Казалось бы, почему и не к Галкину?
Но мы огибаем Зюзинский пруд, сидим на скамейках, заходим на две детские площадки, и за это время я убеждаюсь в том, что Тепляковых действительно нет смысла показывать на широкую публику: у детей нет третьего глаза, они не сыплют цитатами из великих, зато Айлунг (в переводе с китайского — Дракон любви) упал с дерева, Хеймдалль оборвал яблоню, Алису прищемило качелями. Дети как дети. И взрослые — тоже. «Доигрались!» «Ну где у вас глаза!» «Дети, я вам не слуга!» «Сама лезешь, сама виновата!» «Стой, куда ты!» — Женя с Тесеем в слинге в последний момент ловит у пруда Фейлунга (в переводе — Летящий дракон), пытаясь не выронить бутылочку со смесью, пока Наташа стережет девочек.
«Обычная родительская усталость, помноженная на однокомнатную квартиру, где, как утверждают, Тепляковы живут, и московскую жару», — думаю я. «С таким количеством детей это ад!» — как будто откликается на мои мысли отец семьи, в которой ни нянь, ни бабушек с дедушками («Они не готовы переехать к нам и помогать»), а только сплошные рекорды. Я спрашиваю: «Так зачем?» Тепляковы отвечают: «Если ребенок тянется к знаниям, преступление — его останавливать».
Этот ответ отшлифован у Жени с Наташей до блеска и обкатан не одну сотню раз.
Мы бороздим парк, Алиса ловит бабочек, Хеймдалль тянет сестру за руку: «Смотри, там настоящая пожарная машина!» Я задаю свои очевидные вопросы, получая неочевидные ответы. Женя сыплет цифрами (два высших образования — психология и молекулярная биология, каждый тезис подкреплен девятым валом статистики и примерами из истории, фамилии педагогов и психологов Ушинского, Выготского и Гальперина вперемешку с возгласами «Хотим кормить уточек!», «Хотим домой!», «Как же вы меня достали!» оглашают Зюзинский парк), и в какой-то момент мне начинает казаться, что картина потихонечку складывается.
Хотя ни в чем нельзя быть уверенным до конца.
Сам глава семьи говорит: «Все это вопрос веры. Смотря во что вы сами верите».
В основе всего — чтение
Тепляковы убеждены, что основным навыком в раннем развитии ребёнка является чтение, именно вокруг него «строится всё остальное». По их наблюдениям, дети способны читать по слогам и составлять из них слова уже к трём годам, а к шести-семи могут дойти до стандартной, взрослой скорости чтения без использования каких-то дополнительных методик. Скорость — ключевой показатель на начальном этапе.
«При этом ни в коем случае не нужно задаваться вопросом „А он понимает то, что прочитал?“ или занимать позицию „скорость — не главное“. На этапе обучения навыку чтения скорость — основной параметр, наиболее значимый и являющийся предиктором успеваемости в старшей школе», — пишут Тепляковы.
Когда скорость достигнута, дети могут читать по 100–300 страниц в день. При самых скромных подсчётах (100 страниц в день в течение года, чтение книг по 350 страниц) — это больше ста книг в год. Примерно столько же учебников осваивает обычный школьник за десять лет обучения, отмечают Тепляковы.
«То есть при правильном подборе литературы, как художественной, так и научной, основываясь на постулате „обучение ведёт за собой развитие“, у ребёнка открывается колоссальный потенциал, который может быть успешно реализован», — считают они.
Личное дело
Тепляковы верят в коммунизм («Какие тогда были ГОСТы! А СанПиНы! А питание в школах!»), в то, что общеобразовательная программа «Школа России» по силам дошкольникам, «нужно просто не останавливаться и заниматься» (в этой семье дети начитают читать с 2 лет, судя по доступным в Сети видеозаписям, это достаточно специфический стиль чтения), и в то, что их ноу-хау-подход к образованию является объективным воплощением идей марксизма в психологии в противоположность буржуазной идее о том, что одаренность обусловлена генетически: «У нас обычные дети! Просто мы занимались с ними с самого начала!»
И здесь сложно спорить: тепляковский напор обескураживает собеседников.
При этом Тепляковы не верят в психотерапию («Чем эти свободные уши за деньги отличаются от бесплатных подружкиных?» — говорит Женя, допуская, однако, что Алиса после окончания психфака МГУ самое позднее в 13 лет сможет с «ее рекламными фишками» открыть блестящую консультационную практику, — при желании, конечно, но они этого, конечно же, не желают) и в зюзинскую опеку (она поставила семью на учет как неблагополучную: «Но мы на них подали в суд и выиграли»). Решительно отвергают все вопросы о деньгах, быте и прочих приземленных темах: «Это наше личное дело» (я знаю лишь, что семья получает московские пособия по многодетности, Женя оформлен в ней на работу как воспитатель детского сада, гуляют через день, в жару на улицу не выходят, домой никого не приглашают, информацию о том, что в однушке прописаны, а живут в большой съемной квартире, называют слухами). На громкий хор голосов, заявляющих, что Алису (и остальных малышей) лишают детства и ломают им психику, реагируют так: «Нам просто завидуют».
Статья по теме
Быть вундеркиндом. Жизни одарённых детей были яркими, но трагическими
— Завидуют те, кто вложил в своих детей все и не получил наших результатов, те, у кого нет времени заниматься со своими детьми, чайлдфри, репетиторы, очень многие! Но их претензии необоснованны. Посмотрите, эти дети — рекордсмены России, у каждого — 1-я группа здоровья, ни у кого лишней жиринки, они всем довольны!
И, хотя у Жени с Наташей есть ответы на каждый вопрос, я все-таки пробую спорить. И наблюдаю.
Дети Тепляковых действительно довольны: на скамеечке тихо сопит сытый грудничок Тесей, названный так старшими детьми в честь древнегреческого героя, победившего Минотавра из лабиринта, младшие играют в подобранные на земле палочки, Фуник (Фейлунг) пропал, но нашелся за качелями, на дереве обнаружилось чудо — белый пузырь гриба, — и вся семья с восторгом его обступает…
И, пока рекордсмены России Алиса и Хеймдалль Тепляковы как обычные дети ссорятся в углу детской площадки («Хемик опять это сказа-а-ал!» — обиженно тянет Алиса; «Она стесняется говорить о своих успехах, — рассказывает Наташа, — а брат, наоборот, хвастается тем, что у него такая сестра, и часто этим пользуется, когда заводит знакомства»; «Я говорю, что окончила школу, только когда меня обзывают маленькой и не берут играть. Но, когда я это говорю, все разбегаются…» — нервничая, говорит мне абитурентка МГУ, которой через несколько дней исполнится 9 лет, а подзуженная Хемиком старушка со скамейки восторженно желает Алисе счастья). Так вот, пока дети ссорятся, родители обьясняют свою теорию воспитания:
— Вы знаете, что в Москве нет детей? — берет быка за рога Женя, толкая вперед коляску, Наташа согласно кивает. Парк «Зюзино» действительно на удивление пуст в этот час, хотя только что у метро было полно мам с детьми всех возрастов. — Вы знаете, что средняя москвичка делает по 6 абортов? А у некоторых их 30!
«Женщина родит, когда почувствует себя в безопасности». Мнения читателей
Подробнее
— Папа, а что такое аборт? — Алиса снует между родителями.
— Алиса, подожди, не мешай, — Женя пытается развивать эту тему, но я поворачиваюсь к Наташе. Тихая и, мне кажется, невыспавшаяся Наташа поражает меня даже больше, чем громкий Женя: молодая мама семерых детей находит силы улыбаться, разговаривать сложносочиненными предложениями и учить двухлетних крох читать, несмотря на то что у нее вот уже 10 лет всегда на груди младенец. Она разделяет философские и педагогические идеи мужа, более того, у Жени и Наташи все на двоих. Даже мобильный телефон, аккаунт в соцсетях и электронная почта. Так что не всегда понимаешь, кто тебе отвечает по мейлу. Вернее, не понимаешь никогда.
Я прошу Наташу рассказать историю их семьи — Женя и дети прервут нас много раз по ходу ее рассказа.
Вопрос веры
— Наташа, а что было дальше?
Когда уже родились Алиса и Хеймдалль, Женя, выиграв грант, поступил в докторантуру в Гуанчжоу («За Китаем будущее! Мы, если честно, и хотели бы там остаться. Но если учить детей, то только на родном языке, пришлось вернуться».). В Китае молекулярный биолог Евгений Тепляков изучал экспрессию генов в раковой опухоли «с прицелом на дальнейшую разработку вакцин», Наташа — родила еще двоих.
— Алиса в Китае с ее длинными светлыми волосами вызывала восторг, все ее хотели потрогать или сфотографировать. Это было похоже на безумие: представьте, во время уличного концерта камера отворачивается от сцены и крупным планом наезжает на Алису, на прогулке в парке ростовая кукла сбрасывает свой костюм дракона, чтобы обнять нашу дочь, а в зоопарке все смотрят не на клетку с пандой, а на нашу маленькую девочку! Нам пришлось даже выучить на китайском фразы типа «Не целовать!», «Не трогать!» — Наташа вспоминает китайские будни с улыбкой, мне это тоже смешно.
И, только попрощавшись с Тепляковыми, я ловлю себя на мысли, что спустя несколько лет эта история как будто начнет повторяться, когда Алиса, в 8 лет окончившая школу, снова станет звездой.
При этом за ней будет идти плотный метеоритный поток сиблингов Тепляковых. И под этим уже будет своя идея.
Новость по теме
Ученые назвали продукты, которые помогут родить вундеркинда
— Вы только представьте! Из одного корня дерева растет много ветвей: у меня дети, у них свои дети, пирамида растет, старшие — носители ценностей, знаний, передают их младшим, все вместе мы носители русской культуры, которую только расширением можно спасти от умирания, — объясняет Тепляков. — Или еще представьте: вы сидите за большим столом, и все, кто рядом, — это ваши родственники, это же такая могучая общность, которая не даст никому пропасть, где вы всегда найдете поддержку, это настоящая команда! Тяжело, конечно, стоять в основании этого дерева… По-хорошему и я должен был бы на кого-то опираться, но, увы, не на кого! Нам очень нужна помощь с детьми, но для наших родителей это не по силам, государство не помогает. По сути… я обрубок, который отказался умирать!
— То есть вы радеете за национальную культуру и безопасность потомства? — я не уверена, что понимаю. — Но такие масштабные задачи, да еще в однушке, кажутся… броском на амбразуру.
— А какой у нас выбор?! Почему я должен перестать это делать?!! Кого из этих детей вы предлагаете мне убить? Лучше помогите нам! — Женя остывает так же быстро, как и вскипает. — Да, мы выбрали этот путь… А когда меня загоняют в тупик, я принимаю странные решения.
— Простите, мне показалось, вы… растите себе собственный русский народ?
— Ну я же не сектант, — в голосе Теплякова снова спокойная уверенность и сила рацио. — Это просто моя семья.
Девочка, читающая стихи. Николь Плиева о том, тяжела ли жизнь вундеркинда
Подробнее
Где сейчас дети Тепляковых: самая актуальная информация
Про брата Алисы точной информации в Сети нет. Какой балл набрал талантливый мальчик по математике, сдав ЕГЭ, отцом не уточняется. Однако он заявляет, что этого достаточно для обучения на мехмате главного университета России. Тем не менее, не стоит забывать и о других предметах, которые необходимы для успешного поступления. Это русский язык и физика. Как обстоят дела с этими дисциплинами у Хеймдалля (так зовут мальчика), не известно. Так все-таки, где учатся дети Теплякова сейчас? Чтобы не говорили о нем самом и его странных методах обучения и воспитания, надо признать, что дети Евгения действительно являются вундеркиндами.
Напомним, что после многочисленных скандалов, устроенных в прошлом учебном году Тепляковым старшим в стенах МГУ, Алиса перестала учиться должным образом. Ее учеба закончилась еще на зимней сессии, когда она не сдавала первые зачеты и экзамены. Тем не менее, из вуза она пока не отчислена. На вопрос о том, учится ли в МГУ Алиса Теплякова сейчас, можно ответить однозначно: нет. Однако до декабря 2022 г. она имеет право закрыть «хосты» по зачетам и экзаменам.
Несмотря на это, известно, что родители все лето упорно искали высшие учебные заведения, куда собирались перевести девочку. Кстати, для этого Алиса даже пересдавала ЕГЭ по математике и получила более высокие баллы. По слухам, отец подавал документы девочки-вундеркинда в МИУ и МАДИ, но там принимать их отказались. Затем стало известно, что в негосударственном университете «Синергия» согласились на обучение Алисы, но в конечном итоге, отец сам отказался от этой идеи. Причиной стали уже привычные скандал и конфликт, устроенные родителем, который оказался не доволен какими-то действиями администрации вуза.
«Обычная семья»
«Мы обычная семья, нас нельзя показывать у Галкина», — Женя Тепляков, с роскошной русой бородой, напоминающий древнерусских богатырей в окружении своей дружины, толкая перед собой коляску с двухлетней Террой, продвигается к парку «Зюзино«», где у нас назначена встреча. Рядом с ним Наташа, прихрамывающая после последних родов, с младенцем на руках, и дети, которые у Тепляковых появляются один за другим почти каждый год, в одинаковых красных футболках и шортах, словно на прогулку вышла не семья, а пионерский лагерь: «Когда много детей, стремишься унифицировать то, что можно, ради экономии ресурсов».
Чтобы журналисты не путались в детях, как на подбор русых, длинноволосых, словно вырубленных из одного дерева, девочкам заплетают по два хвостика, мальчикам — один. Старший сын Тепляковых, 7-летний Хеймдалль, этим летом сдал ОГЭ за 9-й класс. В одинаковых футболках и с похожими прическами они почти неразличимы с Алисой, в 8-м окончившей школу.
Казалось бы, почему и не к Галкину?
Но мы огибаем Зюзинский пруд, сидим на скамейках, заходим на две детские площадки, и за это время я убеждаюсь в том, что Тепляковых действительно нет смысла показывать на широкую публику: у детей нет третьего глаза, они не сыплют цитатами из великих, зато Айлунг (в переводе с китайского — Дракон любви) упал с дерева, Хеймдалль оборвал яблоню, Алису прищемило качелями. Дети как дети. И взрослые — тоже. «Доигрались!» «Ну где у вас глаза!» «Дети, я вам не слуга!» «Сама лезешь, сама виновата!» «Стой, куда ты!» — Женя с Тесеем в слинге в последний момент ловит у пруда Фейлунга (в переводе — Летящий дракон), пытаясь не выронить бутылочку со смесью, пока Наташа стережет девочек.
Статья по теме
Третий — лишний? Почему китайцы не в восторге от нового закона о детях
«Обычная родительская усталость, помноженная на однокомнатную квартиру, где, как утверждают, Тепляковы живут, и московскую жару», — думаю я. «С таким количеством детей это ад!» — как будто откликается на мои мысли отец семьи, в которой ни нянь, ни бабушек с дедушками («Они не готовы переехать к нам и помогать»), а только сплошные рекорды. Я спрашиваю: «Так зачем?» Тепляковы отвечают: «Если ребенок тянется к знаниям, преступление — его останавливать».
Этот ответ отшлифован у Жени с Наташей до блеска и обкатан не одну сотню раз.
Мы бороздим парк, Алиса ловит бабочек, Хеймдалль тянет сестру за руку: «Смотри, там настоящая пожарная машина!» Я задаю свои очевидные вопросы, получая неочевидные ответы. Женя сыплет цифрами (два высших образования — психология и молекулярная биология, каждый тезис подкреплен девятым валом статистики и примерами из истории, фамилии педагогов и психологов Ушинского, Выготского и Гальперина вперемешку с возгласами «Хотим кормить уточек!», «Хотим домой!», «Как же вы меня достали!» оглашают Зюзинский парк), и в какой-то момент мне начинает казаться, что картина потихонечку складывается.
Хотя ни в чем нельзя быть уверенным до конца.
Сам глава семьи говорит: «Все это вопрос веры. Смотря во что вы сами верите».
Можно ли перевести ребенка на домашнее обучение?
Подробнее
Привычные подходы
Тепляковы объяснили журналистам, что использовали советские разработки по психологии и педагогике. Полную методику обучения детей они пока не раскрывают, но рядом подробностей всё же поделились в статье «Развитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста». Плюс кое-каким опытом и наблюдениями родители делятся на личной странице в Facebook*.
В статье в качестве методологической основы для обучения своих детей Тепляковы выделили:
- Культурно-исторический подход Льва Выготского. Он предполагает, что обучение — социальный процесс, поэтому ключевую роль в развитии ребёнка играет среда. Мышление при этом развивается через овладение знаками-символами, то есть языком, письмом, счётом. Обучение же происходит через задачи, которые ребёнок не способен решить самостоятельно и может сделать это лишь с помощью взрослых — именно эту область знаний Выготский называет зоной ближайшего развития.
- Деятельностный подход Алексея Леонтьева. Учёный считал, что именно через деятельность происходит процесс самопознания и самоопределения. Любое обучение — это обучение деятельности, но её не бывает без мотивации и цели. Деятельностный подход предполагает развитие мотивации в ребенке, осмысление им происходящего, получение знаний через опыт.
- Концепцию внутренней мотивации Эдварда Деси и Ричарда Райана. Внутренняя мотивация — это свободная деятельность, то есть исследование и изучение среды, без необходимости внешнего поощрения. Наградой служат открытия, которые совершает человек в процессе обучения или познания, и получаемый им опыт. В развитии детей и образовании это означает, что взрослые обеспечивают ребёнку возможность свободного выбора и решения каких-либо задач без серьёзных ограничений.
Как устроены занятия
Евгений Тепляков объяснял, что во многом секрет успеха Алисы и других детей кроется в домашнем образовании:
- Занятия длятся в среднем три-пять часов в день. «У нас чистота образовательного процесса, ребёнок не просто „отсиживает“ шесть-семь уроков, а тратит время эффективно», — рассказывал Тепляков. При этом родители и дети вольны сами организовывать перерывы, чёткого расписания и уроков по часам нет. «Четверть этого времени, а может быть, треть, а если скоро экзамен, то две трети времени отданы чтению учебной и научно-популярной литературы. А там уже начинается наша работа — понять, что ребёнок не понял, почему и как объяснить», — рассказал глава семьи в репортаже на «Правмире». То есть в основе — опять-таки чтение.
- В отличие от обычного класса, дома дети получают максимум индивидуального внимания родителей в образовательном процессе.
- Программу дети проходят по стандартным школьным учебникам (хотя в то же время упоминаются научно-популярная литература и необычные учебники, составленные в увлекательном формате). Пропускают, по словам Теплякова, только «необязательные» элементы — вроде заучивания стихов и переклички. При этом из программы исключаются и некоторые произведения, в том числе роман Льва Толстого «Война и мир». Тепляковы отмечали, что чтение этой книги по образовательному стандарту занимает до трети общего объёма времени, выделенного на освоение программы по литературе за 10–11 классы. Они считают, что это противоречит реальным возможностям детей; кроме того, далеко не все школьники могут понять суть классического произведения.
- Контрольные тем не менее остаются — как и в классической системе, они позволяют найти пробелы в знаниях.
Идентичность
— Десять лет назад мы и представить не могли, что у нас будет 7 детей и Алиса будет поступать в МГУ… — начинает Наташа. — Мы с Женей познакомились на форуме студентов МГУ и договорились пойти играть в бадминтон к главному зданию. Спустя 2 месяца поженились. Через 9 месяцев родилась Алиса. Никакого плана у нас тогда, конечно же, не было…
Статья по теме
Пособия в цифрах. Как поддерживают многодетных, безработных и инвалидов?
На фотографиях той поры 27-летний Женя, приехавший в Москву из Актау, окончивший МГУ с 2 красными дипломами и переходящий из одной крупной компании в другую, безбород, его ровесница Наташа, родившаяся в Чебоксарах и поднявшаяся по карьерной лестнице до начальника отдела столичного банка после окончания мехмата, — в макияже, прическе и искрящейся серебром шубке: «Я носила строгий офисный костюм, ездила за рулем…» Их едва можно узнать на тех фото: сейчас передо мной усталые родители, на чьих плечах как будто лежит груз большой идеи, в неизменных футболках и шортах.
— И у меня был период, когда я еще не был коммунистом и ходил весь в фирменной джинсе, — с усмешкой подхватывает Женя разговор о молодых годах. — Я гордился тем, что у меня мама — «предприниматель без образования юридического лица», в 1990-х это звучало гордо, а я не понимал толком значения. Я рос в Беларуси, был круглым отличником, учителя говорили про меня так: «Раньше у нас была одна такая ученица — твоя мама, — а теперь еще ты». Отец ушел от нас, когда я был младенцем. Отчим погиб, когда я был в 10 классе. Родители челночили все мое детство, я жил с бабушкой, и моя единственная мечта была — чтобы они вернулись…
— И вы так и не дождались их возвращения… А сейчас как будто даете себе ту семью, которой у вас не было?
— Возможно… — задумывается Тепляков. — Ведь только в семье есть это чувство полноты.
И я вспоминаю еще одну фразу Евгения: «Когда семья большая, вы можете найти свою идентичность внутри нее
И тогда мнение людей со стороны неважно»
Моя семья — мое богатство. Мой дом — моя крепость.
Надежный тыл — за семью замками.
Музыкант-вундеркинд. Скрипач Адам Балдых — о своих творческих поисках
Подробнее
Лабиринт
Мы близимся к выходу из парка, родители и дети устали, я очень их в этом понимаю — и очень многого не могу понять. Я спрашиваю у Хеймдалля, какой предмет ему больше всего нравится («История, география, астрономия», — отвечает семилетний ребенок) и что больше всего поразило его в истории. Хеймдалль отвечает: «Героизм людей на войне, а еще как внезапно Наполеон вторгся в Россию». Алиса, нагнавшая нас, переспрашивает: «Это сказка?» Я выясняю, что Хеймдалль мечтает стать ученым («У нас в семье все ученые»), ждет прибавления в семье («Нас будет пятнадцать») и хотел бы открыть новый остров, сделать машину времени и изобрести лекарство от смерти.
— О, тогда тебе нужен Жюль Верн! Ты читал? — говорю я.
— Гулливер?— переспрашивает Хеймдалл.
— Нет, это другое, Хемик, — вступает Алиса.
А ее папа урезонивает: «Жюль Верн уже устарел». И продолжает: «Мы каждую неделю приносим из библиотеки целый рюкзак книг, скорость чтения у детей в среднем 100 страниц в день».
— Наших детей постоянно пытаются тестировать, не верят в их знания, — качает головой Наташа. — Алису до всей этой шумихи постоянно спрашивали, сколько будет три на два или шесть в кубе. Она обычно обижается: «Вы у Леечки спросите».
Лейе Тепляковой пять лет. И я совершенно не хочу спрашивать у нее ответы на подобные задачки, я пытаюсь разгадать другую… и дело здесь, кажется, вовсе не в математике.
—А хотите, я вам расскажу сказку, которую сама сочинила? — вдруг говорит мне Алиса, убедившись, что я не буду спрашивать про шесть в кубе, и подходя ближе. — Хемик не пришел играть в «Зверобуквы», мне было скучно, и вот я что придумала..
— Алиса начинает маятником двигаться передо со мной, видно, как важно ей быть услышанной, и со сказкой вдруг расцветает ее торопливая и как будто до того интонационно блеклая речь, прежде похожая на странно звучащее для непривычного уха скорочтение братьев и сестер, быстро проглатывающих буквы в книгах. Я nbsp;передаю эту сказку так, как запомнила:
«Это история про лабиринт, по которому идет Звездочка, а за ней мама. Папа выбирает неправильный путь. После первой главы все уже знают дорогу к сердцу лабиринта. Злодей Туфелька заколдовывает Звездочку, и она сражается с ним в одиночестве. Вдруг начинает звучать музыкальная машина, которая всех усыпляет. Потом семья попадает на болото. А затем перед ними вырастает невидимая стена. Родители оказываются магами природы, они идут на гору Магнитную, чтобы добыть ключ и спасти заколдованную в третьей главе Звездочку».
— Ты записываешь свои сказки, Алиса? — спрашиваю я девочку, с который мы, кажется, наконец начали говорить на одном языке.
— Да, и это еще не конец. Продолжение будет.
Где учатся Тепляковы сейчас
После достаточно бурного лета и поисков места для продолжения учебы, родителями было решено, что Алиса должна продолжить обучение в МГУ. При этом, напомним, что Алиса поступила на платное отделение, т.к. баллов для учебы на бюджете ей не хватило. Сегодня девочка не посещает университет, т.к. по словам отца администрация в лице замруководителя факультета не продлевает ее студенческий билет. Самого же Теплякова в здание не допускают, видимо, помня об его склочном и тяжелом характере. При этом формальная причина отказа в посещении – до сих пор действующие антиковидные ограничения в вузе. Тем не менее, на факультете утверждают, что там не отказываются продлить студенческий билет Алисы. Просто сделать это она должна сама, посетив «родной» университет. Отец же девочки настаивает на том, что он должен ее сопровождать.
На страницах «Живого журнала» (ЖЖ) отец девочки жалуется, что администрация университета, которому они платят почти 400 тыс. в год, всячески препятствует учебному процессу. Тем не менее, он уверен, что Алиса закроет долги за две сессии и продолжит учиться в лучшем университете страны. Итак, мы нашли ответ на вопрос о том, где сейчас Тепляковы. Они борются за восстановление Алисы в МГУ.
Результаты
Алиса Теплякова сдала единые государственные экзамены в семь лет и стала призёром школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, экономике, экологии, обществознанию за 8–9 классы.
Фото: Karasev Viktor / Shutterstock
Недавно девочка, как сообщила «Комсомольская правда», прошла дополнительные вступительные испытания на факультет психологии МГУ, набрав 48 баллов (максимальная оценка, как и за ЕГЭ, составляет 100 баллов). Университет ранее заявлял, что готов принять маленькую абитуриентку, если она успешно сдаст вступительные экзамены. В вузе отметили, что учёба Алисы может стать частью «включенного эксперимента» с её личным участием. Однако с таким предложением не согласились родители ребёнка. Они отметили, что «поблажек» от университета девочке не требуется, максимум — возможность свободного посещения. При этом, утверждают Тепляковы, девочка уже освоила программу психфака МГУ и прочла все учебники по изучаемым там дисциплинам.
Ранними успехами могут похвастаться также братья и сёстры Алисы:
- Семилетний Хеймдалль уже освоил программу девятого класса, в пятилетнем возрасте он стал призёром школьного этапа ВсОШ по математике, биологии, экологии, обществознанию за 5–7 классы, а также принял участие в муниципальном этапе ВсОШ за седьмой класс.
- Пятилетняя Лейя получила звание «самой юной школьницы в стране» и заканчивает четвёртый класс,
- Четырёхлетняя Терра собирается в первый класс.
Оставим за рамками вопрос о том, стоит ли идти в вуз в восемь лет, в данном случае заслуживает внимания вот что: при условии, что занятия действительно не превышают 3–5 часов в день, и у детей есть каникулы и выходные, получается, ребёнок на таком домашнем обучении тратит фактически столько же времени, сколько проводил бы на уроках в школе, но успевает несоизмеримо больше. Тогда дело тут, вероятно, не только в индивидуальном внимании «учителя»
Пожалуй, опыт Тепляковых заслуживает того, чтобы на него обратили внимание профессиональные педагоги
Правда, существует и такая версия, что в действительности в данном случае нет полноценного освоения программы за 11 классов школы, а есть лишь «взлом системы» среднего образования и натаскивание ребёнка на формальную сдачу ЕГЭ. Если так, то эта история — яркий сигнал того, что с системой что-то не так.