Преступления
Г-жа Фазекас была акушеркой средних лет, которая приехала в Надьрев в 1911 году. с мужем уже пропали без объяснения причин. С 1911 по 1921 год ее 10 раз сажали в тюрьму за выполнение незаконных действий. аборты, но постоянно оправдан судьями, поддерживающими аборт.
В то время в венгерском обществе будущий муж невесты-подростка был выбран ее семьей, и она была вынуждена согласиться с выбором родителей. Развод не допускались в обществе, даже если муж был алкоголик или же оскорбительный. В течение Первая Мировая Война, когда трудоспособных мужчин отправляли воевать за Австро-Венгрия, сельский Надьрев был идеальным местом для Союзник военнопленные. Из-за того, что военнопленные имели ограниченную свободу в деревне, живущие там женщины часто имели одного или нескольких иностранных любовников, пока их мужья отсутствовали. Когда мужчины вернулись, многие из них отказались от дел своих жен и пожелали вернуться к прежнему образу жизни, создавая нестабильную ситуацию. В это время Фазекас начал тайно убеждать женщин, которые хотели избежать этой ситуации, отравить своих мужей с помощью мышьяк сделано путем кипячения липкая бумага и снятие летального остатка.
После первоначального убийства своих мужей некоторые женщины продолжали отравлять родителей, которые стали для них обузой, или завладеть их наследством. Другие травили своих любовников, некоторые даже своих сыновей; как якобы сказала отравителям акушерка: «Зачем с ними мириться?»
Первое отравление в Надыреве произошло в 1911 году; это была работа не г-жи Фазекас. Вскоре последовали смерти других мужей, детей и членов семьи. Отравление стало модой, и к середине 20-х годов Надьрев получил прозвище «район убийств». За 18 лет проживания г-жи Фазекас в этом районе было совершено 45–50 убийств. Она была ближе всего к врачу в деревне, а ее двоюродный брат был клерком, который заполнял все свидетельства о смерти, что позволяло убийствам оставаться незамеченными.
Арест
Историки называют три версии того, как удалось арестовать убийц и прекратить массовые отравления.
По первой версии, сообщница Фазекаш, женщина по фамилии Сабо была поймана с поличным двумя посетителями, которым удалось выжить после её предыдущей попытки отравить их. Она указала на некую Букеновески — ещё один псевдоним Фазекаш.
По второй версии, студент-медик из соседнего города обнаружил огромное количество мышьяка в трупе на берегу реки, что стало поводом для расследования.
Венгерский и американский историк Бела Бодо придерживается третьей версии: в октябре 1929 года в полицию административного центра Сольнок пришло анонимное письмо от редактора местной газеты, в котором женщины из-под Тисы обвинялись в отравлении своих семей. Начальник полиции отправил двух своих подчинённых Бартока и Фриешку для выяснения обстоятельств случившегося, и один из выживших, который уже умирал от последствий отравления — дядя местной жительницы по фамилии Сабо — во время беседы в трактире посоветовал обратиться к священнику, который якобы знал правду об убийцах. Священник рассказал о сообщниках Олах-Фазекаш, в том числе и о местном фельдшере (о том, что Олах и Фазекаш — одно лицо, ещё не было известно), а также объяснил мотивы, которые побудили женщин заняться массовыми отравлениями. После встречи со священником Барток и Фриешка обнаружили тело дяди Сабо, а затем получили заключение от фельдшера, согласно которому покойный умер от последствий пьянства. На допросе Сабо то признавала свою вину, то отрицала. По случайности Фазекаш сама попалась в руки полиции, пытаясь предупредить местных жительниц не разговаривать с полицейскими. В ночь задержания Барток обнаружил Фазекаш с сообщницами, которые меняли местами надгробия, чтобы были эксгумированы трупы без следов отравления. Проследив все действия, Барток вызвал подмогу и арестовал Фазекаш и её сообщниц.
Десятки трупов были эксгумированы с местного кладбища и изучены врачами из Сольнока. Во время следствия были арестованы 80 женщин и двое мужчин, в итоге обвинения предъявили 34 женщинам и одному мужчине. Перед судом предстали 28, в том числе и Фазекаш (Олах). В итоге судебные процессы завершились вынесением шести смертных приговоров (трое были повешены, приговоры трём другим были смягчены: один был оправдан, а двум другим приговоры были заменены на пожизненное заключение), восемь человек получили пожизненное заключение, а остальные — от 5 до 10 лет. Были повешены Сабо и Палинка, которые совершали преступления из корысти, убив родителей, двух братьев, жену одного из братьев, свою тётю и своего мужа, чтобы присвоить себе дом с участком земли. Они сперва вызывали у жертвы конвульсии небольшим количеством яда, а затем подавали отраву под видом лекарства. Сама Дюлане Фазекаш не была привлечена к суду: она покончила с собой утром 19 июля 1929 года, когда увидела жандармов, направлявшихся к ее дому, чтобы арестовать её, а в свидетельстве о смерти было указано, что это произошло «от отравления щёлоком».
Опасный бренд, который стал популярным
Бутылек Аква Тофана мог выглядеть примерно так.
Увидев на столе изящный флакончик с надписью Aqua Tofana, современники, вряд ли бы заподозрили что-то плохое, тем временем, «что-то похожее на духи» было страшнейшим ядом. А держать его на трюмо у зеркала было милой женской прихотью, ну или намеком «не беси меня, милый».Джули Тофана продавала яд на протяжении 50 лет, за этот период ее услугами довольно успешно воспользовались более 600 раз, считается, что именно такое количество мужчин было отравлено ее зельем. И круг ее клиентов только расширялся, несмотря на то, что бизнес был подпольным, а товар дорогим.
Яд она выпускала в двух видах, то, что это был исключительно женский продукт, говорит даже форма упаковки. Поначалу яд имел вид пудры, очень хорошо смотрелся опять же на туалетном столике или в женской сумочке. Его можно было растворить в воде, а можно было посыпать сухое блюдо. Вторая упаковка была еще более изощренной, она копировала религиозное масло, к тому же изображен на ней был святой. Флакончик был типичный, характерный для любой парфюмерии.
Аксессуар с секретом.
Понятно, что этот яд был не просто способом избавиться от человека. Главной его ценностью было то, что это можно было сделать так, чтобы не вызвать подозрений у окружающих. У него не было вкуса, запаха и цвета, то есть любящая супруга могла подмешать зелье во что угодно, не вызывая подозрений. Если после вкусного ужина, приготовленного супругой, мужу бы резко поплохело, изо рта пошла пена, то это, мягко говоря, было бы крайне подозрительно. Но аква Тофана действовала медленно, а первые симптомы были похожи на обычную простуду, а не на отравление. Человек медленно угасал, спасти его уже было практически невозможно.Слабость, головокружение, все больше проявляющиеся с каждой новой дозой, убеждали окружающих, что человек просто чахнет на глазах. А мало ли от чего может умереть человек, когда на дворе 17 век. Четырех доз было достаточно, чтобы человека не стало. Все это время «безутешная вдова» могла разыгрывать роль обеспокоенной жены, искать лучших врачей, а если бы на нее пали подозрения, то смело требовать обследования тела. Ведь в этом было еще одно преимущество этого яда — даже самые опытные специалисты не могли найти его следов. Хотя напомним еще раз, что на дворе 17 век, а значит и методы исследования применялись соответствующие.
Несмотря на массовый отравлений мужей, проблему в семейных отношениях не видел никто.
Забавно, но медленное отравление считалось весьма гуманным, человек, начав плохо себя чувствовать и догадываясь о своей скорой кончине, мог быстрее написать завещание, закончить другие дела, а главное, покаяться в грехах перед спутницей жизни и священником
Последнее было крайне важно, ведь считалось, что это гарантирует место в раю. Поэтому убийца может не беспокоиться угрызениями совести, близкий человек в лучшем из миров.Дальше было делом техники, некоторое время вдова была безутешна, а потом просто жила своей жизнью, получив наследство, а главное, свободу
Впрочем, добрая Джули, видя мучения женщин, иногда отдавала свой яд бесплатно, из жалости. Это многое объясняет, в том числе и тот факт, что ее специфический бизнес был исключительно женским.
Как вышли на ангелоделов
Большинство источников указывают, что многолетний «промысел» женщин открылся после того, как в полицию округа Сольнок поступило анонимное письмо. Но есть и другая версия: жительница Надьрева по фамилии Шабо попыталась отравить одного из мужчин, но тот выжил и заявил на неё в полицию. Та начала давать показания, за ней и другие женщины, и довольно быстро полиция вышла на Фазекаш и Жужанну Олах, которая не только отравила собственного мужа, но и утверждала, что она колдунья. Олах называют вторым «серым кардиналом» этого дела.
Женщины всеми силами пытались замести следы. Начали с уговоров односельчанок, просили их молчать, но полиция узнала уже достаточно. Тогда отравительницы поняли, что, скорее всего, предстоит эксгумация тел умерших мужчин и выяснение истинных причин смерти. Они решились на совсем уж отчаянный шаг: ночью отправились на кладбище и стали менять могильные камни. Если бы замысел удался, то полиция эксгумировала бы тела людей, действительно умерших от болезней или старости.
Но полиция тоже взялась за дело серьёзно, поэтому на кладбище устроили засаду. В итоге арестовали около 100 человек, но затем отпустили тех, вину которых было невозможно доказать. Обвинение предъявили 35 женщинам, 26 из них осудили.
Главная «колдунья» Жужанна Олах, её сестра Мария Кардош, отравительницы мужей Розалия Себастиян, Мария Варга и Роза Хоеба, убившая своих родителей Лидия Черси, отравительница семи человек Юлиана Липки и другие были приговорены к смертной казни. Одна из осуждённых Мария Шинди, давая показания, заявила, что отравила мужа, потому что в этом мире всем заправляют мужчины, и её не устраивает такое постоянное подчинённое положение.
На суде. (info24.ru)
А что же Юлиана Фазекаш? Вот тут-то и кроется основная загадка этого дела. Многие издания пишут, что Юлиана Фазекаш и Жужанна Олах — одна и та же женщина, просто Олах — девичья фамилия. Другие источники указывают на то, что Олах была осуждена, а Фазекаш покончила с собой, когда её пытались арестовать. Олах, правда, тоже повесилась в камере в ожидании казни. Дошедшие до нас фотографии обеих женщин такого низкого качества, что и не понять, один это человек или разные. А может, и правда без колдовства не обошлось?
Аннотация
В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ МУЖЧИН.
ИХ ВСЕХ ОТРАВИЛИ ЖЕНЩИНЫ…
ИСТОРИЯ САМОГО МАССОВОГО УБИЙСТВА, СОВЕРШЕННОГО ЖЕНЩИНАМИ, – ОТРАВИТЕЛЬНИЦЫ ИЗ ВЕНГРИИ УБИЛИ ОТ 50 ДО 300 ЧЕЛОВЕК.
Самые масштабные серийные убийства, совершенные женщинами, произошли в тихой венгерской деревушке после Первой мировой войны. Жужанна Фазекаш, местная повитуха, умело извлекала мышьяк из липучки для мух – и предлагала женщинам избавиться от мужчин, ставших обузой после возвращения с войны. Вначале те использовали яд тетушки Жужи, чтобы освободиться от жестоких и тяжелобольных супругов, но постепенно смелели. Больные старики, нежеланные дети, провинившиеся мужья – все становились жертвами яда из-за домашнего насилия, нищеты или желания получить наследство.
Вскрылись преступления лишь в 1929 году, когда в преступную авантюру были втянуты уже несколько десятков женщин, отравления мужчин стали обыденностью, а число только доказанных жертв достигало 50 человек… Захватывающая и художественная, книга рассказывает, на какие злодеяния толкает женщин безысходность и как эти преступления длиной в полтора десятилетия стали известны на весь мир.
«Когда женщины в тихой отдаленной деревне Надьрев в Венгрии чувствовали, что больше не выносят бремя заботы о своих мужьях и плохое обращение, они обращались за советом к тетушке Жуже. У повитухи было простое решение любой проблемы – пузырек с мышьяком в кармане фартука. Патти Маккракен оживляет виды, звуки и запахи крестьянской деревушки, кропотливо реконструируя одно из самых загадочных массовых убийств в истории». – Патрик Перри, главный редактор журнала The Saturday Evening Post
«Мрачная, макабрическая история, рассказанная в захватывающей тру-крайм манере». – Vineyard Gazette
Скачать или читать онлайн книгу Мадьярские отравительницы. История деревни женщин-убийц
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «Мадьярские отравительницы. История деревни женщин-убийц» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана автором Патти Маккракен,
является частью серии Tok. True Crime Story. Главный документальный триллер года,
относится к жанрам Историческая проза,
Современная русская и зарубежная проза,
Биографии и Мемуары,
добавлена в библиотеку 16.03.2024.
С произведением «Мадьярские отравительницы. История деревни женщин-убийц» , занимающим объем 347 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «Мадьярские отравительницы. История деревни женщин-убийц» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!
С этой книгой читают:
-
Олечич и Жданка
— Олег Ростов -
Пекинский узел
— Олег Игнатьев -
Накануне грозы
— Билл Китсон -
Братья и сестры
— Билл Китсон -
Битва за Севастополь. Последний штурм
— Станислав Рузаев -
Битва за Севастополь. Последний штурм
— Олег Нуждин -
Двинские берега
— Елена Филатова -
Проклятие сублейтенанта Замфира
— Сергей Мельников -
Шальная звезда Алёшки Розума
— Анна Христолюбова -
Палач Рима
— Роберт Фаббри
Голод, война и неграмотность. Место и время действия
Начало XX века в глухом углу Австро-Венгерской империи проходило так себе. Поселение Надьрев (еще существует вариант перевода — Нагирев), в котором, согласно справочнику 1928 года проживало 1568 человек, кормилось в основном от скудного местного земледелия. Крестьяне после тяжелой работы шли в местную церковь, но чаще всего в кабак, где баловались мерзким самогоном.
В 1914 году почти все здоровое мужское население бросили в горнило Первой мировой войны и стало совсем тяжко, так как работать теперь приходилось в основном женщинам. И вот в этой мрачной хтонической атмосфере голода, бедности и безнадеги и сформировалась традиция отравительства, главных действующих лиц которой позже прозвали «Ангелоделы из Надьрева». Суть названия проста: в местных верованиях человек, которого убили, сразу попадает в рай, и там становится ангелом.
Правда, у женщин-убийц были и более прозаичные прозвища: «Отравительницы из Надьрева» и «Отравительницы из-под Тисы». Тиса — река, в излучине которой находится Надьрев и несколько других поселений, где пронеслась эпидемия отравлений.
Как же началась эта эпидемия? Исследовательница Кейли Дональдсон в статье «Ангелоделы из Нагирева и правда о женщинах-убийцах из мифа», пишет, что после того, как мужчин забрали на войну, рядом с поселком создали лагерь для военнопленных, которых начали отпускать работать на участках местного населения. Женщины, оставшиеся без мужей, быстро завели себе по два, три молодых любовника. А так как медицина в тех местах была в удручающем состоянии, вскоре понадобилась помощь акушерки для избавления от нежелательных плодов сексуальной свободы. И тут на сцену выходит главное действующее лицо — Жужанна Олах, акушерка, проститутка, отравительница.
Начало конца эпохи Тофана
Отравление традиционно считается женским преступлением.
Это не могло остаться незамеченным
Священники стали обращать внимание на то обстоятельство, что им стали часто просить опустить грехи за отравление собственного супруга, даже исходя из личных ощущений, складывалось впечатление, что мужчины в полном расцвете сил и возможностей уж слишком часто стали умирать, а вот их вдовы вполне себе здоровы и живут себе припеваючи. На это обратил внимание даже Папа Александр VII.Тофана, безусловно, стала одной из самых успешных преступниц в мире, но началом ее краха стала тарелка с супом
Даже удивительно, что на протяжении такого количества времени и столь широкого охвата клиентуры, такая слабовольная клиентка ей попалась впервые.
Аква Тофана была куплена, и даже, в порыве решительности, добавлена в суп благоверному. Только когда тот самый благоверный, которого по каким-то причинам она буквально пару минут назад хотела отравить, собрался было есть налитый суп, она не придумала ничего лучше, чем начать уговаривать его этого не делать. Конечно же, у супруга тут же возникла масса вопросов, слово за слово она ему все рассказала, а он сдал ее властям.
Предположительно Тофана выглядела вот так.
Дальше больше, клиентка под пытками рассказала о том, где купила яд и, что «вообще-то все так делают», Тофана была арестована. Тут версии расходятся. Согласно первой ее задушили в тюрьме, по второй она скрылась в монастыре и варила свой яд до самой смерти, только распространяться он стал куда более подпольными путями.Есть еще и третья версия, якобы другие клиенты предупредил Тофану о том, что ее хотят арестовать и она бежала в церковь, которая была согласна предоставить ей убежище. Но история на этом не заканчивается. Стали распространяться слухи о том, что городе отравлена река и люди, уставшие постоянно бояться за себя, взяли штурмом церковь и передали отравительницу властям.
Про 600 отравленных мужчин Тофана рассказала сама, когда ее пытали, чтобы добиться признания, вполне возможно, что цифра занижена. Однако в этой истории разобраться с одной лишь Тофаной было слишком просто, ведь в убийствах она участвовала опосредовано, а вот ее клиентки убийцы напрямую. Некоторые из них тоже понесли наказание. К тому же начались облавы, в ходе которых находились те самые бутыльки, которые выдавались за парфюмерию. Многие дамы пытались сделать вид, что они не причём, а масло или пудру им подарили. Но многие были казнены, другие оказались в тюрьме.Среди клиентов было множество богатых семей, которые, боясь огласки и грязи вокруг своего имени, считали правильным тихо избавиться от неугодной родственницы. Таких якобы задушили во сне сокамерницы.
Проще овдоветь, чем развестись
Неожиданная кончина некогда пышущего здоровьем мужчины никого особо и не удивляла.
Госпожа Тофана жила в 17 веке, в ту пору женщины и девушки практически не имели никаких прав. Сначала они принадлежали отцам, которые могли выдать их замуж по собственному усмотрению, укрепляя собственные связи, либо желая получить выгоду. Для мужей же супруга была ценна только тем, что она является продолжательницей рода, и это было главной причиной того, что она вообще живет в его доме. Однако детородная функция рано или поздно угасала, а выданная насильно замуж и уже постаревшая женщина, становилась обузой.Избиения, репродуктивное насилие, различные финансовые ограничения и невозможность принимать самостоятельные решения делали жизнь женщин невыносимой. Развод практически не рассматривался, во-первых, это бы означало, что женщина остается ни с чем в финансовом плане, во-вторых, ей бы не отдали детей, поскольку они считались собственностью отца. В-третьих, в средневековой Европе развод был не просто делом хлопотным, но и очень дорогим, потому позволить себе развод могли не многие.
Романтичными гендерные отношения тех лет выглядят только на картинках.
К тому же, учитывая, что замуж выдавались без любви и даже симпатии, а заключение брака скорее было сродни выгодному договору, то женщины были практически товаром и выставлялись на брачный рынок как на аукцион. Но при этом никто не отменял настоящих чувств, привязанностей и любви, которые возникали, несмотря на то, что дама была замужем за другим мужчиной. Нередко единственным выходом из такой ситуации была смерть, причем совсем не каждая дама была согласна прерывать свою жизнь, чтобы прекратить страдания, куда сподручнее им было избавиться от мужа.В Италии, а дело происходило именно там, к этому времени уже не было сильно влияние традиций и религий, оковы и догмы с радостью сбрасывались. Могли запросто избавиться от политического соперника отравив его, причем происходило это на самых высоких должностях, чего уж говорить о простом народе? Поэтому то, что одна из жительниц Неаполя делала бизнес на том, что продавала женщинам, которые хотели сдать вдовами, — яд.
Обои для Бонапарта
Существует версия о том, что Наполеон Бонапарт, доживающий свои дни на острове Святой Елены, отравился мышьяком. Экспертиза, которой спустя два века подвергли волосы императора, показала высокое содержание мышьяка. Эта версия до сих пор конкурирует не только с предположением о раке желудка, которым мог страдать Бонапарт, но и несчастным случаем. Дело в том, что в те годы большим спросом пользовались обои в зеленых тонах. Яркие, не выцветающие со временем узоры получались благодаря новому красителю, открытому Карлом Вильгельмом Шееле в 1778 году. «Парижская зелень» (также были распространены названия «зелень Шееле» или «швайнфуртская») украшала стены многих жилищ.
Краситель, включающий смесь ацетата-арсената меди, в условиях плохой гидроизоляции способствовал появлению болезнетворных грибков и начинал выделять мышьяк (Arsenicum). Люди, находившиеся в таких помещениях, испытывали целый букет недомоганий. Много было и случаев с летальным исходом, после чего «ядовитые» обои перестали пользоваться спросом. Не исключено, что Наполеон Бонапарт действительно был случайной жертвой модной «одежки» для стен. Об этом свидетельствует находка Шерли Брэдли, получившей в наследство старинный альбом с памятными вырезками и наклейками, среди которых был кусочек обоев из дома Бонапарта на острове Святой Елены.
Примечания
- ↑
- . www.dsnews.ua. Дата обращения: 1 июля 2017.
- Astrid Bussink. (венг.) (недоступная ссылка). archive.dokweb.net. Edinburgh College of Art (2006). Дата обращения: 10 декабря 2016.
- International Documentary Film Festival Amsterdam (недоступная ссылка). www.idfa.nl. Дата обращения: 10 декабря 2016.
- Heather Sutfin. . Sword and Scale (17 августа 2016). Дата обращения: 10 декабря 2016.
- Katherine Ramsland. (недоступная ссылка). The Crime library (3 марта 2007). Дата обращения: 10 декабря 2016.
- Katie Heaney. . BuzzFeed (15 июля 2014). Дата обращения: 10 декабря 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 апреля 2017.
- Tonya Blust. . www.historictruecrime.com (12 января 2016). Дата обращения: 10 декабря 2016.
- . www.transindex.ro. Index Media Association (21 мая 2004). Дата обращения: 10 декабря 2016.
Позорная страница венгерской истории
История массовых отравлений в Надьреве — безусловно, позорная страница истории Венгрии. Сегодня пастор местной церкви хочет обратить это в пользу для деревни. Он открыл здесь весьма необычный музей — Музей мышьяка. Пастор хочет, чтобы люди перестали стесняться прошлого своей родной деревушки, смирились и спокойно жили. Недавно журналисты проводили своё расследование этой истории и разговаривали с некой Марией Гуней. Её отец участвовал в расследовании этих преступлений, сама она была в то время маленькой девочкой. После того как Мария повзрослела, она уехала отсюда и из стыда никогда не вспоминала свою родину.
О Надьреве вновь заговорили в 2005 году. На Международном фестивале документального кино в Амстердаме состоялась премьера документального фильма молодого голландского режиссёра Астрид Буссинк. Она провела в деревне почти полгода, беседуя с местными, собирая по крупицам факты. Астрид рассказала, что было очень сложно заставить людей поведать об этой позорной истории. Они долгое время пытались об этом забыть. Поразительно, что пожилые женщины более охотно делились сведениями. Они говорили о преступлениях с невероятной лёгкостью, как будто о чём-то не очень серьёзном.
«Создатели ангелов» на суде.
Буссинк открыла для себя то, что у всех этих убийств не было единого мотива. Были разнообразные неблагоприятные обстоятельства: нищета, алкоголизм, голод, безработица, война. Многие мужчины вернулись домой калеками, они не могли работать, а это лишний рот.
Жизнь тогда была очень тяжёлой. Лишний рот нужно было кормить — иногда это было слишком тяжким бременем для семьи. Кроме того с женщинами часто очень плохо обращались, они были практически бесправными существами. Конечно, это никоим образом не оправдывает их, просто объясняет мотивы их поступков. Эти несчастные женщины не были сумасшедшими жестокими кровожадными маньяками, они просто пытались выжить.
Мария Гуня сказала в конце, что этот массовый мор вселил страх в сердца мужчин Надьрева. Они стали намного лучше обращаться с жёнами.
Количество жертв только росло
Годы шли, странный массовый мор мужского населения Надьрева продолжался. Сначала никто ничего не подозревал, ведь в деревне был врач, который выдавал свидетельства о смерти.
Аппетит приходит во время еды. Так и здесь. Сначала постылые мужья, потом надоевшие родители, лишние детские рты и просто ненавистные соседи. Цифры жертв разнятся.
Некоторые говорят, что в этом участвовали и жители нескольких окрестных деревень. Количество отравленных мышьяком достигает трёх сотен человек.
Продолжалось это безобразие больше двух десятков лет. Разобраться в точном количестве жертв невозможно, так как Фазекас в документах указывала заурядные правдоподобные естественные причины смерти.
Сначала столь массовый мужской мор не вызывал подозрений, ведь врач указывала вполне правдоподобные причины смерти.
Ангелоделы. Кто? Сколько? Зачем?
Прежде всего надо сказать, что в истории этого длительного преступления до сих пор остаётся немало вопросов. Постараемся восстановить, что же происходило в Надьреве и Тиссакурте в 1914—1929 годах.
Газетная заметка о деле отравительниц из Надьрева. (swordandscale.com)
Во время Первой мировой в Австро-Венгрии было мобилизовано порядка 8 миллионов мужчин, большинство семей в этих деревнях остались без мужей и отцов. Недалеко от деревни Надьрев находился лагерь для военнопленных, которых разрешили привлекать к работам в качестве батраков. Жили пленные вольно и могли наведываться к местным жительницам. В итоге многие женщины уже и не особенно ждали возвращения мужей с войны.
Одной из главных фигур в деревне в это время становится местная акушерка Юлиана Фазекаш, делавшая подпольные аборты (прерывание беременности в Венгрии было запрещено). Полиция несколько раз пыталась привлечь женщину к ответственности, но каждый раз та избегала наказания.
Но это был лишь один бизнес Фазекаш. Кроме этого, она занималась изготовлением яда. Делала она его из смеси мышьяка и белладонны, причём мышьяк добывала очень просто. В те времена им пропитывали липкую ленту, предназначенную для ловли мух. Юлиана скупала её в большом количестве, вываривала и таким образом получала требуемое количество мышьяка.
Уже тогда этот яд умели хорошо определять, поэтому приходилось маскировать его действие. Фазекаш смешивала его с белладонной, достать которую было совершенно не затруднительно: красавка, из которой, собственно, и получают ядовитый сок, растёт в Венгрии повсеместно.
Так почему же женщинам, к которым после войны стали возвращаться мужья, братья и сыновья, пришло в голову массово избавиться от них? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни исследователи пишут, что к моменту окончания войны у многих жительниц Надьрева было по несколько любовников и они не хотели возвращаться к семейной жизни. Но более вероятно, что причина была в другом. Вернувшись с войны, мужчины не могли войти в прежний ритм, работы не было, а значит, началось пьянство и банальное домашнее насилие. Положение увечных и инвалидов и вовсе было невыносимым. Так что вполне возможно, что женщин на преступление толкнули те самые «семейные неурядицы», о которых говорят криминалисты. Об их масштабе мы можем только догадываться.
Осуждённые отравительницы. (info24.ru)
Как, впрочем, и о масштабе преступной деятельности, которую вели отчаявшиеся крестьянки. По данным американского исследователя Белы Боде, который занимался этим случаем, за 15 лет было отравлено порядка 45 человек. Согласно данным других источников, до 170 или даже больше. Заметали следы мастерски: свидетельства о смерти выписывал двоюродный брат Фазекаш, поэтому все смерти имели вполне естественные причины: кто ударился головой, кто погиб от пьянства, многие скончались от «сердечных приступов».
Преступления
Фазекаш приехала в 1911 году под именем Жужанны Олах в Надьрев, а её муж, с её слов, пропал без вести. С 1911 по 1921 годы её судили 10 раз за проведение незаконных абортов, но в итоге оправдали по всем пунктам. Вскоре выяснилось, что Жужанну выдали замуж без её желания и мнения, а развод по венгерским законам и традициям тогда был запрещён вне зависимости от того, был ли осуждён муж за насилие в семье. В 1914 году в селе был зафиксирован случай смерти Юлиуса (Дьюлы) Фазекаша, который умер после обеда, съев гуляш.
Пока шла Первая мировая война, под деревней образовался лагерь военнопленных, где было много мужчин. Жёны, чьи мужья ушли на фронт, стали чаще и чаще вступать в интимную связь с иностранцами, и вскоре вырос спрос на аборты, из-за которых Фазекаш (она же Олах) и занималась подпольной деятельностью. Однако после возвращения мужей с фронтов факты совершённых измен необходимо было как-то скрыть. Фазекаш начала использовать своё влияние (в деревне её называли часто ведьмой) и стала сбывать некий яд, созданный из алкалоидов красавки с добавлением мышьяка (мышьяк добывался из липкой бумаги для ловли мух). Яд добавлялся в пищу и вино. Олах для показательной меры и совершила убийство своего пожилого мужа — Юлиуса Фазекаша.
Число убийств стало возрастать в деревне: женщины травили своих родителей, любовников, мужей и даже сыновей, избавляясь от непосильного бремени или пытаясь добраться до наследства как можно скорее, причём некоторые не раскаивались за совершённые действия. В связи с возросшей криминогенной обстановкой Надьрев прозвали «округом убийств». Поскольку у Фазекаш был двоюродный брат, заполнявший все свидетельства о смерти, доказать причастность этой женщины было попросту невозможно, к тому же у неё были связи с доктором в деревне.
Акушерка с темным прошлым
Юлиуш Фазекаш был первой убийцей в деревне Надьрев. Она появилась здесь в 1911 году.
Она была акушеркой среднего возраста с темным прошлым. Никто не знал, откуда она. Она была замужем, но ее муж, похоже, пропал без вести при загадочных обстоятельствах. С собой у нее были рекомендательные письма от врачей, восхваляющих ее способности к сестринскому делу.
Надьрев – фермерская деревушка в Венгрии, примерно в 60 милях к юго-востоку от Будапешта. Ближайший город — Тисакерт, на берегу реки Тисзальтивер. Как и многие другие деревни, рассеянные по Дунайской равнине, Надьрев была маленькой и никому неизвестной деревней. Там был кабак, большая пустынная церковь и несколько грязных улиц с одноэтажными домами.
В Надьреве не было больницы или врача, работавшего там на постоянной основе.
Так что Фазекаш, обладавшая базовыми медицинскими навыками и опытом акушерки, стала единственным источником медицинской помощи в деревне. Фазекаш взяла на себя заботу о больных и немощных в этом медвежьем углу. Поначалу женщины шли к ней со своими медицинскими проблемами, а потом — с семейными. Со временем они стали полагаться на ее совет.
Фазекаш жила в деревне только три года, но к этому времени она уже завоевала репутацию специалиста по абортам.
Преступления
Г-жа Фазекас была акушеркой средних лет, которая прибыла в Надьрев в 1911 году, а ее муж уже пропал без вести. Между 1911 и 1921 годами она была заключена в тюрьму 10 раз за выполнение незаконных абортов , но постоянно оправдывалась судьями, поддерживающими аборты.
В то время в венгерском обществе будущий муж невесты-подростка был выбран ее семьей, и она была вынуждена принять выбор родителей. Развод запрещен в социальном плане, даже если муж алкоголик или злоупотреблял . Во время Первой мировой войны , когда здоровых мужчин отправляли сражаться за Австро-Венгрию , сельский Надьрев был идеальным местом для содержания военнопленных союзников . Из-за того, что военнопленные имели ограниченную свободу в деревне, женщины, живущие там, часто имели одного или нескольких иностранных любовников, пока их мужья отсутствовали. Когда мужчины вернулись, многие из них отказались от дел своих жен и пожелали вернуться к прежнему образу жизни, создавая нестабильную ситуацию. В это время Фазекас начал тайно убеждать женщин, которые хотели избежать этой ситуации, травить своих мужей мышьяком, полученным путем кипячения липкой бумаги и снятия смертоносных остатков.
После первоначального убийства своих мужей некоторые женщины продолжали отравлять родителей, которые стали для них обузой, или завладеть их наследством. Другие травили своих любовников, некоторые даже своих сыновей; как якобы сказала отравителям акушерка: «Зачем с ними мириться?»
Первое отравление в Надьреве произошло в 1911 году; это была работа не г-жи Фазекас. Вскоре последовали смерти других мужей, детей и членов семьи. Отравление стало модой, и к середине 20-х годов Надьрев получил прозвище «район убийств». По оценкам, за 18 лет проживания г-жи Фазекас в этом районе было совершено 45–50 убийств. Она была самым близким к врачу в деревне, а ее двоюродный брат был клерком, который заполнял все свидетельства о смерти, что позволяло убийствам оставаться незамеченными.