Что такое баухаус

Концертный зал «Юпитер»в Нижнем Новгороде

Дом политпросвещения по типовому проекту построили в Горьком в 1972 году (его брат-близнец есть, к примеру, в Красноярске). Типология ныне совершенно забытая — раньше в таких зданиях проводили лекции и семинары, в них функционировали библиотеки по общественным наукам. Применение немалым площадям в 1990-е находилось с трудом — большой зал превратился в концертный, а остальные помещения делили между собой самые разнообразные арендаторы. В какой-то момент здесь в том числе размещалась Торгово-промышленная палата Нижегородской области. После закрытия концертного зала в 2013 году здание было продано частным инвесторам.

В руках у новых хозяев оказалось здание с потемневшими фасадами и немытыми окнами, архитектура которого долгое время деградировала и постепенно растворялась в окружающей среде. В какой-то момент фасады вообще оказались увешаны огромными рекламными баннерами.

Неудивительно, что внешний облик бывшего Дома политпросвещения воспринимался совсем не как интересный образец архитектуры 1970-х, а как малоприятный артефакт эпохи застоя.

Реконструкция 2019 года, проведенная бюро Стаса Горшунова GORA, вдохнула в здание новую жизнь: основную для постсоветского периода функцию — функцию концертного зала — было решено сохранить и преумножить.

Некоторые элементы оригинальной архитектуры сочли слишком громоздкими, от них избавились для того, чтобы добавить постройке «воздуха». А некоторые наоборот — восстановили как удачные решения. Например, стеклянный тамбур.

Кафе «Волна» в Выксе

Пристроенное к типовому общежитию кафе появилось в Выксе Нижегородской области в 1985 году. Архитектору Сергею Медведеву удалось спроектировать уникальный объект, не обращаясь к типовым чертежам, а кафе предназначалось для обслуживания рабочих из иностранной делегации. В дальнейшем кафе стало обслуживать простых жителей города, став для выксунцев знаковым местом. В 2010-м «Волна» закрылась и с тех пор здание пустовала.

В 2019 фонд Объединенной Металлургической Компании
решил превратить здание кафе, принадлежащее местному металлургическому заводу, в культурный центр и арт-резиденцию.

Слайд 45Западная фронтонная композиция воспро­изводила спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой.

Основная идея сцены — рож­дение богини Афины. Ионический фриз Парфенона длиной в сто пятьдесят девять метров, на котором в низком рельефе были изображены более трехсот пятидесяти человече­ских фигур и около двухсот пя­тидесяти животных (коней, жертвенных быков и овец). Сюжет фриза: панафинейское шествие. Каждые четыре года афинские девушки торжествен­но вручали жрецам храма пеплос (плащ), вышитый ими для Афины. Весь народ участвовал в этой церемонии. Но ваятель изо­бразил не только граждан Афин: Зевс, Афина и прочие боги при­нимают их как равных. Кажет­ся, не проведено грани между бо­гами и людьми: и те, и другие одинаково прекрасны. Это тож­дество как бы провозглашалось ваятелем на стенах святилища.

Взгляд на Россию

Заха Хадид сотрудничала и с российскими заказчиками. По ее дизайн-проектам были построены два здания: особняк Capital Hill Residence для бизнесмена Владислава Доронина и бизнес-центр в Москве.

Особняк в районе Рублево-Успенского шоссе был первой постройкой для частного лица. Сооружение, лишенное острых углов, ассоциируют с космическим кораблем. Первый уровень располагается под землей, а верхний, где находится спальня с панорамными окнами, словно парит на высоте.

Бизнес-центр Dominion Tower, или «Пересвет-Плаза», торжественно представили в 2015 году. Это семиэтажное здание, в основу которого легли принципы русского авангарда. Каждый этаж смещен относительно предыдущего и последующего, создавая впечатление сдвинутых тектонических плит. Изначально проект включал бесшовные панели и секции, создающие ощущение полета, однако в связи с адаптацией к бюджету было решено отказаться от некоторых элементов. Для отделки фасада использовали белый камень, стекло и алюминий.

Слайд 9Античные философы весьма пренебрежительно относились к архитектуре. Она не была включена

в состав свободных искусств (таких как математика, риторика, политика и т.д.), потому что определялась как одно из низших «механических» искусств. Строительство в античности имело характер ритуала, то есть подчинялось установленному порядку действий. А этот порядок действий был ориентирован на создание такой среды, которая бы воплощала и удерживала целостность и завершенность. Эти требования относились, прежде всего, к организации жизни, которая представлялась, как Космос, а архитектурные сооружения, наряду с другими предметными атрибутами среды, рассматривались как условия, обеспечивающие такую жизнь.

Слайд 58Подбиваемые своей матерью Геей, которая затаила обиду на Зевса за то,

что тот заточил её сыновей-титанов в преисподнюю, гиганты под предводительством Эвримедона стали забрасывать небо огромными скалами и горящими дубами. Гея пыталась найти растение, которое бы сделало её детей бессмертными. Однако Зевс запретил Эос, Гелиосу и Селене светить, а сам отыскал растение в темноте. Благодаря этому боги стали сильнее гигантов, однако оракул предсказал им, что они одержат победу только при помощи смертного, потому что гигант не может умереть от руки бога. Поэтому Афина привлекла на сторону богов Геракла. Помощь олимпийцам оказали таким образом Дионис и Геракл — сыновья Зевса от смертных матерей. Геракл убивал гигантов своими стрелами с наконечниками, пропитанными ядовитой кровью убитой им гидры.

Слайд 14в классический период отсутствует расщепление между индивидуаль­ными ориентациями человека и общественным

целым. Гражданин античного полиса чувствовал себя в безопасности — полис защищал человека, обеспечивал его права, справедливость общественных от­ношений, равновесие государственных и индивидуальных интересов. Отсюда и те формы творчества, которые отличает взаимопроникно­вение объективного и субъективного, лирического и эпического.Когда мы употребляем слово «классическое» для характеристики художественного творчества в XV в. в Италии или в XVIII в. во Франции, мы также имеем в виду гармони­ческое единство, выступающее как образец, норма и идеал. в XVIII в. И. Винкельман создал первую историю искусств, художественная культура античности трак­товалась им как норма и образец, как исходное основание, задаю­щее критерии оценки всем последующим эпохам с их изгибами, парадоксами, переломами, противоречиями художественного созна­ния.

Слайд 8ценности обладают исключительно важными свойствами, а именно они содержат в себе

то, что разделяет людей на разные группы и в то же время объединяет их в эти группы. ценности могут быть индивидуальными и общепризнанными. В нашем примере общей ценностью можно считать строительство своего будущего. Тогда индивидуальными ценностями становятся способы этого строительства и отношение к обучению в вузе как средству этого строительства. Каждый человек «несет в себе» не одну, а несколько ценностей, которые, как правило, выстроены иерархически: какая-то ценность является главной, остальные следуют за ней, иногда подчиняясь ей, иногда противореча. ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо они принципиально отличаются друг от друга. По его мнению, идеи представляются как своеобразный продукт мышления, который задает импульс, направленный на познание и преобразование реальности. Ценности же — это духовные опоры, которые способны ориентировать человеческую деятельность в определенном направлении.

Культурный центр«Зеленоград»

Одно из главных зданий крупнейшего советского центра микроэлектроники строили целых 15 лет и торжественно открыли в 1983 году. За следующие 30 лет здесь мало что поменялось, «законсервировалась» и архитектура. Зачастую во время модернизаций зданий под современные нужды с ней не церемонятся, однако Зеленоград пошел по иному пути. 

КЦ «Зеленоград» — этапный проект для тренда на сохранение модернистского наследия. Его реализовали в 2014 году по проекту англо-российского бюро Bardakhanova Champkins architects. Поклонник архитектуры советского авангарда, британец Николас Чампкинс не раз сетовал на то, что во время отечественных реконструкций мало внимания уделяется небольшим архитектурным деталям, которые уничтожаются и заменяются на что-то типовое, а улицы и здания теряют частичку своей идентичности.

Уникальному по своим масштабам и архитектуре зеленоградскому дворцу культуры повезло попасть в «хорошие руки». Его реконструкцию сложно заметить невооруженным глазом — интерьеры здания производят впечатление в хорошем смысле застывших во времени. Будучи бережно очищенной от «наслоений» десятилетий эксплуатации, архитектура здания показывает, насколько современным может выглядеть совмод.

Важна и смена имиджа здания согласно новой концепции: преображение из советского дворца культуры, где просто так не ожидают никого «лишнего», в полноценный общественный и культурный центр, куда можно просто зайти с улицы и выпить чашечку кофе.

Александр Усольцев

Москвовед

«Внешний облик здания реконструкция не затронула (кроме того, что на фасадах появились медиаэкраны). Главное, что реконструкция избавила здание от наслоений — различные завхозы и директора лишали интерьер единства, оставив после себя различный цвет потолочных ламп, завешанный афишами холл, стилистически разную мебель. В таких условиях ценность архитектуры была понятна только специалистам, рядовому посетителю воспринять ее было трудно. Обновленное здание стало местом притяжения не только для жителей окрестных домов, но и для города в целом — внутри можно посидеть в кофейне, провести время в холле, ожидая, например, возвращения ребенка из кружка, или просто, пережидая дождь, воспользоваться местным буккроссингом»

Сейчас очевидно, что зеленоградский пример во
многом опередил свое время — при этом оказавшись практически незамеченным.

Слайд 22Богиня Афина — одно из важнейших божеств олимпийского пантеона греков. Силой

и мудростью она равна Зевсу, она занимает место рядом с ним и ей должны воздаваться почести вслед за Зевсом. Она хранит молнии Зевса. только «Афине одной меж дочерей даровал Зевс вершить дела отцовскую властью».Афина была боже­ством полифункциональным. Афине принадлежит особое место, как бо­жеству мудрости и знания56. Афина — богиня, в которой олицетворяется рациональная сторо­на войны: организованный боевой строй, боевой порядок, стратегиче­ский замыселАфина — покровительница труда, особенно труда, осененного зна­нием. Древние греки полагали, что «изобретение» ремесла и распространение его среди людей — заслуга Гефеста и Афины. Она и «мать многосчастная всяких искусств», и «изобретатель ремесел». Она покровительствует гончарам, строите­лям кораблей, рукодельницам. Она — вообще защитница людей ре­месленного трудаона защищает полис, как нормальную форму организации человеческого об­щества— поэтому она широко известна как Афина Поллада («Городская») и Афина Полиуха («Градодержица»)Миссия Парфенона состоит в воздаянии за заслуги, в выражении благодарности за покровительство, и почитания за особую роль богини Афины в жизни полиса и является прямым воплощением космогонического представления о мироустройстве

ДК в Железноводске

Дворец культуры — яркая доминанта курортного Железноводска. Открытый в 1983 году, к 2018 году он достиг аварийного состояния и выживал как мог: в нем работал ресторан, хозяева которого прибили свою вывеску на один из барельефов, проводились ярмарки шуб и меда. В рамках ремонта здание едва не зашили сайдинговыми панелями, а оригинальные элементы даже начали демонтировать.

В Железноводске могло вполне произойти то, что уже случилось с десятками модернистских объектов по всей России, — превращение умирающей архитектурной достопримечательности в очередную безликую коробку. По счастливой случайности к ремонту подключилось бюро Archiproba Studios. Его основательница Тамара Мурадова смогла создать уникальный прецедент — не только отстоять архитектуру, но и донести ценность старого пространства для его новых пользователей.

Тамара Мурадова

Основатель Archiproba Studios

«Мы вошли в проект случайно, когда на объекте уже шел процесс почти полного демонтажа всех элементов. Хорошо, что удалось остановить этот варварский процесс и убедить заказчика и власти в том, что работа над данным объектом требует внимательной и тщательной реставрации

У здания не было статуса памятника, но это не умаляет его ценности как важного объекта эпохи брежневского модернизма»

Случай Железноводска — про то, как порой необходимо уметь взаимодействовать с местными властями и про возможность донести мысль об эстетической ценности модернистской архитектуры до невосприимчивой, на первый взгляд, аудитории. Впрочем, одной эстетикой дело не ограничивается.

Советские дворцы культуры порой сравнивают с фабриками, предприятиями по «производству культуры» — эти здания отлично справлялись со своими задачами, будучи проработанными до мельчайших деталей десятками различных специалистов — от инженеров до художников-монументалистов. Фабричное оборудование, конечно, со временем стоит менять — но стоит ли в процессе выкидывать функционирующие элементы из этого сложного механизма?

«Здания ДК эпохи советского модернизма уже однажды были эффективной машиной культуры для населения всей страны. Грамотно подходя к проектам реновации, можно вновь сделать их современными и востребованными, сохраняя при этом физическую связь с историей и элемент эстетического воспитания нового поколения»
— обзор реконструкции ДК в проекте «Идентичность в типовом»

Возможно это часть намечающегося тренда на ревитализацию дворцов и домов культуры, к которому можно отнести также опыт Кимр и Воронежа. Увы, классический «евроремонт» по-прежнему остается наиболее простым и удобным решением во множестве других случаев. К счастью, не всегда.

Слайд 59появление второй темы в декоре храма – кентавромахии трудно объяснить только

популярностью легенды о кентаврах. В греческой мифологиипоявление второй темы в декоре храма – кентавромахии трудно объяснить только популярностью легенды о кентаврах. В греческой мифологии кентавр — легендарное существопоявление второй темы в декоре храма – кентавромахии трудно объяснить только популярностью легенды о кентаврах. В греческой мифологии кентавр — легендарное существо, у которого конскиепоявление второй темы в декоре храма – кентавромахии трудно объяснить только популярностью легенды о кентаврах. В греческой мифологии кентавр — легендарное существо, у которого конские туловище и ноги, а там, где должна начинаться шея коняпоявление второй темы в декоре храма – кентавромахии трудно объяснить только популярностью легенды о кентаврах. В греческой мифологии кентавр — легендарное существо, у которого конские туловище и ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков»), являясь воплощением буйной природной силы, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к пьянству и амурным приключениям.  

Радиальные дома

Попав в узкие рамки различных требований, предъявляемых заказчиками, ландшафтом и архитектурным окружением, современные архитекторы создают настоящие шедевры. Именно так появились современные частные дома с радиальным планированием.

Иногда ориентация окон только на одну сторону становится не просто желанием, а необходимостью. В условиях тесной застройки частного сектора, осо-бенно в черте городских округов, такая планировка может быть единственно возможным вариантом. Радиальный дом позволяет добиться требуемого результата и при этом обеспечить всё пространство натуральным светом.

Особенность таких строений в том, что стены всех помещений как будто расходятся из одной точки, образуя радиусы окружности. В результате получаются своеобразные сегменты. Основная часть окон расположена именно на внешней стороне данных сегментов, открывая тем самым более выигрышный вид.

Та часть дома, из которой расходится перспектива, может и вовсе не иметь окон. Это отличное место для расположения технических или хозяйственных помещений, а также санузла. Сегменты могут отличаться по длине и ширине, при необходимости стены-радиусы могут быть с изломами — для образования ниш и удобства зонирования пространства.

Радиальные дома такого типа позволяют не только обеспечить желанный вид из окна во всех жилых помещениях, но и избежать лишних теплопотерь. Для этого при планировании необходимо учесть расположение дома относительно сторон горизонта, ведь если большая часть окон выходит на восток, помещение будет интенсивнее прогреваться естественным путём, то есть за счёт солнечных лучей. К тому же при ориентации постройки нельзя забывать и о розе ветров. Так, например, самая ветреная сторона может быть совсем без окон.

Фасад дома при этом не обязательно должен иметь форму окружности. Напротив, строение может быть привычной формы или изобиловать различного рода архитектурными дополнениями. Это не просто дизайнерская прихоть, а весьма практичное решение. Внутреннее пространство, подчинённое перспективе, несколько ограничивает расстановку необходимой для комфортной жизни мебели. Таким образом, дополнительная территория, полученная за счёт выступов, может быть необходимой с практической точки зрения.

Ещё один вариант радиального дома — расхождение стен-радиусов из центра строения. Это удобно, когда конструкция имеет сложную геометрическую форму, организовать в которой полноценные комнаты нет возможности. Такой дом не обязан иметь форму круга, да и вполне может обойтись даже без намёка на окружность. Это опять-таки актуально для плотной застройки, которой изобилует почти любой пригород. Пять, шесть или большее количество стен, необходимых, чтобы обойти сложный ландшафт или имеющиеся на участке постройки, — всё возможно при радиальной планировке от центра.

Дизайнеры-архитекторы предлагают располагать в центре здания, например, столовую, а остальные сегменты использовать как комнаты. Если в середине расположить печь или камин, будет возможно равномерно прогреть все помещения-сегменты, чего не позволяет традиционная планировка с коридорами, переходами и проходными комнатами.

Радиальные дома не имеют каких-либо ограничений в использовании строительных материалов. Всё зависит от пожелания заказчика и его финансовых возможностей. Но есть и исключения. Речь идёт о купольных радиальных домах. Это достаточно сложная конструкция, которая предполагает округлую форму стен и кровли или только кровли. Естественно, к дому могут быть пристроены дополнительные жилые помещения или террасы, но основа всё-таки останется круглой.

Самыми популярными материалами для сферических домов являются кирпич и пенобетон. Остальные строи-тельные материалы, хоть и применяются в подобном строительстве, но либо вне нашего климата, либо для сооружения летних построек.

Основная проблема сферических домов — сложность использования традиционных, проверенных временем, теплоизоляционных материалов. Этим и обоснован частый выбор кирпича и пенобетона, ведь проще изначально использовать строительные материалы с хорошими теплоизоляционными показателями, дополнительно утеплив их подходящей изоляцией, чем возводить тонкостенный дом и биться за тепло, сооружая сложные конструкции для пирога теплоизоляции. Такой нестандартный подход требует тщательных расчётов и грамотных монтажных работ.

Несмотря на сферическую форму, иногда такие дома являются радиальными только с точки зрения внешней геометрии, ведь их планировка может быть какой угодно и совсем не обязательно подчинённой перспективе.

Самое высокое здание в мире

В 1922 году на Первом всесоюзном съезде советов прозвучала идея построить в Москве Дворец Советов. По задумке, здание должно было стать символом могущества и процветания коммунизма не только для советских граждан.

Пройдет еще 15 лет, прежде чем идея советского руководства начнет претворяться в жизнь. В 1932 году было проведено несколько конкурсов. В результате в 1934-м выбрали действительно грандиозный проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана, автора Дома на набережной.

Иллюстрация: «Московские новости»

Чтобы выполнить задание партии, советские архитекторы, никогда прежде не строившие высотки, изучали опыт зарубежных коллег. Некоторые идеи, как, например, создание зданий на основе стального каркаса, можно было почерпнуть из иностранных журналов, в которых американские архитекторы, застройщики, инвесторы и девелоперы публиковали свои чертежи в качестве рекламы. 

В целях изучения высотного строительства, выигравшие конкурс на проект Дворца Советов архитекторы — Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — дважды ездили в командировки в Нью-Йорк, где на тот момент уже стояли небоскребы, в том числе самое высокое здание в мире — 102-этажный Эмпайр-стейт-билдинг высотой 381 метр. Согласно задумке, 415-метровый Дворец Советов должен был его превзойти.

Архитектор Вячеслав Олтаржевский еще в 20-е годы уехал в США, где учился и работал на строительстве небоскребов больше 10 лет. После возвращения на родину его назначили главным архитектором ВДНХ. Изначально по техническому заданию для разовой выставки предполагались временные павильоны, исходя из чего Олтаржевский решил строить их из дерева. Однако почти перед завершением работ условия неожиданно поменяли — выставка должна была стать ежегодной, а павильоны простоять много лет. Срыв сроков, хотя и не по его вине, стал поводом для ареста Олтаржевского. Реабилитирован он был только после окончания Великой Отечественной войны и стал одним из авторов гостиницы «Украина».

В начале 30-х годов в Москву для консультаций была приглашена группа архитекторов от фирмы Альберта Кана, которого можно назвать строителем Детройта. В основном зарубежные специалисты участвовали в индустриальном строительстве, но советские инженеры получили возможность изучить их методы и перенять важные навыки. 

В отличие от московских зданий высотки Нью-Йорка или Чикаго достаточно лаконичные, почти всегда без шпилей. «Это были коммерческие здания, где заказчики ценили свои деньги, и поэтому там была немножко другая структура. Это были узкие башни со сравнительно небольшим сечением этажа — 20 на 20 метров, 30 на 30 метров», — поясняет Андрей Бархин. По сравнению с американскими застройщиками и архитекторами, советские мастера не были ограничены запросами корпораций и получили больший простор для воплощения своих идей. В то же время у них была задача превзойти своих иностранных коллег как в стилистических решениях, так и в общей высоте зданий.

  • Слева — Palmolive Building в Чикаго (1929)Справа — гостиница «Украина» (1953–57)
  • Слева — JPMorgan Chase Building (ранее Gulf Building) в Хьюстоне (1929)Справа — здание МИД России (1948-53)
  • Слева — Ратуша Буффало (1932)Справа —дом на Кудринской площади (1948–54)

Все это определило уникальный стиль московских высоток. Они строились на широких прочных фундаментах-основаниях, которые делали их более устойчивыми на сложных глинистых московских грунтах. Шпили же играли важную роль, увеличивая высоту зданий. Порой они составляли одну треть высоты всего объекта, именно это помогало им выигрывать в «росте» у заокеанских небоскребов.

Строительство грандиозного Дворца Советов началось только в 1939 году, в том числе потому, что после Гражданской войны экономика СССР была еще слишком ослаблена. Здание должно было появиться на месте Храма Христа Спасителя. Во время Великой Отечественной войны стройку снова приостановили, а после ее окончания вновь не смогли продолжить по экономическим причинам. В итоге станцию метро «Дворец Советов», которая задумывалась как подземный вестибюль здания, переименовали в «Кропоткинскую», а в котловане высотки в конце 50-х разместили бассейн «Москва». 

Слайд 39Ордерная классическая колонна не просто конструктивный элемент. Колонна – это прежде

всего символ. Вертикаль – это знак сосредоточенности на одном существе, это то, что действует на человека, как напоминание о его единичности.Поэтому каждая колонна – символ человека, а дорический ордер напоминает ряды воинов-гоплитов, украшением которых были мужество и стойкость. Парфенон в отличие от предыдущих храмов приобретает перистильный характер, то есть имеет окружающую храм со всех сторон колоннаду. Свободные граждане были равны в правах не только в человеческом сообществе, но и перед богами, отсюда — двойной ряд абсолютно одинаковых колонн, каждая из которых – символ гражданина. Афина живет на земле рядом со всеми, поэтому целла на одном уровне с галереями.

Слайд 34ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ Главная особенность греческого дома состояла в том, что

он делился на две части: АНДРОН — помещение для мужчин и ГИНЕКЕЙ- помещение для женщин, где они проводили почти всё своё время. Попадание женщин на мужскую половину и мужчин на женскую подчинялось специальному режиму, не допускающему отступлений. Посмотрим на план Парфенона. Мы видим те же две части: женскую (наос) и мужскую — для жрецов (иарфенон). Эти помещения не только разделены глухой стеной, но и имеют разные входы. В целлу – помещение, где размещалась двенадцатиметровая статуя Афины, входить разрешалось только жрецам в исключительных случаях – так оберегалось жилище богини. Оно также защищено как жилище человека, поэтому и вход в целлу афинянам запрещен.

Слайд 33Парфенон как и любой другой греческий храм считался земным жилищем бога,

поскольку в соответствием с идеей космогонизма, человекоподобные боги должны иметь на земле места, устроенные как у смертных. Прототипами храмов явились крупные жилые дома басилевсов.Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было немного, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. В соответствии с идеей космогонизма земное жилище бога устраивалось по типу жилища обычного грека. Внутреннее помещение храма было недоступно для афинян – оно было, как и жилище рядового гражданина защищено от внешнего мира. греческий храм (греч temenos) – первоначально участок земли, принесенный в дар божеству

Слайд 7СОСТАВ КУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСАИдеяСовокупность представлений о мире, содержащих в себе проекцию познания

мира и его изменениеЦенностьЛюбой предмет, материальный или идеальный, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость Нормы поведенияВыработанные в процессе развития социума наборы средств, с помощью которых кодируется, а затем и воспроизводится как эталон тот тип форм поведения, который характерен для членов различных социальных групп и для социумаОбразец деятельности1) ремесло основано на совокупности практических предписаний и рецептов, которые могут быть сколь угодно сложными, и требуют от исполнителя виртуозности и даже интуиции; 2) профессия же строится на основе мышления, на основе теоретических представлений. АртефактМатериализованная идея, опредмеченная ценность, отражает определенные принятые сообществом нормы устройства жизни и является продуктом определенным образом интерпретированной и реализованной деятельности.

Слайд 13гармония. Она близка понятию меры, пропорции, симметрии. Согласно Пла­тону, гармония не

есть нечто такое, что непосредственно соединя­ется в силу похожести. Вслед за Гераклитом он повторяет, что гар­мония создалась из первоначально расходящегося. Это особенно яв­ственно проявляет себя в музыкальном искусстве, где расходящие­ся высокие и низкие тона, демонстрирующие взаимозависимость, образуют гармонию. Речь, таким образом, идет о гармонии как о контрасте, соединении противоположностей, что позже нашло воп­лощение в аристотелевской трактовке красоты как единства в мно­гообразии.Интересно проследить, как эволюционировало понятие гармо­нии в античном художественном сознании. Если первоначально гар­мония воспринималась главным образом космологически, т.е. как экстраполяция всех объективных свойств Космоса (отсюда»и тяга пифагорейцев к рассчитыванию математических отношений музыкальных интервалов), то впоследствии гармонию стали искать в зем­ном, повседневном мире людей, где она зачастую несет на себе от­печаток индивидуального отношения.

Туристический комплексв Суздале

Сейчас мало кто вспомнит, но до начала 1970-х Суздаль был захолустным провинциальным городком без промышленности, с разбитыми дорогами и отсутствием телефонной связи. Возможно, именно благодаря этому и сохранился его уникальный колорит. В конце 1960-х этот колорит разглядело советское высокое начальство, решившее превратить городок в туристическую мекку.

Проектом преобразования занялся главный архитектор Москвы Михаил Посохин — в рамках его реализации был спроектирован и построен Главный туристический комплекс, позволивший принимать туристов и интуристов практически в промышленных масштабах. Его создатели стремились избежать диссонанса с окружающей исторической средой и попытались заложить в комплексе мотивы древнерусского зодчества. Особой роскошью отличались интерьеры, которые должны были служить «витриной социализма» для иностранных путешественников.

После распада СССР комплекс менял владельцев и медленно
приходил в упадок, но дожил до масштабной реновации, в рамках которой ему осознанно вернули изначальный облик.

За архитектуру бороться не пришлось – осознание ее ценности здесь присутствовало изначально у всех участников процесса:

Елена Махрова

Руководитель бюро Elena MakhrovaInteriors & Architecture

«ГТК настолько классно и грамотно был спроектирован изначально, что там и не хотелось ничего поменять. Ни добавить, ни убавить. Поэтому такие здания нужно просто сохранять. Они полны уникальных решений, при их строительстве использованы дорогие натуральные материалы, оригинальные светильники и много других не всегда заметных, но важных деталей»

Реконструкция комплекса стала не только развитием очень востребованной в Суздале туристической инфраструктуры, но и закрепила его статус как полноценной достопримечательности — теперь в город можно ехать не только за белокаменными соборами и деревянными домами. Тем более что запрос на совмод-туризм в последние годы ощутимо растет — регулярно появляются не только «десятки лучших» объектов, но и полноценные экскурсионные маршруты.

Сергей Седов

Гид по Суздалю

«Это вне всякого сомнения хороший пример, учитывая, что в провинции вообще работы с советским наследием ведутся очень редко, преобладает снос. Надо отдать должное реставраторам и владельцу, они провели достаточно глубокую исследовательскую работу и попытались максимально приблизиться к советскому оригиналу. Даже проспонсировали выпуск книги “Преодоление: Как стоили ГТК”, где многие факты впервые были введены, так сказать, в научный оборот.

Но есть и минусы: так как есть потребность больше зарабатывать, строительство спортивного комплекса «Суздаль Арена» и аквапарка (на территории ГТК) несколько нарушает первоначальный замысел объекта»

Суздальская история — повод поразмышлять о воссоздании атмосферы «брежневского шика» как востребованной ностальгической программы работы с модернистским наследием. Массово востребованную тему — память о советском прошлом — можно задействовать не только на уровне многочисленных «музеев СССР», но и на уровне конкретных зданий с богатой историей.

Сергей Седов

Гид по Суздалю

«Сюжет этот для города всегда был важным, так как Турцентр в советское время считался настоящим градообразующим предприятием для Суздаля в советское время. Съемки фильмов, иностранные туристы, бары, лидеры криминальных группировок, приезжающие — все это всегда создавало особую мифологию.

После реконструкции комплекса появилась возможность включать турцентр в экскурсионные маршруты, учитывая общий рост интереса к периоду 1960-х и 1970-х годов»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: