дионисий или Андрей Рублев!
Портреты мумий
Не только катакомбы Рима, но и Египет, как часть Римской империи, повлиял на развитие христианского искусства. Известно, что первые христиане на территории Египта исповедовали культ мучеников. Представители местной общины в годовщину смерти собирались около могилы мученика и почитали его определенными ритуалами, предполагавшими, возможно, и изображения усопшего.
Эта традиция была тесно связана с предыдущими верованиями египтян и, видимо, впитала черты поклонения изображениям египетских божеств. Для египетских похоронных ритуалов мумии украшали особыми портретами — достоверными изображениями умершего. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставляли в забетонированную мумию.
Такие портреты, создававшиеся на протяжении I—IV вв., имели столь значительное сходство с ранними иконами, что считается, будто они послужили источником христианской иконографии. Портреты мумий (называемые фаюмскими портретами — по месту первой крупной археологической находки в Фаюмском оазисе) характеризуются той же фронтальностью изображения, что и иконы, большими глазами, фокусировке внимания на лице и используют ту же технику темперы — краски, наложенные тонкими слоями.
Живопись катакомб
Идеи раннего христианства, когда оно было еще гонимым учением, нашли свое художественное выражение в живописи римских катакомб. В подземных камерах и коридорах катакомб древнехристианские общины во II-III вв. собирались для совместных трапез и проповедей, здесь же они хоронили своих умерших. Стены и потолки катакомб местами оштукатурены и покрыты многочисленными росписями, по содержанию своему отражающими веру в потустороннее существование души и ее спасение в загробной жизни. Сюжеты росписей черпаются преимущественно из библии. Наиболее распространены изображения: Моисея, источающего воду из скалы; пророка Ионы, поглощаемого морским чудовищем-китом, который его потом извергает из чрева невредимым; Даниила, спасшегося во рву со львами; Сусанны, которую преследуют два старца, и т. п. Все эти изображения трактованы чаще всего как символы, — подробности рассказа и окружающая обстановка опущены, фигуры даны изолированно, композиции часто повторяют одна другую. Нарастающая абстрактность образов особенно сказывается в фигурах орант (orans — молящийся), т. е. изображений душ умерших с молитвенно распростертыми руками (рис. 1).
Рис. 1. Оранта. Живопись римских катакомб (III в.)
Фигуры эти расположены на ровном фоне (иррациональное, абстрактно понятое пространство), в фас, тело трактовано плоскостно, одежда, руки, а иногда и лицо даны обобщенными чертами. В трактовке этих фигур уже отчетливо проступают зачатки христианского спиритуализма, стремящегося к передаче не реальных физических черт облика человека, а его духовного образа, образа бестелесной души. По своему стилю, в особенности по широте живописной манеры, изображения «орант» свидетельствуют о влиянии на раннехристианскую живопись восточной художественной культуры. Все эти росписи носят иной характер, чем тот, который в тот же период господствует в языческом римском искусстве. Однако в росписях катакомб элементы этого искусства еще очень сильны. В большом числе встречаем мы здесь античную орнаментику, резвящихся амуров, Орфея, Эрота и Психею, часто даже в символические библейские сцены вторгается жанровая реалистическая трактовка их, заимствованная из римских росписей.
История иконописи VI-XX века — Истоки — Традиции — Современность
ЛИЛИЯ ЕВСЕЕВА
НАТАЛЬЯ КОМАШКО
МИХАИЛ КРАСИЛИН
ИГУМЕН ЛУКА (ГОЛОВКОВ)
ЕЛЕНА ОСТАШЕНКО
ОЛЬГА ПОПОВА
ЭНГЕЛИНА СМИРНОВА
ИРИНА ЯЗЫКОВА
АННА ЯКОВЛЕВА
ИП Верхов С.И., 2014
ISBN 978-5-905904-27-1
Языкова — История иконописи VI-XX века — Истоки — Традиции — Современность — Содержание
- Ирина Языкова, Игумен Лука (Головков) БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ ИКОНЫ И ИКОНОГРАФИЯ
- Анна Яковлева ТЕХНИКА ИКОНЫ
- Ольга Попова ВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ VI-XV ВЕКОВ
- Лилия Евсеева ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИИ
- Энгелина Смирнова ИКОНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. XI-XVII ВЕКА
- Лилия Евсеева ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА X-XV ВЕКОВ
- Елена Осташенко ИКОНЫ СЕРБИИ, БОЛГАРИИ И МАКЕДОНИИ XV — XVII ВЕКОВ
- Наталья Комашко УКРАИНСКАЯ ИКОНОПИСЬ БЕЛОРУССКАЯ ИКОНА ИКОНОПИСЬ РУМЫНИИ (МОЛДОВЫ И ВАЛАХИИ)
- Михаил Красилин РУССКАЯ ИКОНА XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
- Ирина Языкова, Игумен Лука (Головков) ИКОНА XX ВЕКА
Хронологическая таблица
Библиография
Список иллюстраций
Словарь терминов
Языкова — История иконописи VI-XX века — Истоки — Традиции — Современность — отрывок из книги
Самым простым образом иконописную технику можно представить как наложение друг на друга разноцветных слоев краски, основанием для которых служит плоскость белой, грунтованной мелом или гипсом доски (ил. 1). Наслаивание — ее главное свойство. Желая передать своеобразие средневековой техники живописи и сравнить ее с ренессансной, Тальбот Райс и Ричард Байрон писали: «византийцы наслаивали, а итальянцы моделировали»1. В силу этого, техника средневековой живописи могла с легкостью «сворачиваться» и превращаться в скорописную систему (в скоропись) за счет убавления слоев или «разворачиваться» и становиться подробной за счет их прибавления.
Предание связывает появление первой иконы с самим Иисусом Христом, пославшим едесскому царю Авгарю изображение своего Лика на куске ткани. О раннем опыте иконописания свидетельствует житие евангелиста Луки, создавшего икону Богоматери. Из «Libri Carolini», принадлежащих, по-видимому, перу Алкуина, известно об иконах Петра и Павла, подаренных папою Сильвестром Константину Великому.
История искусства не знает столь ранних примеров древних икон, хотя о живописных опытах иудеев, живших в эпоху эллинизма, можно составить представление по росписям ветхозаветного цикла в синагоге Дура Эуропос, исполненным чуть ранее середины III в. Такжехорошо известны изображения событий Священной истории, как ветхозаветной, так и новозаветной, в стенописи, книжной миниатюре и в произведениях прикладного искусства раннехристианской эпохи — еще до принятия христианства как государственной религии.
Самые древние иконы, хранящиеся в церквах Рима и на Синае в Пинакотеке монастыря Св. Екатерины, где они счастливо избежали уничтожения в период правления императоров-иконоборцев, датируются VI в. Как правило, они написаны на доске восковыми красками — в технике, общей для всего эллинистического мира. Энкаустика и ее разновидность «восковая темпера» — самая совершенная живописная техника античности, но она не была единственной. Античные художники знали и мозаику, и фреску, и темперу Эти техники унаследовала эпоха раннего христианства, но не все они дожили до Средневековья. Общеизвестно, какой урон нанесла иконе эпоха иконоборчества. За два века гонений погибли не только древнейшие иконы, но и несколько поколений иконописцев.
Акты Седьмого Вселенского собора свидетельствуют, что по приказу иконоборцев с досок соскребали воск и мозаику, бросали иконы в огонь или разбивали о головы иконопочитателей. Документы рисуют картину ужасного вандализма: вместе с иконами от страшных мучений и издевательств гибли как сами их почитатели, так и художники-иконописцы. После иконоборчества восковая живописная техника не возродилась. Начиная с IX в. техника живописной иконы, то есть исполненной кистью и красками, — исключительно темпера.
Темпера, в строгом смысле слова, это способ смешения краски со связующим веществом. Краска — это сухой порошок — пигмент. Он мог быть получен при растирании камней (минералов и земель), металлов (золота,серебра, окиси свинца), остатков органического происхождения (корешков и веточек растений, насекомых), высушенных и измельченных, или выварен из окрашенных тканей (пурпура, индиго). Связующее чаще всего — желтковая эмульсия. Но средневековые мастера могли в качестве связующего применять и эмульсию яичного белка, о чем пишет Бернский аноним, и камедь, то есть смолу деревьев, и животные и растительные клеи. Знали они и о масле, но старались его не употреблять, поскольку не владели рецептом быстро сохнущих масел.
Бунин
Развитие иконописи в России
Сначала иконы присутствовали на Руси только в храмах. Поскольку русских икон тогда было еще немного (преобладали, как правило, иконы византийского происхождения), существовали ограничения на то, какое количество икон должно быть в той или иной церкви.
Все храмы украшались по определенному образцу, который заключался в особом порядке следования сюжетов, отражающем устройство мира: вверху — Господь Бог и Небесные Силы, ниже — история Церкви и, наконец, внизу — святые и праведники (см. иллюстрацию).
Подобная структура распределения религиозной живописи в храме сохранилась и в современных православных церквях, хотя ограниченность в средствах или несколько иное размещение икон могут порой делать ее менее очевидной.
Из Византии русские иконописцы позаимствовали и так называемые мерные иконы, которые писались в размер ребенка на момент его рождения и изображали святого покровителя, в честь которого во время таинства крещения священник нарекал младенца.
Византийское влияние на русскую иконопись прослеживается вплоть до XV в. и дает о себе знать как в живописной технике, так и в выборе сюжетов. Однако не может быть и речи о том, что русские мастера лишь копировали византийскую культуру.
Русская иконопись развивалась своими путями и в конечном итоге сформировала ряд новых смысловых сюжетов и форм. Иконопись никогда не была изолированным видом искусства, хотя и не изменилась на протяжении веков так значительно, как жанры западноевропейской живописи.
На ранней стадии русская иконопись испытывала влияние сирийского и коптского искусства, а в период XI-XII вв. в ней прослеживается влияние итальянских мастеров. Так возникли новые типы икон Божией Матери: например, разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является изображение Младенца Иисуса, касающегося ручкой лика Марии или обнимающего Ее за шею.
С XIII в. Спаситель стал изображаться на Кресте мертвым, то есть Его голова теперь не была поднята, а свешивалась на грудь как знак претерпеваемых Им страданий. В этом можно усмотреть влияние католического искусства. В католицизме, равно как и в теологии, в эти века было принято особенно подчеркивать Страсти Христа.
Три отрока в пещи огненной
III век. Роспись в катакомбах Присциллы, Рим
Римские катакомбы – это древние кладбища под землей, где христиане собирались для молитвы еще в те времена, когда открыто верить в Христа было опасно для жизни. Композиция Три отрока не зря выбрана для росписей стен в катакомбах. Этот сюжет был близким для христиан, которые подвергались гонениям за веру. Он иллюстрирует эпизод из книги пророка Даниила об эпохе вавилонского плена иудеев (Дан. 3:24-95). Царь Навуходоносор воздвиг золотого истукана, а трое еврейских юношей отказались ему поклониться. За это они были подвергнуты казни – брошены в огонь. Однако Господь послал Ангела для того, чтобы спасти отроков: и волосы на голове не опалены и одежды их не изменились (Дан. 3:94).
Видно, что катакомбный художник уверенно владеет своим ремеслом. Однако его не занимают детали, он не вырисовывает языки пламени и не показывает гамму эмоций на лицах. При минимуме художественных средств он передает самую суть происходящего. Эта незамысловатая, на первый взгляд, композиция важна потому, что уже здесь выражен путь, по которому пошло христианское искусство. Ясность, простота и избавление от всего отвлекающего, концентрация на главном – торжестве веры и милости Божией.
Сегодня старинная икона не менее актуальна, как в начале прошлого века.
Сегодня не только бережно собираются крупицы сохранившихся рукописных Образов, но и создаются, восстанавливаются иконописные центры, возрождаются художественные направления в Церковной живописи, так что можно смело констатировать тот факт, что икона не утрачена и продолжает жить в жилищах людей, в церквях, в музеях и частных собраниях.
Будущее иконы видится нам в радужном свете, ведь не оскудела земля русская настоящими мастерами, творцами, увлеченными талантливыми людьми, которые бережно восстанавливают технологии и приемы прошлых веков, стараясь дать новый импульс русской иконе. Современные иконы создаются по своим канонам, но во многом копируют древние образцы, так что через сто лет и эти образцы церковного искусства будут востребованы, их будут искать, коллекционировать и конечно, молиться перед ними, потому что икона для христианина это помощница, заступница и символ Вечной жизни. Так было два тысячелетия назад и так будет всегда!
Роль икон в православной культуре
В православной культуре иконы играют важную роль, поскольку считаются своеобразным окном в духовный мир. Через иконы верующие могут общаться с Богом и святыми, молиться и просить о помощи.
Иконы не просто являются произведениями искусства, но и служат для передачи духовного послания и учений Церкви. На иконах изображаются святые, события из Священного Писания и жизни Церкви, а также различные символы, которые помогают верующим глубже понимать свою веру.
Иконы являются связующим звеном между небом и землей, позволяя православным христианам чувствовать присутствие святых и Бога в своей жизни. Верующие обращаются к иконам с молитвами и просят заступничества Святых перед Господом, а также используют их для личного укрепления в духовной жизни.
Иконопись оказала огромное влияние на развитие православной культуры и искусства. Многие художники, архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства черпали свое вдохновение из икон и использовали их мотивы и образы в своих работах.
Архитектура православных храмов и монастырей также тесно связана с иконописью. Иконы часто размещаются на иконостасе – специальной перегородке, разделяющей алтарь от нави храма, а также на стенах и сводах храма. Это создает единое художественное пространство, наполненное духовным смыслом и красотой.
Икона как мемориальный предмет
Как музейный предмет мемориального значения в церковных экспозициях помещают иконы, происходящие из утраченных или закрывавшихся в XX веке храмов и монастырей. Например, среди экспонатов приходского музея Пантелеимоновской церкви города Ессентуки имеются иконы из другого местного храма, разрушенного в 30-е годы XX века
Экскурсоводы обращают внимание посетителей музея в первую очередь на то, что зримо связывает церковную историю города с современностью. Иконы рассматриваются в этом контексте не как самодостаточные художественные произведения, а именно как дореволюционное материальное наследие местной православной общины i Гаврилюк С
В Ессентуках открыли музей с иконами из разрушенного храма // Ессентукский информационный портал : , 6 апреля 2019. URL: http://essentukiportal.ru/content/novosti/obschestvo/v-essentukah-otkrili-muzey-s-ikonami-iz-razrushennogo-hrama~125694 (дата обращения: 12.04.21).
×
.
Музейная ценность произведений иконописи в церковных музеях зачастую определяется известностью того или иного образа и его почитанием в среде верующих. Так, на сайте Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии РПЦ («Древлехранилище») отмечается, что в экспозиции представлены «66 чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии икон» i Панкова М. Сокровища «Древлехранилища» // Благовестник. 2011. № 12. URL: http://www.blagovesti.ru/arhiv/arhiv/2011/n12.files/sokrov.htm (дата обращения: 17.09.2020).
×
. Презентуя эти иконы, представитель музея говорит о них в первую очередь как о святынях, т. е. предметах религиозного значения, обладающих особым сакральным статусом, древностью и происходящих из известных рязанских церквей и монастырей, и лишь затем характеризует их с искусствоведческой точки зрения.
Иконописное собрание, включающее авторские работы епископа Афанасия (Сахарова). Дом-музей свт. Афанасия (Сахарова), г. Петушки, Владимирская область, 2019. Фото: О.Г. Кирьянова
Казанская-Ярославская икона Божией Матери и оклад одного из списков XIX века. Музей Казанского женского монастыря Ярославля, 2019. Фото: О.Г. Кирьянова
В мемориальных церковных музеях иконы часто включаются в экспозиции как предметы религиозного обихода, принадлежащие конкретному историческому лицу, чаще всего прославленному в лике святых или особо почитаемому верующими. Например, в доме-музее священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, расположенном в городе Петушки Владимирской области, посетители знакомятся с сохранившейся обстановкой жилой комнаты епископа. В ее интерьере помещены принадлежавшие епископу Афанасию иконы, часть которых была написана им самим. В ходе экскурсии, проводимой энтузиастами из числа местных жителей — волонтеров, иконографические сюжеты и художественно-стилистические характеристики представленных в экспозиции работ не рассматриваются вовсе. Музейная ценность икон заключается именно в том, что перед ними молился и их создавал православный русский святой XX века. По аналогии, в витринах музея памяти архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова), расположенного в Казанском соборе Казанского женского монастыря города Ярославля, выставлены иконы, музейная ценность которых определяется тем, что перед ними «совершалась келейная молитва старца» i Казанский женский монастырь, г. Ярославль : . URL: https://xn——6kcac2agfkdheddf9aggft8bghiz8u2a.xn--p1ai/?page_id=12517 (дата обращения: 10.11.2020).
×
. В другой части монастырского музея помещен Казанский образ Божией Матери XIX века, интересующий экспозиционеров лишь потому, что это копия местной чудотворной иконы XVII столетия.
Варварский стиль украшений IV-V вв.
Варварское искусство V в. в некоторых своих чертах совпадало с общим характером нового церковного искусства. Пышность внутреннего оформления христианских храмов вполне соответствовала стремлению самих варварских дружин к богатству и яркости своих уборов. Уже Тацит в своей характеристике германских племен отмечал стремление варварской знати отличаться от других своей одеждой и украшениями. К III-IV вв. варварские дружины и родовая знать создают особый стиль украшений, который широко распространяется от берегов Черного моря до Скандинавии и Ирландии. Характерными чертами этого стиля являются: орнаменты из ленточных плетений с звериными головами и богатые полихромные инкрустации ценными камнями или цветными стеклянными сплавами. Характерными образцами украшений подобного рода являются застежки плаща — фибулы (рис. 6); так же украшаются оружие, сбруя коня, утварь и т. п. Стиль полихромных инкрустаций через варварские войска проникает и в господствующие классы Римской империи, а с V в. получает повсеместное распространение. Церковь также принимает его для предметов культового обихода (см. украшение креста на мозаике Санта Пуденциана).
Рис. 6. Золотая фибула с гранатами. Найдена в Нежине (Украинская ССР)
Легенда возникновения первой иконы
Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.
Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».
Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.
Теология и символика иконы
Иконопись не является просто художественным направлением, а служит для передачи духовных истин и учений Церкви. Каждый элемент иконы имеет свою теологическую основу и символическое значение, которое должно быть понятно верующим.
С точки зрения теологии, иконы являются видимыми образами невидимого мира, представляя святых и божественные события в форме, доступной для восприятия человека. Иконопись основана на библейском учении о воплощении Сына Божьего, Иисуса Христа, которое подчеркивает, что Бог стал человеком и, таким образом, мог быть изображен в виде человеческого образа.
Символика иконы тесно связана с ее теологическим содержанием. Цвета, формы и композиция иконы имеют определенные значения и служат для передачи духовного послания. Например, золотой фон на многих иконах символизирует небесное царство и божественное сияние, а красный цвет одежды Христа или Богоматери символизирует жертву и любовь.
Символический язык иконы также включает использование атрибутов, связанных с изображаемыми святыми или событиями. Эти атрибуты помогают верующим узнать и понять, кто или что изображено на иконе.
Например, апостол Петр часто изображается с ключами, символизируя его роль в основании Церкви, а архангел Михаил – с мечом и весами, отражая его функцию защитника и проводника душ.
Помимо символики отдельных элементов, композиция иконы также имеет глубокий духовный смысл. Иконы часто создаются с использованием инверсной перспективы, которая направлена не вглубь картины, а наружу, к зрителю. Это придает иконе особую глубину и духовную направленность, призывая верующего к молитвенному общению с изображенными на ней святыми и Богом. Инверсная перспектива также служит напоминанием о том, что царство Божие не ограничено земными законами пространства и времени, и иконы являются окном в этот духовный мир.
Иконы часто отображают события из Священного Писания, а также жития святых, что позволяет верующим лучше понять и проникнуться духовным содержанием этих историй
Композиция таких икон строится таким образом, чтобы акцентировать внимание на главных событиях и учениях, а также на духовных добродетелях и примере жизни святых
Важным аспектом теологии и символики иконы является ее функция как связующего звена между небом и землей. Верующие обращаются к иконам с молитвами и просят заступничества святых перед Господом. В этом контексте иконы не являются предметом поклонения, но служат молитвенным посредником, помогая православным христианам углубить свою связь с Богом и испытывать его благодать.
В целом, теология и символика иконы играют ключевую роль в понимании их духовной сути и значения для всех верующих людей. Иконопись является не только художественным искусством, но и видимым выражением невидимой духовной реальности, помогая верующим приобщаться к Богу и укреплять свою веру.
Высокий русский иконостас
Первоначально в православных храмах Византии алтарь перекрывался подвешенной на шесте тканью с вышитыми на ней золотом изображениями святых. Перекрывать алтарь следовало потому, что собственно алтарное пространство символизировало собой рай. В этом случае ткань с представлениями святых понималась как изображение ограды рая, сквозь окна которой глядят на прихожан святые, души которых принадлежат раю.
В конце XI — начале XII века перед алтарем стали ставить храмовую икону. Вскоре храмовую икону стали помещать на алтарной преграде рядом с царскими вратами (врата в центральную апсиду). Обычно византийская алтарная преграда-иконостас включала в себя три ряда или чина икон: а) деисус (изображение Иисуса Христа с двумя предстоящими), б) праздники, в) храмовые иконы. Сверху сплошной алтарной преграды-иконостаса размещался либо крест, либо икона «Распятие».
На Руси привился привозимый из Византии не сплошной, а составной иконостас-темплон. Это связано было с трудностями доставки, и первоначально его именовали «деисус».
В конце XIII — начале XIV века на Руси появилась полностью деревянная глухая алтарная преграда или стенка с «царскими» вратами в центре, располагавшаяся между алтарными столбами центральной апсиды, не доходя до верха алтарной арки.
В конце XIV — начале XV века на Руси появилась сплошная алтарная стенка от северной до южной стены. Образцом может служить фундамент алтарной стенки-иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Последовательно русский иконостас включил в себя все главные моменты стенной храмовой росписи. Пророки и праотцы были перенесены из купола в пророческий и праотеческий ярусы иконостаса. Сцены праздников православных были перенесены со сводов и стен в праздничный ярус иконостаса. Деисус из центральной апсиды был перенесен в деисусный ярус. Евангелисты с парусов были перенесены на царские врата.
Классический тип Высокого русского иконостаса представляет иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, созданный под руководством Феофана Грека в 1405 году.
Иконостас Благовещенского собора с его монументальными чиновыми иконами и обширным циклом «праздников» послужил исходной точкой для всего дальнейшего развития классической формы древнерусского иконостаса.
Мавзолей Теодориха
Замечательным памятником остготского владычества в Италии является мавзолей Теодориха в Равенне, построенный около 526 г. Это каменное, восьмигранное в нижнем этаже и круглое наверху здание, перекрытое куполом, выдолбленным из одного гигантского каменного монолита (рис.7). Конструкция стен здания, профиля и орнаменты говорят о сирийском влиянии, но способ перекрытия одной гигантской плитой встречается только в древней варварской архитектуре дольменов, своеобразным пережитком которой, надо полагать, и является этот купол.
Рис. 7. Мавзолей Теодориха в Равенне (около 526 г.)