Скандалы вокруг легенды
По мере того, как сеньора Мария старела и ослабевала, лики тоже начали медленно тускнеть. Многие из них полностью исчезли. В 2004 году, когда она скончалась в возрасте 85 лет, ликов осталось меньше десятка.
После смерти женщины мэрия хотела купить ее дом, чтобы сделать в нем музей, но родственники запросили слишком высокую цену. Тогда «вдруг» оказалось, что лица есть и в другом здании, где Мария провела детство и юность. Этот дом мэрия купила по дешевке и открыла для туристов за плату. Лица в нем оказались нечеткими. Многие парапсихологи обвинили городскую мэрию и своего коллегу Педро Амороса в подделке из коммерческих соображений.
В 2016 году мэрия предприняла еще одно усилие, чтобы привлечь в город туристов с их деньгами. Построенный за 650 тысяч евро «информационный центр», про который мы упоминали в начале статьи, оказался бессмысленной роскошью. Пять дней в неделю новое здание стоит закрытым из-за отсутствия посетителей.
Желающие посмотреть настоящие лики могут без труда договориться с оставшейся в живых родней Марии Гомес Камары. За небольшую плату вам с удовольствием покажут то, что осталось от странных изображений. Ученым стоит поторопиться: если скорость их исчезновения не замедлится, последние следы уникального явления станут недоступными для исследования современными методами.
Ссылки:
Михаил Герштейн •
23.11.2020
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации,
пишите нам на ufocom@tut.by
Подписывайтесь на наш
телеграмм
канал,
чтобы всегда быть в курсе событий.
Парапсихологи за работой
События в Бельмезе не прошли мимо испанских парапсихологов. Первым приехал в городок Хермен де Аргумоза и члены его группы по изучению непознанного. Аргумоза узнал, что в доме Марии до появления лика не происходило ничего аномального. Ее муж, 78-летний Хуан Перейра Санчес, жил в доме с восьми лет и не помнит ничего странного. С кладбищем XIV века не было связано никаких зловещих легенд, и его перенос на другое место в 1838 году обошелся без происшествий. Аргумоза пришел к выводу, что появление ликов связано с сеньорой Марией, выступающей в роли бессознательного медиума. На его фотографиях оказались посторонние детали – например, в кадре появилась детская ножка, хотя в доме не было маленьких детей!
Хермен де Аргумоза пригласил в Бельмез своего немецкого коллегу Ганса Бендера. Исследователи решили положить конец разговорам про то, что хозяева сами рисуют лики ради денег. Находящуюся в эпицентре событий кухню сфотографировали с разных сторон и опечатали в присутствии двух нотариусов. Для запечатывания они использовали замки, протянутую через металлические шайбы проволоку и прочие приспособления, не дающие шансов проникнуть внутрь в обход наложенных печатей.
Через три месяца кухня была проверена в присутствии тех же нотариусов. Один из них, Антонио Паласиос Луке, вспоминал спустя много лет: «Когда печати были сняты, клянусь, я увидел, что фигуры за это время изменились. Могу сказать со всей уверенностью, что там была не подделка, а паранормальное явление, у меня в этом нет никаких сомнений».
За истекший срок в кухне появилось несколько новых «портретов», а старые сильно изменились. Один из ликов даже развернулся на 180 градусов!
Кроме Аргумозы и Бендера, в доме работал парапсихолог Ромеро Мартинес, автор книги «Лики Бельмеза». Однажды он заметил стоявший над полом «сероватый туман». На глазах у Ромеро и его коллеги «туман» как бы всосался в цемент. На этом месте появилось бесформенное пятно, из которого вскоре развилось полноценное лицо. Такой же процесс довелось увидеть доктору Франциско Гастелу: «странное серое облако» на полу медленно приняло форму лица. Доктор поспешно сфотографировал явление, но снимки получились нечеткими и неубедительными.
Однажды пол на кухне разбили на квадраты, сфотографировали, закрыли тканью, а помещение опечатали. Через три месяца, когда помещение вскрыли, оказалось, что лица поменяли выражения и передвинулись на другие места.
Парапсихолог Мануэль Карбаллал заинтересовался тем, как меняются со временем лики Бельмеза. Он предположил, что изменения в положении их ртов отражают какую-то фразу, которую произносят «потусторонние портреты». Карбаллал предложил установить в доме камеры для ускоренной съемки, делающие снимки раз в час или еще реже, а потом прокрутить кинопленку с нормальной скоростью людям, умеющим читать по губам.
Ганс Бендер решил пойти более простым путем. Он оставлял в кухне включенный на запись магнитофон, а потом слушал, не появились ли на пленке потусторонние голоса. Во время записи никто на кухню не допускался. И действительно, магнитофон запечатлел обрывки странных фраз. Кто-то невидимый произнес: «Здесь находится вход в ад». Другие голоса обсуждали бытовые вопросы – женщина называла кого-то алкашом, мужской голос говорил что-то про гостиницу. Возможно, чувствительный микрофон уловил разговоры за окном, а не голоса из потустороннего мира.
Лица в Бельмезе: исследование
Среди основных ученых, которые принимали участие в изучении изображений на полу в Бельмезе, были Ганс Бендер и Херман де Аргумоза. Они параллельно работали во Фрайбурге и в Бельмезе с начала 1970-го года, когда феномен первые разы проявился на полу. После 2-х лет работы ни один из них так и не предоставил своего официального отчета. Аргумоза считал этот случай какой-то невиданной «готической» загадкой, но так ничего официально и не заявил. Бендер, тем не менее, несколько раз ссылался на этот случай в своих лекциях.
Ганс Бендер и Херман де Аргумоза
В рамках исследований, образцы цементной плиты были доставлены в ICV (Институт керамики и стекла Испании) для анализа, который не подтвердил наличия краски или красителей в образце. В другом эксперименте, кухонный пол был сфотографирован по частям, затем сверху закрыт тканью, которая была опечатана по краям. Дом и окна также были опечатаны, чтобы предотвратить попытки несанкционированного доступа. Все это происходило перед камерами немецких тележурналистов и в присутствии городского нотариуса. В течение следующих 3-х месяцев кухня дома оставалась опечатанной. После того, как ткань и печати убрали, стало очевидно, что лица изменили свои выражения и переместились с одного места на полу на другое.
Лица в Бельмесе или лица Бельмеса, являются возможным паранормальным явлением. В доме по адресу: Street Real 5, Bélmez de la Moraleda , Jaén , Spain в 1971 году произошли странные события — изображения лиц стали появляться на полу и стенах. Это послужило основным поводом для потока туристов в Бельмес. Некоторые парапсихологи посчитали это событие одним из важнейших паранормальных явлений двадцатого века. А некоторые, посчитали это искусной фальсификацией.Мария-Гомес Комара заявила, что однажды на полу её кухни, проявился лик женщины. У хозяйки это явление вызвало страх и отвращение, поэтому она попыталась избавиться от этого. Муж и сын убрали старый бетон и залили пол новым, цементным раствором. Но, спустя некоторое время, лицо вновь проявилось. По деревне, пошли слухи, что дом находится на земле, старого кладбища. Эта история получила поддержку местных СМИ – газеты, и телевидение с интересом отнеслись к этому явлению. А тем временем, в доме продолжали появляться образы – лица мужчин, детей и женщин, на стенах и полу. Спустя не большое время, в дом начали собираться целые толпы любопытствующих людей и туристов, чтобы собственными глазами увидеть это “чудо”.Но не все люди с одинаковым энтузиазмом восприняли эту новость, некоторые говорили о финансовой выгоде, а не о мистическом происшествии. Поток туристов, приносил колоссальные деньги, дому с лицами и местному правительству. Разумеется, это “явление” скептики, подвергли всяческим проверкам. Учёные пытались выявить, изменения в структуре поверхности, на которой проявлялись лица, были проведены различные химические исследования. И результат был таков: имея окислительные реагенты (кислоту), или некоторые типы чистящих средств можно с лёгкостью создать такие же изображения лиц, поскольку почти все виды цемента, имеют щелочной характер. В общем, гипотез с вариантами возможной фальсификации – было достаточно много. Так, люди разделились на два лагеря: Скептически настроенные, уверенные в фальсификации люди и, принявшие всё за правду, уверенные в мистическом происхождении лиц.Мария-Гомес умерла в 2004 в возрасте 85 лет. После её смерти, некто Pedro Amorós пытался «открыть» новую волну, интереса к “лицам Бельмеса”, говоря о новых ликах и привлекая туристов. Но, в скором времени Испанские СМИ, а именно газета El Mundo опубликовала статью «New Belmez Faces Faked by ‘Ghostbusters’ and Municipal Government.» (Новые Лица Бельмеса Лож от “Охотников за приведениями” и Муниципального правительства). Далее, пошли слухи о сыне Марии, Диего Перейра, как о авторе, всех таинственных “картин” в доме. Этому способствовал выход книги: “Los Caras de Bélmez” в которой автор, опровергает всю мистику, связанную с лицами Бельмеса.
Новость отредактировал VENDETTA
— 12-12-2011, 11:50
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Не конец, а начало
Если Мария Гомез и рассчитывала,
что на этом все закончилось,
то недолго. Хотя пол заново зацементировали,
а покойников увезли и похоронили,
лица продолжали появляться. Одно лицо сменяло другое,
как отражения в зеркалах. Иногда эта смена происходила буквально за считанные часы. Некоторые лица по виду принадлежали женщинам и детям.
Слухи о лицах Бельмеса разнеслись по всему миру,
и семья Перейра столкнулась с новой напастью — любопытством. Священники,
студенты,
исследователи паранормального,
ученые,
полицейские,
журналисты,
скептики — всем хотелось взглянуть на загадочные лица. В конце концов,
поддавшись на уговоры,
Мария Гомез согласилась на полноценный эксперимент.
Потусторонняя живопись
Продолжающие волновать Испанию события начались 23 августа 1971 года в доме номер 5 по улице Родригеса
Убираясь на кухне, 52-летняя Мария Гомес обратила внимание, что один из потеков на полу стал меняться. Он постепенно начал образовывать мужское лицо, испугавшее хозяев живостью своего выражения
Мигуэль Перейра, один из старших детей Марии, решил уничтожить пугающий образ. Кислота и растворитель не помогли. Тогда он взял кирку, сколол верхний слой цемента и замазал выбоины свежим цементом.
Через несколько недель на том же месте появилось другое лицо – более отчетливое, с суровым выражением. Его накрыли листом стекла и пригласили фотографа запечатлеть изображение. Вскоре семья поняла, что лицо со временем изменяется. Сделанные в разное время снимки доказали, что им не мерещится.
На фотографии из местной газеты были запечатлены тщетные Марии Гомес попытки стереть лица.
Жители Бельмеза, узнав о случившемся, поспешили посмотреть на «портрет с того света» своими глазами. Слухи об этом дошли до репортеров, и в городок стали приезжать любители острых ощущений со всей Испании.
Тогдашний мэр Мануэль Родригес Ривас вынужден был вмешаться. Двое офицеров полиции постоянно дежурили на кухне, чтобы убедиться в отсутствии обмана со стороны жителей дома. Другие полицейские получили инструкции встречать приезжающих зевак и отговаривать их от попытки увидеть феномен.
Это лицо, которое окрестили La Pava, стало своеобразным символом всех ликов Бельмеза.
Лик La Pava цветная фотография.
Однажды утром офицеры увидели, что лицо оказалось окруженным несколькими детскими лицами, хотя стекло по-прежнему оставалось на месте. Их рапорт попал в руки прессы, и Бельмез снова появился на первых полосах газет.
Городские власти решили вырубить злополучные образы вместе с куском цемента. В земле под полом оказались человеческие кости. Расследование показало, что это кости, оставшиеся от кладбища XIV века, а не свидетельство недавнего преступления.
Анализ цемента показал, что на нем нет никакой краски. После того, как кусок был вырублен, лик перестал изменяться. Когда кусок вернули хозяйке, Мария повесила его на стену, как картину.
Дыру в полу, естественно, мэрия заделала, но не прошло и нескольких дней, как на свежем цементе стало появляться другое лицо. Мигуэль Перейра снова сколол его киркой и выбросил обломки. Он был вознагражден за свои труды тем, что вместо мужского лица на цементе появился портрет красивой, улыбающейся женщины с длинными волосами. За следующие недели возникло еще восемь лиц и фигура обнаженной женщины.
В городок стали целыми толпами приезжать любопытствующие и туристы, чтобы посмотреть на чудеса. Семья Марии, не растерявшись, начала брать с них деньги за вход и продавать снимки лиц по 10 песет. К февралю 1972 года дом посетили 60 тысяч туристов. Потом поток посетителей возрос: каждый будний день приезжало около тысячи человек и по пять тысяч в выходные дни.
Версии скептиков
Профессор Дж. Алонсо из Высшего совета научных исследований Испании провел химический анализ материала,
на котором появлялись изображения. В отчете он указал,
что в материале были обнаружены следы меланократового соединения. Это могло означать,
что изображения наносились вручную.
Первой подозреваемой стала,
разумеется,
Мария Гомез. Она умерла 3 февраля 2004 года. Все были убеждены,
что лица с этого дня появляться перестанут,
но феномен не прекратился,
а подозрение сместилось на ее сына Мигеля.
Действительно ли лица Бельмеса носят мистический характер — быть может,
это отпечатки тех,
чьи черепа до сих пор остаются спрятаны? Или семья Перейра просто таким образом решила привлечь к себе внимание и немного заработать? Обе версии имеют право на существование. Первое сообщение о том, что на полу кухни собственного дома появилось лицо человека, поступило от Марии Гомес Камара 23 августа 1971 года
Ее муж, Хуан Перейра, вместе с сыном в тот день уничтожили изображение, разбив киркой цементный пол, а позже постелив на его место новый. Но на этом история не закончилась. Через какое-то время лицо вновь появилось на полу, но на этот раз цемент срезали и передали для исследований
Первое сообщение о том, что на полу кухни собственного дома появилось лицо человека, поступило от Марии Гомес Камара 23 августа 1971 года. Ее муж, Хуан Перейра, вместе с сыном в тот день уничтожили изображение, разбив киркой цементный пол, а позже постелив на его место новый. Но на этом история не закончилась. Через какое-то время лицо вновь появилось на полу, но на этот раз цемент срезали и передали для исследований.
Вскоре о доме, в котором появляются таинственные изображения, узнали многие в округе и по всей стране. На Пасху 1972 году сотни людей приехали сюда, чтобы лично увидеть загадочные изображения на полу. В течение следующих 30 лет феномен не исчез – супруги Перейра заявляли, что лица продолжали периодически появляться: иногда это была женщина, иногда мужчина. Каждый раз изображения были различной формы, размеров и с разным выражением лиц.
Различные изображения появлялись и исчезали с нерегулярными интервалами, начиная с 1971 года, а их появление широко освещалось в местных СМИ. Многие жители города Бельмез уверены, что изображения на полу дома Перейра не являются результатом труда человека.
Кухня дома Перейра
После того, как явление получило широкую огласку, исследователи с разных уголков планеты принялись за изучение этого странного феномена. Вскоре выяснилось, что на месте дома раньше располагалось кладбище. После этого у владельцев было взято разрешение и исследователи принялись вскрывать пол. Их удивлению не было предела, потому, что вскоре они обнаружили под ним останки людей. Останки были перезахоронены, а хозяева принялись стелить новый пол. Но не прошло и двух недель, как все ремонтные работы были закончены, когда на полу вновь появились изображения. Одним из них был уже совершенно другой мужчина, также на полу появилось лицо женщины в окружении крошечных 9-15 граней. После этого пол снимали еще несколько раз, но лица вновь и вновь возвращались. Хозяева также пытались отмыть пол с применением сильных моющих средств, но кроме того, что выражения лиц на полу менялись, а глаза расширялись, ничего не происходило.
Хотя события продолжались до 1972 года, исследователи не смогли научно обосновать этот феномен.
Лица Бельмеса
В андалузской провинции Хаэн, у подножия гор Сьерра-Магна, среди бесконечных плантаций, выращивающих сырье для самого лучшего оливкового масла в Испании, находится Бельмес-де-ла-Мораледа. Это небольшой городок, в котором есть собственный старый замок и в котором мирно живут 1500 жителей. Большинство из них занимается сельским хозяйством и производством масла, которое маркируется особым знаком качества и гордятся тем, что на продукции стоит указание их провинции.
Спокойствие, умиротворение и тишина – так можно описать улочки города, особенно в летний период, когда все вокруг залито средиземноморским солнцем. Но в тот теплый полдень 23 августа 1971 года спокойствие сонного городка было нарушено. Весть о том, что у Марии Гомес на кухонном полу вдруг появилось изображение человеческого лица, распространилась очень быстро.
Вскоре на месте происшествия уже было много народу. Ни мэр, ни священник, ни начальник городской полиции не смогли найти никакого рационального объяснения происходившему.
Лица Бельмеса в “Доме лиц”.
Чуть позже стали появляться уже и сверхъестественные гипотезы. Особенно после того, как сыновья Марии и ее муж, устав от всей этой суеты решили уничтожить появляющиеся лики и залить пол цементом. Но через несколько дней лицо, по-видимому мужское, с открытыми глазами и ртом и длинными темными линиями, похожими на бакенбарды, появилось на новом бетонном полу.
И это было только начало. На стенах, на полах всех комнат, а также на тротуаре перед домом в течение многих лет в общей сложности появилось более тысячи лиц. Что, конечно же, сделало дом Марии невероятно популярным и сюда постоянно приходило много народу, чтобы лично увидеть эти чудеса.
По мнению некоторых специалистов в парапсихологии, такое явление называется “телепластикой”. Оно заключается в “случайном появлении на поверхности более или менее узнаваемых форм или фигур из-за предполагаемого контакта этих поверхностей с эктоплазмой”. Ну, а для официальной науки, все эти странности – всего лишь обычная парейдолия, психологический феномен, неопределенный и случайный контур ошибочно воспринимается как какая-нибудь узнаваемая форма.
Изображения лиц, огражденные для анализа.
Стали ходить упорные слухи, что якобы сама Мария Гомес с помощью своих мыслей производила эти образы. Потому что женщина обладает сверхъестественными способностями. Но мэр встал на защиту чести женщины и пресек подобные разговоры. Тем более она согласилась опечатать и закрыть кухню на несколько месяцев под наблюдением нотариуса для проверки ее причастности к появлению ликов на полу. А когда в комнату снова вошли, то там уже было 17 новых лиц.
Прекратить любой ценой
В 1972 году правительство приказало епископу и властям провинции любой ценой остановить паломничество в Бельмез. Антонио Касадо из газеты «Пуэбло» вспоминал, что его вызвал редактор и сказал, что правительство хочет увидеть в печати правдоподобное объяснение, которое бы всех удовлетворило. Касадо вспомнил, что химик Анджель Винас давно подозревал семью Перейра в подделке лиц при помощи нитрата серебра – вещества, используемого в фотографии.
По просьбе редакции Анджель нарисовал на цементе лицо бесцветным раствором и осветил его ультрафиолетовой лампой. На стене проявился рисунок, достаточно похожий на лики Бельмеза.
«Я написал статью, что лики подделаны, хотя не мог себе представить, как семья из Бельмеза достала нитрат серебра и смогла всех обмануть, – сознался Антонио уже в наши дни. – Но результат был достигнут: интерес к этой теме начал ослабевать и позднее совсем прекратился».
Парапсихологи немедленно отправили на анализ пробы цемента, отколотые от лиц. Энрике Родригес, директор Центра биофизических исследований, пришел к выводу, что в них нет следов нитрата серебра или любой другой краски. Но результаты анализа тогда не увидели свет – при диктатуре Франко никто не осмелился печатать то, что противоречило официальной позиции властей.
Лики Бельмеза изучало несколько поколений исследователей аномальных явлений.
Про лики Бельмеза снова вспомнили в 1997 году, когда известный журналист Икер Хименес взял интервью у оставшихся в живых участников исследований. По его просьбе директор химической компании Хосе Грасенеа провел новый анализ ликов и выяснил, что в цементе нет следов краски, кислоты или солей серебра.