10 странных запретов для пионеров в ссср: под страхом исключения

Пионеры за руку не здороваются: откуда в ссср взялось такое правило - новини українці

Законы пионеров

Пионер – юный строитель коммунизма – трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.Пионер – активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.Пионер – надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное – это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом,  помогать в учёбе.

Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички – ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.

Основные цели и требования членства

Основные цели и обязанности пионеров и требования к членству были определены Положением о пионерской организации Советского Союза; Торжественным обещанием (данным каждым пионером, вступающим в организацию); Правилами пионеров; и девизом юного пионера, всегда готов! (всегда готов!, «Всегда готов!»). Их было две основных доработки: в 1967 и 1986 годах.

Иллюстрация набора пионерки

Хотя членство теоретически было необязательным, почти все дети в Советском Союзе принадлежали к организации; это было естественной частью взросления. Тем не менее, присоединение не было автоматическим. В 3-м классе школы детям разрешалось вступать в Пионерскую организацию, что делалось партиями, в виде торжественной церемонии, часто в Дворец пионеров. Только лучшие студенты были допущены к первой группе, чуть менее продвинутые и хорошо воспитанные были допущены во вторую группу, несколько недель спустя. Учащимся с наиболее плохим поведением или с низкой успеваемостью давали время, чтобы «наверстать упущенное», и им разрешали присоединиться только к 4-му классу, через год после первой группы их одноклассников. Не допускать вообще было странно, а нежелание присоединиться считалось подозрительным.

В соответствии с советской доктриной государственный атеизм в «Справочнике пионерского вождя» говорилось, что «каждый пионер устраивал дома атеистический уголок с антирелигиозными картинками, стихами и поговорками», в отличие от традиционных русских христианских углы значков. Юные пионеры, «как представители атеизма и политических перемен, столкнулись с массовым сопротивлением в сельской местности». Точно так же некоторые студенты отказались присоединиться к организации из-за ее продвижения Марксистско-ленинский атеизм.

Кто такие тимуровцы

В школах времён наших бабушек и дедушек все ребята были Тимуровцами. Тимуровец – это пионер, который помогает людям. Он может помочь бабушке перейти дорогу, донести до дома тяжёлую сумку, помогает одиноким по хозяйству дома, тем, кто плохо ходит, сбегать в магазин за продуктами

Или одиноким старикам уделить внимание – просто прийти и поговорить. Ребята искали в городе пожилых и одиноких людей, которые становились тимуровскими объектами

На дверях домов, где жили люди, нуждавшиеся в помощи, прикреплялась красная звезда. Это обозначало, что за хозяином этого дома ухаживают тимуровцы. Люди, которым помогали Тимуровцы, были очень благодарны за помощь и часто в школу приходили письма, в которых бабушки или дедушки просили вручить Тимуровцам на общешкольной линейке почетную грамоту. 

Как отмечали новый год

Все ребята ждали Новогодний утренник в школе. Родители готовили новогодние костюмы: кто-то был белочкой, кто-то зайчиком, кто-то солдатом. В конце декабря в школьном спортзале возле красивейшей новогодней елки собирались ребятишки в маскарадных костюмах и ждали появления Деда Мороза со Снегурочкой. Это был настоящий праздник, кто танцевал, кто рассказывал стихи, кто пел песенку перед Дедом Морозом и обязательно получали от него подарок. Подарки получали все дети без исключения. Они были упакованы в синюю цветную бумагу, украшенную рисунками с изображением героев мультфильмов, сказок. Конфеты всякие разные: батончики, ириски, «Мишка на Севере», «Курортные», «Ананас», шоколадки… И, конечно же, мандаринка. Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят запах этого подарка. Если сейчас бабушка берёт в руки мандаринку, она сразу же думает о Новом годе. Вот спросите у неё.

Как отдыхали в пионерском лагере

Закончился учебный год, в табелях выставлены оценки – наступило лето. Все дети разъезжаются по пионерским лагерям. Пионерский лагерь – это было настоящее счастье. Некоторые ребята так любили пионерский лагерь, что ездили туда на всё лето. Рисовали стенгазеты, устраивали праздник Нептуна и дни именинника, проводили соревнования, устраивали спектакли. Всё, чему ребята научились в школе, в спортивных секциях и кружках, они могли применить в лагере в различных конкурсах художественной самодеятельности и соревнованиях.

По лагерю передвигались в составе пионерского отряда и обязательно под какую-нибудь речёвку. Когда, например, шли в поход, то все вместе хором распевали:

Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Сильные, смелые.
Ловкие, умелые.
Ты шагай – не отставай,
Громко песню запевай.

Когда шли в столовую:

Раз, два, – мы не ели!
Три, четыре, – есть хотим!
Открывайте шире двери,
А то повара съедим!

В лагере часто проводились пионерские костры, возле которых ребята пели песни, рассказывали интересные случаи из своей жизни

Интересно было послушать разговор «Расскажи мне обо мне», когда все ребята начинали по очереди рассказывать одному из своих товарищей о его положительных качествах и на что в характере следует обратить внимание, какие его действия могут обидеть людей, а какими можно наоборот гордиться. Это помогало ребятам узнать о самих себе правду и в будущем задумываться о своих поступках

За три недели проведённые в лагере, ребята успевали так подружиться, что расставаясь плакали. И обещали через год снова встретиться в этом же лагере. На прощание друг другу писали пожелания на пионерских галстуках.

Вот, примерно так жили наши бабушки и дедушки, когда им было по 7–12 лет. Может я, что-то упустил?

От красной косынки к треугольному галстуку

Пионерский галстук изначально представлял собой завязанную на шее сложенную по диагонали красную четырехугольную косынку и складывался пополам по диагонали. Лишь позднее его сделали «одинарным и треугольным по форме»6. «Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе со взрослыми вышли и ребята. В руках рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки, чтобы все видели: идут будущие строители нового мира!»7

В 1920-е гг. красная косынка «являлась символом пролетарской сознательности»8. Из рассказа 76-летнего директора музея из Краснодарского края Николая Новака о матери народной артистки СССР Нонны Мордюковой: «Ее мать Ирина была краснокосынщицей, она приехала сюда в 1924 году. В ту пору ей было 20 лет. Создавала здесь женсоветы»9. Пионерки, следуя примеру старших единомышленниц, тоже могли повязывать голову красными косынками. Например, такая героиня изображена на картине Николая Чернышева «Пионерки 20-х годов». На картине две девочки в красных галстуках. У одной на голове красная косынка — символ «борьбы и преемственности поколений», отличительный знак передовых, как тогда считалось, работниц10.


Пионеры 1920-х годов.

«Под салютом всех вождей!»

У пионеров существовал известный многим характерный жест — пионерский салют. Именно вскидывая руку в салюте, они на призыв «Будьте готовы!» отвечали: «Всегда готовы!». Краевед Таисия Такунцева вспоминает о начале 1930-х гг. в Шадринске (тогда еще Челябинской области): «Пионеры, встречаясь на улице с вожатым и друг с другом, всегда отдавали салют»25.

Когда пионер давал слово или подтверждал правдивость своих слов, он использовал выражение: «Честное пионерское!». Для усиления эффекта правдивости пионеры сопровождали обещание салютом. У писателя Владимира Фридкина читаем о Москве конца 1930-х гг.: «В школе… все мы были просто Вовы, Юры, Кирюши, носили красные галстуки и обещания давали «под салютом всех вождей»…»26


Пионерский отряд марширует под звуки горна. 1930-е гг.

Но салют мог усиливать достоверность сказанного лишь при непосредственном наличии у салютующего галстука. Вот пример из повести о конце 1940-х гг.:

«- Он сын начальника строительства? — удивился Витаха. — Ты серьезно?

— Честное пионерское, не вру! — Майка хотела дать это слово под салютом, но задержала руку: она была без галстука»27.

Бытовало убеждение, что сообщение ложной информации после произнесения фразы «честное пионерское» не является клятвопреступлением, если артикуляция «честного пионерского» не сопровождалась салютом. В повести литературоведа Владимира Лакшина о 1942-1944 гг. читаем: «- Ты честное пионерское продал, — сорвался неожиданно Ганшин.

— Я не продал. Я же сказал «честное пионерское», но не под салютом. А действует только под салютом. Ты что, не знаешь, маленький, что ли?»28.

По-видимому, известной заменой «честному пионерскому» было «честное ленинское» (вспомним, что пионерская организация носила имя Ленина). Видный большевик Е.М. Ярославский в 1929 г. писал: » Честное ленинское слово … проникает через пионерский отряд в сознание маленьких октябрят, в сознание неорганизованных детей…»29

Будучи заменой «честному пионерскому», «честное ленинское» для усиления достоверности сообщаемого могло даваться под салютом. Вот разговор двух мальчиков в Ленинграде в 1942 г.: «- Не сердись, Андрейка, я не имел права рассказывать. Хочешь, честное ленинское под салютом дам, что Василий Спиридоныч запретил»30.

Распространяясь в детской среде, «честное ленинское» превращалось в «честное ленинское-сталинское», «честное ленинское всех вождей!»31 и даже «честное ленинское-сталинское, всех вождей».

Читаем воспоминания литературоведа и переводчика Юлианы Яхниной о Москве в 1933-1934 гг.: «А самой страшной клятвой у нас было честное ленинское всех вождей под салютом «32. В рассказе о Ленинграде 1935-1938 гг. встречаем: «Думаешь, вру? Вот честное слово… Вот не веришь? Честно-Ленинское-Сталинское-Всех-Вождевское!»33 И в автобиографической книге писательницы Галины Горбуновой, повествующей о периоде 1942-1944 гг., встречаем столь же причудливое и чуждое уху второй половины ХХ — начала XXI века: «Честное ленинское, честное сталинское, честное всех вождей, я не буду тебя дразнить!»34

Мы рассказали о некоторых ритуально-символических аспектах первых десятилетий советской пионерии. Рискнем предположить, что, хотя номинально и формально-юридически пионеры 1920-1940-х и пионеры 1960-1980-х гг. состояли в одной и той же организации, в символико-поведенческом плане их допустимо рассматривать как значительно различающиеся субкультуры.

В 1960-1970-х школьная форма включала пионерскую, а пионерский отряд совпадал по составу со школьным классом; вот почему понятия «пионер» и «школьник» (4-6-х классов) были практически синонимами. Фото: ТАСС

«Пионеры не курят и не пьют»

Советские пионеры в обязательном порядке соблюдали и другие «гигиенические правила». В 1923 году бюро ЦК РКСМ приняло перечень «обычаев», которым должны были следовать все школьники. Начинать утро предписывалось с мытья рук, шеи, ушей, чистки зубов и обтирания тела. Затем мальчики и девочки должны были заниматься гимнастикой. Пионеру следовало охранять здоровье других, т. е. следить за чистотой, не сорить и не плевать на пол. Также запрещалось держать руки в карманах (почему это вредная привычка, не разъяснялось). Пионерам неоднократно повторяли очевидные вещи: нужно: мыть руки перед едой, не есть грязь из-под ногтей и закрывать рот рукой при кашле.

В целом членам детской организации полагалось быть «здоровыми» и «выносливыми». Так что в случае болезни пионеры могли сильно переживать — не нарушают ли они «заветов Ильича»? По статистике, 60% детей в середине 1920-х страдали от малокровия, а 70% перенесли скарлатину, корь и другие инфекции. Кроме того, во времена НЭПа многие дети, рано начинали копировать взрослых, поэтому им в открытую говорили об опасности вредных привычек.

«Пионеры не курят и не пьют (вино и табак — яд)», — гласил девятый пункт перечня пионерских правил.

Награды

Пионеры, отличившиеся в учебе, работе, спорте или общественной деятельности, избирались в органы самоуправления, направлялись делегатами на слеты пионеров (в том числе всесоюзные). Наиболее заметные были отмечены в Книге почета организации. В течение Вторая Мировая Война, многие пионеры воевали против нацистов в партизан отрядов и / или партийных подпольных формирований, существовавших возле их домов на территориях, занятых нацистская Германия и их союзники, в то время как пионеры в районах, удаленных от линий противника, помогали в усилиях на тылу. Около 30 000 из них были награждены различными орденами и медалями; четверо пионеров стали Герои Советского Союза. Одним из самых известных пионерских лагерей был Всесоюзный »Артек «Расположен в Крыму, Россия, открыт в 1930-х годах. Лагерь располагался на вершине горы« А-ю-дах », что означает« Медвежья гора ». Только лучшие ученики были отобраны для посещения в зависимости от их оценок и Приветствовали и молодых коммунистов из других стран.

Октябрята и пионеры

В первом классе, в октябре, всех первоклашек, принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрятский значок в виде красной звездочки с изображение юного Ленина, основателя Советского Союза. Октябрята жили по правилам, которые должен был знать и соблюдать каждый октябрёнок:

Октябрята – будущие пионеры.
Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Стать октябрёнком было почётно, а октябрятская звёздочка являлась предметом гордости каждого первоклашки.

В третьем классе лучших октябрят принимали в пионеры. Пионер – значит первый. В ноябре от каждого класса выбирали по пять кандидатов (это были лучшие ребята в классе), и на общешкольной линейке, под знамя школы, под барабанную дробь, старшие пионеры принимали новых членов в ряды пионерской организации. Юные пионеры перед всей школой произносили слова пионерской клятвы. После чего им повязывали пионерский галстук красного цвета. Красный галстук был одного цвета с государственным флагом Советского Союза, цвета крови, пролитой нашими предками за свободу и независимость Родины. У пионеров были свои законы, которые каждый должен был соблюдать. Из пионеров могли и с позором исключить, например, за подлость, за неуважение к старшим, за разгильдяйство, за плохую учёбу. Но таких случаев было очень мало, потому что все ученики очень дорожили званием ПИОНЕР. Остальных ребят принимали в пионеры 22 апреля в День рождения В.И. Ленина и 19 мая – в День пионерии.   

«Товарищ Рыков, я за руку не здороваюсь!»

В 1926 году журнал «Советское фото» опубликовал снимок, на котором председатель Совнаркома Алексей Рыков протягивает руку мальчику в пионерском галстуке. Тот улыбается, но отказывается принять рукопожатие.

«А.И. Рыков здоровается с пионером, но тот твердо знает свой устав и руки не подает», — гласила подпись под данным кадром.

В то время пионеры приветствовали друг друга и взрослых только пионерским салютом. Такая мера была введена на фоне борьбы с рукопожатиями, которая проводилась партией в начале 1920-х.

В стране бушевали эпидемии тифа и холеры, и отказ от рукопожатий должен был снизить количество заболевших детей и взрослых.

«Если ты красной гигиене друг — руки прочь от пожатия рук!», — пародировал советскую пропаганду сатирик Виктор Ардов в рассказе 1926 года «Лозунгофикация». Владимир Маяковский же на полном серьезе провозглашал: «Долой рукопожатия! Без рукопожатий встречайте друг друга и провожайте!».

По мнению ряда исследователей, столь активное навязывание правил гигиены объясняется не только заботой власти о здоровье населения.

«Процесс утверждения советской системы и ее исключительная нетерпимость к чуждым элементам предоставили фактически безграничные возможности для сортировки нового/старого в категориях чистого/грязного, опасного/безопасного, здорового/больного. Дискурс о социальной гигиене, обеспечивающий оптимальную связность этих категорий, в 1920-е годы стал едва ли не официальным языком советской власти. А навязывание гигиенического порядка оказалось частью или даже способом навязывания порядка политического», — отмечается в одном из обзоров культуролога Татьяны Фетисовой.

пионеры в СССР

«Ответь за галстук!»

По-видимому, с первых лет существования пионерской организации появился полуофициальный обычай «ответа за галстук». Поначалу «галстучникам» приходилось непросто.

В повести «Мы были первыми», рассказывающей о времени начала 1920-х гг., текст «ответа» звучит без «вопроса», как реакция на прикосновение к галстуку: «Как еще встретят его дома с пионерским галстуком?…

Только отворил Колька калитку, а дядя Никита — вот он!

— Это что за тряпицу повесил? — спросил насмешливо.

Отец хотел дотронуться до галстука, — Колька неожиданно резко ударил его по руке и прямо-таки с визгом закричал:

— Не тронь рабоче-крестьянскую кровь!

Дядя Никита усмехнулся, двинул густыми бровями:

— Ежели рабоче-крестьянская, стало быть, моя кровь тоже там есть»11.

Писатель Николай Вознюк вспоминал о жизни в Хабаровском крае: «В 1929 году у нас создали пионерский отряд. Мы все дружно повязали красные галстуки и твердо знали, что если кто-то схватит за него и скажет: «Ответь за галстук!», нужно заявить: «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь!»»12

В рассказе писателя Валентина Тараса о пионерской жизни 1937-1940 гг. читаем:

» — Ответь за галстук!

— Не трожь рабоче-крестьянской крови, она и так пролита!

…Я знал этот пароль с первого класса! Ответь за галстук — за частицу пролетарского знамени, за красный цвет революции. И ты отвечаешь: «Не трожь рабоче-крестьянской крови, она и так пролита…»

— Что означает узел галстука?

— Союз рабочих и крестьян!»13

Судя по контексту, речь шла об официальной подготовке к вступлению в пионеры. Похожая ситуация описана и в других литературных произведениях, в которых рассказывалось о жизни пионеров в разных уголках страны14.

Был и несколько отличающийся вариант ответа. Краевед В.Н. Иовлева вспоминает Шадринск Курганской области в 1946-1948 гг.: «Откуда пошло, не знаю, но было принято, схватив любого пионера за галстук, сказать:

— Ответь за галстук!

И он должен сказать:

— Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так горяча: столько-то лет без Ильича!»15

Похожие воспоминания оставил и ленинградский школьник 1947-1948 гг. И. Архангельский: «В 3-м классе старшая пионервожатая объявила, что скоро нас будут принимать в пионерскую организацию… Началась подготовка к приему… Старшая пионервожатая пояснила, что красный цвет пионерского галстука символизирует кровь рабочих и крестьян, пролитую ими в борьбе за наше счастливое детство. Поэтому, говорила старшая пионервожатая, если кто-нибудь схватит галстук, который будет повязан на нашей груди, и потребует: «Ответь за галстук!», то надо твердо произнести: «Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так пролита!»16 Таким образом, формула ответа, хотя и с небольшими отличиями, просуществовала более четверти века.

Что такое зарница

Самая захватывающая игра того времени была ЗАРНИЦА. Проводилась она 23 февраля, в День Советской Армии. В школе всех участников игры делили на две команды. Игра начиналась с построения на линейке. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу.

Обычно основное действие игры проходило в близлежащем лесу. Но, до того как добраться до леса, по пути проверялись строевые и военные навыки. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий:  пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании по карте и владении рацией. В лесу ученики встречались со своими соперниками, и начиналась перестрелка снежками и самая веселая заключительная часть игры – «Захват знамени», или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды – захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя. К этой части ЗАРНИЦЫ готовились заранее. Из картона и цветной бумаги мамы вырезали погоны и пришивали их к одежде детей. Пришивали очень крепко, чтобы было как можно труднее их оторвать. Погоны – это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Погоны сорваны – значит «убит». Сорван один погон – значит «ранен». В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, всё как в настоящих военных действиях. В заключение игры учеников, мокрых и снежных, немного замерзших, ждали полевая каша, горячий чай и подведение итогов. А на следующий день на линейке победители и лучшие ребята получали подарки и грамоты.

Пионеры идут в рост

Иной была ситуация в первые годы пионерии. В 1920-е гг. «пионерские отряды организовывались не при школах, а при различных предприятиях», а в школе действовал лишь «форпост», объединявший «пионеров из полутора-двух десятков отрядов, а иногда и более»1. Если в 1960-1980-е гг. практически все дети 10-14-летнего возраста были пионерами, то в середине 1920-х гг. пионеры даже в городе составляли лишь пятнадцать процентов от детей пионерского возраста, а в деревне и вовсе три процента2.

С середины 1920-х гг. начался быстрый рост пионерской организации. Если к середине 1926 г. в ней насчитывалось около 2 миллионов пионеров3, то к 1931 г. уже более 4 миллионов4, а к середине 1930-х гг. она охватывала уже практически всех подростков5.

Вполне естественно, что в 1920-1940-е гг. в жизни пионеров бытовали такие атрибуты и такие модели поведения, с которыми пионеры 1960-1980-х гг. были незнакомы.


Н. Чернышев. Пионерки 20-х годов. 1928 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: