Не ходил в школу, не умел читать и писать, но в 8 лет обыгрывал взрослых в шахматы: разбираю историю мальчика с знаменитого фото

Три мушкетера. часть вторая. глава x. грозный призрак (дюма) — читать онлайн

Стал ли гроссмейстером, какие награды получил за свою жизнь

Чемпионом мира по шахматам Самуэль Решевский так и не стал. Но в 30-50-х годах постоянно входил в число претендентов на титул, участвовал в соответствующих турнирах.

Решевский (посередине) в компании советских шахматистов Кереса, Ботвинника, Смыслова и голландца Эйве на матче за шахматную корону в 1948 году.

Неоднократно он обыгрывал и тех, кому принадлежала корона (Капабланку, Алехина). Благодаря этому Решевский вошел в символический «Клуб Михаила Чигорина», куда включаются шахматисты, побеждавшие чемпионов мира.

Среди его официальных достижений – 8 титулов чемпиона США и звание гроссмейстера ФИДЕ. А еще – победы на многих представительных международных турнирах, например, в Маргите, Ярмуте, Гастингсе.

Матч между уже пожилым Решевским и совсем молодым Фишером в 1961 году наделал много шума. Решевский тогда победил.

Фотография юного Самуэля Решевского во время сеанса одновременной игры в шахматы во Франции – очень выразительный и «говорящий» снимок. В свое время он вызвал у меня острый приступ любопытства.

И оказалось, что история жизни этого вундеркинда не менее интересна, чем сам кадр.

А вам, когда вы увидели это фото впервые, захотелось узнать, что за ним стоит?

Сила мифа

Желающих развеять этот блестящий образ, созданный Александром Дюма
, по-прежнему навалом. С пафосом единственного хранителя истины и ехидной улыбкой вам расскажут, что всё-то Дюма наврал. Что — да, был такой Д’Артаньян, гасконец и мушкетёр. Но действовал не так, не с теми, и не тогда. Что всё было много скучнее. Появление на свет предположительно в 1613 г., затем, после непонятного детства, только служба, приказы, казарменная лямка и смерть от голландской пули в 1673 г.

Когда-то археолог-любитель Генрих Шлиман
решил искать легендарную Трою, руководствуясь «Илиадой» Гомера
. Над ним смеялись. И совершенно зря. Кое-какие мелочи, донесённые слепым сказителем, оказались чистой правдой. То же самое можно сказать и о романе Дюма. Да, он передвинул действие лет на двадцать назад — во время истории с алмазными подвесками реальному Д’Артаньяну было то ли три годика, то ли все пять. Серьёзное прегрешение. Однако есть нюанс. При детальном рассмотрении почти все строки Александра Дюма оказываются чистой правдой.

За столом

Сценка «Пожелания с днем рождения от экстрасенса»

Экстрасенс (входит в комнату, загадочно водит руками): Здравствуйте! Кто тут именинник? Зачем я спрашиваю, я знаю сам! Ты! (Показывает пальцем). Дай-ка прощупаю твою ауру! (Водит руками по голове, загадочно шепчет). Вижу… вижу, что аура у тебя хорошая! Положительные моменты притягивает! Так, говорю что тебя ждет: 364 дня благополучия и беспечности! Не надо, не спрашивай, что там в 365 дне, плохо вижу, смутно, жена твоя, да шуба норковая все время мелькает… Вот такие вот шаги к успеху и мечте (Шагает туда-сюда широкими шагами)! Так, дальше опять смутно — все банальщина сплошная: счастье, здоровье, любовь, удача… Но что будет, то будет — соврать никак не могу!

(Театрально прижимает руку к сердцу, закатывает глаза и падает на пол, лежит секунду, встает, крепко обнимает именинника и целует в щеку). Сама судьба только что связалась со мной! Сказала, что целует тебя, и подарки велела передать! (Дарит подарок).

Сценка «Вредная уборщица»

В самый разгар праздника появляется «уборщица» с ведром и шваброй в руках. Ведро должно быть высоким, чтобы не было заметно, что лежит на дне. Она начинает что-то ворчать себе под нос и мыть пол.

Кто-то из гостей: Гражданочка, что Вы делаете?! У нас тут вообще-то день рождения!

Уборщица: А мне до этого какое дело? Я свою работу делаю и никому не мешаю.

(Между гостем и уборщицей начинается перепалка. Желательно, чтобы этот гость сидел рядом с именинником).

Гость: Вы не видите, что мы отмечаем юбилей? Гости собрались, а Вы тут со своим ведром и шваброй.

Уборщица: Ах, у вас тут праздник? И где именинник?

(Показывают именинника уборщице).

Уборщица: Так это из-за тебя мне работать не дают? Так это из-за тебя тут понаходили-понатоптали? Так вот же тебе мои поздравления!

(Берет ведро и высыпает на именинника конфетти, которое лежит на дне ведра. Бурная реакция гостей, смех, аплодисменты).

Сценка «Поздравление от восточных красавиц»

Действующие лица: Девушки, переодетые в восточных красавиц (можно распределить роли по количеству подарков). Девушки входят в помещение и уходят после вручения подарков под восточную музыку, выполняя движения восточного танца.

Девушка 1: Ты сегодня Шейх-аль-шейх, ты сегодня лучше всех! Гульзия, Рамза, Темза, пришли поздравить все тебя!

Девушка 2: Ты — любитель жизни яркой, принимай скорей подарки!

Девушка 3: Чтобы в жизни все было гладко, не зыбко, на держи, мы тебе дарим рыбку! (Можно оформить «букетом ‘несколько видов соленой рыбы, или просто наборы закусок).

Девушка 1: Чтобы жена души в тебе не чаяла, на тебе набор чая!

Девушка 2: Ну а к чаю, мы, конечно, приготовили конфеты! С коньяком!

Девушка 3: А конфет нету (пожимает плечами). На, держи бутылку эту! (Дарит бутылку коньяка).

Девушка 1: Для тебя, любитель плавать в тёплой речке по утрам, мы подарим, нет, не трусы, а лодку мы подарим Вам! (Или спиннер, или другие рыболовные принадлежности, тогда просто заменить на слова «вот что!»)

(Танцуют элементы восточного танца, далее как во флешмобе, все гости постепенно повторяют эти движения, и уже танцует все. Девушки убегают).

Заключение

Удивляйте, поздравляйте, импровизируйте для своих близких мужчин. Им будет очень приятно получить не только подарки, но интересные прикольные сценки поздравления на день рождение мужчине

Это внимание и забота , а они бесценны. Именинник увидит как Вы готовились и старались, с какой фантазией и любовью, ваши сценки навсегда оставят неизгладимые впечатления!

Мушкет и фуршет

Теми же резонами — поскорее стать мушкетёром — руководствовался книжный Д’Артаньян, когда нанимал слугу. В других ротах отсутствие личного слуги не было камнем преткновения. Есть — хорошо, нет — обходились одним лакеем на десятерых. А вот мушкетёрам слуга был необходим. Здесь — суровая проза жизни. Средний рост мужчины того времени — 165 см. Длина мушкета могла доходить до 175 см. Вес — до 9 кг. Стрелять из такой дуры можно было только при помощи сошки-стойки. Была и она, только называлась «фуршет», дав впоследствии имя закусочному столу. И весила тоже немало. Так что если положенные два пистолета и шпагу можно было таскать на себе, не утруждаясь, то для оружия, давшего имя роду войск, был необходим слуга.

«Планше
, слуга Д’Артаньяна, с достоинством принял выпавшую на его долю удачу. Он получал 30 су в день, целый месяц возвращался домой веселый, как птица, и был ласков и внимателен к своему господину». Здесь к Дюма обычно придираются, указывая на то, что жалованье мушкетёра составляло всего лишь 39 су в день. Не мог же наш герой почти всё отдавать какому-то лакею!

На самом деле мог. Потому что реальный Д’Артаньян выполнял ряд весьма щекотливых поручений, которые если и не оплачивались наличными сразу, всё-таки сулили весомый доход.

«Д’Артаньян шёл между Атосом и Портосом…», рис. Мориса Лелуара (1894). Maurice Leloir Фото: Commons.wikimedia.org

Мещанин во дворянстве

Больше того — ею являлись даже вопли наших мальчишек, которые, насмотревшись на приключения Михаила «Тысяча чертей» Боярского
в роли гасконца, устраивали поединки на шпагах из прутиков.

И немилосердно коверкали имя любимого героя. Оно звучало то каким-то реверансом в сторону «Звёздных войн» — «Дарт Аньян», то приобретало отчётливо армянский колорит — «Дыр-Танян».

Как ни странно, все эти варианты имеют право на существование. Написание родовых имён во Франции XVII в. — настоящий цирк с конями. Вполне респектабельной версией фамилии главного мушкетёра всех времён было нелепое, но зафиксированное в документах Artanga (Артанья). А также Dartagnan, то есть Дартаньян — именно так, в одно слово. Сам Шарль Ожье де Бац де Кастельмор
, а именно таким было имя нашего героя по отцу, предпочитал называть себя d’Artaignan. Стильно и архаично. В честь деда со стороны матери, что автоматически удревняло его родословную чуть ли не до времён Крестовых походов.

«Я не верю их хитрым рожам. Особенно вон тому, с физиономией гасконца. Подойдите-ка сюда, сударь мой!», — так в романе Дюма описана первая встреча нашего героя с королём, Людовиком XIII
. Вообще-то речь идёт о том, что король не верит раскаянию Д’Артаньяна, который нарушил запрет на дуэли. Но его величеству нельзя отказать в прозорливости. То же самое он мог бы сказать о происхождении гасконца.

Его прадед со стороны отца, Арно де Бац
, был всего лишь разбогатевшим виноторговцем, который скупал земли и замки. Он очень хотел втереться в высшее по рангу сословие — дворянство — но так и не смог. Это удалось сыну торговца, Пьеру
, деду мушкетёра. Да и то жульническим способом. В брачный контракт от 1 апреля 1578 г. слово «дворянин» перед именем Пьера было вписано позже и другим почерком.

Мушкетёры и кардинал Ришелье. Иллюстрация из книги. Фото: www.globallookpress.com

Сало для мушкетёра

Прибыв в Париж, Д’Артаньян Дюма прежде всего озаботился тремя важными делами. Продал коня, снял комнату и занялся своим гардеробом. О коне разговор ещё будет, а пока вот что говорится о том, как провинциал старался соответствовать столичной моде: «Весь остаток дня занимался работой — обшивал камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на Д’Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну».

Реальный Д’Артаньян вполне мог не только получить от матери в подарок старую тесьму, но и считать её довольно ценной вещью. Наследство, которое оставил после себя Бертран де Бац
, настоящий отец настоящего мушкетёра, судя по описи 1635 г., было откровенно скудным. Из оружия: «Три аркебузы, семь мушкетов, две шпаги». Из кухонной утвари и припасов: «Два малых котла и один большой, три кастрюли, шесть дюжин бывших в употреблении салфеток, шесть кусков свиного сала и двенадцать засоленных гусей». Из домашнего обихода: «Две потёртые скамьи, старый буфет для посуды, пять кожаных кресел, покрытых мало пригодным к употреблению стаметом». К слову, стамет — это такая шерстяная ткань, которую, как правило, употребляли на подкладку. В доме отца мушкетёра ею накрывают парадные кресла — это о многом говорит.

А вот конь «редкой масти», которого в романе называют то «апельсиновым», то «ярко-рыжим», был вполне в порядке вещей, несмотря на то, что ему исполнилось уже 13 лет. В конце концов, маршал Жан де Гассион
, почти ровесник реального Д’Артаньяна, прибыл в Париж на тридцатилетней кляче. И, тем не менее, наш герой этого коня продаёт. А ведь отец умолял его этого не делать. Отчего же такой казус?

Когда настоящий Д’Артаньян всё-таки стал мушкетёром, а произошло это в 1644 г., этот конь уже не соответствовал регламенту. Королевским мушкетёрам были положены только серые кони. Как вариант — серые в яблоках. Эту роту так и называли — «серые мушкетёры», поскольку впоследствии появилась ещё одна, «чёрные мушкетёры». Те разъезжали уже на вороных. Так что герой романа, продав «негодного» коня, просто торопил события.

Что изменилось бы?

Мы практически ничего не знаем о жизни Д’Артаньяна при Ришелье. Как уже говорилось выше, звезда гасконца взошла во времена фронды, когда тот оказался полезен Мазарини. Прототипа Атоса Армана де Сийега д’Отвиля к тому времени уже не было в живых. Он погиб в декабре 1643-го. По одной из версий — на дуэли, по другой — защищая Д’Артаньян от наемных убийц. Прототип Арамиса, Анри д’Арамитц к тому времени уже успел выйти в отставку. Словом, если бы гасконец задумал похищение кардинала, то жизнь его рухнула бы в одночасье. Впрочем, у реального Д’Артаньяна не было ни одной причины для похищения своего благодетеля.

В целом же сказать стоит следующее: реальный Д’Артаньян никогда не сделал бы военной карьеры, если бы совершал те поступки, которые совершал его книжный брат. Возможно, хотя маловероятно, он прожил бы чуть дольше, но имя его было бы забыто. Не было бы ни «Мемуаров», ни «Трех мушкетеров», ни самой знаменитой роли в обширной фильмографии Михаила Боярского.

Могло ли быть иначе?

Традиционная глава цикла «Если бы» в этот раз сохранит название, но посвящена будет не совсем тому, чему посвящена обычно. Потому что, собственно, что могло бы быть иначе. Если бы реальная биография Д’Артаньян сложилась бы так, как сложилась биография Д’Артаньян книжного, то вряд ли память об этом человеке дошла бы до нас. Она не дошла бы даже до Дюма-отца, потому что реальный кардинал Ришелье, говоривший, что у него нет иных врагов, кроме врагов Франции, с такими как Д’Артаньян не церемонился. Всемогущий министр действительно вел безжалостную борьбу с дуэлями. Казнить за поединки, конечно, не казнили, но вот карьеру себе можно было сломать навсегда.

Если бы реальный Д’Артаньян действительно затеял бы драку с прототипами Атоса, Портоса и Арамиса и попался бы за этим делом людям кардинала, то победа в стычке не спасла бы его от опалы. Как и протекция Де Тривиля. Гасконец уехал бы обратно в свою Гасконь и о военной карьере мог бы забыть раз и на всегда. Что уж говорить о попытках вмешаться в придворные интриги. Тут головы летели одна за другой. Люди, которые хотя бы по касательной переходили дорогу 
, не могли рассчитывать на то, что тот, отметив их находчивость и смелость, вручит им в качестве награды офицерский патент. О нет. Наградой им были казематы Бастилии или путевка на Гревскую площадь — место казни государственных преступников.

За попытку предупредить Бекингема о покушении (если таковое действительно готовил кардинал) Д’Артаньян загремел бы на плаху. А уж за дружбу с человеком, состоящим в переписке с госпожой де Шеврез… Об этом даже подумать страшно.

Переезд в США и знакомство с Чарли Чаплином

Вскоре после окончания этого турне семья Решевских эмигрировала в США. Там все началось заново: показательные партии, турниры одновременной игры (например, в военной академии Вест-Пойнт). Это затянулось почти на 2 года.

Только под давлением общественного мнения, указывавшего на недопустимость подобного образа жизни (постоянных разъездов, затягивавшихся до позднего вечера игр) для ребенка, родители решили прекратить демонстрировать публике его таланты и отправить сына в школу. На тот момент Самуэлю было 12 лет.

После школы он выучился в колледже на бухгалтера, но шахматы не бросил.

Как настоящая звезда Решевский был знаком со многими знаменитостями своей эпохи. Например, Чарли Чаплин вспоминает в мемуарах, что встретил его во время монтажа фильма «Малыш».

Самуэль посещал киностудию с экскурсией. Актеру запомнилась его сосредоточенность, даже воинственность.

Желая «сломать лед» после знакомства, он предложил юному шахматисту нарвать себе персиков с растущего во дворе дерева. В ответ Решевский пригласил его на свою игру. А в потом даже обучал Чаплина шахматам.

Самуэль Решевский и Чарли Чаплин. Снимок датируется 1921 годом.

Арамис

Литературный герой Арамис, если верить тексту романа «Двадцать лет спустя», родился в 1605 году, а мушкетером стал в 1625 году. В конце романа он принял постриг в монастыре Нанси.

В 1648 году, в романе «Двадцать лет спустя», мы вновь встречаем его, в монастыре Нуази-ле-Сек, под именем аббата д’Эрбле. Он занят Фрондой и влюблен в мадам де Лонгвилль. Также мы находим его в «Виконте де Бражелоне» епископом Ваннским, затем генералом ордена иезуитов. В итоге он остался единственным выжившим из мушкетеров.

Александр Дюма сделал ловкого Арамиса полуаббатом-полумушкетером, одновременно участвующим в интригах и в военных действиях, потом епископом, генералом и даже испанским грандом, герцогом Аламеда…

На самом деле ничего этого не было. Настоящий Арамис звался Анри д’Арамицем и родился примерно в 1620 году.

Как и Исаак де Порто, он принадлежал к протестантской семье, переменившей веру. С другой стороны, он принадлежал к старинному беарнскому роду — наверное, самому дворянскому из всех «трех мушкетерских» (точнее, четырех, учитывая не вполне чистое дворянское происхождение самого д’Артаньяна).

В 1381 году граф Гастон-Феб де Фуа пожаловал Жану д’Арамицу одноименное аббатство, которое стало наследственной собственностью рода.

Во время религиозных войн Арамицы участвовали во всех битвах в Нижней Наварре. Некий капитан гугенотов Пьер д’Арамиц заслужил в этих вооруженных столкновениях репутацию отчаянного бретера.

Этот человек — дед нашего героя — был женат на Луизе де Согюи, и от этого брака у них родилось трое детей: Феб, Марта и Шарль.

Марта вышла замуж за Жана де Пейрэ и стала, таким образом, матерью будущего графа де Тревиля. Шарль же женился на Катрин де Раг, дочери капитана Жана де Рага. После смерти старшего брата именно Шарль стал главой рода.

Шарль д’Арамиц был в начале XVII века сержантом в роте мушкетеров. Он-то и стал отцом нашего героя Анри д’Арамица.

Будучи двоюродным братом капитана мушкетеров, Анри д’Арамиц в мае 1640 года вступил в его роту. Мы не знаем, сколько лет он находился на службе, но десять лет спустя находим его в родных краях, где он 16 февраля 1650 года (возможно, это и была дата его окончания службы) женился на мадемуазель Жанне де Бонасс, семья которой владела замком Аретт.

От этого брака родилось четверо детей: два мальчика, Арман и Клеман, и две девочки (одну из них звали Луиза, а другая, по-видимому, умерла в раннем детстве).

В апреле 1654 года, намереваясь вновь поехать в Париж, Анри д’Арамиц составил завещание, в котором главным наследником был назван его старший сын Арман. По всей видимости, из Парижа он все же вернулся, так как известно, что в феврале 1659 года он с женой присутствовал на одной свадьбе.

После этого его следы теряются, и нам неизвестна даже дата его смерти.

В Арамисе Александра Дюма нет ничего исторического, кроме имени и идеи духовного призвания. Однако Анри д’Арамиц никогда не был аббатом, тем более — епископом. В книге де Куртиля Арамис не имел того характера и не был участником тех приключений, которые ему от щедрот своих приготовил Дюма, но достоверные черты, послужившие прототипом романисту, нашлись у Жака де Ротонди де Бикара, который упоминается в так называемых «Мемуарах д’Артаньяна».

Де Куртиль в своей книге от имени д’Артаньяна пишет, что у Портоса «было два брата в роте; одного из них звали Атос, а другого Арамис».

Как мы теперь видим, Атос, Портос и Арамис не были братьями.

Конечно, нельзя исключать, что д’Артаньян мог быть знаком с Атосом, Портосом и Арамисом: ведь беарнцы и гасконцы часто группировались в Париже в маленькие закрытые кланы, члены которых постоянно общались друг с другом.

Однако, в отличие от того, что написано в романах Александра Дюма, их совместные приключения (если они, конечно, имели место) длились недолго. Дело в том, что вся славная четверка теоретически могла общаться лишь несколько месяцев 1643 года

Но для Дюма это было не так важно. Он преследовал иные цели

По словам Андре Моруа, «прежде всего, он превратил мушкетеров, которых Гасьен де Куртиль изображал малопривлекательными авантюристами, в легендарных героев, восхищающих нас и поныне».

В любом случае никто из реальных прототипов наших мушкетеров, тщетно пытавшихся стать в жизни кем-то большим, чем это было на самом деле, и представить себе не мог, что их смешные для современников имена будут олицетворять в умах миллионов потомков такие понятия, как удаль, дружба и честь.

Относительно последнего следует отметить, что для Дюма понятие чести было святым, а дворянство, в его глазах, являлось хранителем многовековых славных традиций. Не случайно в романе «Двадцать лет спустя» устами Атоса говорится:

Страницы: 21

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездные публикации
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: