Дочь или грузинская княжна?
Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Если сравнить «Незнакомку» с портретом Софьи Крамской («Девушка с кошкой»), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила В. Туркестанишвили — фаворитка царя Александра I. После того как она родила императору дочку, самодержец потерял интерес к фрейлине и ее ребенку. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Когда Крамской узнал трагическую судьбу фаворитки и увидел ее портрет, то был поражен красотой грузинской княжны и захотел передать образ гордой женщины в своей работе.
Все известные версии
Существует множество версий, кто же изображён на картине. Одни приписывали внешность «Незнакомки» Анне Карениной, которая была списана с дочери Пушкина Марии.
К слову, прообразы из различных художественных произведений подходили по описанию к этой величественной женщине на картине. Но, опять же, доказательств под собой никаких не имели.
В облике этой неизвестной находили общие черты с балериной Екатериной Числовой, которая была любовницей князя Николая Николаевича, другие утверждали, что дама на портрете схожа с балериной Анной Кузнецовой – содержанкой князя Константина Николаевича.
Были мнения, что неизвестная списана с крестьянки Матрёны Саввишны, с которой художник познакомился в Петербурге и открыто выражал восхищение её внешней красотой.
Ещё одна официальная версия: это портрет Екатерины Долгоруковой, который заказал сам император Александр II.
Доподлинно известно, Долгорукова изредка приезжала к Крамскому. Иногда он писал с других натурщиц, поэтому работал над портретом долго, а образ получился очень далёким от оригинала.
Именно к этой версии всё больше и возвращаются. Глядя на то, с каким пренебрежением героиня картины и демонстрацией нарушает правила света, можно сделать вывод, что она имеет уникальную поддержку самого государя.
Отношения княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой с Александром II длились на протяжении 14 лет. Свою связь они считали благословенной свыше, неким Божьим даром, осознать и принять который дано только им двоим.
Эти мысли они часто выражали в своих письмах друг другу: изучив их переписку, а всего имеется почти 3500 писем Александра и 1500 писем княжны, историки пришли к выводу, что они имели своё представление о любви и свои способы выражения этого чувства.
Пара действительно часто нарушала правила этикета: княжна любила часто гулять одна.
Ещё большее возмущение публики вызывали её поездки вместе с любовником. Кто знает, может художник и хотел изобразить спутника слева от «Неизвестной», и тогда, возможно, версий было бы значительно меньше…
Екатерина Михайловна Долгорукова (Юрьевская). Фото Википедия
Перемена декораций
Кто изображён на картине
Тайну личности «Неизвестной» Иван Крамской сохранил до конца: ни в каких записях он не оставил информации о том, кто эта женщина.
Существует несколько версий , кто же это:
Что портрет написан с Марии Ярошенко — жены художника Ярошенко;
Что портрет — это собирательный образ дамы 1880-х годов;
Что это грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая, якобы, была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны;
Что это — портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской.
И самая распространённая версия — что это Матрёна Саввишна Бестужева
, бывшая курская крестьянка, вышедшая замуж за Бестужева.
В частности, в Курской энциклопедии (составитель Гойзман Ш.Р., Курск, 2004-2016) указана такая информация:
5.
«Неизвестная», Иван Крамской (1883)
Вы заметили, что «проклятые» картины, принося несчастья другим, имеют особенность оставаться невредимыми? К таковым, например, относится и «Неизвестная» Ивана Крамского. В свое время Павел Третьяков не пожелал выставлять ее в своей галереи, о чем, наверное, впоследствии не жалел, учитывая странные истории, которые случились с владельцами полотна.
Первый хозяин шедевра вскоре расстался с женой. Но если это цветочки, то второй владелец и вовсе лишился дома при пожаре. Как вы уже догадались, уцелела лишь «Неизвестная». Третий «счастливчик» разорился. А сам художник лишился обоих сыновей спустя год после окончания работы над картиной.
Полотно так и переходило из рук в руки, принося несчастья всем, кто рискнул приобрести его. «Успокоилось» оно только после того, как ему в 1925 году все же нашли место в Третьяковской галереи.
Дочь или грузинская княжна?
Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Если сравнить «Незнакомку» с портретом Софьи Крамской («Девушка с кошкой»), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила В. Туркестанишвили — фаворитка царя Александра I. После того как она родила императору дочку, самодержец потерял интерес к фрейлине и ее ребенку. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Когда Крамской узнал трагическую судьбу фаворитки и увидел ее портрет, то был поражен красотой грузинской княжны и захотел передать образ гордой женщины в своей работе.
1.
«Руки сопротивляются ему», Билл Стоунэм (1972)
Один вид этой картины уже вызывает непонятные ощущения и, по мнению многих людей, чувство страха: странные дети, больше похожие на кукол с каменными лицами, страшные руки, то ли желающие унести с собой ребят, то ли пытающиеся выбраться из тьмы, окно, назначение которого вообще непонятно. Хотя сам художник утверждал, что не хотел никого пугать, а срисовал мальчика и девочку с детской фотографии, где изображены он сам и его сестренка. Окно всего лишь является дверью в мир снов, а кукла служит проводником в него.
Ладно бы люди испытывали только ужас при виде картины. Но несчастья, которые начали происходить со всеми теми, кто так или иначе имел дело с творением Стоунэма, позволили приобрести шедевру сомнительный статус «проклятого». Первой жертвой «Рук…» стал некий искусствовед, который первым увидел работу художника и сразу после этого внезапно скончался. Не стало и певца Джона Марли, который приобрел картину – он умер во время операции.
Вполне возможно, что полотно могло бы остановить серию несчастий, которую приносило, ведь кто-то выкинул его в свалку. Однако шедевр нашел один из местных жителей и решил повесить в комнате своей маленькой дочери. В ту же ночь девочка в слезах прибежала к отцу, утверждая, что дети на картине дерутся. Впрочем, мужчина сначала не воспринял эти слова всерьез, а призадумался лишь после того, как ребенок сообщил, что странные персонажи стоят уже за дверью. Напуганный отец выставил картину на аукцион.
Новый хозяин оставил «Руки сопротивляются ему» в собственной галерее, однако тут же получил жалобы от посетителей, которые утверждали, что странные дети внушают им страх, преследуют их и стали причиной появления панических атак.
В 2000 году картину выставили на eBay, и новым ее владельцем стал некий Ким Смит. По его словам, «неуемным детям» иногда бывает тесно в рамке, и они могут позволить себе прогуляться по дому.
Литературный персонаж?
Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках
Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: «В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной»
Картина «Незнакомка» появилась после опубликования романа «Анна Каренина» Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения «Идиот» Достоевского.
Почему картина Крамского «Неизвестная» приносит несчастья и что будет, если повесить ее дома
«Неизвестная» – самая знаменитая картина русского художника Ивана Крамского, мастера жанровой живописи XIX века. Часто ее ошибочно именуют «Незнакомкой», но даже те, кто не знает названия картины, вздрагивают, увидев ее. Считается, что этот портрет немного высокомерной молодой женщины приносит несчастье. Причем проклятие настолько сильно, что удачу отпугивает не только оригинал, но и репродукция.
Теги:
живопись
Загадки истории
Русские художники
Одежда
Еда
До сих пор нет данных, что за женщина позировала художнику для портрета. Да и существовала ли она в реальности или явилась Крамскому как наваждение?
Художник сделал всё, чтобы окружить портрет, завершенный в 1883 году, плотной завесой тайны.
Мы видим молодую женщину, во внешности которой есть что-то восточное. Место действия можно определить достоверно — «Неизвестная» позирует, сидя в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге близ Аничкова моста. Весь ее наряд — последний писк моды 80-х годов XIX века. Одежда и аксессуары очень дорогие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако это как раз не означает, что дама из высшего света, наоборот, скорее выдает в ней содержанку или родственницу очень богатого человека неаристократического положения. В те времена настолько фанатичное следование моде считалось в русском элитном обществе моветоном.
Предположительно шаткое положение женщины подчеркивают ее поза и взгляд. Она держится горделиво и даже царственно, но напряжена и грустна.
Именно из-за этого сложного взгляда и общей атмосферы мистики и таинственности «Неизвестную» Крамского стали называть проклятой русской Джокондой.
Версий о личности «Неизвестной» не счесть.
И дело даже не в том, кто эта женщина. Главное — какая жуткая слава за ней тянется. Предание о «Неизвестной» гласит, что всему виной неудовлетворенное желание.
Крамской писал работу с уверенностью, что она украсит Третьяковскую галерею в Москве. Однако, несмотря на то, что талантливый живописец был приближен ко двору, меценат Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, по каким-то своим резонам отказался ее покупать.
А тебя пугает эта картина?
«Неизвестная» оказалась в частной коллекции и незамедлительно принесла несчастье новому владельцу: «одурманенная» полотном его жена сбежала с любовником.
Сам художник, к слову, тоже погиб таинственно и внезапно: он просто свалился замертво в процессе работы над портретом доктора Карла Раухфуса всего через 5 лет после окончания работы над своей «Джокондой».
Колдовское разрушительное шествие «Неизвестной» продолжалось вплоть до 1925 года — именно тогда, после заграничных скитаний, полотно вернулось в Россию и наконец-то заняло место в Третьяковке. Специалисты по эзотерике утверждают, что с тех пор «проклятая Джоконда» успокоилась. Однако суеверные люди по-прежнему избегают зала, где она выставляется, и никогда не украшают свое жилище репродукциями «Неизвестной».
Фото: Wikipedia
Предполагаемые прототипы
Версий о том, кто именно стал прообразом «Неизвестной», до сих пор существует довольно много, и ни одна из них не может претендовать на бесспорную истинность. Согласно самой популярной версии, образ загадочной дамы в коляске был навеян художнику трагическим поворотом судьбы второй морганатической супруги Александра II, светлейшей княгини Юрьевской, известной так же как Екатерина Михайловна Долгорукова. Оставаясь фавориткой императора при живой супруге более 15 лет, Екатерина Долгорукова, подобно «Неизвестной», не стеснялась бросать вызов светскому Петербургу, так же разъезжая в открытой коляске в одиночестве, а иногда – непростительная дерзость! – вместе со своим царственным возлюбленным.
Любовь императора к Долгоруковой была столь сильна, что, овдовев, он немедля вступил со своей давней избранницей в законный брак вопреки порядкам императорского дома и даже лелеял мечту когда-нибудь отречься от престола, чтобы познать с ней радости простой семейной жизни. Однако внезапная трагическая гибель императора 1 марта 1881 года резко обрывает, казалось, только-только начавшееся, наконец узаконенное после стольких лет ожидания семейное счастье, и новый император Александр III, питавший к фаворитке отца понятную ненависть, вынуждает ее покинуть двор и уехать вместе с детьми за границу.
Возможно, столь резкий поворот судьбы княгини подтолкнул Крамского к созданию в 1882 году его «Неизвестной» – свободной, смелой женщины, располагающей большими деньгами и положением, но чуждой великосветских предрассудков. Тогда понятен и образ Аничкова дворца на Невском проспекте, который фоном изображен на знаменитом портрете. Быть может, прекрасная незнакомка не проезжает мимо дворца в коляске, а навсегда покидает его?..
Впрочем, далеко не все искусствоведы готовы согласиться с этой версией, ссылаясь на отсутствие портретного сходства и добрые отношения Ивана Крамского с императорской семьей Александра III, с учетом которых живописец едва ли стал бы изображать опальную фаворитку погибшего императора. В то же время автор книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорь Оболенский высказал предположение, что прототипом «Неизвестной» стала фаворитка другого императора – Александра І.
Фрейлина императрицы Марии Федоровны княжна Варвара Туркестанишвили, утратив расположение монарха после рождения ею дочери, не перенесла удара и свела счеты с жизнью. Увидев как-то камею с портретом княжны, художник так вдохновился восточной красавицей, столь трагически окончившей свои дни, что запечатлел ее образ в своей лучшей работе, полагает исследователь.
Еще одна весьма спорная версия гласит, что «Неизвестная» была вдохновлена образом некой знакомой художника, крестьянки Матрены Саввичны, которая якобы стала законной супругой одного из представителей графского рода Бестужевых. Однако история о чудесном замужестве – скорее одна из городских легенд, а образ томной красавицы на портрете Ивана Крамского едва ли напоминает крестьянку. Скорее уж черты простой натурщицы читаются в эскизе из пражской частной коллекции, нежели в конечной версии знаменитой картины.
Наконец, согласно последней из популярных версий, русский живописец мог изобразить в роли «Неизвестной» собственную дочь Софью Крамскую, так же, как и отец, отличавшуюся незаурядным художественным талантом. Сравнивая знаменитый портрет «Неизвестной» с портретом «Девушки с кошкой», на котором Крамской изобразил юную Софью, искусствоведы находят в чертах двух женщин очевидное сходство.
Тем не менее заведующая Третьяковской галереи Татьяна Юденкова в одном из интервью категорически отметает правдоподобность данной версии, утверждая, что живописец никогда не стал бы изображать собственную дочь в столь щекотливом амплуа. По ее словам, Софья действительно позировала отцу в коляске во время работы над «Неизвестной», но лишь затем, чтобы он мог правильно зафиксировать позу на картине. Сравнивая «Неизвестную» с провокационными образами Анны Карениной Льва Толстого или Настасьи Филипповны Федора Достоевского, искусствовед утверждает, что красавица на портрете Крамского – это лишь собирательный образ эпохи, когда жил и творил выдающийся художник.
Дочь художника
Сочинение: Иван Николаевич Крамской
КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
1837-1887
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор “передвижников”.
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н.Добролюбова.
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу.
Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, “ и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род”. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской — портретист во многом обязан П.М.
Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность.
Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в 1880-е годы — И.Е.Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего писателей.
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского “Христос в пустыне”, которая вызвала долго не утихав- шую полемику. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе В.М.
Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать — “пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу”. Эти слова невозможно понимать прямолинейно.
Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.
Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.
В трех главных картинах Крамского 1880-х годов — «Лунная ночь”, “Неизвестная” и “Неутешное горе” — выражение общечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов.
Неясность сюжета “Неизвестной” (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. “Неизвестная” как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его недостижимость.
“Неутешное горе”(1884) — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей. Крамской пишет “тишину высказывания” материнского горя. Картина “Неутешное горе” — о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить.
Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему “успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.
Сочинение по картине Крамского «Неизвестная»
Неизвестно или не известно
Казалось бы, знакомое всем слово «неизвестно», а вот как правильно пишется это слово — слитно или раздельно. Как пишется слово неизвестно слитно или раздельно зависит от контекста. Существует два типа написания слова неизвестно, и оба варианта считаются верными, а вот корректное правописание зависит от употребления данного слова в том или ином контексте. Никогда не нужно торопиться при письме, стараясь, как можно быстрее написать слово. Выбирая скорость, можно наделать много ошибок. Неизвестно или не известно, как пишется правильно? При сомнении в правописании, необходимо прежде всего обратиться к правилам:
- выяснить к какой части речи относится слово,
- каким членом предложения выступает,
- какую смысловую нагрузку несет в предложении.
Только предприняв все эти шаги можно смело писать слово неизвестно и быть уверенным в его правописании.
Часть речи
Итак, чтобы понять, как пишется неизвестно, определим к какой части речи относится слово. Неизвестно является наречием, которое образовано от прилагательного неизвестный. По правилам русского языка все прилагательные подразделяются на полные или атрибутивные, определяющие признаки предметов, характеристики, свойства. И краткие прилагательные или предикативные. Атрибутивные прилагательные в предложениях являются определениями, предикативные выполняют функцию именных сказуемых.
- Неизвестный – атрибутивное прилагательное.
- Неизвестные факты о войне: более 50 тысяч офицеров во время ВОВ были представительницами прекрасной половины.
- Могила неизвестного солдата расположена за этим холмом.
- Неизвестные случаи растраты имущества стали достоянием общественности.
- Неизвестен – предикативное прилагательное.
- Был ли он в ту ночь свидетелем ужасного нападения – это факт по сей день неизвестен.
- Мой прадед пропал во время войны. Его судьба неизвестна до сих пор.
- Операция прошла, но пока ничего неизвестно.
Очень часто краткую форму прилагательного путают с наречиями предикативами. Наречия предикативы имеют суффикс –о. Отличие предикативных наречий от прилагательных в том, что они выступают в роли сказуемых в безличном предложении, прилагательные же в свою очередь являются сказуемыми, когда в предложении есть два главных члена, тем самым дополняя и поясняя существительное.
Слитное написание слова неизвестно
Наречие неизвестно пишется вместе в том случае, когда в предложении отсутствует отрицание и нет противопоставлений, для подтверждения утвердительного направления контекста. Также неизвестно пишется слитно, если употребляется в качестве краткой формы прилагательного. Также наречие неизвестно следует писать слитно тогда, когда его можно заменить синонимами. Например, неизвестно – незнакомо, тайно, неведомо, анонимно, тайно, инкогнито.
- Неизвестно, каким способом ей это удалось. (покрыто тайной)
- Как произошел этот вопиющий случай, никому неизвестно. (неведомо)
- Почему произошло обрушение, причина неизвестна.
- Пока неизвестно, почему водитель свернул именно на этом перекрестке.
- Его местонахождение неизвестно, это пугает и страшит меня.
Раздельное написание слова не известно
Наречие неизвестно пишется раздельно, при следующих условиях:
- В предложении использовано противопоставление с частицей а.
- При использовании слов ничего, никем, никому, никак, которые усиливают отрицательное значение слова.
- Если в предложении используются слова вовсе, отнюдь, далеко. При условии, что они стоят перед словом и усиливают его лексическое значение.
Примеры:
- Куда он спрятал этот ключ, никому не известно.
- Все сотрудники тщательно готовились к встрече, однако, как она пройдет, вовсе не известно.
- Вовсе не известно, какая сумма станет стартовой на этих торгах.
Картина «Неизвестная»
Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне. Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте. Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.
История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.
Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.
Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.
Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:
- обладает плохой мистической славой;
- долгое время находилась в частных коллекциях;
- временные владельцы обзавелись проблемами личного характера после приобретения (бросила жена, сгорел дом, банкротство, смерть);
- автор пострадал от полотна(после завершения работы таинственным образом скончались 2 сына художника);
- до 1925 полотно находилось заграницей (приватные коллекции).
Где находится картина «Неизвестная»
Картина «Неизвестная» Ивана Крамского входит в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в отделении по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 20.
Из русских художников наиболее мистическим считается Илья Репин. Одна картина «Иван Грозный и сын его Иван» чего стоит, не говоря уже о знаменитых портретах, после написания которых, почти все люди, позировавшие великому художнику, вскоре умирали.
Однако сам Илья Репин считал свои первым учителем не менее известного и талантливого русского художника Ивана Крамского, картины которого, особенно «Русалки», тоже, мягко говоря, не лишены мистицизма.
Художник-передвижник Иван Крамской был просто очарован творчеством Николая Гоголя, особенно поразила его повесть «Майская ночь, или Утопленница». Конечно, такое произведение просто не могло не привлекать художников, и многие из них иллюстрировали это произведение, стремясь передать в картинках тот удивительный и таинственный украинский быт, который описал в своей книге величайший русский писатель-мистик.
Однако художник Крамской в своей картине «Русалки» решил посоревноваться с Гоголем в передаче фантастической красоты и таинственности лунной ночи, когда на берег загадочного пруда выходят подводные красавицы. Однако ему долгое время никак не удавалось поймать эту завораживающую, почти мистическую притягательность гоголевской майской ночи. Художник много раз перечитывает произведение, стараясь всем сердцем окунуться в ту атмосферу, однако постоянно сетует, насколько трудная эта штука – таинственный лунный свет. Позднее он напишет в своих дневниках, что чуть не сломал себе шею на этой картине, однако луну все-таки «поймал» — и вышло, в конечном счете, действительно фантастическое полотно.
Картина «Русалки» Крамского оказалась не только фантастически притягательной, но еще и мистически загадочной. Критики оценили ее высоко, однако вскоре даже самые восторженные из них умолкли. Дело в том, что на первой выставке передвижников эту картину повесили рядом с саврасовским пейзажем «Грачи прилетели». Ночью пейзаж грохнулся на пол. Кто-то тогда даже пошутил, что русалки не одобрили такое соседство. Но вскоре и шутки пропали. Картина «Русалки» вызывала какой-то мистический холодок и ужас у посетителей выставки.
После выставки обе картины, то есть и «Грачей» и «Русалок», приобрел для своей галереи Павел Третьяков. И тут он столкнулся с тем, что для картины Крамского трудно подобрать место. Сначала ее повесили в залу, но оттуда, по словам прислуги, по ночам стало веять сыростью и прохладой, да еще и пение слышалось. Уборщицы отказывались заходить по этой причине в комнату, боялись.
Сам Третьяков не страдал мистицизмом, почему вначале не придал этому большого значения. Однако уже вскоре стал замечать, что стоит ему побыть в этой комнате, рядом с «Русалками» Крамского, как из него будто выкачивали все жизненные силы, он чувствовал усталость, вялость, сонливость. Кроме того, на картину стали жаловаться и посетители галереи, говоря, что на «Русалок» нельзя долго смотреть без какого-то внутреннего содрогания, а чувствительные барышни — те и вовсе падали от этой картины в обморок.
И хотя доказательства взаимосвязи таких обмороков с картиной не имелось, Третьяков по совету своей старой няни перевесил «Русалок» в дальний угол, где на нее не падал солнечный свет. С тех пор посетители перестали жаловаться на картину, а сама она (или ее русалки, страдающие от солнечного света) успокоилась и не причиняла больше никому никаких беспокойств.
Как пишется «неизвестно» или «не известно»
Перед тем, как определить точное правописание слова «неизвестно», нужно определить часть речи и понять, в какой речевой ситуации находится пишущий или говорящий человек.
Определяем часть речи
Для начала необходимо определить принадлежность к какой-либо части речи слова «неизвестно». В этом деле поможет словообразование.
Например, от слова «неизвестный» формируем слово «известный». Получается, что «не» в данном случае служит приставкой.
Также нельзя забывать о родовой принадлежности слова, ведь рассматриваемое прилагательное может иметь короткие формы:
-
«Количество неизвестно»;
-
«Аномалия неизвестна»;
-
«Результат неизвестен».
Также нужно обратить внимание на те предложения, в которых акцентируется внимание на состоянии, а не на личности говорящего.
Например: «Еще неизвестно, какими будут результаты экзаменов».
Слитное написание «неизвестно»
Частица «не» будет писаться вместе с прилагательным, если в предложении присутствует утверждение. Даже в том случае, если оно является краткой формой.
Например:
-
«Пока что неизвестно, какое место он займет в конкурсе».
-
«Имя человека, пожертвовавшего огромную сумму денег на восстановление собора, осталось неизвестным».
-
«Ученикам неизвестно, какие оценки за контрольную работу поставил учитель».
Независимо от количества наречий в предложении, данное слово будет писаться слитно:
«Причина данного явления абсолютно неизвестна».
Раздельное написание «не известно»
В случае раздельного написания частицы «не» с прилагательным, в предложении наоборот должно присутствовать отрицание.
Но нужно учитывать то, что это правило применимо при особых условиях. Например, если такие наречия, как «отнюдь», «вовсе» или «далеко» служат основным отрицанием:
-
«Вовсе не известно, служат ли данные гипотезы прямыми доказательствами этому научному исследованию».
-
«Отнюдь не известно, что повлияло на столь радикальные высказывания автора».
-
«Предложенные доказательства отнюдь не подкрепляют имеющиеся факты».
Наречия и отрицательные местоимения, которые усиливают факт отрицания в предложении, также являются подсказками раздельного написания рассматриваемого слова:
-
«Практически не известно, что он предпримет в следующую секунду».
-
«Никому точно не известно, кто первым обнаружил эти артефакты».
-
«Никому точно не известно окончательное решение по поводу выбора президента».
Такие слова, как «никогда», «никому», «нисколько» являются словами-маркерами и подсказывают, что слово «неизвестно» пишется в этом случае раздельно.