«Горошины — это путь к бесконечности»
Кусама покрывала горошком все доступные поверхности: стены, полы, картины, позже — бытовые предметы и обнаженные тела своих ассистентов. Горошек стал ее «торговой маркой» и «визитной карточкой». Сама Кусама говорила об этом узоре так: «У горошин — форма солнца, символа энергии целого мира и нашей жизни, а также формы луны и спокойствия. Круглые, мягкие, цветные, бессмысленные и непознаваемые. Горошины становятся движением. Горошины — это путь к бесконечности».
В 27 лет Кусаме становится слишком тесно, слишком душно в феодальной Японии, она отправляется покорять США. Штаты благосклонно приняли эксцентричную художницу, и очень скоро она завоевала себе репутацию лидера авангардного движения. Ее психическое заболевание в некоторой степени дополняло яркий публичный имидж.
В начале 1960-х Кусама переключилась на новые предметы: лестницы, обувь и стулья, все они были покрыты белыми фаллическими выступами. «Аккумуляция N 2» — это диван, обитый мягкими тряпичными отростками, которые выглядят абсурдными и угрожающими. Эти работы тесно связаны с сексуальностью: выступы, покрывающие объекты, выглядели как некая пародия на фаллическую власть.
Еще одной работой, посвященной «фаллической теме», стала Infinity Mirror Room — Phalli’s Field. Кусама декорировала своим фирменным узором объекты, которые были помещены в зеркальную комнату, создающую иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов.
Фрида Кало: мировая женщина в искусстве
АРТМУЗА » Арт-блог » Мексиканская драма. В чём феномен Фриды Кало?
Фрида Кало — мексиканская художница известная своими автопортретами. Ни на одной из своих работ она не улыбается. Она всегда серьезная, немного грустная, с густыми бровями и пронзительным взглядом черных глаз.
Ее картины — отражение себя самой. Всю жизнь она рисовала, любила, веселилась, переживала, превозмогая сильнейшую физическую боль. Но, не смотря ни на что, у нее было сильное желание жить.
Когда Фриде было 6 лет, ей диагностировали полиомиелит. Из-за этого заболевания будущая художница сильно хромала. Сверстники дразнили ее: «Фрида – деревянная нога». Но ей не хотелось с этим мириться и не смотря на болезнь, девочка активно плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом.
Одним из переломных моментов в жизни Фриды является авария, которая произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года.
После этой аварии Фрида несколько месяцев пролежала прикованная к кровати. Именно в это время она начинает рисовать. Отец соорудил специальный подрамник под холсты, чтобы можно было писать лежа, и повесил рядом с кроватью зеркало. Она начала рисовать автопортреты. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила сама Фрида Кало.
В последствии в ее творчестве будут преобладать автопортреты. По ее рисункам можно проследить важные моменты в жизни женщины и то, что в эти самые моменты она чувствовала.
Фрида Кало была достаточно раскрепощенной женщиной — она много сквернословила, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки. Кстати, она была одной из первых мексиканских женщин, которые стали носить брюки.
В 22 года, наперекор всем своим жизненным неудачам, Фрида Кало поступает в самый престижный институт Мексики (национальную подготовительную школу).
В 1929 году Фрида Кало вышла замуж за самого известного в то время мексиканского художника Диего Риверу. Ему было 43 года, ей — 22. У супругов была довольно бурная семейная жизнь — они несколько раз разводились, постоянно выясняли отношения. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Фрида, как и ее муж Диего Ривера, поддерживала коммунизм. В 1937 году в доме супругов гостил советский революционный деятель Лев Троцкий, который скрывался от преследований Иосифа Сталина.
Художница с особым трепетом относилась к мексиканской культуре. Даже в повседневном гардеробе женщины было очень много национальных костюмов.
Фрида Кало увлекалась психоанализом, у нее было множество работ Зигмунда Фрейда, и она была первым человеком в Мексике, который подвергался психоанализу.
Несмотря на популярность Фриды как художника, ее первая (и единственная прижизненная) персональная выставка в Мексике состоялась только незадолго до ее смерти. Поскольку в это время Фрида тяжело болела (в это время ей ампутировали правую ногу), а свою собственную выставку она пропускать не собиралась, на открытие экспозиции Фриду привезли на санитарной машине. Художницу внесли на носилках и переложили на кровать в центре зала. Весь вечер, превозмогая невыносимую боль, Фрида шутила, пела свои любимые сентиментальные песенки под аккомпанемент оркестра «Марьячи», курила и пила.
Фрида умерла 13 июля 1954 года. Ее похоронили завернутую в знамя мексиканской коммунистической партии.
Эксперимент «Ритм 0»: можно все!
Суть эксперимента простая и страшная одновременно. Участникам предложено на выбор 72 предмета, которые они могут применить против подопытного человека любым образом. На это участникам отводится 6 (шесть) часов. Среди предметов были как вполне безобидные (цветы, торт, вино, ложка), так и представляющие потенциальную опасность колюще-режущие предметы (нож, гвозди, скальпель и прочее). Был даже пистолет, по некоторым сведениям, заряженный. Предметы были классифицированы следующим образом:
- Дарящие наслаждение.
- Приносящие боль.
- Смертельно опасные.
В качестве подопытной выступила сама Марина Абрамович, предварив эксперимент инструкцией: «На столе 72 предмета, которые вы можете использовать так, как хотите. Я – объект. В течение времени эксперимента я беру на себя полную ответственность». Время эксперимента было определено с 20:00 до 2:00. Интересная деталь: до 28 лет мама Марины Абрамович запрещала ей выходить из дома после 22 часов, и к 10 вечера уже взрослая и, кстати, замужняя Марина была обязана быть дома. В 1974 году Марине как раз исполнилось 28 лет…
Вернемся к эксперименту. Он был задуман для того, чтобы выяснить, как меняется поведение человека в условиях вседозволенности. Как оказалось, в условиях вседозволенности люди могут зайти достаточно далеко. Не все, конечно, но многие. Начался эксперимент вполне невинно: участники задействовали безопасные предметы, несли Марине цветы, предлагали торт и вино.
Затем начались более решительные действия: сначала – поцелуи, потом – прикосновения, все более интимного характера, а после в ход пошли колюще-режущие предметы. Одежда была изрезана в клочья, а ближе к концу эксперимента появились кровоточащие надрезы на теле, в том числе лице и шее объекта. Отметим, что не все участники занимались подобного рода издевательствами. Наоборот, некоторые заступались за Марину. В частности, когда один из участников приставил к ее виску пистолет и положил ее же палец на курок, другой участник попытался воспрепятствовать этому, т.к. была информация, что пистолет заряжен.
Весьма интересной была реакция участников эксперимента, когда все закончилось. Они буквально выбегали из помещения, не желая общаться и даже встречаться взглядом с человеком, которого лишь несколько минут назад подвергали мучениям. И уж, конечно, они не желали нести никакую ответственность за итоги эксперимента, отчасти верно полагая, что если эту ответственность взяла на себя сама Марина Абрамович, то, в принципе, это ее личное дело, что позволять делать с собой, а что – нет. Да и библейскую заповедь «Не искушай» никто не отменял.
Сама Марина Абрамович после этого эксперимента обнаружила у себя первую прядь седых волос, а комментируя итоги перформанса, сказала, что
это просто удивительно, как быстро человек может вернуться в полудикое пещерное состояние, если ему это будет позволено. По ее мнению, эксперимент наглядно показал, что, оставляя решение за публикой, человек рискует быть убитым.
Справедливости ради, стоит отметить, что Марина Абрамович неоднократно подвергала себя мучениям в ходе ею же придуманных перформансов. Причем в большинстве случаев сценарий был прописан заранее, и мучения были вполне предсказуемыми. А ставились такие эксперименты для того, чтобы выявить границы возможностей человека и найти ресурсы, которые позволят ему сделать невозможное.
Так, в рамках перформанса «Смерть себя» Марина вместе с партнером по эксперименту соединили свои верхние дыхательные пути специальным приспособлением – так, чтобы выдыхаемый воздух попадал в легкие партнера. Вполне предсказуемо оба участника вскоре потеряли сознание из-за перенасыщения углекислым газом. Ценность исследования состояла в том, чтобы вычислить время, которое человек может дышать в таком режиме. В рамках эксперимента «Смерть себя» это время было зафиксировано на показателе 17 минут – именно столько прошло с момента старта эксперимента до потери сознания участниками.
Достаточно жестким было и «Балканское барокко» – перформанс, за который Марина Абрамович получила в 1997 году «Золотого льва» Венецианского биеннале. В ходе сего действа, происходившего в тесном непроветриваемом подвале, Марина по 7 часов в день отмывала от крови кости. Перформанс был посвящен памяти жертв войны в Югославии. Но давайте вновь вернемся к эксперименту «Ритм 0» и чуть подробнее рассмотрим его итоги.
В чем особенность творчества Фриды Кало
Фрида Кало — одна из самых выдающихся и запоминающихся художниц XX века, чье творчество поражает своей силой, искренностью и оригинальностью. Её художественный стиль и особенности творчества вписались в историю искусства как нечто уникальное и удивительное.
Одной из ключевых особенностей творчества Фриды Кало является её способность выразить свои эмоции и внутренний мир через живопись. Она использовала себя как объект изображения, создавая автопортреты, которые стали её фирменным стилем. Кало не просто рисовала себя – она передавала свои эмоции, болезни, радости и страдания через каждый мазок кисти. Это делает её творчество интимным и чрезвычайно личным.
Её авторский стиль отличается символизмом и символическим языком. На её картинах часто присутствуют элементы мексиканской культуры, мифологии и традиций, которые она использовала для передачи своих идей и переживаний. Символика, которую она внедряла в свои произведения, часто имела глубокий эмоциональный и личностный смысл.
Еще одной особенностью творчества Кало является её способность объединять реальность и фантазию. Она создавала произведения, в которых реальные элементы смешивались с мифическими или сюрреалистическими образами, отражая её внутренний мир и взгляд на окружающую реальность.
Творчество Фриды Кало невозможно отнести к какому-то одному жанру или стилю искусства – оно уникально и многослойно. Её работы стали иконой феминистского искусства и остаются важным и вдохновляющим источником для многих художников и поклонников искусства по всему миру.
Tags:
- автопортрет
- андре бретон
- диего ривера
- картины фриды кало
- латиноамериканский художник
- марсель дюшан
- мексиканский художник
- национальные традиции
- сюрреализм
- сюрреалисты
- фрида кало
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
‘My mother told me that I was not allowed to paint, that one day I would have to marry someone from a rich family and become a housewife. When I was a girl she took away all my inks and canvases.’
Kusama’s best-known works, her series of Infinity Net paintings, are a true labour of love. Kusama’s visual motif – intricate sprawling circular patterns in compositions which lack an obvious focal point cover canvases up to 30 feet in length. Kusama described her Infinity Net paintings as being ‘without beginning, end or centre’ that ‘cause a kind of dizzy, empty, hypnotic feeling’; inviting the viewer to gain insight to Kusama’s hallucination-ridden psyche and consume what is a physical representation of the concept of infinity. As her popularity has increased, so too has the frequency of works she has produced which relate to the concept of infinity. Alongside a studio of assistants, she has created entire polka-dot filled infinity rooms which have proved to be a joy to the public. The infinity room she created at the Broad Museum in Los Angeles is now a major citywide attraction and destination of choice for the selfie-obsessed Instagram generation. While conceptual and highly emotional, Kusama’s work is noted for its playful accessibility- appealing to children, older people, art academics and critics alike. For almost seventy years Yayoi Kusama has developed a practice which shares affiliation with Surrealism, Minimalism, Abstraction and Pop Art, yet cannot be confined to specific movement.
Yayoi Kusama, from the Accumulation Series, 1964
Kusama was born in 1929 in rural Japan into a family of merchants who deeply opposed her artistic practice. ‘My mother told me that I was not allowed to paint, that one day I would have to marry someone from a rich family and become a housewife. When I was a girl she took away all my inks and canvases.’ When Kusama was ten years old she started to experience vivid hallucinations which she described as ‘flashes of light, auras, or dense fields of dots’ which would come to life, multiply and engulf herself and her surroundings in a process she called ‘self-obliteration’. By 1950, whilst still working in Japan, Kusama began covering walls, floors canvases and household objects with her trademark polka dots in reference to these early childhood hallucinations.
Yayoi Kusama, Narcissus Garden, 1966
When Kusama moved to New York City in 1957, aged 28, she was a young and highly ambitious young artist weary of the conservatism she faced in her native Japan. Kusama was a total workaholic- obsessed with being noticed; she truly hungered fame. ‘When I arrived in New York, I went to the top of the Empire State Building. Seeing this big city, I promised myself that one day I would conquer New York and make my name in the world with my passion for the arts and mountains of creative energy stored inside myself. In New York, I devoted myself to my work.’ In 1961 after moving to the same studio building as Donald Judd and Eva Hesse; Hesse became a close friend. During her time in New York, Kusama quickly established a reputation as a leader of the avante-garde movement, with her work highly praised by legendary art critic Herbert Read.
Yayoi Kusama, The Obliteration Room, 2002
Биография Фриды Кало
«Сломанная колонна», 1944
Фриде Кало удалось невероятное: уже в 30-х годах прошлого века она стала известной художницей, прославила свою страну и стала символом мексиканского сюрреализма. И все это несмотря на то, что ее судьба была полна драм и испытаний, а каждый день Фриды с юности проходил в боли: в детстве Кало перенесла тяжелую болезнь, а в 1925 году стала жертвой страшной аварии, которая отразилась на всей ее дальнейшей жизни и творчестве. В 1944 году здоровье художницы сильно пошатнулось — из-за поврежденного позвоночника ей пришлось в течение пяти месяцев носить стальной корсет, в котором было тяжело передвигаться и даже дышать. Несмотря на долге месяцы мучений, Кало продолжала писать.
Картина «Сломанная колонна» отражает страдания художницы в этот период. Вместо присущих ей ярких нарядов и цветов в высокой прическе — почти обнаженная и беззащитная фигура в корсете, вместо буйства растительности на заднем плане и обожаемых художницей обезьянок и попугаев — выжженная земля под грозовым небом. В теле Фриды видна рассыпающаяся ионическая колонна, а в кожу вонзается множество железных гвоздей. Картина стала олицетворением одиночества и боли художницы, но даже в ней она спрятала послание, дарящее надежду: в каждом зрачке Кало изображен крошечный белый голубь — символ мира. К слову, именно работа Фриды «Сломанная колонна» послужила вдохновением для Жан-Поля Готье при создании костюма героини Миллы Йовович, Лилу, для фильма «Пятый элемент».
«Я не люблю секс. Я одержима сексом»
Кусама родилась в 1929 году в городе Мацумото (префектура Нагано, Япония). Ее семья с первого взгляда — вполне благополучные владельцы теплиц и семеноводческих хозяйств, на деле же они испытывали серьезные трудности. Своего отца Кусама вспоминает как «типа, который вечно распутничает с женщинами», а ее мать, разъяренная его поведением, нередко не просто срывала свою злость на дочери, но и заставляла ту шпионить за похождениями отца. Этот шпионаж и зрелища того, чего ребенку видеть не положено, повлияли на восприятие секса Кусамой.
«Я не люблю секс. Я одержима им. Когда я была ребенком, у моего отца были любовницы, и мне приходилось наблюдать за тем, как они занимаются любовью. Моя мать посылала меня шпионить за ним. Я не хотела секса ни с кем долгие годы. Одержимость сексом и страх перед ним сидят в моем сознании бок о бок».
В 10 лет Кусаму начали преследовать навязчивые галлюцинации, которые она описывала как «вспышки света, ауры или поля, наполненные точками». В этих галлюцинациях Кусама беседовала с ожившими цветами, а принты на тканях расползались и множились. Она приходила в восторг от гладких белых камней, лежащих вдоль берега реки у дома ее семьи.
Во Вторую мировую войну, когда Кусаме было всего тринадцать, ее отправили работать на фабрику, где она шила парашюты для японской армии. Вспоминая время, проведенное на фабрике, Кусама говорит, что она «провела свою юность в закрытой тьме». Война тоже сильно повлияла на искусство Кусамы и ее взаимоотношение с миром.
Она даже пыталась учиться в Школе искусств, но провела там всего год — японский стиль показался ей слишком косным и скучным. Уже в 50-е годы Кусама стала устраивать свои первые выставки, и посвящены они были… точкам!
Useful Resources on Yayoi Kusama
Books
video clips
articles
Books
The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.
biography
-
Yayoi Kusama: Inventing the SingularOur Pick
By Midori Yamamura
-
Yayoi Kusama
By Midori Yamamura -
Yayoi KusamaOur Pick
By Frances Morris
-
Love Forever: Yayoi Kusama, 1958-1968
By Lynn Zelevansky and Laura Hoptman
written by artist
-
Infinity Nets: The Autobiography of Yayoi KusamaOur Pick
By Yayoi Kusama
-
Yayoi Kusama: Every Day I Pray for Love
By Yayoi Kusama
artworks
-
Yayoi Kusama: I Who Have Arrived in Heaven
By Akira Tatehata -
Yayoi Kusama: Infinity Mirrors
By Mika Yoshitake and Alexander Dumbadze -
Yayoi Kusama: In InfinityOur Pick
By Marie Laurberg and Jo Applin
-
Yayoi Kusama: A RetrospectiveOur Pick
By Stephanie Rosenthal
-
Kusama: Cosmic Nature
By Mika Yoshitake and Joanna L. Groarke -
Yayoi Kusama (Phaidon Contemporary Artist Series)
By Laura Hoptman and Udo Kultermann
View more books
video clips
articles
«Автопортрет, посвященный Льву Троцкому», 1937
С именем Фриды, которая еще при жизни получила большую известность, было связано множество сплетен и скандалов. Несмотря на то, что главным мужчиной в ее жизни всегда оставался Диего Ривера, художница была открытой бисексуалкой и не стеснялась своих многочисленных любовных связей. Считается, что в числе ее любовников были испанский художник Хосе Бартоли, скульптор Исаму Ногути, певица Чавела Варгас, поэт Владимир Маяковский и коммунист Лев Троцкий.
Неизвестно, насколько серьезной и продолжительной была любовная связь между Фридой и Львом Троцким, но духовная связь художницы и политика была крепкой и глубокой. Фрида всегда интересовалась революционными движениями, а Троцкий был пленен сильной и яркой личностью мексиканки. Спустя несколько месяцев отношений Кало начала пренебрежительно называть своего советского друга «старичком», и после того, как он окончательно ей наскучил, она написала бывшему любовнику автопортрет. Фрида изобразила себя в традиционной мексиканской одежде, со вплетенными в волосы цветами. В руке художница держит записку: «Я посвящаю эту картину Льву Троцкому, со всей моей любовью, 7 ноября 1937 года. Фрида Кало, Сан-Анхель, Мехико».
Ритм ноль
1974 год, галерея Морра, Неаполь. На столе Абрамович выложила 72 предмета, в числе которых были роза, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст, фонарик, виноград, хлеб, яблоки, черная шляпа. Любой из этих предметов можно было использовать как для того, чтобы доставить удовольствие Абрамович, которая стояла там же неподвижно, так и для того, чтобы сделать ей больно.
Разумеется, были и предметы для нейтральных целей, но ни они, ни предметы удовольствия публику не заинтересовали. Как только народ понял, что он может распоряжаться разложенными вещами безнаказанно, он потерял
над собой контроль и обнаружил истинную дикую личину. Описание этого
перформанса часто цитируется во времена общественных катаклизмов, связанных с силой и влиянием толпы. Все 6 часов Абрамович стояла и не оказывала никакого сопротивления, хотя
ее порезали и чуть не застрелили. По истечении 6 часов она двинулась
по направлению к выходу и публика ретировалась в испуге — испугалась, что дадут сдачи. Тогда-то, придя в отель,
Марина
обнаружила свою первую седую прядь волос.
Все написанные статьи о Фриде сводятся к тому, «сколько же она всего пережила», и восторженные комментарии к ним – исключительно о том, что Фрида – «сильная, замечательная женщина».
На ретроспективной выставке 1977 года во Дворце изящных искусств Мехико картины были выставлены в окружении фотографий той самой «первой аварии» , в чем Хейден Эррера видит интерес общества не к искусству Фриды, а скорее к ее личности. То есть, единственный намек (хотя и «громадный», ибо размеры фотографий намного превышали примерные «двенадцать на пятнадцать дюймов» полотен художницы) на происшествие из ее личной жизни повлекло за собой такую реакцию биографа. На выставке же в Музее Фаберже фотографий с Фридой и близкими ей людьми в три раза больше, чем ее работ! Не кажется ли теперь, что в данный момент общество интересуется не художественным языком Фриды, а количеством ее любовников и любовниц, операций и переломов? Любое искусство глубоко личностно по определению, но всегда ли нужна сама личность художника?
Сандро Ботичелли «Примавера», 1478
О настоящих чувствах Боттичелли к несравненной Симонетте, например (его влияние находят в раннем творчестве Фриды), мы не знаем ничего, и, хотя его искусство тоже исключительно личностное, не говорим ведь, что «Примаверу» он написал потому, что страдал от очередного отказа красавицы, а идея картины пришла к нему в тот момент, когда он больно ударился мизинцем левой ноги о комод. Не говорим, потому что не видим этого на картинах, потому, что на них изображена Любовь, и ничего больше нам знать об этом не нужно. Биография запамятовалась, а искусство Боттичелли осталось.
А вот все написанные статьи о Фриде сводятся к тому, «сколько же она всего пережила», и восторженные комментарии к ним – исключительно о том, что Фрида – «сильная, замечательная женщина» и прочее и прочее. Жизнь и правда у нее была весьма занимательная. Но, видимо, должно пройти еще очень много лет, прежде чем Искусство Фриды откроется заново.
«Я не люблю секс. Я одержима сексом»
Кусама родилась в 1929 году в городе Мацумото (префектура Нагано, Япония). Ее семья с первого взгляда — вполне благополучные владельцы теплиц и семеноводческих хозяйств, на деле же они испытывали серьезные трудности. Своего отца Кусама вспоминает как «типа, который вечно распутничает с женщинами», а ее мать, разъяренная его поведением, нередко не просто срывала свою злость на дочери, но и заставляла ту шпионить за похождениями отца. Этот шпионаж и зрелища того, чего ребенку видеть не положено, повлияли на восприятие секса Кусамой.
«Я не люблю секс. Я одержима им. Когда я была ребенком, у моего отца были любовницы, и мне приходилось наблюдать за тем, как они занимаются любовью. Моя мать посылала меня шпионить за ним. Я не хотела секса ни с кем долгие годы. Одержимость сексом и страх перед ним сидят в моем сознании бок о бок».
В 10 лет Кусаму начали преследовать навязчивые галлюцинации, которые она описывала как «вспышки света, ауры или поля, наполненные точками». В этих галлюцинациях Кусама беседовала с ожившими цветами, а принты на тканях расползались и множились. Она приходила в восторг от гладких белых камней, лежащих вдоль берега реки у дома ее семьи.
Во Вторую мировую войну, когда Кусаме было всего тринадцать, ее отправили работать на фабрику, где она шила парашюты для японской армии. Вспоминая время, проведенное на фабрике, Кусама говорит, что она «провела свою юность в закрытой тьме». Война тоже сильно повлияла на искусство Кусамы и ее взаимоотношение с миром.
Она даже пыталась учиться в Школе искусств, но провела там всего год — японский стиль показался ей слишком косным и скучным. Уже в 50-е годы Кусама стала устраивать свои первые выставки, и посвящены они были… точкам!
Испытание за испытанием
С ранних лет юная Фрида Кало значительно отличалась от своих ровесниц. В детстве девочка перенесла полиомиелит, что сильно подорвало её здоровье. Значительную часто свободного времени Фрида проводила в постели, в отчаянии мечтая, что скоро поправится и будет также бегать по улицам, как соседская ребятня. Но это было только начало испытаний, которые довелось пережить художнице. В 20 лет девушка попала в аварию и снова оказалась на больничной койке. Теперь уже операция следовала за операцией.
Казалось бы, откуда было взяться вдохновению в столь удручающей обстановке? Однако именно тогда Фрида, прежде не интересовавшаяся живописью, решила внимательнее присмотреться к этому искусству. И девушка, вынужденная проводить дни и ночи в больнице, открыла для себя удивительный мир, где можно было с помощью красок и кисти рассказывать что угодно. Конечно, Фрида Кало решила поведать миру о себе.
Фрида Кало «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри», 1940 годМестонахождение: Центр Гарри Рэнсома, Остин, США