Шпионские страсти
Всемирная известность не защитила Плисецкую от подозрений. В высоких кругах за ней приглядывали и даже подозревали, что она, как Мата Хари, не брезгует шпионажем. Тот факт, что героиня социалистического труда наотрез отказывалась вступать в партию, только усиливал раздражение властей.
На собрании Политбюро генерал Серов, которого балерина иначе как «скудоумным» не называла, зачитал доклад о том, что гражданка Плисецкая, возможно, работает на английскую контрразведку. Самой танцовщице напрямую ничего не предъявили — более того, о своей шпионской карьере Плисецкая узнала из закулисных слухов.
— Мне стало известно об этом заседании от девчат из ансамбля Моисеева, на которых дружно переженились все дети партийных бонз. Никого не волновало, что в докладе концы с концами не сходятся. Что домыслы Серова — несусветная чушь! Что балерина ни на одном иностранном языке не говорит. Знать ничего об обороне Страны Советов не знает, в курсе лишь интриг театральных. Но постановляют: утвердить доклад, продолжать наблюдения, поста не снимать, но и за границу не выпускать.
Так Майя стала невыездной — границу для нее снова открыли лишь несколько лет спустя, в 1960-х.
Сама Плисецкая никогда не обсуждала это, но вскоре после того, как она узнала об этом докладе, балерина и ее муж полностью прервали отношения с Лилей Брик, долгие годы работавшей на НКВД и даже имевшей удостоверение следователя.
Люди
Тильда Суинтон: «Я отключила свою сексуальность — и не жалею»
Следующая цитата
Майя Плисецкая любила сцену и любила жизнь. Ломала каноны и плыла против течения. Она была необычайно свободолюбивой не только в танце, но и в своих убеждениях и высказываниях.
Плисецкая никогда не щадила себя на многочасовых репетициях, ни на выступлениях. Однажды она рассказала «АиФ»: «На моем теле нет ни одного живого места. Я вся в шрамах. Однажды во время пируэта так ударилась мизинцем о партнёра, что он сломался и повис». На вопрос, что она делала дальше, Плисецкая ответила: «Как что? Дальше танцевала! А как же еще?»
Более 50 лет балерина прожила в браке с композитором Родионом Щедриным. Их познакомила Лилия Брик, возлюбленная поэта Владимира Маяковского. Позже Щедрин пришел к Плисецкой на репетицию, где она вышла к нему в обтягивающем черном трико, чем окончательно покорила сердце композитора. «Старикашка Фрейд победил», – позже комментировала балерина.
Плисецкая и Щедрин так и не стали родителями. Балерина предпочла карьеру и не жалела, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна». Она говорила: «Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
Плисецкая доказала, что уже не в юном возрасте может дать фору молодым танцовщицам. Например, Одиллию из «Лебединого озера» она играла в 1973 году, когда ей было 48 лет (смотрите видео). А в день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», который поставил Морис Бежар.
Давайте вспомним самые яркие высказывания Майи Плисецкой – ее правила жизни:
«От морщин никуда не деться… Но молодящийся старичок или старушка – это смешно… Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно – ухожено оно или запущено».
«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».
«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».
«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».
«И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!»
«Влюбляйся в момент, не мешкай».
«Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».
«Диет не надо, надо меньше жрать».
«Мой отец верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».
«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».
«А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу».
Она абсолютно нормальная
Аристократичная Майя стала знаменитостью не только на сцене Большого, но и на московской светской сцене. Ее, едкую и остроумную, часто звали в гости. Особенно в салон Лили Брик — последний из литературных салонов Москвы. Там Майя познакомилась со своим будущим мужем, композитором Родионом Щедриным.
— Мой тульский дядя Михаил Михайлович, дядя Миша, прослышав о серьезности моего романа, сказал: «Если надумаешь жениться, покажи ее сперва мне. Я тут же определю — истеричка она или нет. У меня глаз наметанный». Пообщавшись с Майей несколько минут, дядя Миша отозвал меня в сторону и успокоенно зашептал: «Она абсолютно нормальная. Таких женщин у нас в Туле уже не осталось», — вспоминал начало этого романа композитор.
Трудное время никогда не заканчивается
Казалось, Майе повезло с самого рождения. Ее мама, Рахиль Мессерер, была актрисой немого кино, тетя Суламифь и дядя Азаф танцевали в балете, а еще одна тетка, Елизавета, была звездой театра. Отец, Михаил Плисецкий, от сцены был далек, зато работал в комиссариате внешней торговли и занимал прочное положение в обществе — по крайней мере, так все думали. Впрочем, нельзя сказать, что Майя родилась с серебряной ложкой во рту — тогда этим мало кто мог похвастаться.
— Я была ребенком своевольным. Спустила по течению ручейка свои первые сандалики. Вместо корабликов, которые усмотрела на старинной почтовой открытке, — вспоминала детство Майя Михайловна в своих мемуарах «Я, Майя Плисецкая».
В конце 1930-х семью Плисецких, как и миллионы других, затянуло в жернова Большого Террора. В 1938 году отца арестовали и расстреляли. За ним на Лубянку забрали и мать, еще не знавшую о смерти мужа.
«Чекисты требовали, чтобы она признала, что муж ее — шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, — она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы», — писала Плисецкая. С этого дня и до конца жизни будущая балерина ненавидела советскую власть, считая ее своим личным врагом.
Рахиль вместе с новорожденным Азарием сослали в лагерь для жен изменников, а чтобы маленькую Майю не отправили туда вместе с ними, девочку удочерила ее тетя, балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Именно Суламифь первой заметила невероятные данные гибкого ребенка и привела ее в хореографическое училище. Она же несколько лет спустя помогала Майе ставить ее первые номера.
В 1943 году, в разгар войны, Плисецкая закончила училище и была принята в труппу Большого театра. А уже через два года ей дали заглавную партию в «Раймонде».
«Моя премьера проходит шумно, с редким для непремьерного спектакля успехом. Решаюсь так написать, ибо в журнале „Огонек“ на одной странице с репортажем о победах футболистов московского „Динамо“ в Англии — мои шесть балетных поз из „Раймонды“…»
Явление
Знаменитости, война и любовь: знаковые фотографии Энни Лейбовиц
Танки и пачки
Когда легендарная Галина Уланова ушла на пенсию, место примы Большого заняла 35-летняя Плисецкая. Она танцевала Царь-девицу в «Коньке-Горбунке», принцессу Аврору в «Спящей красавице», Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгину и Фригию в «Спартаке». И, конечно, Одетту и Одилию в «Лебедином озере».
Тем не менее этот балет стал таким же символом страны, как Собор Василия Блаженного, танк «Т-34» и черная икра. Всех высоких гостей СССР в обязательном порядке вели на «Озеро». Генсек Хрущёв, разумеется, играл роль радушного хозяина и сидел с ними в ложе, хотя балет как искусство его не особенно восхищал — в чем он однажды признался лично Плисецкой.
«Насмотрелся Никита Сергеевич „Лебединого“ до тошноты. К концу своего царствия пожаловался он мне как-то на одном из приемов:
— Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатывает. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся…»
Люди
«Люди долго не могли понять, как я вообще сделала карьеру». Лучшие цитаты Вупи Голдберг ко дню ее рождения
В кладовой интересных жизненных высказываний прима-балерины можно найти немало полезных и актуальных даже на сегодняшний день советов
1. Как похудеть
В этом вопросе великая танцовщица была весьма категорична. Не жрать! Только это поможет не набрать лишние килограммы. Хотя сама она обожала есть сосиски, запивая их пивом. А вот к сладкому артистка испытывала равнодушие. Но самым великим открытием в кулинарии считала хлеб, намазанный сливочным маслом. А еще, если лежать на диване, то любая подтянутая форма со временем расползется. Человек должен бороться со своей ленью.
2. Никогда не сдавайтесь
Балерина всю жизнь призывала будущее поколение: никогда не смиряться со своим положением, каким бы сложным оно не было. Бороться, воевать до победы, и никак иначе. Плисецкая твердо верила, что характер определяет судьбу человека. Еще танцовщица никогда не делила людей на нации, классы и социальные слои. Для нее существовало только два вида: хорошие и плохие. При чем, хороших намного меньше.
3. Про честность и зависть
Майя Михайловна говорила о людях, без каких-либо убеждений и принципов: как им, должно быть, легко живется. Сегодня они говорят одно, верят в одни идеалы. А завтра, когда ветер перемен подует в другую сторону, могут изменить свои взгляды и переметнуться в противоположный лагерь. Никогда не испытывайте зависти. Радуйтесь всему хорошему, что дал вам Господь. А он часто одаривает нас. Мне он дал возможность перетанцевать уйму балетов, всемирную славу и хорошего мужа. Чего же еще можно желать?
4. Как поступать с врагами
Никогда не прощайте своих врагов, ни при каких условиях. Никогда не забывайте зло, которое они вам причинили. Зачем прощать изменников? Чтобы они совершили очередное предательство? Запомните – люди не меняются даже со временем.
5. Про любовь
Если повезло в жизни повстречаться с человеком, с которым интересно проводить все свое время, гулять, жить, общаться и даже молчать. С тем, кто готов разделить с тобой радостные моменты и горестные события. Поддерживать тебя в самых сумасшедших начинаниях. Храни и оберегай такой подарок небес, ведь это и есть истинная любовь. А влюбленные живут в своем мире, непонятном другим.
6. Как остаться молодым
Смешно смотреть на мужчин и женщин преклонного возраста, стремящихся показать, что они еще очень молоды. Не нужно стесняться морщин и седины. Наша внешность, как фруктовый сад. Есть цветущий, а бывает жутко запущенный. Лучше ухаживать за своим лицом и телом, и выглядеть в свои годы достойно. А в душе можете оставаться хоть 15-летними!
У Майи Михайловны еще много острых, едких и занимательных высказываний и советов. Она была поистине легендарной балериной и умной женщиной, у которой есть чему поучиться.
Сложная судьба Майи Плисецкой и цитаты балерины для тех, кто разочаровался в жизни
Сложная судьба Майи Плисецкой и цитаты балерины для тех, кто разочаровался в жизни
Люди из мира искусства кажутся обласканными судьбой. Она словно ведет их под белые рученьки к лучам славы, к народному признанию, ограждая от бытовухи, от мелких житейских неурядиц. И во многом это так.
А может, человек и становится великим, когда все складывается против него, а он идет напролом к своему счастью?
Плисецкую жизнь закаляла с самого детства. Будущая прима родилась в крепкой, зажиточной семье — отец возглавлял крупный угольный трест, а мать была актрисой в черно-белом немом кино. Кажется, что удача сопутствовала этой семье: отца повысили до генерального консула СССР в Шпицбергене, но из-за сталинских репрессий счастье семьи рухнуло, как карточный домик.
Майя потеряла отца, когда ему было 39 лет. Его приказали расстрелять, а маму арестовывают и отправляют в ссылку в Акмолинский лагерь (Казахстан) как жену изменника Родины.
От жизни в детском доме Майю спасли крепкие родственные связи. Родная сестра матери удочерила девочку, и так как она была солисткой Большого театра в Москве, она начала прививать любовь своей племянницы к балету.
В 1941 году их высылают в эвакуацию Свердловск. И снова чувство потерянности, неопределенности, нестабильности… И в это, полное тревог времени, Майя, хрупкая, юная, но не надломленная, ездит на встречи с матерью и перенимает у тети навыки балетного мастерства.
Она убегает в танец от своих страхов, от чувство горечи, отдается ему каждой своей клеточкой. Именно тетя Суламифь поставила девочке танец «Умирающий лебедь». А если бы не было всех этих потрясений, смогла бы балерина показать зрителям чувство обреченности?
Несмотря на оглушительный успех ее выступлений, в 1990 году советский хореограф Юрий Григорович без объяснения причин увольняет Плисецкую из Большого театра.
Балерина расценила этот жест, как предательство. И после развала СССР стала жить преимущественно в Германии, в городе Мюнхен.
Всю свою жизнь она была верна своему супругу — Родиону Щедрину, композитору и пианисту. И распорядилась развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.
Большая любовь, большая карьера, большой человек.
Эта женщина не была обласкана судьбой, но она никогда не позволяла себе унывать и сдаваться в плен неприятностям.
Я бы хотела процитировать в этой статье несколько фраз балерины, чтобы продемонстрировать Вам ее силу духа:
«Мысли, которые женщине нужно выкинуть из головы, чтобы жить счастливо в любом возрасте»: 3 цитаты Майи Плисецкой
«Мысли, которые женщине нужно выкинуть из головы, чтобы жить счастливо в любом возрасте»: 3 цитаты Майи Плисецкой
«Стать счастливой не так уж и сложно, сложнее понять, что к вашему счастью люди вокруг не имеют никакого отношения.»
Синдром отложенной жизни: «Вот когда меня полюбят, тогда и я себя полюблю, вот когда дети вырастут, начну жить, вот когда…»
«Синдром отложенной жизни — веское препятствие на пути к счастью. Сначала молодая девушка хочет поступить в ВУЗ или найти любовь, возможно завести детей и думает: «Вот когда будет это все, тогда и начнется настоящая жизнь!». Затем появляются новые планы: вырастить детей, сменить работу — «Вот выращу детей тогда и отдохну!» и так продолжается всю жизнь, пока женщина не осознает, что всю жизнь чего-то ждала, что всю жизнь она обижала настоящий момент словами: «Вот когда будет (подставить свое), тогда будет хорошо! А пока жизнь не такая, какую я хочу!». Мы умело откладываем жизнь на потом и не замечаем, что платим за это огромную цену: время».
«Кто-то ждет окончания рабочего дня, кто-то выходных, кто-то хорошей работы, кто-то любовь и пока желание не будет достигнуто, жизнь ставится на паузу. Доходит до того, что женщина, которая ждет любви, не любит саму себя! Жизнь без любви к себе — самое страшное.
Жизнь не идеальна и в настоящем моменте всегда можно найти изъян в сравнении с фантазиями будущего, но настоящий момент — это и есть жизнь. Ищите прекрасное в сегодняшнем дне, любите себя прямо сегодня и не ставьте жизнь на паузу ради будущих фантазий, иначе однажды придет горькое осознание потраченного времени на бесцельное ожидание».
«Если сила женщины — красота, то с каждым годом она теряет свою силу»
«Женщинам в некотором роде сложнее себя любить. Мужчины с возрастом могут сильно поменяться и само собой, переживать о своем внешнем виде, привлекательности, но они менее щепетильны в этом вопросе. Один мой друг сказал: «Женщины стараются хорошо выглядеть не для мужчин, а для женщин». Такая себе конкуренция. Эта гонка набирает устрашающие обороты с возрастом, особенно среди женщины — они обсуждают, кто как сохранился, кто как постарел и кто чем богат. Но пытаться обыграть природу — обрекать себя на поражение. Чем сильнее женщина с возрастом озабочивается своей внешностью, тем большее разочарование ее постигает».
«Женщина боится встретиться со старыми подругами и знакомыми, чтобы те не увидели ее «в таком виде», перестает себя ценить и думает, что никому не нужна и тщетно пытается вернуть лоск молодости. Это постигает всех: от простых женщин до известных красавиц. И единственное спасение — это любить себя и не искать изъяны
Природа наделила нас старостью не для того, чтобы мы с ней боролись, а чтобы уделили внимание другим вещами: породнились с собой такими, какие мы есть, перестали искать в себе изъяны и нашли прекрасное в мире вокруг, нашли интерес и силу в чем-то другом, будьте природе, искусстве, любимом деле. Чтобы научились жить с собой, а не бороться, любить себя, а не презирать
Красота женщины с возрастом проявляется не в том, как она «сохранилась», а в том, как принимает свою старость — это истинное великолепие человеческой личности. Любите себя».
«Я виновата во всех проблемах с детьми»
«Дети — наше продолжение, в некоем роде наше бессмертие: комбинация генов, которые будут развиваться в других условиях, отличных от наших. Однажды мой друг сказал: «Если у родителей нет проблем с детьми, значит у них либо вовсе нет детей, либо им на них плевать». Все проблемы с детьми женщины принимают близко к сердцу. Если мужчины умеют закрыться и загрубеть при потребности, что также доставляет определенную боль, то женщины закрыться от детей не могут вовсе и принимают все проблемы на личный счет, занимая свою жизнь их проблемами. Натянутое общение, личные проблемы в жизни детей — все это касается многих родителей, но мы должны помнить, что как и мы, они пришли в этот мир чему-то научится».
«Не стоит корить себя, вы уже сделали самое главное — подарили жизнь и заботу. Есенин однажды сказал: «Если держать в голове еще одну жизнь, вы потеряете свою». Он говорил о безответной любви, держа которую в голове, можно зачахнуть. Как и мать, которая любит свое дитя. Но если постоянно переживать и винить себя, жизнь ребенка не поменяется, а ваша — обязательно. Позаботьтесь о своей жизни, дайте себе стать счастливой и все, кто вас действительно любят, станут от этого счастливее».