Состав экипажа и пассажиров
Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.
Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни
В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.
Холл первого класса на «Титанике»
Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.
Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.
Кто мог спасти всех на “Титанике”?
Вопреки тому, что говорят, «Титаник» был не первым кораблем, передававшим сигналы бедствия по беспроводным каналам связи. Однако в то время она была еще не развита, и у кораблей не было никаких требований для круглосуточного мониторинга тех или иных частот.
Это объясняет тот факт, почему никто на борту “Калифорнийца”, который находился всего в 18-20 км. от “Титаника”, не слышал сигналов бедствия.
У “Калифорнийца” был только один оператор беспроводной связи. Но в самый важный момент он выключил свое оборудование и пошел спать. Если бы он этого не сделал, то узнал бы о трагедии Титаника через 15 минут после столкновения того с айсбергом (именно тогда был передан первый сигнал тревоги).
“Калифорниец” был окружен льдом. Поэтому, если бы он отправился на помощь к “Титанику” немедленно, ему потребовалось бы примерно 30 минут, чтобы пройти через лед, и еще 30-40 минут, чтобы добраться до Титаника (в зависимости от того, как далеко он был на самом деле).
«Титаник» затонул через 2 часа 40 минут после столкновения. При лучшем раскладе у экипажа “Калифорнийца” было бы более часа на спасение пассажиров. Они могли бы спасти всех, и история “Титаника” была бы совсем другой.
Увы, этого не случилось.
Более того, экипаж “Калифорнийца” видел сигнальные ракеты с «Титаника». Но капитан решил, что это неэкстренные сигналы, так как ракеты были белыми, а не красными.
К тому времени, когда на следующие утро на “Калифорнийце” узнали о случившимся, от “Титаника” не осталось ничего, кроме тел, плавающих в море.
Пароход перевозил пленников конфедератов
Уцелев в ходе гражданской войны, “Султанша” стала отличным инструментом для заработка после завершения боевых действий. На родные земли начали массово возвращаться пленённые конфедератами северяне. Освобожденные из тюрем Мейсона, Андерсонвилля и Кахабы буквально оккупировали обширную дельту Миссисипи в Мексиканском заливе. Они искали возможность как можно быстрее добраться домой. Паром стал для их транспортировки самым удачным и выгодным способом.
Обычно «Султанша» вмещала порядка 600-700 пассажиров. Но в сложившихся обстоятельствах на борт загружалось до 2000 человек, в первую очередь бывших заключенных. Очередная огромная партия пленников конфедератов взошла на борт «Султанши» 23 апреля 1865-го. В этот день корабль с 2300 пассажирами отчалил из Нового-Орлеана в своё последнее турне. 26 апреля, пройдя половину пути, судно, перегруженное почти в три раза, причалило к пристани Мемфиса. Вечером началась стандартная процедура — после продувки труб и паровых котлов в трюмы загрузили горючее и провиант. В полночь паром двинулся далее по заданному маршруту, спустя трое суток его ждали в Сент-Луисе.
Извержение Кракатау в 1883 году
Природные катастрофы показывают, как ничтожны и беспомощны мы перед явлениями природы. Но все самые страшные катастрофы в мире – ничто в сравнении с извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.
Двадцатого мая над вулканом Кракатау можно было увидеть большой дымовой столб. В этот момент даже на расстоянии 160 километров от него задрожали окна домов. Все ближайшие острова покрылись толстым слоем пыли и пемзы.
Извержения продолжались вплоть до 27 августа. Последний взрыв стал кульминацией, в результате которой прошли звуковые волны, несколько раз обогнувшие всю планету. На плывших в Зондском проливе кораблях в этот момент перестали правильно показывать компасы.
Эти взрывы привели к погружению под воду всей северной части острова. Морское дно в результате извержений приподнялось. Много пепла из вулкана оставалось в атмосфере еще на протяжении двух-трех лет.
Цунами, высота которого составила тридцать метров, смыло около трехсот поселений, унесло жизни 36000 людей.
4
Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.
Паром Донья Пас, Филиппины, 20 декабря 1987 года (4 386 человек)
Самая ужасная катастрофа на море во время которой погибло более 4 000 человек, это страшное кораблекрушение случилось 20 декабря 1987 года, когда филиппинский паром Донья Пас столкнулся с нефтяным танкером Вектор в проливе Таблас в 180 километрах к югу от Манилы.
Паром был полностью заполнен пассажирами, жаждущих добраться до места назначения до начала рождественских праздников.
Хотя море было спокойным и видимость была идеальной, отсутствие компетентности экипажа на обоих кораблях привело к этой катастрофе.
Как только корабли столкнулись 8 800 баррелей нефти и бензина с танкера воспламенились и в этом ужасном пожаре почти никто не выжил.
Ядерная катастрофа
Что может быть страшнее ядерной катастрофы? Безжизненные километры зоны отчуждения Чернобыльского региона – и есть воплощение этих страхов. Авария произошла в 1986 году, когда ранним апрельским утром взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС.
Чернобыль 1986
Эта трагедия унесла несколько сотен жизней эвакуаторов, тысячи умерли на протяжении десяти последующих лет. А сколько людей вынуждены были оставить свои жилища, одному Богу известно…
Дети этих людей до сих пор рождаются с аномалиями развития. Атмосфера, земля и вода вокруг атомной электростанции загрязнены радиоактивными веществами.
Уровень радиации в этом регионе до сих пор в тысячи раз превышает норму. Сколько времени должно пройти, чтобы в этих местах могли поселиться люди, никто не знает. Масштабы этого бедствия до сих пор до конца неизвестны.
Самое известное кораблекрушение
Это, пожалуй, самая известная морская трагедия всех времен. «Титаник» был пассажирским лайнером, который затонул в северной части Атлантического океана 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом во время своего первого рейса из Саутгемптона, Великобритания в Нью-Йорк, США. Катастрофа «Титаника» привела к гибели 1514 людей.
И в продолжение темы мы собрали .
Как бы далеко ни шагал научно-технический прогресс, катастрофы случались, случаются и, наверное, долго еще будут случаться. Некоторых из них можно было избежать, но большинство самых страшных событий в мире были неизбежны, потому что произошли по воле матушки-природы.
Самые страшные кораблекрушения в отечественной истории
Несколько крупных кораблекрушений знает и отечественная история, и все они повлекли огромные человеческие жертвы. Нельзя не вспомнить о крушении «Армении», «Адмирала Нахимова» и «Новороссийска». Страшной трагедией стала для нашей страны и всего мира гибель подводной лодки «Курск», кораблекрушение «Булгарии» и «Комсомольца». «Армения» затонула осенью 1941 года недалеко от Крыма всего за четыре минуты. Судно перевозило эвакуированных жителей и раненых красноармейцев. Пять тысяч человек погибли, а в живых смогли остаться только 8 пассажиров.
Крушение теплохода «Армения» произошло стремительно
Одной из наиболее крупных катастроф на воде в СССР стало крушение «Адмирала Нахимова». Он шел из Новороссийска в Сочи, перевозя 1243 человека. Из-за того, что пароход протаранил зерновоз, у него образовалась пробоина, и он затонул за 7 минут. Это кораблекрушение произошло в конце августа 1986 года, и погибли тогда 423 человека. Название «Новороссийск» в СССР получил корабль, принадлежавший до этого ВМС Италии. В конце октября 1955-го в носовой части корабля произошел взрыв, из-за чего образовалась дыра в 150 кв. метров. «Новороссийск» затонул вместе с 604 людьми на борту.
Гибель парома «Эстония» стало трагедией новейшего времени
Паром «Эстония» в сентябре 1994 года, выйдя из порта города Таллинна, попал в шторм, лишился носовой части, отчего завалился набок и утонул. Спасательную операцию усложнило стихийное бедствие, в результате которого пропали без вести и погибли 852 человека. О трагедии, произошедшей с атомной подводной лодкой «Курск» известно нашим современникам. Крушение произошло в августе 2000 года из-за прогремевших на борту взрывов. Экипаж состоял из 118 человек, выживших не осталось. В июле 2011 года произошло еще одно страшное кораблекрушение в отечественной истории — потопление теплохода «Булгария», совершавшего круиз по Волге. При вместимости 140 человек на борту находились 208 пассажиров. Погибшими оказались около 120 человек, среди них много детей.
Крушение «Булгарии» — страшная трагедия на Волге
В Норвежском море потерпела крушение подводная лодка «Комсомолец». Это случилось в апреле 1989 года — причиной стал пожар в кормовом отсеке. Экипаж состоял из 69 человек, выжить удалось только 27 членам экипажа.
Речной транспорт в приоритете
Невзирая на огромные жертвы, история «Султанши» мало известна широкой общественности. Это объясняется двумя причинами. За 10 дней до неё произошло убийство Президента США Авраама Линкольна, всколыхнувшее всю Америку. Людей беспокоило будущее страны без человека, которому удалось искоренить из американского социума рабство. Еще неделей раньше — закончилась четырехлетняя Гражданская война. Два этих события затмили бедствие на Миссисипи. Половина Америки оплакивала кончину Линкольна. Вторая часть искала себе место под солнцем в стране, накануне освободившейся от рабства.
В XIX веке американцы к транспорту на паровом ходу относились с особым пиететом. В эпоху отсутствия автомобильного сообщения такое средство передвижения было очень востребованным. И северяне, и конфедераты обожали устраивать пароходные или паромные гонки. Подобные судна обладали гигантской по тому времени технической оснащенностью. “Султаншу” спустили на воду в 1863 году. Несмотря на разгар в США Гражданской войны паром сразу начал бороздить речные артерии североамериканского континента. Самым популярным его маршрутом был рейс между Новым Орлеаном и Сент-Луисом.
Гражданская война 1861-1865гг сократила количественный потенциал речного пароходства Штатов. Борьба между южанами и северянами привела к потере множества транспортных судов. К моменту окончания военных действий пассажирские рейсы могли осуществить не более 3-4 судоходов. “Султанша”, будучи наиболее современным и крупнейшим пассажирским лайнером той эпохи, была первой в этом списке. На её трех внушительных по размерам корабельных палубах могли разместиться около 400 пассажиров. На судне располагались 300 кают. Вместимость парохода, четыре паровых котла, огромные гребные колеса с обоих бортов создавали впечатление гиганта кораблестроения.
Вопрос о количестве жертв и расследование дела о крушении
Сразу после кораблекрушения возникла неразбериха с определением количества погибших. Изначально расследование опиралось на количество официально зарегистрированных пассажиров парома «Донья Пас» — исходя из этого, на борту судна находилось 1525 пассажиров и 58 членов экипажа.
Однако, как позже выяснилось, паром всегда ходил перегруженным, многие билеты продавались без регистрации за сниженную цену, а детей почти никто и никогда не регистрировал. Поэтому эксперты вскоре стали называть все большие цифры — 2000, 3000 и даже 4000 пассажиров. По рассказам выживших и очевидцев, наиболее соответствует действительности последняя цифра — многие пассажиры обитали в переполненных каютах, кто-то занимал место в коридорах, а многие и вовсе располагались на палубе.
Лишь позднее — в 1999 году — было установлено, что паром в тот трагический день взял на борт 4341 пассажира, и большинство из них погибло в катастрофе.
Надо отметить, что родственники жертв все еще продолжают судебные тяжбы против оператора Sulpicio Lines и владельца танкера «Вектор» Cal-Tex Philippines, Inc., обвиняя их в преступной халатности. Однако даже спустя почти тридцать лет после катастрофы никаких успехов в этом деле не было достигнуто, и никто не понес вины за случившуюся трагедию.
Подводная лодка «Курск»
Подводная лодка «Курск»
Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.
12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.
За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.
Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.
Путешествие в Америку за лучшей жизнью
Итак, почему интерес к саге под названием «Титаник» не прекращается и спустя 110 лет после того, как корабль затонул?
«Это была очень человеческая история, которую люди могут понять», — говорит Стивен Фрейзи, попечитель Международного общества «Титаник».
В начале XX века самые богатые люди мира путешествовали на роскошных кораблях, а «Титаник» установил новый стандарт в жесткой конкурентной трансатлантической гонке среди судоходных компаний. Ходили слухи, что «Титаник» пытался побить рекорд скорости парохода Mauretania, принадлежащего конкурентной фирме Cunard.
«На борту были люди всех слоев общества, в том числе люди, которые пытались добраться до берегов Америки с надеждой на новую жизнь. Это был корабль мечты», — добавляет эксперт.
«Титаник» покидает Белфаст для прохождения ходовых испытаний
«Титаник» была построен в Белфасте на верфи Harland and Wolff. Для завершения строительства судна потребовалось 14 000 рабочих
«Титаник» — британский трансатлантический пароход, который должен был доставить пассажиров из Великобритании в Америку. Список пассажиров судна представлял собой представителей всех классов и сословий американского и британского общества, включая самого богатого пассажира Джона Джейкоба Астора IV. Американский миллионер и наследник состояния Асторов находился на палубе первого класса со своей 18-летней невестой Мадлен Талмадж Форс.
Также на борту находились другие представители высшего общества — владелец американского гипермаркета Macy’s Исидор Штраус и его жена Ида. В соседней каюте первого класса расположился миллионер и промышленник Бенджамин Гуггенхайм со своей любовницей, камердинером и шофером. Впоследствии, в 1937 году брат погибшего миллионера Соломон Гуггенхайм основал в Нью-Йорке музей современного искусства.
Пассажиры первого класса — Ида и Исидор Штраус, владелец американского гипермаркета Macy’s
Во время первого рейса «Титаника» на борту находились представители двух компаний, построивших судно —Томас Эндрюс, ведущий конструктор и глава верфи Harland and Wolff в Белфасте и Джозеф Брюс Исмей, управляющий директор транспортной организации White Star Line.
Пассажир первого класса — американский миллионер Бенджамин Гуггенхайм
Помимо пассажиров, занявших палубы первого и второго классов, более 700 иммигрантов также находились на нижних палубах в секции третьего класса. Условия размещения на «Титанике» были лучше, чем на других пассажирских кораблях того времени. Расходы судостроительной компании во время трансатлантического путешествия предстояли внушительные, но множество билетов, проданных пассажирам третьего класса, а также 907 килограмм почты и груза гарантировали, что поездка окупится и принесет прибыль.
Пароход «Индигирка», 745 погибших
Пароход «Индигирка» – судно, приобретенное Советским Союзом у Америки, для перевозки заключенных и грузов в системе ГУЛАГ.
В свое последнее плавание пароход перевозил 835 освобожденных заключенных, конвоиры, экипаж, несколько семей персонала. 12 декабря 1939 года судно попало в сильнейший шторм, потеряло курс и затонуло у берегов Японии.
Погибли 745 человек, большинство из которых были заключённые. О крушении сообщили местные рыбаки, а потом своими силами поставили на берегу памятник погибшим.
В СССР информация о трагедии попала в массы только спустя 50 лет. До этого ее не разглашали, чтобы не создавать положительный образ Японии, которую в то время считали врагом.
«Йоола» — 1863 погибших
Паром «Йоола» курсировал между сенегальскими портами в Атлантическом океане. Максимальная вместимость судна составляла 550 человек, однако в день катастрофы на борту корабля находилось порядка 2000 пассажиров. Вечером 26 сентября 2002 года «Йоола» попал в шторм в 35 км от побережья Гамбии. Из-за сложных погодных условий, паром быстро перевернулся, сбросив пассажиров и груз в море. Подробные отчеты показали, что это произошло менее чем за пять минут. Перегруз и серьезные нарушения в эксплуатации (судно вернулось в строй после многолетнего перерыва) способствовали опрокидыванию корабля, хотя точная причина потопления окончательно не установлена. В результате катастрофы погибло 1863 человека. Выжили 64 пассажира.
Наибольшая трагедия экологического характера
Усохшее Аральское море
Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.
Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.
Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.
Причины катастрофы
Здесь следует говорить о двух группах причин: о причинах кораблекрушения, и о причинах, которые привели к такому количеству жертв. Ведь даже при крушении более известного «Титаника» жертв было втрое меньше!
Долгое время причины столкновения судов в проливе Таблас оставались неизвестными и по этому поводу велись многочисленные дискуссии. И к сегодняшнему дню не до конца понятно, как паром и танкер могли столкнуться в широком проливе при ясной погоде. Но если точные причины катастрофы неизвестны, то косвенные причины установлены давно.
В октябре 1988 года совет, собранный для расследования катастрофы, сделал официальное заявление, в котором возложил вину за столкновение на экипаж танкера «Вектор». В ходе следствия было выяснено, что судно не имело лицензии и было фактически немореходным. Также на танкере не было опытного впередсмотрящего и специального навигационного оборудования, поэтому появление парома «Донья Пас» было полной неожиданностью, и экипаж «Вектора» не смог предотвратить столкновение.
Предполагалось, что часть вины лежит и на экипаже парома, так как в момент катастрофы на капитанском мостике находился только один из членов экипажа (и, вероятно, это был не капитан судна), а остальная команда занималась своими делами. Но в последствии эта версия не нашла должного подтверждения, поэтому с команды и оператора (компании Sulpicio Lines) были сняты все обвинения.
Если же рассматривать причины, которые привели к огромному количеству жертв, то здесь одинаковая вина лежит на экипажах обоих судов и на их владельцах.
Во-первых, на пароме было практически втрое больше пассажиров, чем допускалось (4341 против максимально допустимых 1518) — при столкновении и последующем пожаре на судне началась паника и давка. Пожар на судне и горящая вода закрывали все пути к спасению, поэтому очень многие пассажиры нашли свое последнее пристанище в каютах и коридорах парома.
Во-вторых, большое количество людей погибло в огне как на пароме, так и в море — вследствие разлива нефтепродуктов с танкера «Вектор» вода буквально горела и не давала спасения. Кроме того, воды в проливе кишат акулами, что также рождало страх в людях и лишь отчаяние заставляло их покидать судно.
В-третьих, на пароме были спасательные жилеты, однако они все были спрятаны под замком, и даже если бы кто-то из членов команды открыл склад с жилетами, их вряд ли хватило бы на всех. Но жилеты, как и люди, нуждающиеся в них, ушли на дно.
В-четвертых, команда парома «Донья Пас» не предпринимала никаких попыток к организации спасения людей, эти люди не были готовы к возникновению чрезвычайной ситуации. Профессионализм команды парома до сих пор вызывает вопросы.
Наконец, в-пятых, паром и танкер не были оборудованы элементарными средствами связи — даже самой простой радиостанцией! Поэтому в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь, и филлипинские власти узнали о страшной катастрофе лишь утром. Понятно, что по прошествии такого времени спасти кого-то было просто невозможно, и это промедление стало для многих пассажиров «Доньи Пас» смертельным.
Абсолютно пренебрежительное отношение к безопасности судов и непрофессионализм экипажей, возможность получить дополнительную выгоду и экономия на всем — все это лежит в основе страшного кораблекрушения, которое стало самым крупным в мирное время.
Крушение корабля «Адмирал Нахимов»
Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.
В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.
В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.
Паром «Эстония», 852 погибших
Паром «Эстония» – судно, которое было построено в 1979 году в Германии. В основном он перевозил людей через Балтийское море.
В последний рейс вышел из Таллина в Стокгольм 27 сентября 1994 года около семи часов вечера. Через несколько часов паром равняется с другим судном, на котором отметили слишком высокую скорость.
А вскоре они получают просьбу о помощи. Из-за плохих погодных условий, а также недостатков самой модели парома, у него оторвался носовой визор. За несколько минут крен судна увеличивается до 15 градусов, а в течение следующего получаса паром тонет.
На место подоспели другие суда, находящиеся поблизости, а еще вертолеты от разных стран. Общими усилиями смогли спасти 137 человек. Из 852 погибших были опознаны только 95, остальные по сей день считаются пропавшими без вести.
Аналогичные происшествия
Крушение парома «Донья Пас» — событие, которое трудно поставить в один ряд с другими катастрофами на море. История знает трагедии с куда большим числом жертв, однако все они произошли во время Второй мировой войны, и сравнивать их с катастрофой в мирное время просто невозможно.
Поэтому столкновение парома «Донья Пас» с танкером «Вектор» можно сравнить разве только со столкновением знаменитого «Титаника» с айсбергом, случившееся в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В крушении погибло 1496 человек, спасти удалось 712 человекам. Эта трагедия стала самой известной, она все еще вызывает вопросы, однако крушение парома «Донья Пас» — куда более страшная по своим последствиям катастрофа, поэтому она считается крупнейшей из произошедших в мирное время.
Теплоход «Адмирал Нахимов» — 423 погибших
31 августа 1986 года пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» выходил из Цемесской бухты близ Новороссийска в рамках круиза в Сочи. Корабль был передан СССР в качестве военных репараций и 30 лет служил на советских пассажирских линиях.Одновременно в порт заходил сухогруз «Петр Васев», и его капитан обещал уступить дорогу «Адмиралу Нахимову». Однако радар дал сбой. Грузовое судно протаранило лайнер, проделав в его борту брешь длиной 80 квадратных метров. Корабль начал крениться на бок. Лайнеру потребовалось восемь минут, чтобы затонуть. Несмотря на то, что на корабле были спасательные шлюпки, у команды не было времени для их спуска на воду. «Петр Васев» первым принял участие в спасательной операции, а через несколько часов к нему присоединились корабли и катера из Новороссийска. Затонувший «Адмирал Нахимов» унес жизни 423 человек.
Самая ужасная авария на воде
Когда затрагивается тема трагедий на воде, невольно вспоминается фильм «Титаник». Тем более, что такая катастрофа действительно была. Но это кораблекрушение не самое страшное в истории человечества.
Самой большой катастрофой, произошедшей на воде, по праву принято считать потопление германского корабля «Вильгельм Густлофф». Трагедия произошла 30 января 1945 г. Ее виновником была подлодка Советского Союза, которая подбила теплоход, вмещавший практически 9000 пассажиров.
Этот, на то время совершенный продукт кораблестроения, был сделан в 1938 году. Он казался непотопляемым и вмещал 9 палуб, рестораны, зимний сад, климатконтроль, спортзалы, театры, танцевальные площадки, бассейны, церковь и даже комнаты Гитлера.
Его длина составляла более двухсот метров, он мог проплыть полпланеты без заправки. Гениальное творение не могло затонуть без постороннего вмешательства. И оно произошло в лице экипажа подводной лодки С-13, которой командовал А. И. Маринеско. В легендарный корабль были выпущены три торпеды. За считанные минуты он оказался в пучине вод Балтийского моря. Погибли все члены экипажа, среди которых около 8000 представителей немецкой военной элиты, эвакуировавшиеся из Данцига.
«Императрица Ирландии» — 1012 погибших
Канадский океанский лайнер «Императрица Ирландии» затонул у устья реки Святого Лаврентия 29 мая 1914 года после столкновения с норвежским грузовым кораблем «Сторстад», перевозившим уголь.Катастрофа произошла из-за густого тумана, в результате чего погибли 1012 человек. Судно направлялось из Квебека в Ливерпуль с 1057 пассажирами и 420 членами экипажа. В настоящее время обломки корабля «Императрица Ирландии» лежат на глубине 40 метров. Несколько раз после инцидента водолазы успешно извлекали с корабля многие ценные вещи, включая серебряные слитки, медный колокол, кормовой телеметр. Крушение «Императрицы Ирландии» стало одной из самых страшных катастроф в истории канадского судоходства.
Крушение ”Титаника” в Атлантическом океане
Люди любят строить теории, согласно которым каждой крупной катастрофе приписывается тот, кому это было выгодно. Так было и с атаками на Всемирный торговый центр и с крушением ”Титаника”. По мнению фанатов конспирологии так за него пытались получить страховку, которая существенно превышала его стоимость.
”Титаник” утонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В результате крушения погибли полторы тысячи человек. Лайнер следовал из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). И взял на борт около 2 500 пассажиров.
«Титаник» действительно был очень красив.
Его как только не называли. ”Самый роскошный корабль”, ”Непотопляемый”, ”Суперлайнер” и еще много других названий. Но он все равно утонул. Причиной этого стало столкновение с айсбергом.
Капитану ”Титаника” Эдварду Смиту стоило бы быть осторожнее, ведь он знал, что корабль входит в зону с напряженной ледовой обстановкой, но не придал этому значения. При этом, он неоднократно получал предупреждения от капитанов других кораблей, что на пути могут попадаться айсберги.
Корабль шел на максимальной для себя скорости примерно 21-22 узла (около 40 км/ч). Есть версия, что у него было задание максимально быстро преодолеть маршрут, чтобы корабль получил неофициальный приз ”Голубая лента Атлантики”. Такое задание дало руководство компании ”Уайт Стар Лайн”, владевшая ”Титаником”, ”Атлантиком” ”Британиком” и другими судами подобного класса.
Во время столкновения ледяная глыба, которую не заметил впередсмотрящий буквально вскрыла пять носовых отсеков корабля по правому борту. В результате этого они начали затапливаться. ”Титаник” обладал хорошей системой перегородок, но при повреждении 90 метров борта шансов на спасение просто не было.
Примерно 1 500 погибших появились из-за того, что на корабле не хватало спасательных средств, а те, что были, использовались крайне нерационально. В первых шлюпках уплывало по 12-15 человек, а последние спускались на воду с 70-80 пассажирами при вместимости 60 человек.
Так «Титаник» выглядит сейчас.
Сейчас останки корабля лежат на дне Атлантического океана на глубине около 3 500 метро. Многие спрашивают, почему его не поднимут. Технически такую задачу нельзя назвать невыполнимой, но большая глубина сильно мешает в ее реализации. Главной трудностью является сгнивший металл, который уже почти развалился. Окончательно он ”растворится” в соленой воде примерно через 80-100 лет.
Вопрос о количестве жертв и расследование дела о крушении
Сразу после кораблекрушения возникла неразбериха с определением количества погибших. Изначально расследование опиралось на количество официально зарегистрированных пассажиров парома «Донья Пас» — исходя из этого, на борту судна находилось 1525 пассажиров и 58 членов экипажа.
Однако, как позже выяснилось, паром всегда ходил перегруженным, многие билеты продавались без регистрации за сниженную цену, а детей почти никто и никогда не регистрировал. Поэтому эксперты вскоре стали называть все большие цифры — 2000, 3000 и даже 4000 пассажиров. По рассказам выживших и очевидцев, наиболее соответствует действительности последняя цифра — многие пассажиры обитали в переполненных каютах, кто-то занимал место в коридорах, а многие и вовсе располагались на палубе.
Лишь позднее — в 1999 году — было установлено, что паром в тот трагический день взял на борт 4341 пассажира, и большинство из них погибло в катастрофе.
Надо отметить, что родственники жертв все еще продолжают судебные тяжбы против оператора Sulpicio Lines и владельца танкера «Вектор» Cal-Tex Philippines, Inc., обвиняя их в преступной халатности. Однако даже спустя почти тридцать лет после катастрофы никаких успехов в этом деле не было достигнуто, и никто не понес вины за случившуюся трагедию.
Причины катастрофы
Здесь следует говорить о двух группах причин: о причинах кораблекрушения, и о причинах, которые привели к такому количеству жертв. Ведь даже при крушении более известного «Титаника» жертв было втрое меньше!
Долгое время причины столкновения судов в проливе Таблас оставались неизвестными и по этому поводу велись многочисленные дискуссии. И к сегодняшнему дню не до конца понятно, как паром и танкер могли столкнуться в широком проливе при ясной погоде. Но если точные причины катастрофы неизвестны, то косвенные причины установлены давно.
В октябре 1988 года совет, собранный для расследования катастрофы, сделал официальное заявление, в котором возложил вину за столкновение на экипаж танкера «Вектор». В ходе следствия было выяснено, что судно не имело лицензии и было фактически немореходным. Также на танкере не было опытного впередсмотрящего и специального навигационного оборудования, поэтому появление парома «Донья Пас» было полной неожиданностью, и экипаж «Вектора» не смог предотвратить столкновение.
Предполагалось, что часть вины лежит и на экипаже парома, так как в момент катастрофы на капитанском мостике находился только один из членов экипажа (и, вероятно, это был не капитан судна), а остальная команда занималась своими делами. Но в последствии эта версия не нашла должного подтверждения, поэтому с команды и оператора (компании Sulpicio Lines) были сняты все обвинения.
Если же рассматривать причины, которые привели к огромному количеству жертв, то здесь одинаковая вина лежит на экипажах обоих судов и на их владельцах.